Добавь деревянные части к дому».

Двери, рамы, подоконники, полы, порог, плинтусы, перила...

Назови материал».

Дом — кирпичный, бетонный; полы в спальне, детской — паркетные, пол на кухне — линолеум; стены — дерево, кафель, обои...

14. «Назови цвет».Стены дома снаружи — серые; стены в комнатах, полы, двери и др.

15. «Что нужно делать?»Мыть, вытирать пыль, чистить, пылесосить...

Всё ли тебе нравится дома и во дворе?»

Что бы ты изменил?»

Скороговорки и стихи

1.Чтобы дом построить новый, запасают тёс дубовый,

Кирпичи, железо, краску, гвозди, паклю и замазку.

2.На лестнице нашей детишек не счесть,

Есть Саша, Наташа, и Машенька есть.

Два Жени живут на втором этаже,

Там жил ещё Паша, но вырос уже.

3.Маляры пришли вдвоём, обновили старый дом:

Был облезлый, скучный, голый, стал нарядный и весёлый!

Все ребята со двора малярам кричат: «Ура-а-а!»

4.Зайка дом построил в лесу, чтоб не видеть часто лису.

Поставил стены с большим окном,

Деревянные рамы с прозрачным стеклом.

В доме четыре стены с потолком.

Настелил зайка пол, прибил плинтуса,

На подоконник прыг: «Ах, идёт лиса!»

Зайка ко входу — прыг на nopod

И навесил дверь, как только мог.

Сложил печь из кирпичей,

Наварил из капусты и морковки щей.

Дым из трубы идёт по крыше

И уходит в небо всё выше и выше.

Вот вам, детки, части дома,

Они всем вам уже знакомы.

5.Новый дом растёт в квартале, с каждым днём он всё видней,

В нём ещё не зажигали электрических огней.

Скоро дом получит номер, проведут и газ, и свет,

И мы встретим в новом доме наступающий рассвет.

6.Мы на стройку с Юрой вместе прибежали в выходной —

Нет двора на прежнем месте, нету будки, проходной,

Увезли забор и доски.

Дом стоит на перекрёстке,

Дом на солнце заблистал, украшает весь квартал.

«В новом доме сто квартир, — говорит нам бригадир. —

Дом готов, оштукатурен.

Приходите в гости к Юре!»

7.Столяру хорошо, а инженеру — лучше,

Я бы строить дом пошёл, пусть меня научат.

Я сначала начерчу дом такой, какой хочу.

Самое главное, чтоб было нарисовано

Здание славное, живое словно.

Это будет перёд, называется фасад.

Это каждый разберёт: это ванна, это сад.

План готов, и вокруг сто работ на тыщу рук.

Упираются леса в самые небеса.

Где трудна работка, там визжит лебёдка;

Подымает балки, будто палки.

Перетащит кирпичи, закалённые в печи.

По крыше выложили жесть.

И дом готов, и крыша есть.

Хороший дом, большущий дом на все четыре стороны,

И заживут ребята в нём удобно и просторно!

(В. Маяковский)

Загадки

Стоит бычище, проклёваны бочища.

Ходит взад и вперёд, никогда не устаёт.

Всем, кто придёт, всем, кто уйдёт, она ручку подаёт.

Никого не обижает, а её все толкают.

Деревянная дорога, вверх идёт она отлого:

Что ни шаг, то овраг.

Поля стеклянные, межи деревянные.

Два братца друг на друга глядятся, век не сойдутся.

Я в дверях, и я в замке, я и в нотной строчке,

Я и гайку отвинчу, я смогу, если хочу,

Телеграмму передать и загадку отгадать.

Из трубы вьётся, а в руки не даётся.

Отгадки: 1. Дом. 2-4. Дверь. 5. Лестница, ступеньки. 6. Оконная рама. 7. Пол и потолок. 8. Ключ. 9. Дым.

Пословицы и поговорки

1. Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.

2.В гостях хорошо, а дома лучше.

3. Дома и стены помогают.

4. Мой дом — моя крепость.

Мебель

Существует несколько видов мебели: спальная, столовая, гостиная, кухонная. Они предназначены для разных целей: обязательный предмет для спальной — кровать или диван, для столовой — обеденный стол и стулья, а для кухни — буфет, мойка, холодильник.

