Безопасность на воздушном транспорте
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
Тема 3. Система обеспечения безопасности полетов (авиаперевозок) и авиационной
Безопасности в авиапредприятиях.
Структура системы предупреждения АП и инцидентов на авиапредприятиях, функции служб обеспечения безопасного производства полетов на внутренних и международных авиалиниях.
От того, какой метод та или иная организация выбирает для осуществления своей деятельности и управления безопасностью, зависят ее устойчивость к происшествиям (или опасным ситуациям) и ее способность уменьшить уровень риска. Чтобы создать эффективную организационную структуру, способствующую функционированию управления системой обеспечения безопасности полетов, необходимо учитывать ряд основополагающих аспектов, например:
— назначение МБП;
— разработка организационной структуры, способствующей управлению безопасностью
полетов;
— распределение сфер ответственности и подотчетности;
— создание комиссии по безопасности полетов; и
— обеспечение подготовки и надлежащей квалификации.
Организационная структура и распределение
Обязанностей и сфер ответственности
На рис. 12-1 и 12-2 изображены два подхода к организационной структуре эксплуатанта, которые отвечают требованиям, предъявляемым к управлению безопасностью полетов. Оба подхода предназначены для построения целостной системы по управлению безопасностью полетов.
Пример А на рис. 12-1 характерен для многих организаций, имеющих хорошие показатели в области безопасности полетов. Сотрудник, ответственный за безопасность полетов (СБП), подотчетен непосредственно директору по производству полетов. Однако СБП не отвечает за управление безопасностью в других отделах. Для учета аспектов безопасности при техническом обслуживании сотрудник, ответственный за безопасность технического обслуживания и подчиняющийся непосредственно директору по техническому обслуживанию, неофициально согласовывает свои действия с СБП через "отдел безопасности полетов". Хотя данная организационная структура отражает неофициальные отношения отчетности, связывающие отдел безопасности полетов с администрацией, она, в сущности, не способствует системному подходу к управлению безопасностью полетов. Фактически, вопросы безопасности полетов рассматриваются организацией исключительно с точки зрения производства полетов и технического обслуживания.
В примере В, изображенном на рис. 12-2, функции по управлению системой обеспечения безопасности полетов возложены как на МБП, так и на менеджера по вопросам качества. Однако они оба подчиняются непосредственно главному исполнительному директору. Функции обеспечения безопасности распределены по всей организации вплоть до отделов по производству полетов, по техническому обслуживанию и других отделов. В этом случае МБП и менеджер по вопросам качества координируют свои действия друг с другом и с начальниками отделов, оказывая им помощь в выполнении своих функций по управлению безопасностью. Пример В демонстрирует более широкий подход к аспектам безопасности полетов по сравнению с примером А и в большей степени соответствует системному принципу управления безопасностью. При внесении изменений в организационную структуру следует провести соответствующую оценку с целью выяснения их возможного влияния на обязанности и сферы ответственности. Любые необходимые изменения в предыдущей схеме обязанностей и отчетности следует надлежащим образом задокументировать.
Рис. 12-1. Схема организации по управлению системой обеспечения безопасности полетов эксплуатанта. Пример A
Рис. 12-2. Схема организации по управлению системой обеспечения безопасности полетов эксплуатанта. Пример B
3.4. Подготовка ведущих специалистов по управлению системой обеспечения безопасности полетов, подготовка инспекторов по надзору за БП.
Подготовка в области управления безопасностью полетов
Формирование в организации культуры безопасности полетов неразрывно связано с эффективным осуществлением программы подготовки в области управления безопасностью полетов. Все сотрудники должны быть знакомы с концепцией, политикой, процедурами и практикой организации в области обеспечения безопасности полетов и со своими функциями и обязанностями в рамках структуры управления безопасностью полетов. Подготовку по вопросам обеспечения безопасности полетов следует начинать с этапа ознакомительного инструктажа для вновь нанятых сотрудников и продолжать на всем протяжении их работы в организации.
