Пересечение границы начинается

На половину понятные дорожные отметки держали нас в неведении в отношении нашей близости к Тессалиту, и по мере того, как дистанция сокращалась, напряжение увеличивалось. В 3 часа мы проследовали несколько каменных бараков по одной стороне дороги, и несколькими секундами позднее подъе­хали к дорожному шлагбаума; и я, не задумываясь, крутанул руль и сдал назад, прежде чем совсем остановиться, выключил фары и заглушил двигатель. Тишина темной ночи окутывала

ПРОЙДЯ МНОГО МИЛЬ

нас.

Полицейский участок, находящийся в 20 ярдах справа от нас, был абсолютно спокоен. Нигде не было никаких призна­ков жизни.

«Они, должно быть, все спят»,- нервно прошептал Джефф.

«Ты выходишь или едешь с нами?» - спросил я Германа, понизив голос.

«Решайся подгонял Джефф. Мы не будем стоять здесь всю треклятую ночь.»

Внезапно тишину ночи пронзил сердитый лай собаки, раз­дающийся со стороны здания полиции.

«Я еду! Я еду!» Воскликнул Герман, волнуясь, я, включил зажигание нажал на газ что заставило окутанный росой Ро­вер рвануть вниз к неровной дороге. После 100 ярдов езды почти вслепую, я включил фары и выжал педаль газа до само­го пола. Мы проехали еще 4 км, прежде чем я заглушил двига­тель, выключил фары еще раз и окончательно остановился.

Джефф был уже почти снаружи, когда Ровер остановился, и я присоединился к нему, стоя без единого звука и вглядыва­ясь в темноту позади Тессалита в поисках какого-либо знака, свидетельствующего о преследовании. Пятиминутное прослу­шивание тишины удовлетворило нас, поскольку свидетельство­вало о том, что мы проследовали незамеченными. Кляня эту чертову собаку, мы снова завели мотор. Нелегальное пересе­чение Мали началось.

Стиральные доски-дороги

Представьте себе дорогу, собранную из цельных бревен восьми дюймов в диаметре; близко подогнанных друг к другу; теперь вообразите ту же дорогу с бесчисленным количеством бревен, хаотично разобранных и сломанных. Если вы можете себе представить езду по такой поверхности в легком автомо­биле с солидной металлической рамой, и весь производимый этой ездой зубодробильный, костногремящий эффект, вы по­лучите некоторое представление о том, что чувствует путеше­ствующий по северному Мали. Добавьте сюда брызги онеме­ния, прикосновения страха, 2 чашки истощения, слой напряже­ния, окропленный грязью и сажей получите блестящие ощу­щения безвизового путешествия по африканской Сахаре.

До рассвета проталкивались мы через разбитую, услан­ную зубчатыми черными валунами, дорогу. Это напоминало заброшенную гробницу дьявола. Островки чахлой полыни сви-




ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГРАНИЦЫ

детельствовали о способности скудного ландшафта поддер­живать только простейшие формы жизни. В воздухе висело безмолвное предчувствие чего-то угнетающего, и только каме­нистая дорога была единственным свидетельством некоторой победы человека над этой землей. Эта дорога была единствен­ным маршрутом, по которому было в состоянии следовать ка­кое-либо транспортное средство в соответствии с картой, и она вела прямо в Агвелок.

Восход в Агелоке

Наш первый взгляд на Агелок был брошен с небольшого бугра в четырех км от дороги в 5:50 утра, через полчаса после восхода. Это было скопление каменных зданий, выглядевших так, будто сотни или даже тысячи лет назад на их месте нахо­дилось большое озеро. Сейчас перед нами лежало обширное пространство, заполненное белым песком, ограниченное малень­кими дюнами, отмеченное разбросанными точками низкорос­лых, чахлых деревьев.

Каждый из нас по очереди внимательно изучал в бинокль всю территорию с верхушки валуна. Наш единственный путь вокруг города проходил по всему периметру дна этого старо­го озера. Мы, должно быть, находились приблизительно в миле от зданий, но все еще в их поле зрения; мы надеялись, что поскольку это было ранее утро никто не смог нас видеть.

Это был наш единственный шанс. Джефф переключился на 4 скорость и повел Ровер вдоль края озера, держась на­столько далеко от тихой деревни, насколько это было воз­можно, чтобы не угодить в похожий на пудру мелкий песок вокруг дюн. Мы были более чем на полпути вдоль широкой дуги, которая возвращается назад на дорогу. Следуя перимет­ру и дальше, мы могли бы опять оказаться в городе, так что мы выбрали пески.

