Назови марки легковых машин»

«Жигули», «мерседес» … ,

25. «Выставка автомобилей».Ребенок-экскурсовод рассказывает о машине, дети-экскурсанты зада­ют ему вопросы, затем экскурсоводом становится другой малыш.

Скороговорки и стихи

1.Я вчера летал в ракете, на далёкой был планете.

Там обедал в синеве, а под вечер был в Москве.

2.Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай — отправляется трамвай.

3.Мы построили ракету, улетаем в ней сейчас.

Пусть высоко и далёко понесёт ракета нас!

Космонавты захотят — и на звёзды полетят!

Космонавты, космонавты, вам привет от всех ребят!

4.Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает,

Отправляется в полёт наш красивый вертолёт.

5.Лодки по морю плывут, люди вёслами гребут.

6.Флот плывёт к родной земле, флаг на каждом корабле.

7.Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель,

И матросы две недели карамель на мели ели.

8.Загудел паровоз и вагончики повёз: —

Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко я укачу.

9.В час, когда на небе синем утром солнышко встаёт,

Интересная машина выезжает из ворот.

Серебристою струёй пыль смывает с мостовой,

Подметает, подбирает все соринки до одной.

Как проедет — чисто станет, и метлы не надо брать...

Вот такую б нашей маме, чтобы дома подметать.

(С. Баруздин)

10. На площади, на улице красивый теремок,

А каждый им любуется, спешит на огонёк.

Горит большая буква «М» — входите, дверь открыта всем!

Вхожу — и мне не верится: во сне ли, наяву,

На лестнице-чудеснице не еду я — плыву.

Плыву, спускаюсь плавно я — лишь ветерок сквозной...

А вот и чудо главное стоит передо мной.

Не конь-огонь, не белый слон, а лёгкий голубой вагон!

Открылся он, меня впустил и покатил что было сил.

Мигнул я — и не верится: плыву по новой лестнице!

Уже не вниз, а вверх плыву — и в город выхожу, в Москву!

(И. Векшегонова)

Загадки

1.Лом по улице идёт, на работу всех везёт,

Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках.

2.На четыре ноги надевали сапоги.

Перед тем, как надевать, стали обувь надувать.

3.Этот конь не ест овса, вместо ног — два колеса.

4.Железные избушки прицеплены друг к дружке,

Одна из них — с трубою, ведёт всех за собою.

5.В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит.

Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, Меж собою говорит.

6.Без разгону ввысь взлетает, стрекозу напоминает,

Отправляется в полёт с аэродрома...

7.Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.

И горят в глазах жука два блестящих огонька.

8.Чудо-дворник перед нами: загребущими руками За одну минуту сгрёб преогромнейший сугроб.

9.По прямым стальным дорожкам ходят красные дома, Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма.

10.Железный нос в землю врос, роет, копает, зеркалом сверкает.

11.Чудо-птица, алый хвост, прилетела в стаю звёзд.

12.Я в любое время года и в любую непогоду

Очень быстро в час любой провезу вас под землёй.

13.Ходит город-великан на работу в океан.

14.Паровоз без колёс! Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошёл? Прямо по морю пошёл!

15.Когда он нужен, его выбрасывают, Когда не нужен, его поднимают.

16.Едет воз без колёс и следов не оставляет.

17.Под водой железный кит, днём и ночью кит не спит. Днём и ночью под водой охраняет твой покой.

18.Сам вагон открыл нам двери, в город лестница ведёт! Мы своим глазам не верим: всё стоит, она идёт.

Отгадки: 1. Автобус, троллейбус. 2. Колёса (шины). 3. Велосипед. 4, 5. Поезд. 6. Самолёт. 7. Вертолёт. 8. Автомобиль. 9. Снегоочистительная машина. 10. Трамвай. 11. Ракета. 12. Метро. 13. Корабль. 14. Пароход. 15. Якорь. 16. Лодка. 17. Подводная лодка. 18. Эскалатор.

Пословицы и поговорки

1.Большому кораблю большое плавание.

2.Телега впереди коня не ходит.

