Расчет численности работников предприятия
В данном проекте проведем расчет численности работников предприятия, связанных с основной производственной деятельностью. Выполним расчет по категориям работников: рабочие, служащие, младший обслуживающий персонал.
Численность рабочих вычисляется на основе трудоемкости работ и годового эффективного фонда рабочего времени (Fi). Этот фонд определяется из числа рабочих дней (Дрдi), отрабатываемых рабочим за год, и продолжительностью рабочего дня в часах (tрд) с учетом сокращения его на 1 час в предпраздничные дни (Д’прд), не совпадающие с выходными днями, по формуле 8:
Fi= tрд× Дрдi - 1× Д’прд. | (8) |
Продолжительность рабочего дня определяется исходя из продолжительности рабочей недели – 40 ч и количества рабочих дней в неделю (Дрдн), т. е. tрд=40/ Дрдн.
Количество рабочих дней (Дрд), отрабатываемых рабочим за год, определяется по формуле 9:
Дрд=365 - Двых - Дпрд – Дотпi – Дпнi, | (9) |
где 365 – число календарных дней в году;
Двых – количество выходных дней в году (Двых = 101 день);
Дпрд – число праздничных дней в году, не совпадающих с выходными (Дпрд = 9);
Дотпi – продолжительность основного и дополнительного отпуска в рабочих днях;
Дпнi – дни неявки по болезни и прочим причинам (Дпнi = 4 дня).
Продолжительность ежегодного отпуска для водителей установлена 24 рабочих дня. Дополнительный отпуск водителям грузовых автомобилей устанавливается в зависимости от грузоподъемности автомобилей, на которых они работают. В данном случае при грузоподемности автомобиля свыше 3 т дополнительный отпуск составит 12 рабочих дней.
Для ремонтных рабочих продолжтительность основного отпуска установлена 24 рабочих дня, а дополнительного – 3 дня.
Таким образом, расчаем количество рабочих дней и эффективный фонд рабочего времени для водителей:
Дводрд=365-101-9-(24+12)-4=215 дней;
Fвод=40/5×215-1×3=1 717 часов.
Аналогичные расчеты проведем для ремонтных рабочих:
Дрррд=365-101-9-(24+3)-4=224 дня;
Fрр=40/5×224-1×3=1 789 часов.
Далее проведем расчет среднегодовой численности водителей автомобилей, ремонтных и вспомогательных рабочих. Полученную в результате расчета численностьводителей распределим по классам их классификации: 1 класс – 25 %; 2 класс – 35 %; 3 класс – 40 %.
Численность ремонтных рабочих распределим по основным профессиям в соответсвии с профессиональными группами и их долями.
Порядок и результаты расчетов представлены в таблицах 14, 15.
Таблица 14 – Расчет численности водителей
Показатель | Обозначение и формула расчета | Величина показателя |
Исходные и нормативные данные: | ||
1 Списочное количество автомобилей, ед. | Ас | |
2 Автомобиле-дни работы на линии, дн. | АДр | 5 271,19 |
3 Годовой фонд рабочего времени однго водителя, ч. | Fвод | 1 717 |
4 Коэффициент, учитывающий выполнение норм выработки водителями | Квн | 1,04 |
5 Процентное распределение водителей по классам квалификации: - 1-й класс, % - 2-й класс, % - 3-й класс, % | d1 d2 d3 | |
6 Доля водителей, охваченных бригадной формой организации труда, % | dбр | |
7 Среднесписочное количество водителей в составе бригад, чел. | Rбр | |
Расчет численности водителей: | ||
1 Трудоемкость работ водителей: - работа на линии, чел.-ч. - подготовительно-заключительные операции, выполняемые на предприятии, чел.-ч. - общая трудоемкость, чел.-ч. | АЧн Тп-з=0,417×АДр Твод=Тп-з+АЧн | 52 711,9 2 198,09 54 909,99 |
Продолжение таблицы 14 | ||
2 Среднегодовая численность водителей – всего, чел.: В том числе: - 1-го класса, чел. - 2-го класса, чел. - 3-го класса, чел. | Rвод=Твод/(Квн×Fвод) Rвод1=0,01×d1× Rвод Rвод2=0,01×d2× Rвод Rвод3=0,01×d3× Rвод | |
3 Количество бригад и невысвобожденных водителей-бригадиров, чел. | Nбр=0,01×dбр×Rвод/Rбр | 1,97 |