Колеса немедленно начали прокручиваться и взбивать пену песка, не испытывая тяги и замедляя наше движение до полза-нья. Ровер начал медленно тонуть. Герман и я выпрыгнули из машины и уперлись, толкая спинами, в то время как Джефф удерживал колеса, медленно их поворачивая. Слава небесам, это было единственным, что требовалось. Следующие 50 яр­дов упорного напряжения мы пробивались сквозь дюны и по­вернули назад на дорогу, за пределами видимости города. Не зная, что нас ждет впереди, поскольку ничего не было видно, мы все же нашли дорогу, по которой проехали следующие 5




ПРОЙДЯ МНОГО МИЛЬ

км и затем выскочили присмотреться и прислушаться.

Нам снова повезло. Со стороны Агилока не раздавалось каких-либо звуков, свидетельствующих о преследовании, и че­рез 10 минут мы снова вернулись на дорогу, нацелившись на Анефис, находящийся в 193 км к югу.

Пустынные бассейны Вади

Дорога все еще бежала через иссушенную страну, и хотя сухая потрескавшаяся почва была каменистой, признаки жиз­ни в виде чахлых деревьев и кустов уменьшались с каждой милей. Разрозненные площади зелени и деревьев были сосре­доточены в безводных бассейнах или воды являющихся уни­кальными для низменных районов Сахары. Вади - мелкая ни­зина, наподобие огромного обеденного блюда, часто несколько миль в ширину и имеющая настолько постепенный наклон к центру, что является почти невидимой до тех пор, пока кто-либо не убедится в ее существовании. Несмотря на свой не­винный облик, это наиболее опасная физическая форма этой местности.

Каждые два или три года со стороны реки Нигер налетал ураган, пропитывая землю внезапным ливнем, прежде чем ис­чезнуть. Из-за того, что земля истощалась за многие месяцы атакующего солнца, вода после таких нечастых бурь не впи­тывалась, а стекала к центрам вади с угрожающей скоростью и в считанные минуты заполняла их иногда на глубину 15 футов. Многие ничего не подозревающие путешественники, попадающие в районы вади в бурю, погибали самым роковым образом утонув в самой сухой изо всех поверхностей Земли.

Французы прокладывали свои дороги, через вади снабжая безводную почву каменными дамбами более 15 футов высо­той, что помогало путешественникам чувствовать себя намно­го безопаснее. Земляные мосты выглядели откровенно глупо, но отметка в 12 футов по обеим их сторонам отбивала жела­ние иронизировать.

Огибая окрестности Анефиса

В то утро мы не встретили ни души на дороге, остановив­шись только раз, чтобы заправиться и перекусить. Герману удалось вытащить себя на воздух и собрать небольшое коли­чество кустарника для нашего костра, прежде чем набрести на двух таурегских детей, которые появились в кустах в 20 ярдах от нас, широко распахнув глаза и тыча своими пальца-

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГРАНИЦЫ

ми. Как только Герман приблизился к ним, они исчезли, по­явившись в другом месте и продолжая пялиться. Склонность Германа встречать разных людей изумляла нас безмерно, и мы согласились быть отличными хозяинами в лагере для мальчи­ков в родительский день. Хотя и Джефф и я были слишком уставшими, чтобы об этом заботиться.

К часу по полудню температура поднялась до 105, когда мы подъезжали к Анефису, она равнялась 115 достаточно жарко, чтобы удержать большинство людей в помещениях и слиш­ком жарко для безопасной езды. Как бы там ни было, но у нас не было выбора, мы должны были ехать, и наше спасение было именно в этом.

Внимательно изучая окрестности в бинокль мы, как и преж­де, прочертили следующую широкую дугу, чтобы избежать опас­ности быть замеченными полицией небольшого пригранично­го поста. Шероховатая земля была покрыта редкой тонкой травой и пучками сухих кустов, но местность не создавала каких-либо препятствий для нашего Ровера. Всюду лежала равнина, и мы могли объехать около трех километров экономя наше время, операция - это на час не больше. Обогнув Ане-фис благополучно вернуться обратно на дорогу. Мы сделали это. Между нами и Гао остался только форт и полицейский пост Бурима.

Операции черного рынка

В этот же день мы встретили тяжелый грузовик, направ­ляющийся к северу. Это была первая машина, которую мы увидели после Боржди-Переза, проехав 250 миль, и мы остано­вились поболтать с шофером. После обмена традиционными любезностями и энергичных рукопожатий, шофер спросил нас, если у нас какие-либо алжирские деньги. По каким-то причи­нам он, казалось, горел желанием их купить и предлагал нам, клянясь в собственной честности, достаточный эквивалент во франках Мали. У нас все еще было 200 алжирских динар около 46$, и мы неохотно согласились продать половину из них за 5000 франков Мали.

