Характеристики основных марок отечественных амортизационных жидкостей
Пусковые жидкости
Для пуска карбюраторных и дизельных двигателей при низких температурах используются пусковые жидкости «Холод Д-40» и «Арктика», состоящие в основном из этилового спирта и различных присадок.
Жидкость «Холод Д-40» содержит до 60 % этилового эфира и 10... 12% масла для судовых газовых турбин, застывающего при температуре ниже —60 °С.
В состав жидкости «Арктика» для карбюраторных двигателей входит не более 2 % смазочного масла, что обусловливается недопустимостью попадания его на электроды свечей, которые при большом количестве масла становятся неработоспособными.
Пусковая жидкость «Холод Д-40» выпускается в запаянных ампулах одноразового использования с объемом заполнения 20 и 50 мл, а жидкость «Арктика» — в ампулах с объемом заполнения 20 мл. При этом используются пусковые приспособления двух моделей: 5ПП-40 и 6ПП-40, которые легко монтируются на двигателе.
Контрольные вопросы
1. Каково назначение технических жидкостей и какие требования к ним предъявляются?
2. В чем заключаются достоинства и недостатки воды как охлаждающей жидкости?
3. Что представляют собой антифризы, какими свойствами они обладают?
4. Какие свойства тормозных жидкостей обеспечивают надежную работу тормозной системы?
5. Какие марки тормозных и амортизаторных жидкостей выпускаются в нашей стране? Дайте им краткую характеристику.
6. Каково назначение пусковых жидкостей?
ГЛАВА 9
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ТОПЛИВ,
СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖИДКОСТЕЙ
НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
Без топлива и смазки автомобиль работать не может. В то же время расход топлива и смазочных материалов (ТСМ) автомобилем часто бывает неоправданно высок.
Для обеспечения эффективного использования ТСМ водитель должен знать следующее:
устройство и работу автомобиля, его механизмов и систем;
приемы вождения автомобиля в соответствующих дорожно-климатических условиях;
причины, вызывающие перерасход топлива и смазочных материалов, и способы их устранения.
Большой экономии ТСМ может добиться только квалифицированный водитель и только на технически исправном автомобиле.
Перед началом движения каждый водитель должен вспомнить или ознакомиться с намеченным маршрутом, т.е. выбрать кратчайший, с лучшим дорожным покрытием, наименее оживленный, с меньшим числом светофоров.
Принципы экономии топлива и смазочных материалов
Перед началом движения
С целью экономии ТСМ перед началом движения необходимо проверить:
исправность рулевого управления и тормозных систем;
исправность контрольных приборов и указателей;
правильность установки зажигания и исправность работы узла опережения зажигания;
наличие топлива соответствующей марки в баке автомобиля;
уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения;
нет ли течи масла из агрегатов трансмиссии двигателя;
наличие крышек с прокладками у топливного бака и радиатора;
состояние шин и давление воздуха в них;
состояние и натяжение ремня вентилятора.
Пустив двигатель, требуется убедиться:
в устойчивой работе двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала в режиме холостого хода;
отсутствии перебоев в подаче топлива и хлопков в глушителе при резком изменении частоты вращения коленчатого вала;
отсутствии течи топлива, смазки и охлаждающей жидкости;
исправности термостата и жалюзи;
исправности системы вентиляции картера двигателя.
Трогание с места
При трогании автомобиля с места необходимо учитывать следующие причины дополнительного расхода топлива:
останов двигателя (при неумелом трогании) с повторным пуском;
слишком большую подачу топлива перед включением сцепления;
раннее включение передачи;
сильное нажатие на педаль управления дроссельными заслонками (в автомобиле с карбюраторным двигателем) или подачу топлива (в автомобиле с дизелем) в ожидании подходящего момента для начала движения;
резкое трогание на первой передаче, сопровождающееся вибрацией автомобиля или его рывком, а также кратковременной пробуксовкой ведущих колес даже на сухом ровном дорожном покрытии.
Трогание автомобиля с места должно производиться плавно с постепенным открытием дроссельных заслонок (увеличением подачи топлива) и оптимальным по времени переходом на прямую передачу, т. е. сначала нужно быстро отпустить педаль сцепления, но не полностью, а только до такого ее положения, при котором оно начнет включаться, затем плавно увеличить подачу топлива, открыв дроссельные заслонки, и только после этого полностью включить сцепление и начать движение.
Техника трогания с места автомобиля на подъеме значительно сложнее, чем на горизонтальном участке дороги: водителю необходимо сочетать управление сцеплением и подачей топлива с выбором определенного момента растормаживания автомобиля, заторможенного стояночной тормозной системой.