Продукты питания

В продуктах питания содержатся много витаминов и питательных ве­ществ. Разнообразное и правильное питание помогает детям быстрее рас­ти, быть сильными и здоровыми. Постепенно ребята знакомятся с назва­ниями продуктов питания, узнают, что первые блюда — это супы, борщи, рассольники, щи, бульоны, уха. Уха готовится из рыбы, а остальные блю­да — из овощей и мяса. Варят их в кастрюле, половником наливают в глубо­кие тарелки и едят ложкой. Вторые блюда: котлеты, пельмени, бифштекс, тефтели и т.д. — едят вилкой из мелких тарелок, при необходимости поль­зуются ножом. Готовятся они не только в кастрюле, но и на сковороде. Са­латы — это холодные блюда, они готовятся из овощей. Из яблок, груш и других фруктов и ягод варят компоты, кисели, варенье. Такие блюда подают на десерт.

Много труда и любви требуется маме, чтобы приготовить вкусный обед для детей, и лучшей благодарностью ей за это будет хороший аппетит каждого ребёнка. Чтобы увидеть на мамином лице улыбку, следует обяза­тельно сказать: «Как всё было вкусно!»

Но самым главным продуктом является хлеб. Недаром в народе го­ворят: «Нет хлеба, так нет и обеда».

План рассказа о продуктах питания

1.Название.

2.Откуда он завезён.

3.Как растёт. Когда и как собирают урожай.

4.В каком виде его едят.

5.Как и что можно из него приготовить.

Примерный рассказ о картофеле

Картошка — это овощ, растёт в земле, над землёй видна только ботва. В конце лета собирают урожай: выкапывают клубни картофеля.

Картошка для средней полосы — это второй хлеб, без которого не обходится ни одна семья. Её можно ва­рить в кастрюле, жарить на сковороде, предваритель­но почистив. Картошку можно печь «в мундире» (в кожуре) — в печке, в духовке или на костре. Из картошки готовят пюре, соусы, её кладут в супы, борщи и другие первые блюда, а также в салаты.

Примерный словарь

Существительные: каша(гречневая, манная, рисовая, пшённая, перловая, пшеничная); макароны, блины, булочки, пироги, бутерброды; масло, молоко, сыр, сметана, сливки, кефир, творог, йогурт; какао, кофе, компот, соки; пюре, гарнир, соус; ботва, клубни; весы, гиря, кухня, плита, вегетарианец; хлебороб, полевод, агроном, удобре­ние, посев, уборка урожая, приёмщик, хлебозавод, печка, лоток, сортировка, комбайнёр, механизатор, плуг, борона, ток, элеватор, нива, колос, коса, комбайн.

Глаголы: взвешивать, отпускать, готовить, жарить, варить, печь, солить, наливать — выливать, подливать, переливать, добавлять — убавлять, приносить — уносить, заказать, дежурить, мыть, вытирать; пахать, бороновать, убирать(урожай), косить, очищать, молотить, сортировать, месить(тесто), печь(хлеб).

Прилагательные: вкусный — невкусный, сладкий — горький, горячий — холод­ный, мягкий — чёрствый(хлеб), жирный — постный, сытый — голодный, ароматный, кислый, жидкий — густой, крутой, свежий, чёрный, белый, серый (хлеб).

Наречия: жарко, горячо, холодно, вкусно, тяжело, легко, быстро, долго(жа­рится), утром, днём, вечером.

Дидактические игры

1. «Первое, второе, третье, десерт».На каждое слово дети называют несколько блюд. Кто больше вспомнит.

2. «Какое блюдо?»Борщ — первое, кофе — третье... (Для обогащения словарного запаса детей нужно называть много блюд.)

3. «Как называется?»Приём пищи (еда) утром — завтрак, днём — обед, после тихого часа — полдник, вечером — ужин. (При опросе можно не соблюдать последова­тельность и давать эти названия вразбивку.)

4. «Когда бывает?»Ужин — вечером, завтрак — утром...

5. «Молоко, мука».Дети называют продукты, получаемые из муки, из молока.

6. «Кислое, сладкое, горькое».Кислое — лимон, квас, яблоко, уксус; сладкое — конфета, шоколад, сахар, варенье; горькое — перец, горчица, лекарство, редька, хрен.

7. «Борщ, суп».Дети называют продукты, которые кладут в борщ: капусту, картошку, свёклу, морковь, перец, лук, томат, соль.