В то время мы ничего не знали о черном рынке и его влиянии на национальную валюту. Мы верили в то, что можем обменять любые деньги любой страны в любом банке по су­ществующему курсу. Прошло не слишком много времени преж­де, чем мы узнали, что во многих странах официальный курс иностранной валюты намного ниже, чем фактический; однаж-

ПРОЙДЯ МНОГО МИЛЬ

ды обменяв свои деньги, вы становитесь очень зависимыми. В случае отъезда вы должны либо все потратить в этой стране, либо обменять деньги на черном рынке.

Эти же страны запрещали импорт или экспорт своей ва­люты, чтобы заставить доверчивых путешественников поку­пать деньги, в которых они нуждались, в банке по заниженно­му курсу. Однажды покинув Алжир, совершенно без вашего ведома, алжирские деньги становятся бесполезными для каж­дого, кто больше не путешествует по этой стороне. Кроме этого водителя грузовика мы никогда больше не встретили такого человека.

Невезучий Герман

Дорога была достаточно тяжелой для меня и Джеффа, но, в конце концов, нашими преимуществами была молодость и хорошая физическая форма, обусловленная здоровым обра­зом жизни и тренировками. С другой стороны Герман не был слишком силен. Он был наполовину лысый, дряблый и совер­шенно не приспособленный к трудностям. Вдобавок к своим физическим несовершенствам и ужасным трудностям пути, он страдал от утомительной езды, отказываясь произнести даже слово жалобы.

Около б часов вечера мы остановились, чтобы заправить бак недалеко от двух палаток из бараньей шкуры, установлен­ных в промоине между двумя насыпями песка. Герман, со стек­лянными глазами истекающей потом, какое-то время тяжело возился сзади и, наконец, вывалился на дорогу, изнемогая и тя­жело дыша. Был ли он жив или мертв, это не могло изменить наше неуклонное движение к Бурему в сумерках, и мы не удели­ли ему никакого внимания, несмотря на чувство определенной жалости. В любом случае мы ничего не могли поделать.

Пустынный мираж?

Пока я открывал бензобак и Джефф вытаскивал после­дние немецкие консервы, у меня возникло неожиданное ощу­щение слежки за нами, и я быстро повернулся, чтобы исследо­вать ландшафт. Приблизительно в 50 ярдах справа мои глаза выхватили вспышку голубого света, и я сразу же забыл и о бензобаке и о полоумном Германе.

Неподалеку стояла таурегская девушка, с прямой гордели­вой осанкой, как королева в изгнании - бесстрашная и почти дерзкая. Она' была просто красива, приблизительно 18 лет, с

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГРАНИЦЫ

высокими скулами под гладкой темнооливковой кожей, кото­рую оттеняли ее темные, пронзительные глаза. Ее блестящие черные волосы были туго собраны сзади на головне и почти полностью скрыты легким голубым шарфом; длинные ниспа­дающие складки такой же бирюзовой материи обнимали ее стройную фигуру.

Она стояла совершенно неподвижно и наблюдала за нами, в своей мантии, трепещущей под ветром в лучах полуденного солнца, и руками, свободно опущенными вдоль тела одной го­лой, а другой наполовину скрытой под мерцающей голубиз­ной. Здесь в покое дня, среди песков и пыльных кустов, она выглядела как нежный цветок - сверкающая драгоценность в иссушенной оправе. Джефф принес немецкие консервы и во­зился с ними на корточках, следуя направлению моего взгляда, ничего не комментируя, а, только изучая ее милые черты так, будто она исчезнет через мгновение."

Она ни разу не потупила взгляд и не перевела его с наших лиц. Наконец, она повернулась так, как будто осталась доволь­на, легко проплыла над песками, переместилась за палатки и пропала. Очарование было разрушено. Мы вернулись к на­шим делам, и в то время как я выливал остатки бензина из немецкой канистры, Джефф помогал Герману встать на ноги и вернуться в Ровер. Я завел двигатель, и мы взглянули на де­вушку еще раз, но около безмолвных палаток не было ника­ких признаков движения. Мы медленно двинулись, все еще оглядываясь, пока не скатились вниз к дороге, и я не надавил на газ, и не переключил скорость.

Есть много вещей, которые я никогда не забуду, вернувшись из нашего путешествия через Африку и, безусловно, одна из них таурегская девушка на безлюдной земле одинокой Сахары.

Часто бывает, когда в самых заброшенных местах вам встре­чаются самые восхитительные создания. Как нежные цветы пустыни, эти видения появляются и исчезают мгновенно. Вы можете решить, что видели мираж, но нет, это было в реально­сти. И вы покидаете эти места, удивляясь обманчивости жиз­ни - и тех магических моментов, которые остаются с вами навсегда.

