Алгоритм занятия в АПК-2 «Основы первой помощи»

Цель: ознакомление с правилами гигиены, формирование навыков личной гигиены; ознакомление с различными видами травм и повреждений, формирование навыков оказания первой помощи.

Группа входит на учебную площадку.

Преподаватель:

- Ребята, вы, конечно, знаете, как важно соблюдать правила личной гигиены. Ведь выполнение таких, казалось бы простых требований, как мыть руки и чистить зубы – это тоже безопасность! Так можно избежать болезней, а болезнь – это чрезвычайная ситуация, которая несет в себе серьезную опасность для организма человека. Давайте научимся избегать таких опасностей. Внимание на экран!

Просмотр видеоролика на интерактивной доске.

Преподаватель:

- Есть ли у вас вопросы? Вы запомнили, как защитить себя? Будете соблюдать правила гигиены? Теперь давайте научимся, как нужно действовать, если чрезвычайная ситуация все же произошла.

Ход занятия по теме «Закрытые повреждения

(переломы, вывихи)»

Учащиеся входят на учебную площадку.

Осуществляется расстановка в тематическом терминале «Основы первой помощи».

Преподаватель:

- Вывих – смещение суставных поверхностей костей, при котором утрачивается их соприкосновение.

Признаки:

· деформация сустава, возникшая после травмы;

· сильная боль в покое и при движении;

· вынужденное положение конечности;

· отсутствие активных движений и затруднение пассивных движений в суставе.

Оказание первой помощи при подозрении на вывих:

· осуществить обезболивание (применить холод);

· обездвижить конечность (наложить косыночную повязку);

· вызвать «Скорую помощь»

Нельзя пытаться вправить вывих самостоятельно.

Преподаватель:

- Перелом- полное или частичное нарушение целостности кости под воздействием внешней силы. В зависимости от состояния кожных покровов переломы делят на закрытые (без повреждения кожных покровов) и открытые (с повреждением кожных покровов).

Признаки:

· боль, усиливающаяся при нагрузке на конечность;

· укорочение или удлинение, деформация конечности;

· подвижность отломков кости, костный хруст в области перелома;

· припухлость, кровоизлияние в ткани;

· при открытых переломах – повреждение кожных покровов, выпирание отломков в рану.

Преподаватель:

- Очень важным элементом при переломах является обеспечение неподвижности поврежденного участка тела. Основным средством для этого является шина. Шины бывают стандартные и импровизированные. Для целей обеспечения неподвижности допустимо использование подручных средств.

Преподаватель озвучивает ситуационную задачу для каждой группы (2-3 человека) и предлагает оказать первую помощь пострадавшему:

Закрытый перелом плечевой кости:

· применить обезболивающее средство (холод);

· наложить шину с фиксацией трех суставов (плечевого, локтевого, лучезапястного).

Закрытый перелом костей предплечья:

· применить обезболивающее средство(холод);

· наложить шину c фиксацией двух суставов (локтевого, лучезапястного);

· вызвать «Скорую помощь».

Закрытый перелом костей голени:

· применить обезболивающее средство (холод);

· наложить транспортную шину, фиксирующую два сустава (коленный, голеностопный);

· вызвать «Скорую помощь»

Закрытый перелом бедренной кости

· применить обезболивающее средство (холод);

· наложить транспортные шины, зафиксировав три сустава (тазобедренный, коленный, голеностопный);

· вызвать «Скорую помощь».

Ход занятия по теме «Ушибы, растяжения, разрывы мягких тканей»

Преподаватель:

- Признаки закрытых повреждений мягких тканей:боль, припухлость, кровоизлияние в ткани, нарушение функции поврежденной части тела. Оказание первой помощи при закрытых повреждениях мягких тканей:

· обеспечить покой поврежденной конечности, придать ей возвышенное положение для уменьшения отека мягких тканей;

· наложить на конечность мягкую давящую повязку или шину (при разрывах связок, мышц);

· приложить холод к поврежденной конечности для уменьшения кровоизлияния в ткани;

· с 3-его дня после травмы при ушибах и растяжениях могут проводиться тепловые процедуры для ускорения рассасывания кровоизлияния.

Преподаватель центра озвучивает тематическую ситуационную задачу с акцентированием внимания и демонстрацией имитационного перелома и вывиха на манекене Ultimate Hurt и осуществляет демонстрацию выполнения практического алгоритма первой медицинской помощи при закрытых повреждениях мягких тканей на манекене Ultimate Hurt; затем формирует 2 практические группы по 5 человек учащихся:

- первой группой учащихся осуществляется индивидуальное выполнение практического алгоритма первой помощи при закрытых повреждениях мягких тканей на манекене Ultimate Hurt;

- второй группой учащихся осуществляется тематическое тестирование.

Преподаватель:

- Надеюсь, что все справились с тестовым заданием и практическим упражнением. Эти навыки, ребята, очень важны и могут пригодиться не только в чрезвычайной ситуации, но и в обыденной жизни. Переходим к следующему виду травм.

Ход занятия по теме «Открытые повреждения»

Преподаватель:

- Рана - механическое повреждение тканей или органов с нарушением целостности кожных покровов. Признаки раны:повреждение кожных покровов или слизистых оболочек с возможным нарушением целостности глубжележащих тканей, боль в области раны, кровотечение, зияние краев раны.

- Оказаниепервой помощи при открытых повреждениях:

· наложить стерильную повязку на рану;

· создать покой поврежденного участка тела;

· применить обезболивающее средство (применить холод);

· вызвать «Скорую помощь»;

· нельзя: удалять из раны инородные тела; заливать рану йодом или спиртом; трогать рану руками.

Преподаватель демонстрирует наложение следующих видов повязок (при ограничении по времени – выборочно):

-повязки «Чепец» при травмах и ранах волосистой части головы;

- повязки "Косыночной" на верхнюю конечность при травмах верхней конечности;

- повязки "Косыночной" на кисть при травмах кисти;

- повязки "Косыночной" на стопу при травмах стопы;

- повязки "Перчатка" при травмах и ранах пальцев кисти.

- повязки «Варежка» при травмах и ранах пальцев кисти.

Преподаватель центра: озвучивает тематическую ситуационную задачу с акцентированием внимания и демонстрацией имитационных ран на манекене Ultimate Hurt; осуществляет демонстрацию выполнения практического алгоритма первой помощи при открытых повреждениях мягких тканей на манекене Ultimate Hurt.

Формируется 2 практические группы по 5 человек учащихся:

- первой группой учащихся осуществляется индивидуальное выполнение практического алгоритма первой помощи при закрытых повреждениях мягких тканей (переломов, вывихов) на манекене Ultimate Hurt;

- второй группой учащихся осуществляется тематическое тестирование.

Преподаватель:

- Надеюсь, что все справились с тестовым заданием и практическим упражнением. Эти навыки, ребята, очень важны и могут пригодиться не только в чрезвычайной ситуации, но и в обыденной жизни.

Наши рекомендации