8. «Жарим, варим».Дети называют продукты, которые можно жарить или варить.

9. «Найди общее».Обучающий называет несколько хлебобулочных продуктов, общее — мука; молочные продукты — молоко; крупы — из них можно варить каши. все они — из зерна; овощи; фрукты и другие группы продуктов.

10. «Найди лишнее».Молоко, булочки, творог, кефир: лишнее — булочки, так как они и.-; муки, а остальное — из молока; суп, борщ, котлеты, уха: лишнее — котлеты, это второе блюдо...

11. «Что получится?»Из яблок — компот, сок, варенье, джем; из овощей — салаты, вторые блюда (пюре...); из молока...; из муки...

12. «Лесные продукты».Плоды, грибы, ягоды, лекарственные травы.

13. «Морские продукты».Рыба, раки, устрицы, черепахи, морская капуста, креветки...

14. «Вегетарианец».Детям предлагают перечислить продукты, которые есть вегетариа­нец (обучающий предварительно объясняет, кто такой вегетарианец).

15. «Продуктовые магазины».Ребята перечисляют названия продуктовых магазинов: булочная, «Мясо», «Рыба» и др.

16. «Опиши продукт».Детям нужно составить по плану рассказ

17. «Отгадай по описанию».Белое, мягкое, влажное, получено из молока — творог...

18. «Что нужно?» Для пельменей — мясо, мука, сметана; для котлет — мясо...

Беседа о хлебе

1. Почему колос называют домом?

2. Какого цвета спелый колос?

3. На каком столбе «дом»?

4. Почему он золотой?

5. Почему он ходит ходуном?

6. Почему нива волнуется?

7. Что обо всём этом говорится в загадках?

8. Чем различаются зёрна ржи и пшеницы?

— У пшеницы зерно покрупней и потолще, у ржи — длиннее и тоньше.

9. Как достают зёрна из колоса?

10. Какие зерновые культуры вы ещё знаете?

— Овёс, гречиха, ячмень, просо, рис.

11. Как называется мука из овса?

— Толокно, а овсяные хлопья — «Геркулес».

12. Что такое пшено?

— Это очищенное просо.

13. Какие крупы вы знаете?

— Манная, овсяная, пшённая, рисовая, пшеничная, гречневая, перловая.

14. Что варят из круп?

— Кашу, суп, плов, запеканку.

15. Из чего делают чёрный (белый) хлеб?

16. Какие машины помогают получить зерно?

17. От зерна — к булочке, что для этого надо?

18. Какие профессии нужны, чтобы хлеб попал к нам на стол?

19. Как следует относиться к хлебу?

20. Почему некоторые покупатели берут только половинку хлеба?

— Чтобы хлеб не оставался; если всё-таки остаётся, из него сушат сухарики, которые можно долго хранить.

21.Прогулка в поле.

Рассказ о том, что видели в поле.

Скороговорки и стихи

1.«Завтра,— думал я вчера,— сяду завтракать с утра».

Завтрак тут, а где же завтра? Я сегодня сел за завтрак.

2.Напекла Иришка куклам по коврижке.

Нравятся коврижки Гришке и Маришке.

3.Саня любит сушки, а Соня — ватрушки.

4.Хорош пирожок, внутри творожок.

5.Приготовила Лариса для Бориса суп из риса,

А Борис Ларису угостил ирисом.

6.Наш Петруша знает дело, хоть спросите целый класс,

Бутербродов двадцать смело за один съедает раз.

7.Собираем в августе урожай плодов.

Много людям радости после всех трудов.

Солнце над просторными нивами стоит,

И подсолнух чёрными зёрнами набит.

8.Простокваши дали Клаше — недовольна Клаша:

«Не хочу я простокваши, дайте просто каши!»

Дали вместо простокваши каши нашей Клаше.

«Не хочу я просто каши так, без простокваши!»

Дали вместе с простоквашей каши нашей Клаше.

Ела-ела Клаша кашу вместе с простоквашей,

А поев, «спасибо» всем сказала Клаша.

9.Зарумянились вишня и слива, налилась золотистая рожь,

И, как море, волнуется нива, и в траве на лугах не пройдёшь.

