Тема «Оказание первой помощи»
Здоровье и жизнь являются главными ценностями и главными правами человека. Угроза здоровью эквивалентна угрозе жизни. Ответственность за угрозу здоровью должна быть равна ответственности за угрозу жизни.
Идеология здоровья в качестве главной идеи и высшей ценности устанавливает конкретную идею повышения здоровья человека, народа и общества. Идеология здоровья имеет четкий системный критерий истинности любых решений, принимаемых в социальной сфере или затрагивающих интересы конкретных людей, коллективов или народов.
Правильной и соответственно системной идеологией является утверждение приоритета здоровья человека, народа и общества как социально-политической системы.
Здоровой общественно-политической системой является та, которая способствует здоровью населения, снижению заболеваемости и смертности, росту рождаемости и качества жизни. Понимание сущности здоровья и его многофакторной природы необходимо для осмысленного формирования культуры здоровья.
Культура здоровья имеет многодисциплинарную основу, каждому аспекту природы здоровья соответствуют знания и представления определенных дисциплин. Духовно-нравственные, генетические, химические, биологические и физические аспекты культуры здоровья отражают соответствующие аспекты природы здоровья.
Формировать культуру - значит выделять главные ценности, ставить во главу мировоззрения и выстраивать иерархическую систему ценностей. Здоровье признается естественной и главной жизненной ценностью, является главным условием процветания народа - главным условием сохранения и позитивного развития человечества. Жизнь общества определяют те идеи, ценности и цели, которые занимают высшие места в соответствующих смыслообразующих иерархиях. Первые три места в смыслообразующих иерархиях занимают идеи, ценности и цели безопасности здоровья и развития человека, народа и общества.
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья, одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен и до наших дней. В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности приняли характерные черты проблемы выживания человека.
Главная задача обучения вопросам ПМП заключается в обучении учащихся специальным знаниям, умениям и навыкам выживания в различных жизненных ситуациях, правильным действиям в случае природных и техногенных катастроф, адекватному поведению в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях. Центр безопасности призван стать ключевым звеном в формировании человека, ориентированного на созидание и развитие.
Основная задача оказания первой помощив чрезвычайных ситуациях - сохранить жизнь пострадавшего до прибытия спасательных служб, использовать любой шанс для спасения жизни человека. Первую медицинскую помощь должен уметь оказать каждый человек, тем более выпускник среднего образовательного учреждения.
Потенциальному спасателю необходимо вложить в руки грамотность, в сознание – уверенность в важности и правильности действий.
Обучение первой помощи в Центре безопасности играет огромную роль. Для подросткового возраста характерны значительные сдвиги в мышлении и познавательной деятельности. На этапе развития причинно-следственных связей процессу обучения следует постепенно придавать проблемный характер, побуждать обучаемого мыслить и принимать правильные решения самостоятельно. Для активизации познавательной деятельности следует использовать межпредметные связи, объяснять физическую, химическую и биологическую природу опасностей, рассматривать причины тех или иных методов действий в условиях проявления опасностей, учить самостоятельно прогнозировать возможные опасности. На этом уровне образования большее значение приобретает демонстрационно-практическая деятельность, поэтому следует вводить в программу обучения простейшие демонстрационные работы. Демонстрационно-практическая деятельность увеличивает и способствует развитию самостоятельного мышления, лучшему запоминанию, привлекательности изучаемого материала.
При обучении навыкам оказания первой помощи в центре безопасности жизнедеятельности необходимо опираться на знания психологических особенностей подростков. Занятия должны строиться так, чтобы обучающимся было интересно заниматься, чтобы они были готовы при необходимости на практике применить знания.
Для повышения уровня подготовки обучающихся необходимо уйти от формализма в учебном процессе, поставить обучаемого в ситуацию, близкую к реальной. Обучение в среднем возрасте должно строиться в виде проблемных и игровых занятий с имитацией самых различных видов травм, полученных в результате чрезвычайной ситуации.
Основная цель занятий: отработать тактику и навыки правильного поведения, способы быстрого сбора информации о пострадавшем, схемы оповещения спасательных служб, научить мобилизовать силы и резервы, быстро принимать рациональные решения в экстренной ситуации и применять знания первой помощи.
Для проведения занятий необходимо:
Натурное моделирование и имитация терминальных состояний и различных травматических повреждений с использованием фантомно-модульного комплекса с включением мыслительно-познавательных процессов подростка для принятием тех или иных решений в выборе тактики поведения и практических действий в чрезвычайных ситуациях.
Создание учебного пособия, как нормативно-рекомендательный документ, который дает уверенность в действиях при оказании первой помощи с четко обозначенным кругом компетентности и возможности оказывающего помощь, его прав и обязанностей, последовательностью принятия решений и алгоритмами действий.
Осуществлять модульное обучение навыкам первой помощи обучающихся в центре безопасности жизнедеятельности.
Использовать для обучения навыкам первой медицинской помощи фантомно-модульные комплексы с неограниченной возможностью создания сложных клинических ситуаций, возможностью натурного моделирования различных травматических повреждений.