Немцы называют это отступлением

Мы не знали, чего ожидать от Борджи Переза, и имели туманную надежду на то, что там найдется какая-либо механи-

ПРОЙДЯ МНОГО МИЛЬ

ческая мастерская. С тех пор, как мы обосновались в бараке, немцы решили не высовываться.

Без новых запчастей Фольксваген был безнадежен. Они решили, отобрать то, что им было нужно, и они могли унести, отдать нам остальное и подождать конвоя для дальнейшего передвижения.

Это было мудрое решение и лучшее в данных обстоятель­ствах, Джеффу и мне было бы жаль, если бы им это не удалось, особенно после всех трудностей и неудач, которые они пере­жили. Мы с облегчением согласились взять Германа с нами в Мали, откуда он сможет написать или созвониться с семьями каждого из четырех парней и рассказать им, что произошло.

В тот вечер Ганс и я отправились за Фольксвагеном, что­бы привезти его обратно. Пока Ганс прибивал поврежденное колесо, я загрузил все наши и большинство тяжелых вещей немцев из Фольксвагена в Лендровер. Мы оставили лежать на песке запасные шины с крыши и собранный запасной двига­тель. Затем мы связали оба наших средства передвижения буксирной веревкой и отправились назад в блокпост как раз, когда поднималось солнце.

Дальнейшая задержка

Когда мы подогнали Фольксваген к центральным воротам, дежурный подошел к нам и окинул нас презрительным взгля­дом. Затем схватил протянутые паспорта у Ганса и пересчи­тал их. Мы сказали ему, что трое из нас отправляются через несколько минут в Мали, и что нам нужно получить наши паспорта обратно прямо сейчас.

Он смерил меня взглядом и презрительно усмехнулся. «Они не будут готовы до 10 вечера», - фыркнул он. Мы должны будем за ними вернуться. На этот раз он удалился, не огляды­ваясь. Нам не потребовалось много усилий, чтобы возненави­деть этого парня.

Неожиданная удача

Если неожиданный поворот событий с автомобилем стал трагедией для немцев, для нас, конечно, не было ничего подоб­ного. К тому времени, как мы достигли Борджи-Переза, мы истратили три четверти бензина, и без тех 15 дополнительных баллонов, которые мы унаследовали, мы, безусловно, не достиг­ли бы Гао. Немцы также дали нам большую коробку с двумя гидравлическими домкратами, палатку, немного еды и лекар-

БОРДЖИ-ПЕРЕЗ

ства, включая таблетки от малярии. Обладание этими допол­нительными средствами сделало нас полностью экипирован­ными в поездке в Африку - конечно за исключением виз, ко­торые были близки к тому, чтобы стать нашей следующей большой проблемой.

Нет виз- нет путешествий

До тех пор, пока мы не въехали в Алжир, в Бени-Ониф, мы ничего не знали о том, что для посещения иностранных госу­дарств требуются визы. Само слово «виза» по нашему мнению предполагало какие-либо специфические обстоятельства или причины для въезда в страну, которые выходили за рамки про­стых мотивов и обычных путешествий. Наши паспорта позво­ляли нам въезд в Англию, Францию, Испанию, Гибралтар и Мор-роко без вопросов. Мы считали оплату в 14 динар за визы для въезда в Алжир большим неудобством, чем что-либо еще.

В конце концов, мы были только туристами. В то время как некоторые африканские нации начали поддерживать ту­ризм, Мали, определенно, не была одной из них. Когда Джефф, будучи в Алжире сделал запрос по поводу получения визы Мали, ему ответили, что канадцам не только запрещен въезд в страну, а также обязательно платить каждому по 40 $, что, несомненно, не являлось для нас большой удачей. Даже еще хуже, чтобы раздобыть визу в Мали, вы должны отправить паспорт в посольство Мали в Париже и ждать от четырех до шести недель, что, понятно, было совершенно для нас невоз­можно.