10.Будто солнце, улыбаясь, на соломке золотой

Дремлет, медленно качаясь, ржи колосик молодой...

11.Рос сперва на воле, в поле,

Летом цвёл он, колосился,

А когда обмолотили,

То в зерно вдруг превратился,

Из зерна — в муку и тесто,

В магазине занял место...

Вырос он под синим небом,

А пришёл на стол он хлебом.

12.Дуйте, дуйте, ветры, в поле, чтобы мельницы мололи,

Чтобы завтра из муки испекли нам пироги.

13.Хлеб ржаной, батон и булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

14.Бублик, буханку, батон и баранку

Пекарь из теста испёк спозаранку.

15.В котелке уха ершится, петушится костерок.

Ложке в сумке не лежится — так и лезет в котелок.

Месяц рыжий — нос картошкой, рот разинул до ушей,

Тоже хочет поварёшкой зачерпнуть моих ершей.

Загадки

1.Я пузырюсь и пыхчу, жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня, посадите в печь меня.

2.Чёрная гора, а всем мила.

3.Он бывает с творогом, с рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает, в печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо.

4.Что на сковородку наливают, а потом вчетверо сгибают?

5.Маленькое, сдобное колесо съедобное,

Я одна его не съем, разделю ребятам всем.

6.В воде родится, а воды боится.

7.Бел, как снег, в чести у всех, в рот попал, там и пропал.

8.Белая водица всем нам пригодится,

Из водицы белой всё, что хочешь, делай:

Сливки, простоквашу, масло в нашу кашу,

Творожок на пирожок.

Кушай, Ванюшка, дружок!

Ешь да пей, гостям налей и коту не пожалей.

9. Весь из золота отлит, на соломинке стоит.

10.Не море, а волнуется.

11.Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят.

12.Вырос в поле дом, полон дом зерном.

Стены позолочены, ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом.

13.Какой конь землю пашет, а сена не ест?

14.Идёт конь стальной, рычит, сзади плуги волочит.

15.В землю тёплую уйду, к солнцу колосом взойду,

В нём таких, как я, будет целая семья.

Отгадки: 1. Тесто. 2. Ржаной хлеб. 3. Пирог. 4. Блин. 5. Бублик. 6. Соль. 7. Сахар. 8. Молоко. 9. Колос. 10. Нива. 11, 12. Колос. 13, 14. Трактор. 15. Зерно.

Пословицы и поговорки

1.Хлеб — всему голова.

2.Хлеб — наше богатство.

3.Нет хлеба, так нет и обеда.

4.Пока есть хлеб да вода, всё не беда.

5.Без соли, без хлеба плохая беседа.

6.Матушка-рожь кормит всех сплошь.

7.Зёрнышко к зёрнышку составит мешок.

8.Холод хлеб растит, тепло колос наливает.

9.Много снега, много хлеба.

10.Баловством хлеба не добудешь.

11.Что посеешь, то и пожнёшь.

12.Кто трудиться рад, тот и хлебом богат.

13.Не потрудиться, так и хлеб не родится.

14.Голод — лучший повар.

15.Щи да каша — пища наша.

Посуда

Посуда бывает чайная и столовая. Первая требуется для чаепития: это чайники для кипятка и для заварки, чайные чашки, ложечки, блюдца, са­харницы, маслёнки, вазы для конфет и печенья. Столовая посуда — это глубокие тарелки для первых блюд, мелкие — для вторых, ложки, вилки, нож!:

Посуду изготавливают из разного материала: стекла (стаканы хрусталя (вазы); фаянса, фарфора, глины (чашки и тарелки). Из чугуна делают сковородки; из железа, покрытого эмалью, — кастрюли, таз;: из стали — ножи.

Посуда из стекла, фаянса, фарфора и глины при ударе бьётся — с не: надо быть осторожными; стеклянная и железная посуда быстро провод;: ~ тепло — невозможно удержать стакан или кастрюлю с кипятком голой рукой. После еды посуду следует тщательно мыть в тёплой воде с моющими средствами, затем сушить или вытирать чистым полотенцем.

План рассказа о посуде

1.Вид.

2.Части данной посуды.

3.Из чего изготовлена.

4.Свойства.

5.Назначение.

6.Уход.