Специализированную подготовку по вопросам управления безопасностью полетов необходимо организовывать для тех сотрудников, которые по работе связаны с конкретными аспектами обеспечения безопасности полетов. Программа подготовки должна гарантировать понимание и соблюдение всеми сотрудниками политики и принципов данной организации в области безопасности полетов, а также знание своих функциональных обязанностей по обеспечению безопасности полетов.
Потребности в подготовке
МБП совместно с отделом кадров должен ознакомиться с описанием служебных обязанностей всех сотрудников и выбрать те должности, которые связаны с обеспечением безопасности полетов. После этого в должностных инструкциях следует отразить те функции, которые связаны с обеспечением безопасности полетов.
После обновления должностных инструкций МБП совместно с менеджером по вопросам обучения должен проанализировать потребности в области подготовки и наметить план обучения персонала по каждой должности.
В зависимости от характера выполняемой работы уровень требуемой подготовки по вопросам управления безопасностью полетов будет варьироваться от общеознакомительных обзоров в сфере безопасности полетов до курсов продвинутого уровня для специалистов в области безопасности полетов, например:
1) корпоративные занятия по безопасности полетов для всех сотрудников;
2) подготовка по вопросам безопасности полетов для руководящего состава;
3) курсы для эксплуатационного персонала (пилоты, диспетчеры воздушного движения, инженеры по техническому обслуживанию воздушных судов и перронный персонал);
4) подготовка для специалистов по обеспечению безопасности полетов (МБП и специалисты по анализу полетных данных).
На начальном этапе внедрения системы управления безопасностью полетов потребуется организовать специализированную подготовку для существующего персонала. После ввода системы управления безопасностью полетов в полном объеме потребности в подготовке по вопросам безопасности полетов для сотрудников, не специализирующихся на вопросах безопасности полетов, следует учитывать путем включения связанной с безопасностью полетов тематики в общие учебные программы для соответствующего персонала.
Начальная подготовка в области безопасности полетов для всех сотрудников
Одной из функций подготовки по вопросам управления безопасностью полетов является ознакомление с целями управления безопасностью полетов организации и необходимостью формирования культуры безопасности полетов. Все сотрудники должны прослушать базовый вводный курс, рассматривающий следующие аспекты:
1) основные принципы управления безопасностью полетов;
2) корпоративная концепция безопасности полетов, политика и стандарты в области безопасности полетов (включая корпоративный подход к мерам дисциплинарного характера в сфере обеспечения безопасности полетов, комплексный характер управления безопасностью полетов, принятие решений по управлению факторами риска, культура безопасности полетов и т. д.);
3) важность соблюдения политики в области безопасности полетов и процедур, являющихся составной частью системы управления безопасностью полетов;
4) организация работы, функции и обязанности сотрудников по обеспечению безопасности полетов;
5) корпоративный опыт в сфере безопасности полетов, включая области системных недостатков;
6) корпоративные цели и задачи в области безопасности полетов;
7) корпоративные программы управления безопасностью полетов (например, системы представления данных об инцидентах, LOSA и NOSS);
8) необходимость постоянной внутренней оценки показателей безопасности полетов в организации (например, опросы сотрудников, проверки и оценки состояния безопасности полетов);
9) представление данных о происшествиях, инцидентах и возможных угрозах;
10) каналы связи по вопросам безопасности полетов;
11) обратная связь и методы распространения информации о безопасности полетов;
12) программы стимулирования в области обеспечения безопасности полетов (если таковые имеются);
13) проверки состояния безопасности полетов;
14) популяризация и распространение информации о безопасности полетов.
Подготовка по вопросам безопасности полетов для руководящего состава
Необходимо, чтобы руководители понимали принципы, на которых основывается функционирование системы управления безопасностью полетов. В процессе подготовки следует ознакомить руководителей среднего и низшего звена с принципами системы управления безопасностью полетов и их обязанностями и ответственностью в сфере обеспечения безопасности полетов. Желательно также ознакомить руководителей с правовыми аспектами проблемы – например, с их должностной юридической ответственностью.