Мебель делают в основном из дерева. Деревья пилят в лесу (пилой), там же обрубают ветки (топором), привозят на деревообрабатывающий завод, где с них снимают кору. Полученные брёвна распиливают вдоль на доски, а уже на мебельной фабрике из досок делается мебель. Зани­маются этим столяры, плотники, а особо красивую мебель создают краснодеревщики. Для этого нужны стол-верстак и инструменты: пила, топор, рубанок, молоток, плоскогубцы, долото, отвёртка и др. Сверху мебель покрывают лаком; тогда она выглядит красиво и с неё легче вы­тирать пыль.

Для изготовления мебели нередко используют железо и пластмассу; иногда из такого материала делают только отдельные части, например ножки стола, стульев, сиденья или спинки.

Мебель есть в каждом доме, в каждой квартире.

План рассказа о любом предмете мебели

1.Название.

2.Назначение.

3.Из чего сделана?

4.Откуда берётся материал?

5.Кто делает мебель?

6.Какие применяются инструменты?

7.Части мебели.

8.Уход за мебелью.

Примерный рассказ — «Стол»

Стол — это мебель. Столы бывают обеденные, письмен­ные, журнальные, компьютерные. За обеденным люди едят: завтракают, обедают, ужинают; за письменным — пишут, читают, рисуют, готовят уроки. На журнальном столике обычно лежат журналы, газеты, на компью­терном — всё, что относится к компьютеру. Столы дела­ются из гладких досок.

Обеденный стол состоит из крышки и четырёх ножек. Крышка быва­ет прямоугольная, круглая или квадратная, из одной доски или из несколь­ких (раскладной стол). Так же делаются и журнальные столики, только они меньшего размера.

В письменных и компьютерных столах есть много ящиков и отделе­ний. Если в письменном столе ящики только с одной стороны, то стол называют однотумбовым; если же с двух стороны, то двухтумбовым. В ящики кладут книги, тетради, бумагу и другие канцелярские принад­лежности: ручки, карандаши, линейки, ластики, треугольники, кнопки, скрепки, мелки, кисточки, краски и др. С мебели ежедневно следует стирать пыль.

Примерный словарь

Существительные: кресло, диван-кровать, тахта, шкаф, гардероб, тумбочка, сервант, буфет, ножка(стола, стула),спинка(стула, кровати ...), сиденье, ручка; столяр, завод, гарнитур, инструменты, сверло, рубанок, плоскогубцы, чертёж, стол-верстак.

Глаголы: ставить, расставить, вносить, выносить, пе­редвигать, убирать, чистить, мыть, ремонтировать, вытирать(пыль), починить, строгать.

Прилагательные: высокий — низкий, широкий — узкий, круглый, прямоуголь­ный, квадратный, большой — маленький, чистый — грязный, мягкий — твёрдый, деревянный, пластмассовый, железный, удобный, лакированный, блес­тящий, гладкий — шероховатый.

Наречия: умело, удобно, красиво, впереди, сзади, рядом, мягко, твёрдо, быстро, медленно.

Дидактические игры

1. «Расставим мебель».Ведущий называет предметы мебели, и дети распределяют их по ком­натам (по назначению): кровать— в спальной комнате, буфет— на кухне.

2. «Какая мебель?»Обучающий называет комнату, а ребёнок перечисляет мебель, кото­рая могла бы там быть.

3. «Для чего это нужно?»Обучающий называет предмет мебели, ребёнок — его назначение: кресло — «В кресло можно сесть и расслабиться, отдохнуть; спинка и си­денье в нём мягкие, для рук есть подлокотники — очень удобно сидеть!» Шкаф (гардероб) — «В шкафу хранится постельное бельё: простыни, подо­деяльники, наволочки, нижнее бельё. Всё это лежит на полочках. Верх­нюю одежду (платья, кофты, рубашки, брюки, костюмы), чтобы она не мя­лась, вешают на вешалки в шкафу».

4. «Назови части предмета».Стул — у стула мягкое или твёрдое сиденье, спинка и четыре ножки: шкаф —у шкафа три стенки: задняя и две боковые, верх, дно, дверь (двер­ки), ножки; внутри шкафа — полочки и вешалки.

5. «Найди общее».Ребёнок сравнивает два предмета мебели: стол и стул — у них по че­тыре ножки; кресло и стул, стул и табурет, кровать и диван и др.

Найди разницу».

Можно называть те же предметы, что и в предыдущей игре.

Что лишнее?»

Стенка, стол, кровать, стулья, сервант (лишнее — кровать, она стоит в спальне, а всё остальное — в столовой); полка, буфет, тумбочка, ка­стрюля (лишнее — кастрюля, это не мебель, а посуда).