Примерный рассказ о чашке

Чашка — это чайная посуда. У чашки круглое дно, круг- лые гладкие стенки и ручка; она может быть белой, голубой, красной и т. д. Сделана из фарфора; если упадёт — разобьётся. Стенки чашки не сразу проводят тепло — из неё удобно пить чай.

Для чаепития используется чашка с блюдцем. Кипяток наливают из большого чайника, а заварку — из малень­кого, щипчиками кладут в чашку кусочки сахара, а сахарный песок — чай­ной ложечкой. Размешивая, нельзя быстро крутить ложечкой внутри чаш­ки, стучать по её краям, по стенке. После чаепития посуду моют, насухо вы­тирают чистым полотенцем и ставят на место.

Из чашки пьют не только чай, но и другие напитки: молоко, сок, компот, какао.

Примерный словарь

Существительные: поднос, половник, солонка, маслёнка, хлебница, сахарница, дуршлаг, чашка, кружка, стакан, кастрюля, чайник, сервиз; железо, стекло, фарфор, глина, пластмасса, картон, чугун, сталь.

Глаголы: накрывать(на стол), подавать, ставить, уби­рать, складывать, сушить, вытирать, чистить, разбить, склеить, купить, продать.

Прилагательные: чайная, столовая(посуда), глубокие, мелкие(тарелки),большие, маленькие(ложки), острый, длинный — короткий(нож), круглый, прямоугольный, квадратный(поднос), гладкий, гранёный(стакан); стеклян­ный, глиняный, фарфоровый, железный, чугунный.

Наречия: горячо — тепло, холодно — жарко, грязно — чисто, вдребезги.

Дидактические игры

1. «Назови посуду» Чайная — чашка, ...; столовая — тарелка...

2. «К какому виду относится?» Сахарница — чайная посуда, салатница — столовая...

3. «Из чего сделана?»Стакан — из стекла, кастрюля — из железа, чашка у куклы — из пласт­массы, блюдце у мишки — из картона...

4. «Какая посуда?»Ваза из хрусталя — хрустальная ваза, глиняное блюдце, желез­ный таз...

5. «Устроим чаепитие».Дети накрывают стол к чаю и называют чайную посуду, затем вежли­во угощают гостей (настоящих или кукол).

6. «Накроем стол к обеду».Дети называют столовую посуду и расставляют её для двух персон.

7. «В какой посуде?»Варят — в кастрюле, жарят — на сковородке, едят — из тарелок, пьют — из чашек, стаканов, кружек, бокалов.

8. «Первое, второе, третье, десерт».Дети называют, какая посуда нужна для тех или иных блюд: для перво­го — глубокая тарелка и ложка...

9. «Как называется?»Посуда для сахара — сахарница...

10. «Почему так называется?»Супница — в неё наливают суп...

11. «Назови части».Нож — лезвие, ручка; ведро — стенки, дно, ушки, ручка...

12. «Опиши предмет».Дети составляют рассказ о какой-нибудь посуде.

13. «Отгадай по описанию».Большой круглый ковш с длинной ручкой, дно ковша всё в дырках — дуршлаг.

14. «Чего не хватает?»Демонстрируются картинки или предметы: чайник без носика или крышки, кружка без ручки, кастрюля без дна...

Сложи целое».

Кому нужна эта часть?»

17. «Найди общее».Чашка и кружка — они круглые, гладкие, устойчивые, белого цвета; из них можно пить; у них есть ручка.

18. «Найди разницу».Чашка и кружка — чашка сделана из фарфора, а кружка — из железа; чашка бьётся, а кружка — нет; фарфор плохо проводит тепло — из чашки хорошо пить чай, не обожжёшь губы кипятком; железо быстро нагревает­ся, и горячий чай из кружки сразу пить нельзя, можно обжечься.

19. «Бьётся или не бьётся?» Стакан — бьётся, ложка — не бьётся...

20. «Отбери правильно».Ребенок отбирает картинки с изображением чайной или столовой посуды; бьющейся и той, которая не бьётся; окрашенной в один цвет; сделанной из одного материала.

Магазин».

Чудесный мешочек».

Скороговорки и стихи

1.— Послушай, на С назову я посуду:

Стакан, сковородка, солонка и кошка.