Нарушая правила

Существует два типа правил: законы и обычаи. Законы предлагаются правительством и насаждаются полицией. Обы­чаи стандарты или привычный образ мыслей, продиктованный

ПРОЙДЯ МНОГО МИЛЬ

природной тенденцией делать все так, как это делалось всегда. Чтобы преуспеть в жестком, конкурирующем, быстро ме­няющемся общества, вы должны хотеть пренебрегать тради­циями и пробовать что-либо новое или отличное от другого, чего требует ситуация. Иногда идеальным решением вашей насущной проблемы является вещь, прямо противоположен­ная тому, что делают все вокруг.

Чтобы выжить и процветать, вашей карьере или бизнесу должно быть предложено что-то лучшее, более дешевое, более новое, более удобное и все это одновременно. Будьте готовы к инновациям, ломанию стереотипов и бесстрашному пути впе­ред, где еще никто никогда не бывал.

Трудности, кото­рые вы встречаете это тот резерв, кото­рый создает ваши преимущества. Иди­те и свет зажжется и ярко осветит ваш путь. -ДАЛЕМБЕРТ

Томас Уотсон, основатель ЮМ, вы­разил это следующим образом: Хоти­те достичь успеха скорее? Удвойте количество неудач. Успех лежит на дальней стороне неудачи.

Или как писала Дорофея Корунд: Решите чего вы хотите. Затем дей­ствуйте так, как будто проиграть не возможно. И это так и будет.




ГЛАВА 2?

Оченьблизкийзов


Делайте, что можете с тем, что имеете прямо там, где находитесь - Теодор Рузвельт
П

ЕРЕКРЕСТОК ДОРОГ НА ПОДЪЕЗДЕ К Бурему по форме напоминал де­рево, со стволом той дорогой, по которой ехали мы и ветвями, одна уво­дила северо-западнее в сторону Тимбук­ту, нашей цели - дороги на Гао - озна­чало, не совсем приблизившись к развилке, свернуть, срезав угол, центром которого был бы Буреем. Тогда до Гао.

Оставалось как раз 59 миль. За два часа до рассвета доро­га стала напоминать море волнующихся дюн, покрывающий эффект которых был достаточен для того, чтобы скрыть тем­но-зеленые спутанные скопления узколистого кустарника. Солнце уже коснулось горизонта, когда мы крюкообразной траектории въехали на широкие просторы, простирающиеся на пол-мили вперед к подножью вырисовывающейся горы. Вен­чал эту огромную, отбрасывающую тень, гору форт Буреем.

Не обращая внимания

Измотанные и рассеянные, мы были уже на полпути через эту открытую равнину, когда осознали что нас прекрасно вид­но с форта. Одетые в военную форму фигуры уже выскакива­ли из здания у подножья горы и останавливались, уперев руки в боки и наблюдая наше приближение. Я крутанул руль в направлении дороги на Тимбукту, и мое сердце при этом выс­какивало, а желудок болел.

Фигура в униформе что-то кричала и махала, предлагая движение в свою сторону, но я только увеличил скорость, что­бы поскорее убраться прочь. Внезапно мы ударились о песоч­ный гребень, в результате чего с оглушающим ревом от глу­шителя оторвалась выхлопная труба, а мы, накренившись, вы­летели на дорогу, ведущую в Тимбукту, и помчались на севера восток, подальше от злополучного форта.

ПРОЙДЯ МНОГО МИЛЬ

Одно следом за другим

Все смешалось - полицейский, кричащий нам в спину, ре­вущий глушитель, наша нервная дрожь от страха и усталости, когда, внезапно развернувшись, мы снова оказались на пути к Тессамету. Затем одна из передних шин начала сдуваться.

Не останавливаясь, мы держали путь через дюны до тех пор, пока не выехали на дорогу. Мы проделали полную петлю; даже если бы нам в след была послана из форта погоня, у них не было бы причин подозревать, что мы свернем с дороги в сторону Тимбукту и вернемся, перекрутившись, на ту же са­мую дорогу, на которой до этого появились.

Безумно усердствуя, Джефф менял спущенную шину, пока я резал удлиненные пустые консервные банки из-под сгущен­ки, соединяя их в узел и обвязывая вокруг дыры в выхлопной трубе, быстро подтягивая их и соединяя с запасным резонато­ром. Наш пульс равнялся одному удару в милю, рты пересох­ли, а руки вспотели от ощущения близости спасения.

Форт Буреем

Мы догадывались, что Буреем, представлял собой форт, но не имели ни малейшего представления о том, что его стратеги­ческое размещение предполагает обнаружение более доско­нальное, чем до этого. Нам предстояло следовать по этой не­спокойной стране под прицелом наблюдения форта. Если мы включим фары, полиция с легкостью засечет нас. А солнце уже село.