Серьезные последствия

Джеффу также рассказывали об этом четверо путеше­ственников, пересекших Сахару с конвоем, которым было от­казано в дальнейшем следовании не смотря на их готовность все оплатить, чтобы получить разрешение продолжить путе­шествие. Они вынуждены были ждать в Борджи-Перезе неде­лю прежде, чем северный пограничный конвой проследовал мимо с достаточным количеством бензина для того, чтобы заб­рать их с собой в Рэган.

Не смотря на этот рассказ, Джефф решил, что мы обой­демся и так, и вернулся без виз. Мы не имели ни малейшего представления о стране по имени Мали прежде, чем мы не прибыли в окрестности Гибралтара, а 80 $ было слишком боль­шой платой за возможность пересечения географического

ПРОЙДЯ МНОГО МИЛЬ

пространства, чьи достопримечательности не вызывали у нас никакого интереса. Мы решили сыграть в карты, пока время шло. Время работало на нас.

Личность, достойная успеха

Вероятно, важнейшим и наиболее уважаемым качеством в людях является «социальный» или «эмоциональный» ум. Это способность видеть и понимать других людей в сложной ситу­ации и затем эффективно разговаривать и действовать.

Политический здравый смысл требует, чтобы вы понимали динамику власти и воздействия на людей, а затем решали ка­кая реакция лучше подходит для получения максимальных преимуществ.

«Удача часто означает простое извлечение пользы из ситуации в подхо­дящий момент. Воз­можно создавать свою «удачу», будучи всегда подготовлен­ным» - Михаэль Копра

Несомненно, навыки политического мышления особенно часто востребуемы, когда вы злитесь, волнуетесь или смущае­тесь и меньше всего предрасположены, пользоваться собственными идеями. Вы должны оставаться спокойными и не­возмутимыми, если вам нужно принять правильное решение

Ваша способность мыслить, плани­ровать и действовать эффективно в стрессовых ситуациях определяет ваш успех в той же степени, в какой это де­лают остальные факторы.

ГЛАВА 24

Пересечение границы


«Красота души сияет, когда человек хладнокровно пере­носит одно тяжелое испытание за другим не потому, что не чув­ствует их тяжести, а потому что является обладателем высоко­го достоинства и геро­ического характера». -Аристотель
В

ЕЧЕРОМ ТОГО ЖЕ ДНЯ Прибыли Грузовик из Мали и остановился на ночь у барака. Шофер заинтере­совался нашим рассказом и поломан­ным Фольксвагеном, как и мы, заинте­ресовались всем, что он мог рассказать нам в отношении предстоящего пути.

Он сказал, что дорога достаточно плохая и подтвердил, что если у нас нет виз, нам не позволят въезд. Мы поинте­ресовались, есть ли какие - либо посты по ту сторону границы, где визы долж­ны будут быть подтверждены.

Таковые имелись. На 350 миле меж­ду Борджи-Перезом и Гао находилось 3 города, и в каждом имелся полицейский пост транспортного контроля. Он пока­зал нам свой паспорт и марки, проставленные на каждом по­сту в качестве подтверждения своего рассказа; он также уве­рил нас, что невозможно пройти без паспортов, страховки и визовой регистрации. Мы внимательно выслушали все, что он нам рассказал, но посмеялись над его пессимизмом.

Обратного пути нет

Мы продолжали убеждаться в том печальном факте, что в этом путешествии нет ничего легкого. Если это был не Ровер, это была полиция, дизентерия, жара или насекомые. Постоян­но что-то происходило, пока мы ехали к Логосу. Мы с таким же успехом могли, как либо пересечь границу, пройти погра­ничный контроль и как-нибудь добраться до Гао, чтобы сэко­номить достаточно бензина для того, чтобы достичь следую­щей страны.

ПРОЙДЯ МНОГО МИЛЬ

Настолько наивно, насколько это тогда могло быть, мы оценили весь риск такой процедуры. Если мы, будучи нелега­лами, будем пойманы, мы, определенно, угодим в тюрьму, и все наше имущество конфискуют. Это были не слишком прият­ные перспективы, но отступление было бы еще хуже. Мы дол­жны были попробовать и надеялись на лучшее.

