Составители: Кожевников Вадим Александрович
Расчет ленточного конвейера
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине
«Машины и оборудование непрерывного транспорта»
для студентов специальности 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические
средства», специализации «Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование» очной и заочной форм обучения
Составитель: Кожевников В.А.
Жданов А.Г.
Самара
УДК. 656.259.12
Расчет ленточного конвейера : методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Машины и оборудование непрерывного транспорта» для студентов специальности 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства» очной и заочной форм обучения / составитель : Кожевников В.А., Жданов А.Г. – Самара : СамГУПС, 2015. – 31 с.
Представлена методика выполнения курсовой работы для студентов рассматриваемой специальности. В указаниях изложены методы расчета основных конструкционных параметров ленточного конвейера, приведены необходимые справочные материалы.
Утверждены на заседании кафедры СДМ 01.04.2015г. , протокол №8.
Печатаются по решению редакционно-издательского совета университета.
Составители: Кожевников Вадим Александрович
Жданов Андрей Геннадьевич
Рецензенты: к.т.н., доц. каф. ПСЖД СамГУПС С.А. Галанский;
доц. каф. СДМ СамГУПС З.Н. Сосевич
Под редакцией составителей
Подписано в печать 00.00.2015. Формат 60х90 1/16.
Усл. печ. л.0,00. Тираж 000 экз. Заказ 000.
© Самарский государственный университет путей сообщения, 2015
ВВЕДЕНИЕ
Машины непрерывного транспорта получили широкое применение в различных отраслях народного хозяйства, а их основные элементы – тяговые и грузонесущие – используют в качестве транспортирующих частей строительно-дорожных, погрузочно-разгрузочных, сельскохозяйственных и других машин. Особенно перспективно использование машин непрерывного транспорта в составе транспортно-перегрузочных и транспортно-складских систем гибких автоматизированных производств. Благодаря непрерывности перемещения, отсутствию остановок для разгрузки-загрузки, совмещению обратного и рабочего движений грузонесущего элемента эти машины обладают высокой производительностью, что очень важно для современных предприятий с большими грузопотоками.
Дисциплина «Машины и оборудование непрерывного транспорта» С3.Б.18 относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.
Дисциплина имеет содержательно-методическую взаимосвязь с рядом дисциплин: «Конструкции подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования», «Грузоподъемные машины и оборудование», «Погрузочно-разгрузочные машины», «Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных и путевых работ». Перечисленные дисциплины посвящены изучению конструкций и механизмов, входящих в транспортно-технологические линии различных производств, значительное место среди которых занимают конвейеры.
Для освоения данной дисциплины требуются знания, умения и навыки полученные при изучении следующих предшествующих дисциплин: «Детали машин и основы конструирования», «Конструкции подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования», «Теория подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования».
Дисциплина «Машины и оборудование непрерывного транспорта» является предшествующей для освоения следующих дисциплин: «Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных и путевых работ», «Ремонт и утилизация подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования», «Техническое диагностирование подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования», «Испытания подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования» выполнения научно-исследовательской работы С5.Н.1 и выпускной квалификационной работы.
В результате освоения дисциплины «Машины и оборудование непрерывного транспорта» у обучающегося формируются общекультурные (ОК-5, ОК-7, ОК-8), профессиональные (ПК-11, ПК-14, ПК-15, ПК-23, ПК-24) и профессионально-специализированные компетенции (ПСК-2.1, ПСК-2.5).
В результате освоения дисциплины студент должен:
– знать: методы расчета машин и оборудования непрерывного транспорта; классификацию, области применения машин и оборудования непрерывного транспорта, требования к конструкции их узлов, агрегатов, систем; компоновочные схемы машин и оборудования непрерывного транспорта, их особенности, назначение и общую идеологию;
тенденции развития конструкций машин и оборудования непрерывного транспорта; условия эксплуатации, режимы работы машин и оборудования непрерывного транспорта; методы проектирования узлов и агрегатов машин и оборудования непрерывного транспорта.