Недостаток освещения непредсказуемой дороги был един­ственной проблемой. Потерянная выхлопная труба - еще од­ной, коль скоро наша езда сопровождалась отнюдь не безмол­вием. И наше измотанное подорванное состояние - третьей. Но у нас не было выбора. Мы должны были убраться оттуда до того, как армия Мали до нас доберется. Во мраке сумерек, держа двигатель на низких оборотах, мы прокрадывались между дюнами под носом у форта.

Огни в ночи

Песок, там где мы съехали с дороги, был рыхлым и преда­тельским, заставляя нас ползти всеми четырьмя колесами вдоль крученой извилистой дороги. Неспособные достаточно четко видеть в темноте, мы рулили в общем, направлении на юго-запад, держа виднеющийся форт всегда справа. Вскоре стало

ОЧЕНЬ БЛИЗКИЙ ЗОВ

совсем темно, чтобы можно было что-то разглядеть, так что Гер­ман и я выбрались наружу и пробирались впереди, резкими вспыш­ками, освещая путь. Дважды мы попадали в ловушки слепых карманов, будучи вынужденными, возвращаться назад, подталки­вая и заставляя Ровер двигаться по цепкому песку.

Одна из тех вещей, которых мы боялись, наконец, случи­лась. Со стороны форта замаячил свет, и люди, спускаясь с горы, начали двигаться в нашу сторону. Когда мы заглушили на какое-то время, мы могли слышать крики и голоса и видеть свет, распространяющийся во время движения фигур. Мы были так панически напуганы, что нас бросило в холодный пот. Держа выключенными фары и не обращая внимания на рев двигателя, Джефф нажал на газ. Ровер рванул вперед, взлетая и падая на грубой поверхности наподобие американских го­рок, устремившись к южной дороге, находящейся где-то впере­ди.

Бег вне времени

Даже если бы каждая дюжина приближающихся к нам огней предполагала наличие вооруженного солдата, мы не смог­ли бы двигаться быстро. Они были не дальше 300 ярдов от нас, и преследующая цепочка изменяла направление, прислу­шиваясь к звуку исходящему от Ровера. Но дорога не могла отодвигаться от нас бесконечно, и Ровер наконец-то, начал петлять без наших подталкиваний. Герман и я, бежавшие рядом с машиной, заскочили в нее как раз тогда, когда Джефф зарулил на большой песчаный бархан и собирался скатиться вниз.

Мое сердце остановилось, а челюсти свело от отчаянья. Всего в 50 ярдах впереди дорога была перекрыта концентри­ческими светящимися дугами, которые казались фонарями. Ос­тальные, показываясь из-за дюн, окружали нас справа и сзади, а слева была высокая изгородь кустарника, заслоняющего гли­няную насыпь. Мы были пойманы в ловушку.

Фортуна любит смелых

«Несись как дьявол и выключи фары», -закричал я на Джеффа, но он уже надавил на газ, и Ровер взмыл вперед. В пяти ярдах от первого источника света он громко посигналил и проскочил, значительно отклонившись от курса. Мы едва не умерли от облегчения, увидев, что перед нами.

Мы находились в середине палаточного лагеря, а пресле­дующие нас огни оказались кострами, разожженными для при­готовления еды; пугающие фигуры бегущих таурегов пронес-

ПРОЙДЯ МНОГО МИЛЬ

лись сквозь их пламенеющие искры, как дети, воспользовав­шиеся безумным случаем, чтобы сбежать. Лендровер проехал по широкой тропинке следующую сотню ярдов, и внезапно мы оказались на дороге Гао. Мы сделали это.

Двигаясь на юг

Джефф быстро отключил полный привод еще раз нажал на педаль газа, спуская нас, подпрыгивающих и раскачиваю­щихся, на привычную дорогу. Мы ехали 15 минут, затем резко свернули и припарковались в 50 ярдах под деревьями, погру­зившись в темноте в напряженное внимание. Через 10 медлен­ных агонизирующих минут мы узнали, что мы это сделали. Нас никто не преследовал.

Ничего не осталось

Как бы там ни было, сделав это у нас ничего не осталось. Двадцать сковывающих разум часов безостановочной езды оставили нас без улыбок, удовлетворения, сил и энергии. Мы чувствовали себя как вылетевшая пробка, и последняя капля нервной энергии или что это было, что заставляло нас дви­гаться истощилась.

Подождав несколько минут в безмолвной пустоте мы верну­лись на дорогу на Гао как-будто в трансе с затуманенными гла­зами, звенящими головами. Джефф, наконец, остановил Ровер на середине открытой площадки и тяжело опустился на колесо.