Специализированная подготовка по вопросам безопасности полетов
Для выполнения некоторых функций в сфере обеспечения безопасности полетов требуется специально подготовленный персонал. К этим функциям относятся:
1) расследование опасных событий;
2) контроль за показателями безопасности полетов;
3) выполнение оценок состояния безопасности;
4) управление базами данных о безопасности полетов;
5) проведение проверок в сфере обеспечения безопасности полетов.
Важно, чтобы сотрудники, выполняющие эти задачи, получили достаточную подготовку по использованию специальных методов и процедур. В зависимости от объема требуемой подготовки и уровня информированности по вопросам управления безопасностью полетов в организации может потребоваться привлечь внешних специалистов для проведения подготовки.
Подготовка в области безопасности полетов для эксплуатационного персонала
В дополнение к корпоративным ознакомительным инструктажам, о которых говорилось выше, сотрудникам, непосредственно задействованным в области производства полетов (члены летного экипажа, диспетчеры УВД, инженеры по техническому обслуживанию воздушных судов и т. д.), потребуется более детальная специализированная подготовка по безопасности полетов в следующих областях:
1) процедуры представления донесений об авиационных происшествиях и инцидентах;
2) специфические опасности, с которыми сталкивается эксплуатационный персонал;
3) процедуры представления донесений об опасностях;
4) специальные инициативы в области безопасности полетов, например:
- программа АПД (Анализ полетных данных);
- программа LOSA (Проверки безопасности полетов при производстве
полетов авиакомпаниями);
- программа NOSS (Обследование состояния безопасности полетов
при работе в нормальных условиях);
5) комиссия (комиссии) по безопасности полетов;
6) сезонные угрозы и процедуры в области безопасности полетов (полеты в зимнее время и т. д.);
7) порядок действий в аварийных ситуациях.
Подготовка для менеджеров по вопросам безопасности полетов
Лицо, отобранное для выполнения функций МБП, должно быть знакомым с большинством аспектов функционирования организации, ее деятельностью и персоналом. Соответствующую подготовку можно получить внутри организации или на внешних курсах, однако основная часть информации будет получена МБП в ходе самостоятельной подготовки.
Области, в которых может потребоваться формальное обучение для МБП, включают:
1) ознакомление с различными типами воздушных судов, видами полетов, маршрутами и т. д.;
2) понимание роли человека в установлении причин и предотвращении авиационных происшествий;
3) функционирование системы управления безопасностью полетов;
4) расследование авиационных происшествий и инцидентов;
5) планирование кризисного регулирования и действий в аварийной обстановке;
6) популяризация аспектов обеспечения безопасности полетов;
7) навыки коммуникации;
8) компьютерные навыки (обработка текстов, подготовка электронных таблиц и управление базами данных);
9) подготовка или ознакомление со специальными дисциплинами (например, CRM, АПД, LOSA и NOSS).
Определения.
Акты незаконного вмешательства. Это акты или попытки совершения актов, создающие угрозу безопасности гражданской авиации и включающие, не ограничиваясь этими актами:
• незаконный захват воздушных судов;
• разрушение воздушного судна, находящегося в эксплуатации;
• захват заложников на борту воздушных судов или на аэродромах;
• насильственное проникновение на борт воздушного судна, в аэропорт или в расположение аэронавигационного средства или службы;
• помещение на борту воздушного судна или в аэропорту оружия, опасного устройства или материала, предназначенных для преступных целей;
• использование воздушного судна, находящегося в эксплуатации, с целью причинить смерть, серьезное увечье или значительный ущерб имуществу или окружающей среде;
• сообщение ложной информации, ставящей под угрозу безопасность воздушного судна в полете или на земле, безопасность пассажиров, членов экипажа, наземного персонала или общественности в аэропорту или в расположении средства или службы гражданской авиации.
Безопасность. Защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Эта цель достигается путем реализации комплекса мер и привлечения людских и материальных ресурсов.
