Выбор трассы и прокладка кабеля
От правильного выбора трассы зависит стоимость сооружения кабельных линий и сетей, их долговечность, а также надежность и бесперебойность действия. Трассу подземных кабельных линий выбирают исходя из удобства прокладки кабеля и его дальнейшего технического обслуживания и эксплуатации. На перегонах железных дорог трасса кабеля, как правило, проходит в полосе отвода. Трассу кабеля выбирают на той стороне железнодорожных путей, где расположено большинство линейных и других пунктов, к которым устраивают ответвления.
Кабельные линии дальней связи сооружают вдоль железной дороги, как правило, в полосе отвода, стараясь сохранить снегозащитные зеленые насаждения. Трассу кабельной линии выбирают с учетом наименьшего объема работ при строительстве, возможности максимального применения механизмов, удобства эксплуатации и минимальных затрат по защите кабелей от всех видов влияний и коррозии.
Допускается спрямление трассы на кривых участках железных дорог с прокладкой кабелей по улицам населенных пунктов, а вне населенных пунктов — вдоль автомобильных или других постоянных дорог, обеспечивающих возможность свободного проезда вдоль трассы. При спрямлении трассы и удалении ее от железной дороги следует учитывать возможность устройства ответвлений от кабелей к линейным объектам.
Сторонность трассы по отношению к железнодорожному пути определяют с учетом характера местности, расположения линий связи и подземных коммуникаций различного назначения. Предпочтительно кабельную линию и высоковольтную линию автоблокировки и диспетчерской централизации располагать с разных сторон железной дороги.
Трасса кабелей по одну сторону с действующей высоковольтной линией должна быть расположена за этой линией в сторону поля.
На однопутных железных дорогах трассу прокладки кабелей следует выбирать с учетом строительства в перспективе второго пути, а на двухпутных грузонапряженных линиях — третьего и четвертого путей.
Прокладки кабелей в болотистых и часто затопляемых местах (сезонная заболоченность) следует избегать. В смещающихся грунтах и на оползневых участках прокладка кабеля не допускается.
В трудных топографических и инженерно-геологических условиях (большая заболоченность, горная местность, прижимные участки и т. д.) и в других обоснованных случаях по согласованию с управлением железной дороги допускается прокладывать кабели в земляном полотне железной дороги. В этом случае кабели следует прокладывать по берме, а при отсутствии ее — по середине обочины. В обоснованных случаях допускается прокладывать кабель в железобетонных желобах.
На прижимных участках двухпутных железнодорожных линий при отсутствии обочины допускается прокладывать кабель в междупутье с обязательным выносом муфтовых соединений кабеля на обочину.
Прокладывать кабель на полках и по дну улавливающих рвов не допускается.
Ширину полосы земли для проведения строительных работ по прокладке кабелей принимают равной 6 м.
Для прокладки кабелей в лесных массивах вырубают просеку шириной 6 м с расчисткой и корчевкой.
Глубина прокладки подземных бронированных кабелей следующая: в грунтах I—IV групп 0,9 м; в грунтах V группы и выше, при выходе скалы на поверхность, а также в плотных грунтах IV группы, разрабатываемых взрывным способом или отбойными молотками 0,4 м (глубина траншеи 0,5 м); при наличии над скальной породой поверхностного растительного слоя 0,6 м (глубина траншеи 0,7 м), при этом заглубление кабелей в скалу должно быть не более 0,4 м.
В отдельных обоснованных случаях (вечная мерзлота, поймы рек, особые технические требования и др.) допускается увеличение глубины прокладки бронированных кабелей до 1,2 м.
При пересечении кабельной трассы с автомобильными и железными дорогами кабели многоканальной связи прокладывают в асбестоцементных или полиэтиленовых трубах с выводом их по обе стороны от подошвы насыпи или полевой бровки кювета на длину не менее 1 м. При этом расстояния по вертикали от железнодорожных и трамвайных путей должно быть не менее 1 м от подошвы рельса, от автомобильных дорог — не менее 0,8 м ниже дна кювета или 0,4—0,5 м в случае дополнительной защиты кабелей железобетонными плитами.