«Вы станови­тесь чемпионом, бо­рясь еще один pa-унд. Когда вое непре­одолимо, вы делае­те еще один раунд» -ДжейжДяс. Каптт

«Бесполезно», - пробормотал он. «Все бесполезною Я боль­ше не могу ничего видеть. Лучше вы видите». Через несколь­ко миль я тоже сдался. Последний остаток энергии раство­рился, и я больше не мог ясно видеть дорогу. Это была голо­вокружительная слепая езда сквозь туннель вспыхивающих, подпрыгивающих и пугающихся каждой тени, галлюцинаций. Смутно помня о том, что где-то справа должна быть речка, я свернул с дороги и ехал до тех пор, пока не показался берег грязного протока. Джефф и Герман тяжело дремали впере­ди и как только я остановился у скопле­ния пальм, они проснулись и, озираясь, стали спрашивать, что случилось. «Мы там».

Без вопросов и единого слова в от­ношении этого «там» мы вытряхнули спальные мешки из багажника и разло­жили на земле. Затем все потемнело.

РАЗДЕЛ VII

Размышления


«Прежде на­грады следует труд. Вы садите, а потом собираете урожай. Вы сеете слезы и пожинаете ра­дость». - Ральф Рзнсш
В

Ы МУДРЕЕ, ^М ВЫ О СЕБЕ ДУМАЕТЕ. Вы уже получили такой жизненный опыт, что если бы вы вычле­нили из него каждый бесценный урок, вы смогли бы превратить свою жизнь во что бы вы только захотели.

Вам следует развивать привычку рассматривать каждый свой жизненный опыт, как строительный фрагмент, пере­даваемый вам как раз в тот момент, когда вам бывает нужно сделать следующий шаг.

Ранее я говорил, что ключ к успеху лежит в установлении ясной цели и дальнейшем следовании ей вплоть до ее дости­жения. Острое чувство гордости и самоценности, которое со­провождает любое великое достижение, зажжет модель успе­ха в вашем подсознании. С этого момента и навсегда вы буде­те самомотивированы на повторение этой модели. Вы будете запрограммированы на жизнь!

Воспользуйтесь некоторым временем, чтобы проанализи­ровать и оценить ваш опыт. Запишите ценные уроки, которые

вы получили по жизни. Затем подумай­те о том чудесном опыте, который у вас впереди. «Смело действуйте, и не-

видимые силы придут к вам на по-

борьба, непрекра-

щающаяся битва, приносящая успех суровой действи­тельности, является ценой всех великих достижений». Орисон СветтМарцен.

ГЛАВА 26

Уроки жизни


«Ваше положе­ние определяется не столько тем, что дала вам жизнь, сколько тем, что вы в нее привнесли; не столько тем, что с вами происходило, сколько тем, как ваш ум взирал на происходящее» -ДжонХоушр Мнопер
М

ы сделали это! Мы пересекли Пустыню Сахару. Мы не спа­ли 4 дня, проследовав от Адрара дольше к северу, к берегам реки Нигер. Но мы все-таки это сделали. Первый значительный жизненный эк­замен был закончен. И мы его сдали.

Очень многое произошло с нами, но я не собираюсь сейчас в это вда­ваться. Я не буду рассказывать вам, как мы в конце концов, выбрались из Мали и как потом прорвались к реке Нигер, несмотря на листовки с приказами стре­лять «шпионов» и «военных контрабандистов», нелегально про­никших в страну и ускользнувших отовсюду, разосланные по всем дорогам, не говоря уже о попытках армии и полиции нас схватить.

Я не стану сообщать вам все детали произошедшего с нами на следующей, пересеченной нелегально, границе и того, как нам успешно удавалось миновать полицейские посты и избегать ареста по мере того, как мы глубже и глубже прони­кали в Западную Африку.

Я также не собираюсь рассказывать ни о тех странах, че­рез которые мы проехали вместе с полученным там опытом, ни о времени, проведенном с доктором Альбертом Швайцером в его больнице в Габоне, в Ламберене. Я не буду говорить о том, как нам чудом удалось избежать шанса быть убитыми ботинками и дубинками полицейских Конго и, наконец, спас­тись от смерти на пути к нашей безусловной цели, Южной Африке.

Вместо этого я закончу свою историю тем, что расскажу

вам о том, что я понял о жизни и об успехе, пересекая Сахару. Семь принципов длительного успеха

Большинство основных жизненных уроков мы получаем по прошествии времени, осмысливая произошедшее. Это своего рода возврат назад, ретроспекция, анализ того, что происходило.

Аристотель писал: «Мудрость это комбинация опыта и его обдумывания». Не уделяя времени на размышления, мы не можем тщательно собрать все крупицы собственного опыта, столь ценного и полученного в результате столкновения с тяжелейшими жизненными ситуациями. Размышляя над этим, мы учимся извлекать для себя уроки и мудрость, содержащу­юся в них.