4 Норматив численности водителей на один списочный автомобиль, чел. | ∆Rвод=Rвод /Ас | 1,35 |
Таблица 15 – Расчет численности ремонтных и вспомогательных рабочих
Показатель | Обозначение и формула расчета | Величина показателя |
Исходные и нормативные данные: | ||
1 Списочное количество автомобилей, ед. | Ас | |
2 Годовой фонд рабочего времени однго ремонтного рабочего | Fрр | 1 789 |
3 Коэффициент, учитывающий выполнение норм выработки ремонтными рабочими | Квн | 1,04 |
4 Доля ремонтных рабочих, охваченных бригадной формой организации труда, % | dбр | |
5 Среднесписочное количество рабочих в составе бригад, чел | Rбр | |
6 Доля вспомогательнх рабочих по отношению к численности ремонтых рабочих, % | dвсп | |
Расчет численности рабочих: | ||
1 Общая трудоемкость работ по ТО и ремонту, выполняемая ремонтными рабочими, чел.-ч. | То | 7 203,55 |
2 Среднегодовая численность ремонтных рабочих – всего, чел.: В том числе по профессиям: - мойщики подвижного состава (14%), чел. - смазчики подвижного состава (6%), чел. - слесари по ремонту автомобилей (50%), чел. - слесари по ремонту топливной ап-ры (5%), чел. - слесари-электрики (6%), чел. | Rрр=То/(Квн×Fрр) Rррi=0,01×di× Rрр | ≈ 4 0,56 0,24 0,2 0,24 |
Продолжение таблицы 15 | ||
- слесари-станочники (4%), чел. - кузнецы (3%), чел. - газоэлектросварщики (2%), чел. - прочие профессии (10%), чел. | Rррi=0,01×di× Rрр | 0,16 0,12 0,08 0,4 |
3 Количество бригад и невысвобожденных водителей-бригадиров, чел. | Nбр=0,01×dбр×Rрр/Rбр | 0,93 |
4 Норматив численности водителей на один списочный автомобиль, чел. | ∆Rвод=Rрр /Ас | 0,17 |
5 Численность вспомогательных рабочих, чел. | Rвсп=0,01×dвсп× Rрр | |
6 Общая численность рабочих на предприятии, чел. | Rраб= Rвод+Rрр+Rвсп |
Таким образом, общая среднегодовая численность рабочих предприятия составила 36 человек, из которых водителей – 31 чел., ремонтных рабочих – 4 чел., вспомогательных рабочих – 1 чел. Это означает, что один рабочий может выполнять несколько функций, например, ремонтный рабочий может выполнять обязанности вспомогательного рабочего и обслуживать несколько автомобилей.
Общая численность служащих предприятия складывается из их количества по функциям управления, перечень которых приведен в таблице 16.
Таблица 16 – Численность служащих автотранспортного предприятия
Функции управления | Численность работников, чел. | Принятые структурные подразделения АТП |
1 Общее руководство | ||
2 Технико-экономическое планирование; бухгалтерский учет и финансовая деятельность; организация труда и заработной платы; комплектование и подготовка кадров | Планово-экономический отдел: бухгалтерия; отдел кадров | |
3 Материально-техническое снабжение; организация, оперативное планирование и управление перевозками (эксплуатационная служба); организация, оперативное планирование и управление техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава (техническая служба) | Отдел материально-технического снабжения: отдел эксплуатации; группа безопасности движения; автоканалы; технический отдел; отдел технического контроля; отдел главного механика | |
Итого |
В таблице 17 выполняется расчет структуры кадров предприятия.
Таблица 17 – Общая численность работников автотранспортного предприятия по основной деятельности
Категории и группы работников | Численность работников, чел | Структура работников, % |
1 Рабочие – всего В том числе: - водители автомобилей; - ремонтные рабочие; - вспомогательные рабочие | 76,6 65,96 8,51 2,13 | |
2 Служащие | 21,28 | |
Итого | 97,87 | |
3 Младший обслуживающий персонал и пожарно- сторожевая охрана | 2,13 | |
Всего |
Общая численность автотранспортного предприятия составила 47 человека, из которых 76,6% - рабочие; служащие – 21,28%; охрана – 2,13%.