Чего не хватает?»

Примерные картинки: стул без сиденья, кресло без левого (правого) подлокотника, письменный стол без ящика, шкаф без вешалки...

Отремонтируем».

Показываются те же картинки, а дети объясняют, что следует сделать и какие инструменты нужны для ремонта.

Какой предмет?»

Ведущий называет материал, из которого сделан предмет, а ребё­нок — какой он (прилагательное). Например: полка сделана из дерева — полка деревянная; ножки у стола из железа — ножки железные; кресло у куклы из пластмассы — кресло пластмассовое.

Следить надо не только за правильным образованием слов, но и за ис­пользованием грамматических форм рода, числа.

11. «Сложи правильно».

Ребёнок складывает рисунок из отдельных частей.

12. «Определи целое по части».

Ребёнку показывают отдельные части мебели: сиденье, ножка стула, спинка кровати. Нужно определить предмет и назвать его ос­тальные части.

13. «Опиши предмет».

Дети по устному описанию определяют предмет. Угадавший получает картинку с изображением этого предмета.

14. «Поможем кукле».

Поможем расставить мебель, привести в порядок комнату.

15. «А что у вас?»

Дети рассказывают о мебели, которая есть у них дома.

16. «Магазин».

Ребёнок-«покупатель» получает желаемый предмет мебели (картинку), если ответит на один-два вопроса «продавца».

17. «Лото».

(Описание этой игры давалось ранее.)

Скороговорки и стихи

(Выделенные слова нужно объяснить заранее.)

1.Кресло рассохлось — не починить, а на свалку выбросить жалко.

Буду друзьям и гостям говорить, что это кресло-качалка.

2.Недаром пахнет он сосной.

Пришёл он из глуши лесной.

Сочилась из его ствола прозрачная смола.

Видал он белку, этот стол, она карабкалась на ствол,

Царапая кору. Он на ветвях качал галчат

И слышал, как они кричат, проснувшись поутру.

Но вот горячая пила глубоко в ствол его вошла.

Вздохнул он и упал... И в лесопилке нор, рекой

Он стал бревном, он стал доской,

Потом в столярной мастерской четвероногим стал.

На нём чертёж я разложу, когда пора придёт,

Чтобы потом по чертежу построить самолёт.

(С. Маршак)

3.Я учиться не хочу. Сам любого научу.

Я известный мастер по столярной части!

Смастерю я вам буфет, — простоит он сотню лет,

Вытешу из ёлки новенькие полки.

У меня, как в мастерской, всё, что нужно, под рукой:

Плоскогубцы, и пила, и топор, и два сверла,

Молоток, рубанок, долото, фуганок...

Не даётся мне буфет. Сколочу я табурет,

Не хромой, не шаткий, чистенький и гладкий.

Вот и стал я столяром, заработал топором.

Я по этой части знаменитый мастер!

(С. Маршак)

4.Нужные работники — столяры и плотники!

Сработать мебель мудрена сначала мы берём бревно

И пилим доски, длинные и плоские.

Эти доски вот так зажимает стол-верстак.

От работы пила раскалилась добела.

Из-под пилки сыплются опилки.

Рубанок в руки — работа другая:

Сучки, закорюки рубанком строгаем.

Готовим понемножку то ящик, то ножку.

Сделали вот столько стульев и столиков!

(В. Маяковский)

Загадки

1.Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки.

2.Под одной шапкой четыре брата стоят.

3.Хоть у нас четыре ножки, мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас вы садились много раз.

Отгадки: 1, 2. Стол. 3. Стулья.

Профессия

Ещё в дошкольном возрасте в детском саду дети знакомятся с трудом взрослых. Воспитательница учит детей, няня убирает в группе, накрывает столы к обеду, повар готовит для всех еду плотник ремонтирует столы, стулья, кроватки, чтобы всем было удобно сидеть, спать; продукты для детского сада получает завхоз, привозит их на машине шофёр.

Наблюдая за строительством дома, дети узнают о таких профессиях, как инженер, монтажник, рабочий, сварщик, верхолаз (см. «Дом и его части»).

Экскурсия в иоле, на хлебозавод и последующая беседа о хлебе, ово­щах дают представление о профессиях хлеборобов и овощеводов.