Люди, имеющие некоторый опыт, но не имеющие им пользо­ваться, рискуют совершать одни и те же ошибки снова и сно­ва. Получая значительный опыт и извлекая из него каждый предложенный урок, вы можете овладеть невероятным коли­чеством знаний, достаточных для выполнения великих задач. Как писал Эммет Фокс: «Великие души извлекают значитель­ные уроки из незначительного опыта».

Вот семь принципов, которым я научился, пересекая Саха­ру. Вы можете применить их к любому брошенному вам судь­бой вызову и достичь с их помощью всего, чего только поже­лаете.

Урок

Самым важным шагом в достижении великого успеха в любой сфере является определение вашей цели и затем старт. Предпринимайте действия. Двигайтесь! Ваше желание начи­нать и двигаться вперед к своей цели без каких-либо гарантий на успех это то, что отличает победителя от проигравшего.

Мы начали в двадцатилетнем возрасте с 300$ у каждого. Наша цель заключалась в том, чтобы пересечь Северную Аме­рику из конца в конец, переплыть Атлантический океан, про­ехать через всю Европу из Лондона на Гибралтар и затем пересечь Африку от Марокко до ее юга. Это расстояние со­ставляло более 17000 миль, и мы проделали его за 12 месяцев. Но самым важным шагом был первый шаг. Все остальное пос­ледовало за ним.

Урок №2

Начав однажды двигаться в сторону вашей цели, никогда не считайте возможным для себя потерпеть неудачу. У нем-

ПРОЙДЯ МНОГО МИЛЬ

цев есть выражение dimmer vorne, nie zuruck». Всегда вперед, никогда назад.

Каждый, кто когда-либо достигал какого-либо успеха, де­лал это потому, что отказывался отступать, когда дела шли плохо. Ваша способность выстаивать перед лицом препятствий и разочарования является истинной мерой развития вашего характера и вашей личности.

Ваш уровень настойчивости - мера вашей веры в себя и ваши неограниченные способности. Ваше желание идти до конца жизненно необходимо для любого великого достиже­ния. Настойчивость - это всегда решение, которое вы прини­маете лично, в своем сердце. Это не то, что происходит вне вас. Это всегда то, что происходит внутри.

Урок №3

Величайшая цель в мире может быть выполнена, если толь­ко вы делаете «one oil barrel» at a time. Томас Карлисл однаж­ды написал: «Нашей величайшей задачей является не разгля­дывание того, что лежит в туманной дали, а выполнение того, что находится как раз под рукой». Если вы можете идти так же далеко, как можете видеть, затем вам откроется перспектива пройти еще дальше.

Ничто никогда не выполнялось бы, если бы прежде убира­лись все трудности и проблемы. Если вы будете ждать идеаль­ного стечения обстоятельств для того, чтобы начать, вы никог­да ничего не сделаете; ничто никогда не бывает во всем пра­вильным.

Единственное время, какое вы когда-либо будете иметь -сейчас, данный момент. То, что вы делаете в данный момент, и определяет ваше будущее. Если каждый день и каждый час своей жизни вы проживаете по максимуму, весь остаток ва­шей жизни сам позаботится о себе. Как говорит Библия: «Не заботьтесь о дне грядущем, он сам о себе позаботится».

Урок №4

Избегайте тех, кто отрицает. Ограждайте себя от тех, кто предупреждает вас о том, что вы потерпите неудачу или поте­ряете ваше время или деньги - что вы «умрете в пустыне».

Ассоциируйте себя с людьми позитивными - мужчинами и женщинами, которые оптимистичны и амбициозны. Отказы­вайтесь выслушивать возражения и причины, по которым вы не добьетесь успеха. Живите и работайте только с теми людь­ми, которые вас вдохновляют и хотят, чтобы вы добились ус-

УРОКИ ЖИЗНИ

пеха. Поймите, люди, которых вы выбираете своим окружени­ем, могут оказать больше влияния на вашу жизнь, нежели какой-либо другой фактор.

Урок № 5

Приветствуйте препятствия и трудности как ценные и не­избежные шаги на лестнице успеха. Помните, что трудно­сти приходят не для того, чтобы воспрепятствовать, но для того, чтобы подсказать в каждой трудности или препят­ствии кроется зерно равной или большей возможности либо пользы. Ваша задача найти его.

Наша поездка в Африку была чередой проблем. Мы сно­ва и снова оставались без денег. Мы напрягали каждый мус­кул наших тел, пытаясь на велосипедах проехать через Фран­цию и Испанию. Наш Лендровер постоянно ломался. Мы стра­дали от дизентерии, теплового удара и истощения. Но в свое время мы были готовы к пересечению Сахары.