Количество прокладываемых труб принимают по числу прокладываемых кабелей с учетом необходимого резерва из расчета: при потребности до трех труб — одна резервная труба и от четырех до восьми труб — две резервные трубы.
Кабели ответвлений при пересечении с железными дорогами прокладывают в трубах без закладки резервных труб.
На пересечении кабельной трассы с автомобильными дорогами, имеющими грунтовое или булыжное покрытие, или съездами с них кабель разрешается прокладывать кабелеукладчиком с закладкой резервных труб или защищать их железобетонными плитами (кирпичом).
На пересечении с полевыми дорогами защита кабеля не предусматривается.
Прокладка кабелей на территории городов и поселков должна осуществляться под тротуарами или в зеленой зоне. При необходимости предусматривают строительство новой или реконструкцию существующей телефонной канализации. В этом случае при двухкабельной линии связи кабели разных направлений передачи следует протягивать в разных каналах телефонной канализации. В исключительных случаях допускается совмещение кабелей разных направлений передачи в одном канале на расстоянии не более 1 км.
Разработку траншей и прокладку кабелей осуществляют:
- кабелеукладчиком — на перегонах и станциях в грунтах I— III групп при отсутствии стесненных условий и сближений с подземными инженерными сооружениями, а также в грунтах IV группы при многократной прокопке;
- механизированным способом — на перегонах и станциях в грунтах IV группы и при наличии пересечений с подземными инженерными сооружениями;
- ручным способом — в городах и стесненных условиях.
Прокладку кабелей в телефонной канализации осуществляют на территории железнодорожного узла, рабочего поселка или города, где вскрытие дорогостоящих покрытий тротуаров и мостовых убыточно и нарушает уличное движение.
В кабельной канализации предусматривают достаточное число каналов (отверстий) в трубопроводе для прокладки на данном участке нужного количества кабелей. Кабельная канализация позволяет при необходимости добавить кабели и заменить существующие на кабели большей емкости.
Кабель в канализации протягивают стальным тросом диаметром 8 или 11 мм, для соединения его с кабелем применяют кабельный зажим или стальные чулки разных типов (рис. 63).
Рисунок 63- Стальные чулки
В канализацию кабель затягивают механическими или электрическими лебедками. Для предохранения оболочки кабеля от повреждений на входе и выходе его из каналов устанавливают предохранительные металлические желобки (колена).
Затягивать кабель в канал можно с помощью пневматического каналопроходчика.
Длина комплектуемых для прокладки кабелей должна быть такой, чтобы число соединительных муфт, равномерно расположенных на 1 км кабельной линии автоматики и телемеханики, не превышало:
- для сигнально-блокировочных, контрольных кабелей, силовых кабелей напряжением до 1 кВ и кабелей связи — 4 шт.;
- для трехжильных силовых кабелей напряжением 1 —10 кВ и сечением до 3 70 мм2 включительно — 4 шт.;
- для трехжильных кабелей напряжением 1 —10 кВ и сечением 3X95 — 3X240 мм2 — 5 шт.
Барабаны с кабелем следует устанавливать на инвентарных подставках, осевых и без осевых домкратах, специальных конструкциях кабелеукладчиков, раскаточных платформ и кабельных транспортеров.
Глубина прокладки кабелей в земляном полотне должна быть:
- на перегонах — не менее 0,5 м и не более 1 м,
- на станциях и разъездах — не менее 0,7 м.
Глубину определяют при изысканиях и согласованиях проектной документации с заказчиком с учетом структуры земляного полотна и обеспечения его сохранности, а также с учетом марок кабелей, подлежащих прокладке. В случае если кабели прокладывают в обочине, то расстояние от кабелей до внешней поверхности откоса насыпи по горизонтали должно быть не менее глубины их прокладки. Ширина обочины во всех случаях должна быть не менее 0,4 м.
На существующих участках железных дорог кабели можно прокладывать в обочине только при однородных грунтах.
В земляном полотне с дренирующими грунтами их мощность должна быть не менее глубины прокладки кабелей.