– уметь: рассчитывать элементы конструкций и механизмы машин и оборудования непрерывного транспорта на прочность, жесткость, устойчивость и долговечность; анализировать и оценивать влияние конструкции на эксплуатационные свойства машин и оборудования непрерывного транспорта и их агрегатов; выбирать параметры агрегатов и систем машин и оборудования непрерывного транспорта с целью получения оптимальных эксплуатационных характеристик; выполнять расчеты тягово-скоростных и топливно-экономических свойств, рассчитывать параметры управляемости, устойчивости, проходимости, тормозной динамики и плавности хода машин и оборудования непрерывного транспорта; проводить критический анализ компоновочных схем машин и оборудования непрерывного транспорта; выполнять проектные работы по компоновке машин и оборудования непрерывного транспорта, выбору конструкции и расчёту несущей способности узлов, агрегатов и их элементов.
– владеть: инженерной терминологией в области производства машин и оборудования непрерывного транспорта, методами проектирования их узлов и агрегатов, в том числе, с использованием трёхмерных моделей; методами расчета основных эксплуатационных характеристик машин и оборудования непрерывного транспорта, их типовых узлов и деталей (в том числе расчета электрических, гидравлических и пневматических приводов); методами расчёта несущей способности элементов, узлов и агрегатов машин и оборудования непрерывного транспорта с использованием графических, аналитических и численных методов; методами экспериментальных исследований машин и оборудования непрерывного транспорта.
Целью данных методических указанийявляется закрепление и углубление теоретических знаний по курсу «Машины и оборудование непрерывного транспорта», развитие и совершенствование инженерной эрудиции, приобретение навыков самостоятельной творческой работы.
1. Порядок выполнения работы и исходные данные
Целью данной курсовой работы является расчет конструктивных параметров ленточного конвейера. По результатам расчета должен быть выполнен чертеж общего вида машины с указанием размеров и технических характеристик.
1) изучить технические условия (условия работы конвейера, производительность, род транспортируемого груза);
2) по заданной производительности рассчитать ширину ленты, подобрать по существующим стандартам ее тип и размеры;
3) в зависимости от рода груза выбрать конструкцию опорных роликов для груженой и холостой ветви; показать на схемах опорные ролики с указанием их размеров, а также схему размещения на конвейере;
4) определить общее сопротивление перемещению ленты методом обхода по контуру и мощность двигателя;
5) по расчетной мощности выбрать в соответствии со стандартом электродвигатель;
6) проверить ленту на прочность и определить величину ее провисания;
7) по окончательно выбранной толщине ленты определить диаметры барабанов и рассчитать натяжное устройство;
8) определить общее передаточное число механизма привода; выбрать рациональную схему механизма привода (редуктор, ременные, цепные передачи и т.д.) и произвести разбивку передаточного числа;
9) выбрать тормоз и выполнить проверку времени пуска и торможения.
Для выполнения курсового проекта необходимо знание следующих исходных данных (берутся из задания выдаваемого преподавателем):
- наименование и характеристика транспортируемого груза;
- схема конвейера с основными размерами (на рисунке 1.1 представлены схемы конвейеров типов I, II, III и IV предусмотренные индивидуальными заданиями);
- максимальная массовая производительность;
- условия эксплуатации.
Оформление расчетно-пояснительной записки
Выполненная работа представляется в виде расчетно-пояснительной записки на листах стандартного размера 210×297. Записка должна быть иллюстрирована схемами, диаграммами и эскизами рассчитываемых деталей и узлов. Эскизы выполняются с указанием всех необходимых обозначений. Размеры на эскизах проставляются не в цифровом, а в буквенном выражении, а значения их заносятся в таблицы.