Лишенные уроков, полученных в результате совершения ошибок, мы, несомненно, умерли бы в пустыне. Когда вы огля­дываетесь на любое великое достижение, вы обнаруживаете, что оно следствие многочисленных трудностей и уроков. Труд­ности - это цена, которую вы платите за ваш успех, а уроки -это то, что делает возможным ваши достижения. Как писал Сенека: «Огонь проверяет золото; напасти - силу человека».

Урок № 6

Четко представляйте себе свою цель и будьте гибкими в отношении ее достижения. Желайте перемен и попыток но­вого. Держите свое восприятие открытым, подвижным и гиб­ким. С желанием встречайте препятствия и корректируйте свой курс.

Гибкость - ключевое качество блестящих предпринима­телей. Они никогда не бывают непреклонными или зациклен­ными на отдельно взятом деле или действии. Они всегда с желанием рассматривают возможность того, что могут быть неправы, так же, как и альтернативные пути достижения сво­ей цели. Успех или неудачу определяет не то, что вы имеете, а то, что вы делаете с тем, что вы имеете. Ваша способность реагировать и приспосабливаться к жизненным обстоятель­ствам является истинной мерой того, кем вы являетесь, и чего вы скорей всего добьетесь.

Греческий философ Эпиктетус однажды сказал: «Обстоя­тельства не создают человека; они обнаруживают его перед

ПРОЙДЯ МНОГО МИЛЬ

ним самим». Вы понимаете, что собой представляете только, когда оказываетесь перед лицом великих невзгод или разоча­рований и решаете отступить или идти дальше. Этот настоя­щий тест; единственный вопрос заключается в том, сдадите ли вы его или провалите. Решение всегда остается за вами.

Урок № 7

Никто не достигает чего-либо в одиночку. На каждом шагу нашего путешествия люди помогали нам советом, едой, поддерж­кой и деньгами, а также, что особенно важно, своим теплом, доб­ротой и великодушием. Точно так же, как и в поворотные мо­менты вашей жизни, всегда находился кто-то, кто стоял рядом с вами, протягивал руку, предлагал совет, поддержку или просто говоря доброе слово. Как писал Джордж Шинн: «Не существу­ет такой вещи, как самообразующаяся личность. Вы може­те достигать ваших целей только с помощью других».

Мы никогда не забудем тех добрых людей, которые помо­гали нам на нашем пути через Францию и Испанию, семью, которая накормила нас и владелицу кафе, которая нас при­ютила. Мы никогда не забудем людей на Гибралтаре, которые помогли нам подготовиться к Африке, в том числе механиков в Марокко и Алжире, которые помогали нам с ремонтом. Мы никогда не забудем щедрость Монсьера Туэрни, который дал нам ту бесценную карту, которая спасла наши жизни, когда мы углубились в пустыню.

В конце жизни, что можно ценить больше, чем память о тех людях, с которыми мы жили и смеялись и которых люби­ли. Они были истинными составляющими богатства — истин­ными исполнителями нашего путешествия.

Итак, не бойтесь просить помощи. Эта отличительная чер­та людей с характером, сильных и мужественных. И охотно делитесь собой с другими. Это свидетельство ответственности, сострадания и величия человеческой личности.

Подводя итог

Пересечение Сахары настолько изменило мою жизнь, что после этого я никогда уже не чувствовал, что есть что-то такое, чего я не смогу сделать. Я чувствовал себя запрограм­мированным на успех на всю оставшуюся жизнь - хотя по­требовалось много лет на то, чтобы понять, что в действитель­ности произошло, и почему я стал чувствовать невозможность проигрыша.

УРОКИ ЖИЗНИ

Мне бы хотелось добавить, что у каждого есть Сахара, которую ему надо пересечь и, возможно, не одна. Вероятно, вы пересекаете свою личную Сахару прямо сейчас.

Каждый проходит периоды величайших трудностей - свой персональный ад и темные ночи души. Это свидетельствует о том, что жизнь посылает вам мужество, необходимое, чтобы достичь звезд.

Позвольте мне закончить свой рассказ стихотворением «Так держать!»:

Есть те, что в пустынях сомнений дрейфуют, И кто прозябает в безвестной тоске, Иные есть, те, кто покоем, рискуя, Свой путь проложили к небесной звезде.

Боритесь за правду, добро и веселье. Сомнения прочь! Так держать! Так держать! И пусть исполняется предназначенье Нам истинный рай на земле отстоять.

В том радость боренья и искра веселья, Чтоб людям служить, отдавая себя, Трудиться с усердием и вдохновеньем, Для каждого светочем счастья горя.

Позвольте стать миру к вам мягче, добрее. Пусть ваш

Наши рекомендации