Использование бензина с меньшим октановым числом
Работа двигателя на бензине с меньшим октановым числом может незначительно отличаться от обычной. Однако вследствие детонационного сгорания топлива при этом может произойти серьезное повреждение двигателя.
Посредством уменьшения угла опережения зажигания можно несколько сгладить жесткость работы двигателя, но в этом случае снизится мощность и не будет гарантирована его продолжительная работа, т.е. на топливе с меньшим ОЧ автомобиль не должен работать длительное время: не более чем через 50 км следует залить бензин нужной марки или долить топливо с большим октановым числом.
Антидетонационные свойства бензина возрастают с повышением октанового числа, следовательно самым высоким октановым числом из цепочки автомобильных бензинов А-72, А-76, АИ-93, АИ-98 обладает бензин АИ-98, а самым низким — бензин А-72.
В случае использования бензина с большим, чем требуется, октановым числом следует изменить угол опережения зажигания (установив более раннее зажигание) и тогда работа двигателя останется по-прежнему эффективной.
Улучшение свойств некондиционного топлива
Иногда в процессе эксплуатации автомобиля возникает необходимость изменения следующих показателей бензина или дизельного топлива: октанового числа, фракционного состава, содержания смол, серы и тетраэтилсвинца, вязкости, коксуемости, кислотности, зольности, плотности и др.
Улучшение качества топлива включает в себя следующие операции:
расчет требуемого количества топлива низкого качества и топлива, обладающего «запасом качества»;
подготовку топлив к смешению, выбор места для проведения смешения;
смешение топлив;
проверку однородности и качества полученной смеси.
Смешение небольшого количества бензина (5... 10 л) больших трудностей не вызывает, однако его следует проводить в месте, удаленном от огня, и обязательно учитывать ядовитость этилированного бензина.
Смешение большого количества бензина возможно только при наличии специального оборудования. Кроме того, следует иметь в виду, что автомобильные бензины А-76, А-80, А-92, АИ-93 являются этилированными.
Использование газового топлива
Эксплуатация газобалонных автомобилей показала ряд их преимуществ перед бензиновыми. Так, отсутствие в этом случае жидкой фазы (фракций углеводородов) в топливовоздушной смеси обеспечивает большую равномерность ее распределения по цилиндрам двигателя и исключает смывание смазки с зеркала цилиндров. При этом резко снижаются загрязнения масла в двигателе и нагарообразование в нем. Срок службы двигателя возрастает в 1,5... 2 раза, а периодичность замены моторного масла в 2...2,5 раза.
Наиболее эффективно использование смеси газа и бензина, которое позволяет:
снизить потребление бензина на 30... 35 % (средний расход бензина автомобилями ВАЗ-2109 и АЗЛК-21412 на автомагистрали при этом составляет соответственно 3,57 и 3,92 л на 100 км пути);
использовать бензин любой марки, в том числе без присадок тетраэтилсвинца.
Опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей свидетельствует о том, что при неотрегулированном (или неисправном) газовом оборудовании фактический расход газа может превышать установленный на 80 % и более. Увеличение расхода газа чаще всего обусловлено нарушением работы экономайзерного устройства редуктора, т. е. поступлением газа в цилиндры двигателя не только на максимальных, но и при частичных нагрузках, что может быть вызвано:
негерметичностью мембраны (в результате разрушения, ослабления затяжек) или резинового уплотнения клапана (в результате разрушения, загрязнения зазора между седлом и клапаном или некачественной сборки);
нарушением момента срабатывания клапана экономайзера из-за уменьшения жесткости пружин;
засмоленностью проходных отверстий, а следовательно, нарушением оптимального режима работы двигателя.
Не менее важным фактором, определяющим повышенный расход газа (на 15...20%), является также неправильная регулировка холостого хода двигателя. Стабильность регулировочных параметров обеспечивается исправностью газового редуктора и смесителя.
Топливная экономичность газобаллонного автомобиля обеспечивается полным и качественным техническим обслуживанием.