При написании записки необходимо придерживаться следующих правил:
1) все страницы пояснительной записки должны оформляться по форме изложенной в ГОСТ 2.105–79, ГОСТ 2.106–68, ГОСТ 2.104–68, ГОСТ 7.32–91;
2) все математические выкладки в расчете оформляются в следующем порядке: приводится математическая зависимость в буквенном выражении в отношении искомой величины, далее находятся цифровые значения всех величин и подставляются в формулу, а после знака равенства пишется конечный результат, с указанием физической размерности;
3) при наборе соответствующих величин из конструктивных соображений или таблиц, необходимо давать ясное и четкое обоснование принятых;
4) ссылки на литературные источники при выборе тех или иных параметров должны производиться краткими записями. Например, выбран коэффициент запаса прочности S =1,5. Далее следует указать – таблица 7, страница 40 [2]. Здесь цифра два в квадратных скобках показывает, что это порядковый номер литературного источника, приведенного в конце записки;
5) в конце расчетно-пояснительной записки указывается список литературных источников, используемых при расчете.
Рисунок 1.1 – Схемы конвейеров по индивидуальным заданиям на выполнение курсового проекта:
6) а – тип I; б – тип II; в – тип III, г – тип IV
Определение ширины ленты
Лента является тяговым и несущим органом ленточного конвейера. Она передает движущую (тяговую) силу, затрачиваемую на преодоление всех сопротивлений, возникающих при перемещении груза.
Ленты бывают пеньковые, шерстяные, прорезиненные, а также изготовленные из искусственных материалов. Наиболее широкое распространение получили прорезиненные ленты общего назначения (ГОСТ 20–85), состоящие из резинотканевого послойного тягового каркаса и наружных резиновых обкладок, предохраняющих каркас от механических повреждений и от воздействия на него влаги, газов, агрессивных сред.
Конструкции нескольких типов прорезиненных тканевых лент в общем виде представлены на рис. 2: тип А (рисунок 3.1,а) – послойные (нарезные) с двухсторонней резиновой обкладкой; тип Б (рисунок 3.1,б) – завернутые спирально и тип В (рисунок 3.1, в) – завернутые послойно с резиновой обкладкой и без нее.
Рисунок 3.1 – Некоторые типы прорезиненных лент
Характеристика некоторых резинотканевых лент приведена в таблице 3.1 (таблица 2.1, с. 397 [8]; таблица 10, с. 105 [4]). Для насыпных грузов ширина ленты определяется в зависимости от требуемой производительности транспортера, физико-механических свойств перемещаемого груза и т.д. Кроме этого при определении ширины ленты необходимо учитывать ее форму.
С некоторыми допущениями ширину b грузового потока определяют по выражению, м:
, (3.1)
где Q – производительность конвейера (по заданию), т/ч; kп – коэффициент производительности, зависящий от формы поперечного сечения грузового потока и физико-механических свойств транспортируемого груза, формулы для определения которого приведены в таблица 3.2; kβ – коэффициент, учитывающий ссыпание грузов различной степени подвижности с наклонного конвейера приведен в таблице 3.3; ρ –
Толщина обкладок (рабочей δр / нерабочей δн), мм | 3,0/1,0 | 4,0/2,0 | 6,0/2,0 | 6,0/3,5 | 2,0…6,0 | 2,0…6,0 | ||
Число прокладок, i | 1…5 | 1…5 | 3…6 | 3…6 | 4…6 | 4…6 | ||
Ширина ленты b', м | 0,1…2 | 0,3…3 | 0,8…3 | 0,8…3 | 0,8…3 | 1…3 | ||
Толщина прокладки δпр, мм | Без резиновой прослойки | Из комбини-рованных волокон | 1,4 | 1,6 | 1,9 | - | - | - |
С резиновой прослойкой | Из синтетических волокон | 1,10 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1.9 | ||
Тип ткани каркаса лент (производства России) | С основой и утком из полиэфир-ных, а утком из полиамидных нитей | - | - | - | ТЛК-200 | МЛК-300/1000 | МЛК-400/120 | |
С основой и утком из полиамидных нитей | - | ТА-100 | ТА-150 | ТК-200-2 | ТК-300 | ТК-400 | ||
С основой и утком из комбини-рованных нитей (полиэфир-ных и хлопковых) | БКНЛ 65 | БКНЛ 100 | БКНЛ-150 | - | - | - | ||
Линейная прочность ткани на разрыв по ширине одной прокладки [kр], Н/мм |
объемная масса груза, значения которой для различных грузов приведены в таблице 3.4, т/м3 (таблица 33, с. 365 [2]; таблица 2.1, с. 384 [3]; таблица 1, с. 5 [4]; таблица 4.1, с. 83, 84 [6]); V – скорость транспортирования, значения которой в соответствии с физико-механическими свойствами груза рекомендуется брать из табл. 5, м/с (таблица 35, с. 372 [2]; таблица 6.2, с. 101 [6]); β – угол наклона конвейера, зависящий от высоты Н подъема груза (по заданию), град.