Приходя в швейный цех, в ателье, дети знакомятся с трудом швей — ру­кодельниц и портных; в библиотеке наблюдают за работой библиотекаря, в школе с ними беседует учитель. Из бесед они узнают, что врач лечит людей, ставит градусники, чтобы измерить температуру, выписывает рецепты, делает уколы, мажет ранку йодом или зелёнкой. Художник рису­ет картины кистью и красками; артисты, выступают в театрах.

Постепенно дети начинают интересоваться профессией своих родителей: где и кем они работают, что конкретно делают. Хорошо, когда дома об этом говорят, и ребёнок, считая профессию мамы и папы самой важной, гордится этим.

План рассказа о любой профессии

1.Кем работает человек? 4. Какими инструментами пользуется?

2.Где он работает? 5. Что он создаёт?

3.Что он делает? 6. Какую пользу приносит?

(Демонстрируется картинка.)

Примерный рассказ о профессии сварщика

Этот человек — сварщик. Он работает, например, на стройке. Сваривает (соединяет) железные детали. Главным его инструментом является сварочный аппа­рат, ещё ему нужна защитная маска для глаз от летя­щих при сварке искр. Благодаря труду сварщика люди могут пользоваться газом, водой и другими удобст­вами в собственных домах.

Примерный словарь

Сварщик, сварочный аппарат, защитная маска, свар­ка, искры, щель, шов, сваривать, включать, выключать (аппарат).

При знакомстве малыша с любой профессией следует сначала под­робно объяснить новые, не знакомые для него слова. Ребёнок постепен­но эти слова запоминает, начинает ими пользоваться в речи, расска­зывая об этой профессии, и тем самым расширяет свой активный запас слов.

Дидактические игры

1. «Кто работает в детском саду?»Воспитательницы, врач, медсестра, няня, повара, плотник...

2. «Что они делают?»Воспитательница учит детей, ходит с ними на прогулки, экскурсии в зоопарк, в театр...

3. «Кто это делает?»Лечит людей врач, учит в школе учитель, продаёт вещи в магазине про­давец, продавщица; шьёт одежду портной, портниха и т. д.

4. «Чем занимаются люди этих профессий?»Медсестра делает уколы, библиотекарь работает в библиотеке, худож­ник рисует картины, певица поёт на сцене театра...

5. «Кому что нужно?»Метла -дворнику, сапожная щётка -истильщику обуви, скальпель — хирургу, глина и гипс — скульптору, сумка для писем и газет — почтальону. тележка для перевозки грузов на вокзале — носильщику и т. д.

6. «Что нужно человеку этой профессии?»Плотнику -пила, молоток, клещи, топор, рубанок, верстак и др.; сте­кольщику — молоток и гвозди; парикмахеру — ножницы, расчёски, фен, зеркало: садовнику -лопата, секатор...

7. «Кого позовём?»Если погас свет — позовём электрика; заболел ребёнок — врача; пахнет газом — газовщика; срочно надо поехать куда-то — таксиста; нет воды в кра­нах или они текут — водопроводчика; кран или замок в дверях не работают -слесаря; побелить или покрасить стены — маляра...

8. «Кто играет на этом инструменте?»Играет на рояле -пианист,, на баяне -баянист, на скрипке -скрипач, на гитаре -гитарист, на гармошке -гармонист.

9. «На чём играет музыкант?»Арфистка — на арфе, трубач — на трубе, барабанщик — на барабане.

10. «Люди каких профессий принимают участие в строительстве
и отделке дома?»Инженеры, рабочие, кровельщики, паркетчики, штукатуры...

11. «Кто что делает».Паркетчик настилает паркеты; сварщик сваривает трубы и другие железные предметы, необходимые при строительстве дома, и т. д.

12. «Кто выращивает и убирает хлеб?»Агрономы, полеводы, трактористы, комбайнеры...

13. «Чего не хватает?»Детям показывают картинки: футболист без футбольного мяча, хок­кеист без шайбы или клюшки, лыжник с палками, но без лыж и др.

14.«Наведи порядок, что кому».Обучающий предлагает детям раздать картинки (предметы): иголку с ниткой — портнихе; бинт, градусник, йод — врачу; книги, тетради, ручку — учителю.

15.«Лото».Взрослый называет инструмент, а ребёнок показывает или перевора­чивает картинку, где изображён тот, кому нужен этот инструмент: нож­ницы — портнихе, парикмахеру; кисть — художнику; пианино — пианисту, музыканту и т. д.

16.«Магазин».Каждый ребенок запоминает «свою» профессию, затем дети при­ходят «в магазин» и «покупают» те «инструменты», которые им нужны для работы.

Наши рекомендации