Игры с гласными звуками и буквами (а, о, у, э, и, ы)
Изобразим и споём».
По заданию обучающего ребёнок, глядя в зеркало, придаёт губам форму гласных букв, а затем поёт их: А — открывает широко рот; И — губы в улыбке, рот открыт на палец и др.
Что я хочу спеть?»
Дети отгадывают буквы по немой артикуляции.
3. «Что надо сделать?»
Чтобы правильно произнести Э, надо опустить нижнюю челюсть, во рту будет виден конец языка; на Ы рот откроем пошире, чем при И, и улыбнёмся, во рту тоже виден язык.
4.«Сравни и найди букву».
Обучающий говорит, например: «Алёнушка плачет», — ребёнок произносит звук ааа, затем находит букву А.
5. «Назови и покажи».
Один ребёнок произносит гласный звук, а другой произносит звукоподражание и находит букву. Пример: О — «зубки болят» (поёт звук и находит букву).
6. «Назови части букв».
В каких гласных буквах есть палочки, перекладины, овал?
7. «Отгадай по описанию».
Две палочки наверху соединились, внизу разошлись в стороны, образуя шалаш, в середине — перекладина — это буква А; овал, бублик — О; длинная наклонная палочка, а впереди к ней присоединяется короткая — У; полуовал, открытый слева, в середине — волнистая перекладина — Э; две палочки и косая перекладина от нижнего конца первой палочки к верхнему концу второй — И; две палочки, на первой справа внизу — овал — Ы.
8. «А что иначе?»
Маленькая буква «а» пишется не так, как большая: палочка с закруглением внизу, слева наверху — ещё закругление, а внизу — овал.
9. «Опиши букву».
Дети дают описания заданных букв, взяв их с наборного полотна.
10. «Сравни буквы».
Пример сравнения написания букв О, Э: О — полный овал; Э — половина овала (неполный овал) и в середине перекладина.
Изучение согласных букв начинается лишь после того, как дети приобретают умение безошибочно выделять эти звуки в начале слова, или после овладения полным звуковым анализом слов типа мак.
Усвоение каждой печатной буквы основано на её сходстве с предметом, название которого начинается с того же звука. Дети быстро запоминают похожие предметы, а уж потом буквы.
Так, глядя на Д, ребёнок в первую очередь произносит домик, а затем добавляет — Д.
Для правильного называния предметов на все согласные буквы, кроме И, детям требуется не более двух-трёх занятий, после чего им предлагают вспоминать о предмете молча, а вслух произносить только звук в начале слова и показывать соответствующую букву. При назывании звука рот рекомендуется почти не открывать во избежание получения призвука «э» — бэ, дэ, мешающего в будущем соединению звуков в слоги и слова при овладении чтением и составлении слов.
На что похожи согласные буквы
Б — внизу — круглый барабан, наверху палочка, сейчас она «опустится» вниз: бам-бам-бам.
В — Вова поджал губки.
Г — гусь вытянул длинную шею с клювом, а сам спрятался.
Д —домик на курьих ножках, где живет, наверное, Баба-яга.
Ж — жук, в центре — его тело, а по бокам — лапки.
З— зайчик делает большие прыжки, взбираясь на горку.
К — кукла подняла руку и выставила с той же стороны ногу, давайте и мы изобразим эту букву.
Л — ложка (слева) висит на подставке, ею наливаем суп.
М — наверху был мостик, а потом сломался.
Н — двое (палочки) несут носилки, чтобы положить больного.
П — папа; малыш начал рисовать папу, пока нарисовал две ноги, а вы дома дорисуете до конца.
Р — руль в машине, покрутим его — ррр (дети руками «крутят руль»).
С — санки хорошо катятся с горы.
Т— трубка лежит на телефоне.
Ф— фонарик на ёлке, таких игрушек разного цвета бывает много на новогоднем празднике.
X — хлеб (толстая палочка), его режут ножом (другой палочкой).
Ц — цыплёнок, у него очень короткий хвостик, как у буквы Ц.