Таблица 3.2 – Значения коэффициента производительности kп конвейера
Наименование роликовых опор | Поперечное сечение ленты с грузом | Угол ψ наклона боковых роликов, град | Коэффициент производительности kп |
Однороликовая с плоской лентой | – | 0,25tgφ, где φ – угол естественного откоса в движении, | |
Однороликовая с боротами высотой hб | – | 0,12 + 0,25tgφ | |
Трехроликовая желобчатая | 0,068 + 0,23tgφ | ||
0,096 + 0,21tgφ |
Полученное значение ширины b должно соответствовать предельному значению скорости V. Если же полученная ширина ленты будет соответствовать согласно таблице 3.5 другому значению – V' меньшему V, то необходимо выполнить перерасчет b по выражению (3.1). При этом используется ближайшее значение скорости, равное или меньшее V' , взятое из таблицы 3.5.
При транспортировке кусковых грузов полученную по формуле (3.1) ширину грузового потока необходимо проверить по кусковатости груза согласно условию
, (3.2)
где bк – ширина ленты с учетом кусковатости груза, мм; χ – коэффициент крупности груза (для сортированного – χ =3,5; для рядового – χ =2,5); а – максимальный линейный размер типичных кусков груза, мм.
Если вычисленная по формуле (3.2) ширина bк>b, надо принять ширину bк и соответственно уменьшить скорость движения ленты для обеспечения заданной производительности.
Таблица 3.3 –Значения коэффициента kβ, зависящего от угла наклона конвейера β
Подвижность частиц груза по табл. 4 | Угол наклона конвейера β, град | ||||
1…5 | 6…10 | 11…15 | 16…21 | 21… 24 | |
Легкая Средняя Малая | 0,95 1,0 1,0 | 0,90 0,97 0,98 | 0,85 0,95 0,97 | 0,80 0,90 0,95 | – 0,85 0,90 |
Таким образом, зная все величины, входящие в формулу (3.1) и (3.2), определяют расчетную ширину ленты, которая округляется до ближайшей ширины b', мм, взятойпо гост 20–85 из ряда значений: 400, 500, 650, 800, 1000, 1200, 1400, 1600, 2000, 2500 и 3000 мм.
Таблица 3.4 – Некоторые физико-механические свойства сыпучих грузов
Наименование груза | Насыпная плотность, т/м3 | Угол естественного откоса, град. | Группа абразив-ности груза[1] | Степень подвиж-ности[2] | Коэффициент внешнего трения | Коэффициент внутреннего трения | ||
в покое | в движении | по резине | по стали | |||||
Галька округлая Гипс рядовой Глина сухая Гравий сухой Камень Мел кусковой Песчано-гравийная смесь Уголь бурый Уголь каменный Цемент Шлак угольный Щебень Песок сухой Опилки древесные Земля формовочная Известняк Зола Зерно Руда Соль поваренная | 1,5–1,8 0,6–1,6 1,6–1,8 1,5–1,9 1,3–1,5 0,9–1,6 1,6–1,8 0,5–0,6 0,6–0,8 0,9–1,6 0,6–0,9 1,3–1,8 1,3–1,5 0,2–0,3 0,8–1,3 1,4–1,7 0,6–0,9 0,6–0,8 1,7–2,4 1,5–1,8 | 30–35 35–40 35–40 30–45 37–40 40–45 35–50 30–45 30–40 35–45 30–35 30–45 36–40 45–50 30–50 | В В В В D В С В В В D D С А В С D А D С | Легкая Легкая Средняя Средняя Малая Легкая Легкая Средняя Средняя Средняя Малая