Прощания

Больше нечего было говорить. Мы взяли адреса наших немецких друзей, пожали всем руки, пожелав друг другу удачи и пообещав найти друг друга, когда окажемся в более респек­табельной стране. Мы сошлись на этой дороге и приросли друг к другу, и снова вынуждены были оказаться каждый на своем пути. Возможно, однажды наши дороги снова пересе­кутся.

К 10 часам вечера мы подъехали к центральным воротам темнеющего форта с тем, чтобы забрать наши паспорта и на­полнить водой наши канистры. По истечении 45 минут неве­роятной неразберихи мы получили паспорта и воду и немед­ленно отправились к пограничному городу Тессалит в Мали, находящемуся в 75 милях к югу.

Местность снова меняется

Даже в темноте, направляясь к Мали, мы могли видеть и чувствовать, что обширная бесплодная пустыня осталась по­зади. Тучки торчащей травы и небольшие островки полыни начали попадать в скалистой местности, прилежащей к Борд-жи-Перезу. Огни Ровера выхватывали низкорослые деревья, неожиданно появляющиеся вдоль дороги.

Появление редкой растительности воспринималось допол­нительным комфортом. Казалось, природа, перестраховываясь, хотела предстать перед нашим основным противником. Она составляла физические и политические факторы в качестве наших основных трудностей для преодоления, являющихся следующей ценой, которую мы должны были заплатить за не­подготовленный въезд в Африку.

Мы были полностью лишены всего необходимого в на­ших жизнях. Мы прошли 1000 миль по пустыне, впереди у нас было 1000 миль неизвестности, и 50$ в кармане, и ни одной явной причины, по которой мы все это затеяли. Ощуще­ние такой незащищенности порождало странное чувство без­рассудной решимости; пока существовала конкретная един-

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГРАНИЦЫ

ственная цель, которой следовало добиваться — достижение Лагоса, Нигерия. Мы направлялись в этот город, как мудрецы, ведомые звездами в Вифлеем.

Отважный план

Герман ехал между нами, установив рычаг переключения скоростей на максимум. С тех пор, как у него появилась виза Мали, он мог передвигаться только в пределах следующей гра­ницы, где он должен был ждать следующей поездки в течение 2-3 дней. Транспорт на том участке дороги был не очень надеж­ным.

Герман почти исчерпал наше с Джеффом терпение. Он был не более чем самоуверенный, досаждающий и раздражающий лентяй. Мы были рады, что нам придется делить с ним компа­нию не дальше Тессалита. Он знал, что мы оставим его у доро­ги, если он начнет давать свои дурацкие советы. Он сидел тихо, пока мы обсуждали наши планы пересечения границы или дискутировали по поводу наших возможных действий в тех или иных обстоятельствах. Наш путь лежал строго вперед.

Нам предстояло проехать прямо к Тессалиту, оставить Гер­мана и как следует присмотреться к округе. Затем мы долж­ны были вернуться в противоположное направление, не спра­шивая о возможности безвизового въезда в Тессалит. Герман должен будет в случае необходимости уведомить полицию, которая, без сомнения будет весьма подозрительной, о том, что мы собирались дожидаться конвоя, чтобы отправиться на гру­зовиках из Бордж-Переза. Он скажет, что торопился и запла­тил нам, чтобы мы подвезли его в Тессалит, где он надеялся найти следующую оказию. История была неправдоподобной, но все же могла послужить некоторым оправданием.

После доставки Германа, мы собирались проехать вдоль дороги, пока не покажется пограничный пост и затем, повер­нуть на Запад в глубь страны и прочертить на нашем маршру­те дугу, которая приведет нас в обход пограничного поста вперед к дороге за милю от Тессалита. Дорога бежала более или менее строго на юг и, определяя направление по нашему компасу, потеряться, было просто невозможно.