При прокладке кабелей в насыпях из скальных и крупнообломочных пород с верхней частью, отсыпанной дренирующими грунтами, нужно устраивать нижнюю постель толщиной не менее 0,25 м.
В земляном полотне, отсыпанном крупнообломочными по родами, кабели необходимо прокладывать, как правило, в железобетонных желобах.
В земляном полотне с геотекстилем кабель следует прокладывать на глубину не менее 0,5 м с обеспечением расстояния между кабелем и геотекстилем не менее 0,25 м.
Запрещается прокладка кабеля в земляном полотне существующих железных дорог в следующих случаях: при ширине обочины земляного полотна менее 0,4 м; на участках с деформациями пути (пучины, просадки, сдвижки, сплывы откосов, неустойчивые балластные шлейфы и т. п.); в насыпях из недренирующих грунтов с верхним слоем балластных материалов и других дренирующих грунтов суммарной мощностью менее глубины прокладки кабелей; в скальных грунтах по дну улавливающих траншей; до окончательной стабилизации вновь отсыпанного земляного полотна ранее укладки постоянного верхнего строения пути и постановки пути на проектную ось.
Концы кабелей для монтажа в подземных и надземных соединительных и разветвительных муфтах следует располагать таким образом, чтобы расстояние между наземными разветвительными муфтами в свету было не менее 1,2 м, а между торцами подземных соединительных и разветвительных муфт — не менее 0,2 м.
На концах уложенных кабелей должны быть прикреплены бирки с указанием марки кабеля, жильности, сечения и конечных пунктов прокладки.
Кабельные муфты в обочине земляного полотна следует располагать на расстоянии не менее 3 м от оси пути, если ее ширина в месте устройства муфты достаточна для выкладки запасов кабелей и монтажа муфты. В этом случае котлованы для укладки муфт следует разрабатывать с принятием мер по обеспечению устойчивости пути (крепление стенок котлованов, устройство шпунтов и пр.). Край котлована должен находиться не ближе 0,2 м от подошвы балластной призмы.
Если ширина обочины недостаточна для размещения муфт и запасов кабелей, необходимо устраивать площадки с железобетонными или деревянными ограждающими конструкциями, засыпанными грунтом, однородным с грунтом земляного полотна.
Кабельные муфты в выемках необходимо размещать на закюветных полках, а при их отсутствии за пределами откоса выемки на расстоянии не менее 3 м от бровки выемки.
Соединительные и разветвительные муфты на кабелях нужно располагать на расстоянии не менее 10 м от опор контактной сети, мест присоединения к тяговой рельсовой сети отсасывающих фидеров и рабочих заземлителей устройств тягового электроснабжения.
При прокладке кабеля в районах вечной мерзлоты следует отдавать предпочтение возвышенным и залесенным местам, неглубокому залеганию коренных пород, сухим склонам северной экспозиции, грунтам с устойчивыми отрицательными температурами, нижней (по уклону местности) стороне железных и автомобильных дорог.
Наиболее приемлемыми для прокладки кабелей являются дренирующие грунты: скальные, галечные, гравелистые и крупнопесчаные — наиболее стабильные и менее подверженные деформации при изменении теплового и гидрологического режима по сравнению со слабодренирующими и недренирующими грунтами, к которым относятся глины, суглинки, пылеватые и пылевато-иловатые супеси, торфяники.
Болота и заболоченные участки, мари, участки с высоким уровнем межмерзлотных вод и с близким залеганием от поверхности ископаемых льдов в виде линз и прослоек, участки с высокотемпературными мерзлыми грунтами (вязкая мерзлота) следует обходить.
Для защиты кабелей от повреждений применяют следующие мероприятия: засыпают траншеи песчаным или гравийно-галечным грунтом на участках, где исключено вымывание засыпки; роют канавы глубиной до 0,7 м (с обеих сторон трассы на расстоянии 2—3 м от ее оси) с отводом воды из них; сеют на кабельной трассе траву и сажают кустарники; обеспечивают снегозадержание.