Малая Средняя Легкая Средняя Малая Малая Легкая Малая Средняя | 0,7–1,0 0,7–0,8 0,8–1,0 0,7–1,0 0,6–0,9 0,7–0,8 0,5–0,6 0,6–0,7 0,5–0,7 0,6–0,7 0,4–0,6 0,5–0,7 0,4–0,5 0,5–0,6 0,4–0,6 0,6–1,0 0,6–0,9 0,4–0,5 0,7–0,9 0,6–0,7 | 0,6–0,9 0,6–0,8 0,7–1,0 0,6–1,0 0,5–0,8 0,6–0,8 0,4–0,5 0,3–0,6 0,3–0,6 0,3–0,6 0,4–0,7 0,4–0,6 0,3–0,8 0,3–0,5 0,4–0,7 0,5–1,0 0,6–0,8 0,3–0,5 0,6–0,8 0,5–0,6 | 0,5–1,0 0,6–0,8 0,8–1,0 0,5–1,0 0,7–0,8 0,6–0,8 0,5–1,0 0,5–1,0 0,5–1,0 0,5–0,8 0,6–1,2 0,6–1,0 0,6–0,8 0,6–1,5 0,5–0,7 0,6–1,3 0,8–1,2 0,5–0,8 0,5–0,9 0,6–1,2 |
Далее по данным таблицы 3.1 в зависимости от рода груза и условий работы назначают материал ленты, ориентировочное число прокладок ленты i, их толщину – δпр, мм, а также толщину обкладок δр – рабочей, мм, δн – нерабочей, мм. Выбранные значения записываются и уточняются дальнейшими расчетами.
Как правило, ширина ленты b', мм, выбранная по стандарту, обеспечивает большую производительность конвейера по сравнению с заданной.
Поэтому, по окончательно выбранной ширине ленты b', м,иуточненному значению скорости ее движения V' определяют расчетную производительность Qр конвейера по формуле, т/ч:
.
Дальнейший расчет ленточного конвейера ведут по производительности Qр.
Таблица 3.5–Предельные значения скорости ленты при транспортировании насыпных грузов v (V'), м/с
Характеристика груза | Ширина ленты b', мм | |||||||||
Неабразивный и непылящийся | 1,6 | 1,64 | 1,64 | 2,66 | 2,65 | 2,2 | 2,3 | 3,15 | 3,15 | |
Абразивный | 1,25 | 1,64 | 1,64 | 2,25 | 2,5 | 2,2 | 2,3 | 2,5 | 2,5 | |
Пылевидный и порошкообразный, сухой, пылящий | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
Хрупкие, крошение которых снижает их качество | 1,25 | 1,25 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | |
Зернистые, в том числе рыхлые вскрышные породы на открытых разработках | 1,6 | 1,6 | 2,5 | 3,15 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 5,0 | 5,0 | |
Кусковые | аср ≤ 80мм | 1,6 | 2,0 | 2,5 | 3,15 | 4,0 | 4,0 | 5,0 | 5,0 | |
аср ≤ 160мм | 1,6 | 1,6 | 2,0 | 2,5 | 2,5 | 3,15 | 4,0 | 4,0 | ||
аср = 161 – 350мм | – | – | 1,6 | 1,6 | 2,0 | 2,5 | 3,15 | 3,15 | ||
аср ≤ 500мм | – | – | – | – | 2,0 | 2,0 | 2,5 | 3,15 | ||
Зерновые | 1,6 | 1,6 | 2,5 | 3,15 | 4,0 | – | – | – | – |
Методом обхода по контуру
При работе ленточного конвейера мощность привода расходуется на выполнение полезной работы и преодоление вредных сопротивлений, возникающих в движущих частях.
Лента преодолевает на своем пути сопротивления на прямолинейных участках конвейера и на криволинейных участках (местные сопротивления, возникающие в результате изменения направления движения ленты).
Сопротивления передвижению ленты на прямолинейном участке определяются только массой перемещаемого груза, массой движущихся частей конвейера и не зависят от усилия натяжения.