Дороги ухудшаются

Водитель грузовика был прав в отношении плохих дорог. В соответствии с картой дорога бежала вдоль цепочки низких скалистых гор следующие 250 миль. Хотя это все еще была

ПРОЙДЯ МНОГО МИЛЬ

Сахара, песок начал перемещаться с камнями, а разбитая доро­га, вдоль которой ехал наш грузовик, поглощала существен­ные время и усилия.

Никаких мер не было принято по содержанию дороги в мало-мальски хорошем состоянии. Это было скопление рыт­вин и ям, в нескольких местах сужающееся до нескольких ярдов, превращая скорость, превышающую 20 миль в час, в опасную и сложную для езды. Осознавая, что у нас нет права на ошибку, мы старались ехать медленно. Если бы что-нибудь случилось с Ровером, нам было бы несдобровать.

Никакого сравнения

Никто не в состоянии оценить усилия сложного вожде­ния до тех пор, пока сам в течение многих часов не поездит по предательской дороге. Во время наших долгих предыдущих поездок через Канаду и Соединенные Штаты, Джефф и я мог­ли находиться без перерыва за рулем порядка двух дней. Од­нажды я даже проехал в одиночку без остановок 3000 миль от Ниагарского водопада к востоку от Ванкувера и затем на запад за 65 часов. Мне понадобилось 19 часов восстановительного сна, чтобы снова встать на ноги после этого путешествия. Без всяких сомнений, ничто не могло с этим сравниться.

Но я ошибся. Преодолевать препятствия этой извилистой дороги безлунной ночью, отдаляясь на сотни миль, от цивили­зации находясь в пути без сна в течение 4 дней, не имея ника­кого представления о том, что нас ждет впереди, было настоль­ко тяжело, что это просто невозможно было представить.

Без отдыха

Ехать на Лендровере по этой дороге означало постоянно маневрировать, пытаясь избежать ухабов и рытвин, ориентиру­ясь только в узком пространстве, освещенном фарами. Глаза водителя никогда не могли покинуть дорогу без опасности инцидента. Некто сгорбленный, дергающий и ускоряющий вра­щения рулем, прикованными к нему руками, погруженный в движение, напряженно палящийся сквозь затуманенные глаз­ные яблоки - вот портрет водителя, час за часом находящего­ся в пути.

Мы все были устремлены вперед, с локтями, упертыми в колени и глазами, устремленными на дорогу, пытаясь предуп­редить возможность следующего удара. Истекая потом от не­рвного напряжения, мы глотали аспирин, снимая вспыхиваю-

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГРАНИЦЫ

щую головную боль, которая была следствием жары и недосы­пания.

Единственной, осознаваемой нами вещью, была остановка на ночь, отдых наших утомленных тел и продолжение езды утром, когда у нас было немного энергии, и нам ясно было видна дорога. Мы не могли останавливаться. Было воскрес­ное утро.

По нашему мнению это был решающий фактор. Шансы, что полиция Мали будет менее бдительна в воскресенье, были достаточно велики, и если уже мы хватались за соломинку в своих попытках пересечь границу, то и самая тончайшая тра­винка могла нам сгодиться.

Четыре проблемных пункта

Наш план заключался в следующем. Достичь Гао незаме­ченными, для чего мы должны были бы проследовать полицей­ские посты и дорожные посты Тессалита, Агелока, Амефиса и Бурема. Эти четыре проблемных пункта были настолько про­странными, что нам оставалось рассчитывать только на удачу.

Мы должны были объехать Тессалит в темноте раннего утра, в то время как каждый еще спал. Нам нужно было объе­хать город Агелок сразу после рассвета и прежде, чем кто-либо встанет. Мы должны были проскользнуть мимо Анефиса в самый разгар полуденной жары, когда все спали. Добраться до Бурема мы должны были сразу после наступления суме­рек.

Следуя такой стратегии, мы в максимальной степени избе­жали бы риска быть обнаруженными той частью полиции, ко­торая все еще работала в воскресенье. В этом также заключа­лось преимущество возможности ясно рассмотреть окрестно­сти Тессалита, будучи в пути при свете дня. Это был не ахти, какой план, но он был единственным, какой мы имели.

Наши рекомендации