При пересечении малых рек для предохранения кабелей от мерзлотно-грунтовых явлений (бугров пучения, наледей и т. п.) кабели следует прокладывать ниже образования наледей или по железнодорожным мостам.
На участках с активным проявлением бугров пучения, термокарста и оползней, а также при ширине морозобойных трещин более 20 см прокладывать кабель вне полотна железной дороги не разрешается.
Кабели связи на пересечении с несудоходными и несплавными реками, как правило, прокладывают с заглублением в дно реки. На пересечении с судоходными и сплавными реками кабели связи прокладывают по железнодорожному мосту. Если это невозможно, устраивают подводный переход по двум створам, расстояние между которыми должно быть не менее 300 м.
При прокладке кабелей через сплавные и судоходные реки места перехода должны быть расположены, как правило, ниже железнодорожных и автомобильных мостов магистрального значения, по возможности на прямолинейных участках рек минимальной ширины с неразмываемыми руслами и пологими берегами, не подверженными разрушениям, вне стоянки судов, плотов, паромных переправ, а также вне районов выполнения землечерпательных и дноуглубительных работ.
На всех судоходных и сплавных реках независимо от их глубины, а также на несудоходных и несплавных реках глубиной до 3 м кабели связи должны быть проложены с заглублением в дно реки. Глубина заложения кабелей должна быть не менее 1 м, ее уточняют при изысканиях и согласованиях.
По существующим железнодорожным мостам кабели должны быть проложены в металлических желобах, деревянных обитых листовой сталью желобах или в трубах. На металлических пролетных строениях желоба устанавливают на специальных конструкциях снаружи моста, на железобетонных — на кронштейнах, прикрепляемых к устоям моста и консолям балластного корыта ниже уровня бортов, или под тротуарными плитами. Металлические желоба должны быть изолированы от металлических покровов кабеля. В проектах мостов должны быть предусмотрены желоба для прокладки кабелей связи.
Прокладка кабелей в тоннелях, как правило, должна осуществляться на кронштейнах (консолях) с соблюдением установленных габаритов. Несколько кабелей располагают друг над другом на расстоянии 0,15 м. Кронштейны должны быть установлены на расстоянии 1 м друг от друга. Кроме того, при прокладке кабелей должна быть предусмотрена возможность обхода ниш и камер тоннеля.
Кабели связи и сигнализации и силовые кабели прокладывают в тоннелях по разным его сторонам.
Прокладка кабеля. Подготовку кабеля к прокладке начинают с развозки барабанов с кабелем по трассе на автомобилях или специальных тележках, а также на железнодорожных платформах. При погрузке барабанов, а также при перекатывании их по земле необходимо следить за тем, чтобы направление вращения барабана совпадало с направлением стрелки на щеке барабана.
Кабель разматывают с барабанов и укладывают в траншею механизированным или ручным способом. Если местные условия не позволяют применить механизированный способ прокладки кабеля, то кабель разматывают и укладывают вручную.
Кабель прокладывают с таким расчетом, чтобы в котлованах, где затем на кабеле устанавливают соединительные или разветвительные муфты, концы кабеля перекрывали друг друга примерно на 2 м. После прокладки проверяют его состояние (испытание герметичности оболочки, электрические измерения), чтобы выяснить, не повредился ли кабель, а затем траншею засыпают.
Кабели защищают при их прокладке в скалистом грунте на глубине 0,5 м, в садах и огородах, покрывая бетонными плитами или слоем красного кирпича.
После прокладки кабеля составляют исполнительный план трассы. Точно замеряют расстояние кабеля от каких-либо ориентиров (например, от оси железнодорожных путей, пикетных и километровых столбиков, построек в населенных пунктах и т. п.). Трассу кабелей многоканальной связи размечают также при помощи замерных столбиков (пикетов), отмечая ими места расположения соединительных и разветвительных муфт, поворотов кабеля и т. п.
На план, кроме трассы проложенного кабеля, наносят другие подземные и наземные сооружения, например, пересекающие кабель и идущие параллельно трубы водопровода и газопровода, другие кабели, дороги, кюветы и т. п., расположенные в полосе 20—30 м от кабеля.