Оказание первой помощи при утоплении

Утопление бывает нескольких видов.

Вид утопления Причины Признаки
Истинное (мокрое, аспирационное) В дыхательные пути и лёгкие попадает большое количество жидкости. Характерна более или менее длительная борьба за жизнь с нерегулярным дыханием, заглатыванием воды и переполнением желудка. Дыхательные пути заполнены водой. Цианоз кожных покровов и слизистых. Изо рта и носа выделяется пенистая жидкость. Дыхание резко нарушено, аритмично или отсутствует. Тахикардия или брадикардия, артериальная гипер- или гипотензия до исчезновения пульса. Вены на шее и конечностях очень набухшие. Зрачки широкие, реакции на свет нет. Роговичные рефлексы отсутствуют.
Сухое (асфиктическое, спастическое) Ларингоспазм и удушье в результате недостатка кислорода (жидкость не проникает в лёгкие). Протекает по типу чистой асфиксии. Этому состоянию, как правило, предшествует выраженное угнетение ЦНС вследствие алкогольной или другой интоксикации, испуга, удара о воду животом и головой. Ложные вдохи при спазмированной голосовой щели. Дыхательные пути не заполнены водой, нет выделения из дыхательных путей пенистой жидкости. По мере продолжения асфиксии ( в результате нахождения утонувшего под водой) наступает период клинической смерти: сердечная деятельность угасает, ложно-респираторные вдохи прекращаются, голосовая щель размыкается. Синюшные кожные покровы и появление пушистой пенистой жидкости из воздухоносных путей в этот период не позволяет диферинцировать истинное и асфиктическое утопление.
Синкопальное (рефлекторное, бледное) Рефлекторная остановка сердца из-за спазма сосудов. Рразвивается в результате психического (страх перед падением в воду) или рефлекторного воздействия (удар о воду при падении с высоты, холодовый шок) Кожные покровы имеют бледную окраску из-за спазма капилляров. Жидкость не выделяется из дыхательных путей не при спасении. Дыхательные движения отсутствуют, редко наблюдаются одиночные судорожные подвздохи.

Первую помощь необходимо оказать сразу же после извлечения пострадавшего из воды. Если пострадавший без сознания, нужно освободить его от стесняющей одежды и пояса.

При мокром утоплении нужно сначала освободить дыхательные пути. Пострадавшего кладут на живот на согнутое колено спасателя таким образом, чтобы голова была ниже грудной клетки, куском материи удаляют из полости рта и глотки воду, водоросли, рвотные массы. Затем несколькими энергичными движениями, сдавливающими грудную клетку, стараются удалить воду из трахеи и бронхов.

После освобождения дыхательных путей от воды пострадавшего укладывают на ровную поверхность и при отсутствии дыхания (или когда частота дыхания менее 10 вдохов в минуту) приступают к искусственному дыханию с ритмом 12-15 раз в минуту для взрослого, 20-24 раза для ребенка. Голову пострадавшего при искусственном дыхании нужно запрокинуть назад, разогнув шею. Искусственное дыхание можно делать способом Сильвестра, способом "изо рта в рот" или способом "изо рта в нос".Если ни один из этих способов применить нельзя, то нужно использовать способ Шефера (при этом способе пострадавшего кладут на живот лицом слегка на бок).


Во время выполнения искусственного дыхания необходимо принять меры для предотвращения переохлаждения организма пострадавшего.

Если у пострадавшего отсутствуетсердечная деятельность, одновременно с искусственным дыханием необходимо проводить наружный массаж сердца. Спасатель становится на колени возле головы пострадавшего или сбоку от него. Основание ладони одной руки кладет на нижнюю треть грудины пострадавшего, другую руку накладывает сверху на первую. Надавливания на грудину осуществляются выпрямленными руками при наклонах туловища. На грудину надавливают так, чтобы она смещалась в сторону позвоночника на 1,5–2 см у детей и 3–4 см у взрослых и. При двух спасателях соотношение вдуваний воздуха и числа надавливаний на грудину - 1:5, при одном спасателе - 2:15.

Искусственное дыхание и массаж сердца следует проводить до тех пор, пока не восстановятся самостоятельное дыхание и хорошая сердечная деятельность или же не появятся несомненные признаки биологической смерти. Известны случаи, когда пострадавших возвращали к жизни после нескольких часов искусственного дыхания.

Важно знать: при утоплении паралич дыхательного центра наступает через 4-5 минут, а сердечная деятельность может сохраняться до 15 минут.

Все пострадавшие от утопления подлежат срочной госпитализации на носилках с возвышенным положением для профилактики отека легких.

Подведем итоге в виде таблицы "Последовательность действий спасателя в зависимости от состояния пострадавшего".