Ч— чайник спрятался, видна только его часть с носиком.
Ш — шумят, качаются деревья от сильного ветра в лесу (палочки), слышится шорох листьев — шшш (все поднимают руки и качают ими).
Щ — щётка зубная получится, если продолжить внизу перекладину; или щука с хвостиком (но дети часто забывают название и произносят общее слово — рыба).
Игры с согласными звуками и буквами
От предмета к букве».
Называются похожие на буквы предметы, а дети называют буквы (в начале слова): зайчик бежит на горку — 3, домик на курьих ножках — Д.
От буквы к предмету».
К названной букве дети подбирают похожий предмет: Т — трубка на телефоне, Р — руль в машине, С — санки.
Назови предмет и букву».
Дети отвечают на вопрос, называя предмет и букву, и по возможности показывают её на наборном полотне. Примерные вопросы:
— Какой музыкальный инструмент похож на букву?
— Барабан — на букву Б (для краткости далее пишем только названия предметов и буквы).
— У какой птицы длинная шея?
— Гусь, Г.
— Кто прыгает на горку?
— Зайчик, 3.
— Кто поджал губки?
— Вова, В.
— Что построили на курьих ножках?
— Домик, Д.
— Какое насекомое похоже на букву? -Жук, Ж.
— Кто выставил ручку и ножку?
— Кукла, К.
— Что из посуды похоже на букву?
— Ложка, Л.
— Произошла авария, машина в реку упала. Что случилось?
— Мост сломался, М.
— Что нужно для управления машиной?
— Руль, Р.
— На чём больного несут к машине «Скорая помощь»?
— Носилки, Н.
— Кого рисует малыш? Правильно ли он начал?
— Папа, П.
— Рисовать надо начинать с головы.
-Что нужно, чтобы прокатиться с горы?
— Санки, С.
— Как мы можем говорить с родными, живущими в другом городе?
— Телефон, Т.
— На новогодней ёлке висят разноцветные...
— Фонарики, Ф.
— Что всегда на столе во время обеда?
— Хлеб, X.
— У кого маленький хвостик?
— Цыплёнок, Ц.
— Что нужно, чтобы почистить зубы?
— Щётка зубная, Щ.
— Мы кипятим воду в посуде с носиком, что это?
— Чайник, Ч.
— Что бывает слышно в лесу?
— Шум деревьев, шорох листьев, Ш.
Отгадай по описанию».
Б — палочка, справа внизу овал, а сверху — перекладина.
В — палочка, справа два овала, вверху и внизу.
Г — палочка, справа сверху — перекладина.
Д — почти прямоугольник, под ним — перекладина на коротких ножках.
Ж — в середине — палочка, по бокам — лапки.
З— два полуовала друг над другом, открытые слева.
К — палочка, справа — две подставки, направленные вверх и вниз.
Л — две палочки, одна из них с закруглением внизу, сверху — перекладина.
М — две палочки, наверху — сломанная перекладина.
Н — две палочки, в середине — перекладина.
П — две палочки, наверху — перекладина.
Р — палочка, справа наверху — овал.
С — полуовал, открытый справа.
Т — палочка, наверху по центру — перекладина.
Ф — палочка, в середине по бокам — полуовалы.
X — косой крест.
Ц — две палочки, внизу — перекладина, а справа — хвостик.
Ч— палочка, слева сверху — крючок, носик.
Щ — три палочки, внизу — перекладина, а справа — хвостик.
Ш — три палочки, внизу — перекладина (хвостика нет).
Опиши букву».
Детям называют букву, они дают её описание, находят на наборном полотне и, показывая всем, говорят: «Это буква ...».
Чем различаются?»
Чем различаются буквы Н и П; Б и Г; Ш и Щ; Щ и Ц; другие пары.
Найди в кассе букв».
Мелкие буквы искать труднее, чем крупные — на наборном полотне; поможет этому лишь одинаковое расположение букв. Крупные буквы можно нарисовать самим.