Таблица 3.7 – Параметры и размеры прямых верхних и нижних роликоопор
Ширина ленты, мм | Размеры, мм | Масса вращающихся частей mр.х,= mр.гр, кг | |||||||||
Dp | L1 | L | A | E | Н | h | M | Р1 | Обозначение роликоопоры | ||
– – – – | П40-О П50-О П65-О П80-О П100-О П120-О П140-О П160-О П200-О | 9,2 14,5 16,6 26,6 30,5 36,3 – – |
Таблица 3.8-Рекомендуемые значения расстояния lг, мм, между роликовыми опорами груженой ветви
Насыпная плотность перемещаемого груза, т/м3 | Предельное расстояние между роликовыми опорами груженой ветви lг (мм), при ширине ленты b', мм | ||||
400, 500 | 650, 800 | 1000, 1200 | 1400, 1600 | ||
до 1 | |||||
1– 2 | |||||
2– 3,15 | |||||
более 3,15 |
Сопротивление на криволинейном участке полностью зависит от величины усилия, испытываемого лентой в начале криволинейного участка, т.е. чем больше натяжение, тем выше значение усилия затрачиваемого на преодоление данного сопротивления.
При расчете ленточных конвейеров величина сопротивлений учитывается коэффициентом сопротивления, которые определяются опытным путем, и учитывают все виды сопротивлений для данного участка конвейера.
Величина сопротивлений, возникающих в конвейерах зависит также от их схемы, эскиз которой аналогично рисунок 3.2 должен быть приведен в пояснительной записке.
Рисунок 3.2 – Пример схемы к определению натяжений в ленточном конвейере
Участках холостой ветви
Сила сопротивления на наклонных участках конвейера для холостой ветви может быть определена по следующей формуле, Н
(3.5)
Сила сопротивления на горизонтальных участках конвейера для холостой ветви может быть определена по следующей формуле, Н
. (3.6)
Расчет ленты
Расчет ленты на прочность
Лента работает на растяжение и изгиб. Ее прочность зависит от механических свойств ткани, из которой она изготавливается (резина практически не воспринимает усилий, т.к. обладает малой прочностью и большой склонностью к деформации).
Расчет ленты на растяжение проводят проверкой запаса прочности S
, (3.27)
где [kp] – допустимая линейная прочность ткани на разрыв, Н/мм (таблица 3.1); i – число прокладок; Fmax = F9 – наибольшее натяжение в точках контура конвейера, Н; [S] – допустимый запас прочности, составляющий для комбинированных и синтетических – 9…12 и 9…10 соответственно; b' – ширина конвейерной ленты, мм.
Расчет ленты на прочность можно также произвести путем определения необходимого числа прокладок (слоев ткани) из расчета на растяжение по выражению, полученному из (3.27)
. (3.28)
Принимая во внимание, ранее высказанное соображение о числе прокладок (назначенном по стандартам в зависимости от рода груза и производительности конвейера), а также учитывая полученное число прокладок по формуле (3.28) принимают окончательное число прокладок. Например, при расчете передвижного ленточного конвейера предварительно приняли i=3. После расчета по формуле (3.28) получили меньшее количество прокладок i=1. Следовательно, для обеспечения прочности ленты достаточно одной прокладки, но для обеспечения достаточной жесткости ленты в поперечном направлении целесообразно оставить принятое большее число i=3.
Расчет диаметров барабанов
В ленточных конвейерах барабаны применяются в качестве приводных, натяжных и отклоняющих. Отклоняющие барабаны служат или для увеличения угла обхвата на приводном барабане, или для изменения направления движения ленты.
Требуемый диаметр приводного барабана D, мм, определяют в зависимости от уточненного числа прокладок i:
,
где Kа – коэффициент пропорциональности, выбираемый по таблице 3.12, зависящий от прочности ленты.