Возможности человека. Способности человека и пределы его возможностей, влияющие на безопасность полетов, авиационную безопасность и эффективность авиационной деятельности.
Груз. Любое перевозимое на борту воздушного судна имущество, за исключением почты, бортприпасов и сопровождаемого или засланного багажа.
Досмотр. Применение технических или других средств, предназначенных для идентификации и/или обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других опасных устройств, предметов или веществ, которые могут использоваться для осуществления акта незаконного вмешательства.
Зарегистрированный агент. Агент, экспедитор грузов или любое другое юридическое лицо, осуществляющие коммерческую деятельность с эксплуатантом и обеспечивающие контроль в целях безопасности, который соответствующий полномочный орган признает или требует в отношении груза или почты.
Известный грузоотправитель. Грузоотправитель, который отправляет груз или почту за собственный счет и процедуры которого отвечают общим правилам и стандартам безопасности, достаточным, чтобы разрешать перевозку груза или почты на любом воздушном судне.
Инспекционная проверка состояния безопасности. Рассмотрение соблюдения авиакомпанией, аэропортом или любым другим органом, действующим в сфере безопасности, соответствующих требований национальной программы безопасности гражданской авиации.
Испытание системы безопасности. Негласная или гласная проверка одной из мер обеспечения авиационной безопасности, при которой имитируется попытка совершения незаконного акта.
Коммерческая воздушная перевозка. Полет воздушного судна для перевозки пассажиров, грузов или почты за плату или по найму.
Контролируемая зона. Рабочая площадь аэропорта, прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется.
Контроль в целях безопасности. Меры, с помощью которых может быть предотвращен пронос оружия, взрывчатых веществ или других опасных устройств, предметов или веществ, которые могут быть использованы в целях совершения акта незаконного вмешательства.
Недисциплинированный пассажир. Пассажир, который не соблюдает правил поведения в аэропорту или на борту воздушного судна или не выполняет указаний персонала аэропорта или членов летного экипажа, нарушая тем самым должный порядок и дисциплину в аэропорту или на борту воздушного судна.
Неопознанный багаж. Багаж, который прибыл в аэропорт с багажной биркой или без багажной бирки и не был получен или опознан пассажиром.
Обзор состояния безопасности. Оценка потребностей в сфере безопасности, включающая выявление уязвимых мест, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства, и выработку рекомендаций относительно корректирующих действий.
Обыск воздушного судна в целях безопасности. Тщательный внутренний и внешний осмотр воздушного судна в целях обнаружения подозрительных предметов, оружия, взрывчатых веществ или других опасных устройств, предметов или веществ.
Охраняемая зона ограниченного доступа. Те участки контролируемой зоны аэропорта, которые определены как зоны наивысшего риска и в которых в дополнение к контролированию доступа применяются другие меры контроля в целях безопасности. Как правило, такими зонами, кроме всех прочих, являются все зоны, предназначенные для вылетающих пассажиров коммерческой авиации, от пунктов досмотра и до воздушного судна, а также перрон, зоны сортировки багажа, включая зоны обслуживания воздушных судов, где присутствуют досмотренные багаж и груз, грузовые склады, центры сортировки почты, помещения служб бортпитания и чистки самолетов, расположенные в контролируемой зоне.
Проверка воздушного судна в целях безопасности. Осмотр внутренних помещений воздушного судна, в которые пассажиры могли иметь доступ, и осмотр багажного отсека в целях обнаружения подозрительных предметов, оружия, взрывчатых веществ или других опасных устройств, предметов и веществ.
Проверка состояния безопасности. Углубленное рассмотрение соблюдения всех аспектов выполнения национальной программы безопасности гражданской авиации.
Сотрудник службы безопасности на борту. Лицо, уполномоченное правительством государства эксплуатанта и правительством государства регистрации на размещение на борту воздушного судна с целью защиты этого воздушного судна и находящихся на нем лиц от актов незаконного вмешательства. Данное определение не включает лиц, нанимаемых исключительно для обеспечения личной защиты одного или нескольких конкретных лиц, путешествующих на борту воздушного судна, например личных телохранителей.