— А кошка откуда?

— Залезла в окошко. Спроси лучше кошку: откуда пришла

И вся ли посуда на кухне цела?

2.Закопчённую кастрюлю Юля чистила песком,

Три часа в корыте Юлю мыла бабушка потом.

3.Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос,

Мне Валерка тарелку на подносе принёс.

4. Очень часто бьются у Танечки блюдца.

5. Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали.

6. И ответила посуда: «Было нам у бабы худо.

Не любила нас она, била, била нас она,

Запылила, закоптила, загубила нас она.

Оттого-то мы от бабы убежали, как от жабы,

И гуляем по полям, по болотам и лугам».

7. Как неряха оправдывается?

Вилка однажды споткнулась о крошку,

Падая, стукнулась вилка об ложку,

Ложка, взлетев, угодила в окрошку,

Брызги на книжную сели обложку.

8. Вот кастрюля, поварёшка, вот тарелочка, вот ложка! Плошки, полные сластей, пригласили мы гостей.

Воробей проверил плошки:

«Чик-чирик! Всё понарошку?»

9. Что за сёстры! Прямо чудо!

Эта вымыла посуду,

Та посуду вытирает, ставит всё на полки,

Ну а третья подбирает на полу осколки.

Загадки

1.Из горячего колодца через нос водица льётся.

2.Щука в море, а хвост на заборе.

3.Сама не ем, а людей кормлю.

4.Ходит он из края в край, режет чёрный каравай.

5.Из меня посуду тонкую, нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор, называюсь я ...

6.Новая посуда, а вся в дырах.

7.Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

8.Как начнёт говорить-разговаривать,

Надо чай поскорее заваривать.

9.На голове пуговка, в носу решето,

Одна рука, да и та на спине.

10. Если я пуста бываю, про тебя я забываю,

Но, когда несу еду, мимо рта я не пройду.

Отгадки: 1. Чайник. 2. Половник. 3. Ложка. 4. Нож. 5. Фарфор. 6. Дурш­лаг, сито, решето. 7-9. Чайник. 10. Ложка.

Пословицы и поговорки

1.Пустая посуда громче гремит.

2.Не пытайся налить с верхом.

3.Каждая посудина знает своё место.

4.Посуда бьётся — к счастью.

5.У грязнули — и тарелка черна, у чистюли — и сковородка бела.

6.Без труда не отмоешь добела.

Семья

Каждый ребёнок живёт в семье. Семья — это мама, папа, бабушка, дедушка, братья и сестры.

Ещё в дошкольном возрасте ребёнок должен знать имена и отчества родителей, бабушки, дедушки, имена братьев и сестёр, если они есть. Он должен понимать простейшие родственные связи в семье: бабушка — мама папы или мамы, чей папа дедушка, кто ему Катя или Вова. Желательно знать имена и отчества близких родственников и определять, чей брат — дядя и чья сестра — тётя. Понимать, что их дети, в отличие от родных, дво­юродные братья и сестры.

Старшие дети помогают родителям в домашних делах, младшим — в их играх, защищают и объясняют непонятные слова.

Хорошо, если ребёнок знает, где и кем работают его родители. Когда в доме говорят о работе, особенно если подчёркивают её необходимость, ребёнок начинает ещё больше гордиться своими родителями, считая их самыми важными.

Примерный словарь

Существительные: семья, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тётя, родня, родственники, фамилия, имя, отчество, помощь, обязанность.

Глаголы: любить, слушаться, помогать, приглашать, бла­годарить, приветствовать, здороваться, прощаться, за­щищать, объяснять.

Прилагательные: родной — двоюродный, старший — младший, вежливый, приветливый, ласковый, важный, нужный, счастливый.

Дидактические игры

Назови имя, фамилию».

Как зовут папу?»

—Меня зовут Маргарита Ивановна. Как же зовут моего папу?

—Иван.

3.«Назови отчество».Михаил — Михайловна (ответ девочки), Михайлович (ответ мальчика)...

4.«Что это?»Борис — имя, Борисовна (Борисович) — отчество, Борисов — фамилия...

5. Что лишнее?»Маша, Соня, Семёнов, Лена: лишнее слово Семёнов, это фамилия, а все остальные слова — имена.

Наши рекомендации