Таблица 3.12 – Значения коэффициента пропорциональности Kа в зависимости от прочности ленты
Прочность прокладки по ширине, Н/мм | ||||||
Коэффициент Kа | 125 – 140 | 141 – 160 | 161 – 170 | 171 – 180 | 181 – 190 | 191 – 200 |
По ГОСТ 22644–77 для барабанов предусмотрен следующий ряд диаметров: 250, 320, 400, 500, 630, 800, 1000, 1200, 1400, 1600, 2000 и 3000 мм. Основные размеры приводных барабанов определяются по таблица 3.13 (табл. III. 48, с. 238, 239 [6]; c. 219 [7]; с. 18 [1]). Все размеры заносятся в таблицы, вычерчиваются эскизы барабанов.
Длина барабана принимается больше ширины ленты:
а) для лент шириной до 650 мм – на 100 мм;
б) для лент шириной 800 и 1000 мм – на 150 мм;
в) для лент шириной 1200 мм и более – на 200 мм.
Выбранный диаметр барабана проверяют по давлению ленты на поверхность барабана р, МПа
,
где – результирующая радиальная сила от натяжения ветвей ленты; [p] – допустимое давление, составляющее 0,2…0,3 МПа для резинотканевых лент.
Таблица 3.13 – Параметры приводных барабанов
Ширина ленты b', мм | Размеры, мм | Под-шип- ник | Масса враща-ющихся частей, кг | ||||||||||||||
D | L | L1 | L2 | L3 | H | H1 | b | b1 | b2 | b3 | b4 | dб | l1 | l | |||
– | |||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||
– |
Продолжение таблицы 3.13
– | |||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||
– | – | – | – | – | – | – | – | ||||||||||
– | – | – | – | – | – | – | – | ||||||||||
– | – | – | – | – | – | – | – | ||||||||||
– | – | – | – | – | – | – | – |
Диаметры натяжного Dб.н, мм, и отклоняющего Dб.от, мм, барабанов определяются:
, .
Полученные значения Dб.н и Dб.от, мм, проверяются на соответствие ширине ленты b' по таблице 3.14 (III. 49, III. 50, с. 240…244 [6]; c. 220 [7]; с. 19 [1]). Все размеры заносятся в таблицы, эскизы барабанов вычерчиваются.
Расчет натяжного устройства
Натяжные устройства предназначены для создания такого натяжения ленты, при котором обеспечивается необходимое сцепление ленты с приводным барабаном, исключающее возможность проскальзывания ленты, ограничения провисания ленты между опорами и компенсации удлинения ленты в процессе эксплуатации.
В строительных конвейерах наиболее часто применяют винтовые натяжные устройства. Винтовые натяжные устройства рекомендуется применять для коротких (длиной до 60 м), в основном передвижных конвейеров, при больших значениях необходима установка грузового натяжного устройства (рамного или тележечного). К тому же использование винтового устройства должно ограничиваться величиной хода X ≤ 0,8. При X ≥ 0,8 необходимо использовать грузовое натяжное устройство. Использование грузовых натяжных устройств позволяют автоматически поддерживать заданную силу натяжения ленты при ее вытягивании.
Усилие, создаваемое натяжной станцией Fн, Н, определяется по формуле
.
Ход натяжного устройства, м
,
где kу – коэффициент удлинения резинотканевой ленты (kу=0,015); Lг – длина проекции конвейера на горизонтальную плоскость, м.
Таблица 3.14 – Параметры концевых, оборотных и отклоняющих барабанов
Концевые барабаны со встроенными подшипниками при b' = 400…1400 мм, барабаны отклоняющие и оборотные при b' = 500…1400 мм | |||||||||||||||
Концевые барабаны с выносными подшипниками при b' = 1600…2000 мм, барабаны отклоняющие и оборотные при b' = 1600…2000 мм | |||||||||||||||
Ширина ленты, мм | Размеры, мм | Подшипник | Масса вращающихся частей, кг | ||||||||||||
D | L | А | С | Н | Н2 | n | m | T | S | d1 | V | dб | |||
Концевые барабаны со встроенными подшипниками при b' = 500…1400 мм, барабаны отклоняющие и оборотные при b' = 800…1400 мм | |||||||||||||||