Уставший пловец Агрессивный утопающий Утонувший
  1. Быстро доплыть
  2. Успокоить
  3. Транспортировать к берегу
  4. Согреть
  1. Плыть к пострадавшему с поднятой головой
  2. Подплывать со стороны спины пострадавшего
  3. Освободиться от захватов при необходимости
  4. Транспортировать, применяя жесткие захваты
  5. Вызвать рвотный эффект
  6. Отправить к врачу
  1. Определить место утопления и найти утонувшего на дне
  2. Поднять со дна водоема
  3. Транспортировать, применяя самый быстрый способ
  4. Осуществить реанимацию в зависимости от состояния утонувшего
  5. Вызвать врача

Преодоление водных преград

Переправляться вплавь можно без подручных плавучих средств и с помощью таких средств, по этому критерию различают переправы:

1. Переправы вплавь.
Если человек плывет без одежды или в спортивной одежде и не отягощен никакими предметами, он может пользоваться любыми спортивными способами плавания. Но лучше всего в одежде плыть брассом или на боку. Если в воде придется находиться долго, то, плывя на боку, обе руки продвигать вперед нужно под водой. Во время плавания рекомендуется вывернуть карманы, завязать завязки, расстегнуть пуговицы, обувь заправить за пояс или привязать за спиной к поясу, рукава и брюки можно подвернуть.

2. Плыть в одежде можно только способами без выноса рук из воды.
В случае вынужденного раздевания в воде нужно снимать с себя предметы в следующей последовательности: снять груз, расстегнуть ремень, снять обувь, стянуть через голову рубашку (при снимании обязательно погрузиться в воду), снять брюки (погрузившись в воду или лежа на спине) или юбку (через ноги).
Если нужно преодолевать водную преграду с нетяжелым предметом, то лучше всего привязать его так, чтобы он оказался на темени, и плыть брассом, держа голову над водой. Можно плыть и на боку, удерживая предмет над водой в одной руке и делая движения ногами и другой рукой, но это утомительнее. Если предмет можно погружать в воду, рекомендуется плыть на боку, удерживая его в вытянутой вдоль туловища руке, или привязать его за спину и плыть брассом.
Тяжелые предметы перемещаются на плотиках, которые изготавливаются из подсобных плавучих материалов. Относительно тяжелые плотики могут транспортировать несколько человек - одни тянут его на буксире на лямках, а другие подталкивают сзади.

3. Переправы с помощью подсобных средств повышающих плавучесть.
К таким средствам относятся спасательные средства, узел поплавок, пластиковые бутылки, автомобильные камеры, доски, полиэтиленовые мешки, резиновые мячи и т.д.
Один из способов: пустые бутылки следует заткнуть пробками и связать горлышками в связки по 3–5 штук, а связки соединить веревкой длиной около полуметра. Войдя в воду, лечь на эту веревку грудью так, чтобы концы ее прошли под мышками и бутылки оказались за спиной. На подобных поддерживающих приспособлениях лучше всего плыть брассом или "ноги кроль - руки брасс".
На доску или бревно ложатся грудью так, чтобы туловище находилось на доске, а ноги за ней. Руки совершают попеременные или одновременные подгребающие движения, ноги движутся способом кроль или брасс. Автомобильную камеру можно надеть на грудь или толкать перед собой, работая ногами кролем.

Переправы с помощью жердей, веревки, каната или провода.

Такие средства переправы должны дополняться плавучими предметами. Придерживаясь за канат и перебирая по нему руками через водный рубеж переправиться, могут даже люди, плавающие очень плохо. Точно так же используют и жерди, связанные торцами друг с другом. Переправляющиеся должны строго соблюдать интервал между собой.

Заключение

Плавание является одним из важнейших звеньев в системе закаливания и физического воспитания любого человека. Постоянный контакт с водой закаливает, является лучшим средством профилактики простудных заболеваний, способствует воспитанию силы воли и физической выносливости.

Во время плавания создаются прекрасные условия для улучшения работы системы органов кровообращения: увеличивается количество кислорода, поглощаемого всеми органами и тканями организма, усиливается венозный отток от ног, сокращаются почти все мышцы тела. Плавание развивает дыхательную и сердечно - сосудистую системы и в значительной степени укрепляет весь организм.

Плавание полезно как здоровым, так и больным людям. Здоровые получают прекрасную закалку, улучшают свои физические возможности, а те, кто страдает различными заболеваниями, находят в плавании и водных процедурах прекрасное дозированное лечебное средство. Плавание помогает излечить такие болезни, как неврозы, неврастении, повреждения позвоночника, последствия травм и болезни опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие).

При болезнях обмена веществ, бронхиальной астме и хронических воспалительных заболеваниях системы органов дыхания плавание является незаменимым средством оздоровления.

Плавание увеличивает общую выносливость организма, повышает иммунитет и общий тонус организма. Плавание способствует закаливанию организма, человек становится меньше подвержен простудным заболеваниям.

Во время плавания совершенствуется механизм терморегуляции, улучшаются иммунологические свойства, повышается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.

Список литературы

1. Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь – плавание. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 160с.

2. Викулов А.Д. Плавание: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 368с.

3. Иванченко Е.И. Наука о спортивном плавании. - Мн.: МПП Госэкономплана РБ, 1993. - 168 с.

4. Каптелин А.Ф. Плавание в лечебных целях //Здоровье. - 1980. - № 7. - С. 26-27.

5. Энциклопедия Википедия

6. Видеохостинг Youtube

7. «Теория и методика обучения плаванию». Редактор: А.А. Литвинов Изд.: Академия, 2014 год.

8. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. – М.: Физкультура и спорт, 1984

9. Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика физической культуры. 1999

Наши рекомендации