На авиапредприятиях.
Служба авиационной безопасности авиапредприятия обязана обеспечить защиту деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в соответствии с нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности.
Основными задачами службы авиационной безопасности являются:
Ø предотвращение и пресечение (совместно с органами ФСБ и МВД РФ) попыток захвата (угона) воздушных судов;
Ø осуществление в установленном порядке досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, авиапассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов (бортпитания) в целях предотвращения доставки на борт ВС оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства;
Ø обеспечение охраны объектов авиапредприятия, мест стоянок ВС, включая авиационную технику авиакомпаний и эксплуатантов, базирующихся на территории аэропорта, курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов управления воздушным движением, радио и светотехнического оборудования аэродрома, коммерческих складов;
Ø организация контролируемых зон в аэропорту и обеспечение внутриобъектового и пропускного режима;
Ø разработка программ и организация обучения членов экипажей ВС, сотрудников служб эксплуатантов и других организаций, расположенных на территории аэропорта, мерам по обеспечению авиационной безопасности;
Ø осуществление надзора за соблюдением норм, правил и процедур по авиационной безопасности сторонними организациями, пользующимися услугами авиапредприятия;
Ø предоставление эксплуатантам ВС дополнительных услуг по авиационной безопасности (охрана ВС, дополнительный досмотр ВС и др.) на договорных условиях.
Служба авиационной безопасности авиапредприятия в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет основные функции:
Ø разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению безопасности воздушных судов, пассажиров и сохранности ручной клади, багажа, почты, грузов, и бортпитания;
Ø разрабатывает и осуществляет меры противодействия актам незаконного вмешательства в отношении воздушных судов и объектов авиапредприятия;
Ø в целях оперативного принятия мер организует постоянное патрулирование территории аэропорта сотрудниками службы авиационной безопасности;
Ø осуществляет предполетный досмотр ВС с целью выявления оружия, взрывных устройств, взрывчатых и других веществ, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства;
Ø принимает дополнительные меры авиационной безопасности в аэропорту в периоды повышенной угрозы или в чрезвычайных обстоятельствах;
Ø совместно с правоохранительными органами участвует в мероприятиях по установлению лиц – авторов анонимных угроз в адрес аэропорта и эксплуатантов воздушных судов;
Ø организует взаимодействие с органами МВД РФ при проведении мероприятий с целью выявления и задержания лиц, представляющих угрозу для воздушного транспорта, а также в случаях обнаружения на территории аэропорта оружия, взрывных устройств, взрывчатых и других веществ, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства;
Ø разрабатывает и осуществляет технологию производства досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, авиапассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов (бортпитания);
Ø учитывает оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся и другие вещества и другие предметы, запрещенные к провозу на воздушном транспорте, изъятые в процессе досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа или обнаруженные на территории аэропорта;
Ø организует внедрение и практическое использование технических средств досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, почты, грузов и бортпитания, а также инженерно-технических средств охраны авиационной техники, объектов авиапредприятия, на договорных условиях объектов эксплуатантов;
Ø осуществляет пропускной режим в контролируемые зоны и объекты авиапредприятия, выявляет и задерживает нарушителей, передает их в правоохранительные зоны;
Ø анализирует состояние обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия.
АКРОНИМЫ И СОКРАЩЕНИЯ
АПД Анализ полетных данных
ВГА Ведомство гражданской авиации
ВДЛ Высшее должностное лицо (генеральный директор)
ГПБП Государственная программа по безопасности полетов
ДБП Донесение о безопасности полетов
Происшествиях/инцидентах
(ИКАО)
AIRPROX Сближение воздушных судов
AMJ Сводный консультативный материал
ASDE Оборудование для контроля наземного движения в аэропорту
CDA Прибытие с непрерывным снижением
Полетов авиакомпаниями
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
Тема 3. Система обеспечения безопасности полетов (авиаперевозок) и авиационной