Порядок несения службы на посту, маршруте патрулирования. Сигналы свистком и действия по ним

Виды нарядов и их состав определяются, исходя из особенностей территории и сложившейся оперативной обстановки.

Посты выставляются в тех местах, где круглосуточно или в течение установленного периода времени требуется непрерывное присутствие сотрудников полиции.

Патрули применяются в случаях, когда постоянное нахождение постов в определенных пунктах не вызывается необходимостью.

Время выставления нарядов и продолжительность несения службы устанавливаются с таким расчетом, чтобы наряды патрульно-постовой службы полиции увеличивались в часы суток и в местах, где имеется наибольшая вероятность совершения преступлений и административных правонарушений.

Начальник территориального органа МВД России на районном уровне с учетом оперативной обстановки ежедневно до 18:00 ч принимает решение по организации патрульно-постовой службы на последующие сутки, в котором определяет расчет сил и средств, расстановку нарядов по сменам.

Назначение сотрудника подразделения патрульно-постовой службы полиции в наряд производится с учетом состояния здоровья и физического развития, возраста, опыта работы и других индивидуальных особенностей, которые наиболее полно соответствуют условиям несения службы и обстановке на том или ином маршруте, посту.

Патруль закрепляется за двумя-тремя маршрутами (постами) и без крайней необходимости на другие участки не назначается.

Запрещаетсяназначать для самостоятельного несения службы и вооружать полицейских,не прошедших первоначальной подготовки и не принявших присяги.

Патрульный (постовой) несет службу на порученном маршруте (посту) согласно решению, утвержденному начальником территориального органа МВД России на районном уровне.

Патрульный подчиняется:

- начальнику территориального органа МВД России на районном уровне;

- начальнику полиции и его заместителю по охране общественного порядка;

- командиру подразделения патрульно-постовой службы полиции и его заместителям;

- оперативному дежурному территориального органа МВД России на районном уровне;

- инспектору-дежурному патрульно-постовой службы полиции.

Только эти лица имеют праводавать ему указания о проведении каких-либо действий в интересах обеспечения правопорядка, снимать его с маршрута (поста) или изменять место несения службы.

Во время несения службы патрульный (постовой) дисциплинарным взысканиям не подвергается.

Сотрудники патрульно-постовой службы полиции несут службу в установленной форменной одежде. При решении специальных задач им может быть разрешено несение службы в гражданской одежде.

Режим работы патрульно-постовой службы полиции определяется распорядком дня и графиком, в котором указываются дни и часы (смены) несения службы каждым сотрудником подразделения патрульно-постовой службы полиции и его выходные дни.

Продолжительность непрерывного несения службы нарядами ППСП на внешних постах и маршрутах при температуре воздуха -20 градусов и ниже (в случае отсутствия утепленного укрытия), а также при температуре +35 градусов и выше не должна превышать 2 часов. В этих случаях организуется подмена нарядов.

Сотрудники подразделений патрульно-постовой службы полиции, заступающие на службу, должны знать:

- оперативную обстановку и особенности маршрута (поста);

- дислокацию ближайших нарядов патрульно-постовой службы полиции, местонахождение представителей общественных формирований правоохранительной направленности, частных охранных организаций (ЧОО) по охране общественного порядка и систему связи с ними;

- приметы лиц, транспортных средств и иного имущества, объявленных в розыск;

- места наиболее вероятного совершения преступлений;

- лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, условно осужденных и освобожденных условно-досрочно, проживающих в районе патрулирования;

- месторасположение в районе поста (маршрута) особо важных объектов и объектов жизнеобеспечения, органов государственной власти, правоохранительных органов, подразделений пожарной охраны, общежитий, предприятий, организаций и учреждений, спортивных и культурно-зрелищных объектов, предприятий общественного питания, торговли, здравоохранения и режим их работы, остановок общественного транспорта;

- расположение прилегающих к маршруту (посту) улиц, переулков, площадей, проходных дворов.

Смена нарядов производится на маршруте (посту) в заранее установленном месте.

Заступающий наряд, прибыв к месту несения службы, в зависимости от конкретных условий маршрута патрулирования (поста) и в соответствии с полученными на инструктаже указаниями докладывает оперативному дежурному о своем прибытии и обстановке в районе несения службы либо делает это после обхода маршрута (территории поста).

Заступающий наряд представляется сменяемому.

Например: «Товарищ сержант полиции, старший сержант полиции Петров прибыл для смены»; «Товарищ старшина полиции, патруль в составе старшины полиции Егорова и сержанта полиции Леонова прибыл для смены».

Сменяемый наряд сообщает заступающему об имевших место за время несения службы происшествиях и о полученных распоряжениях. Они совместно обходят маршрут (территорию поста).

О приеме-сдаче маршрута (поста) принимающий делает запись в служебной книжке сдающего и докладывает оперативному дежурному.

В случае неприбытия смены в установленное время наряд докладывает об этом оперативному дежурному и только с его разрешения может оставить маршрут (пост).

Место несения службы и порядок передвижения пешего патрульного (постового) по территории маршрута (поста) определяется карточкой маршрута (поста), а также исходя из поставленных задач, особенностей маршрута (поста), сложившейся обстановки, времени года, суток и указаний старших начальников.

Патрульные парного пешего патруля при необходимости несут службу отдельно, но в пределах видимости и слышимости.

Наряды ППСП должны фиксировать изменения обстановки и на основе этого избирать наиболее целесообразную тактику несения службы.

Наряд обязан нести службу на маршруте (посту) безотлучно в течение установленного времени.

Наряд патрульно-постовой службы полиции может временно оставить маршрут (пост)[46] по указанию или с разрешения начальника территориального органа МВД России на районном уровне, его заместителей, оперативного дежурного территориального органа МВД России на районном уровне, инспектора-дежурного подразделения ППСП для:

- предупреждения и пресечения преступления или административного правонарушения;

- преследования скрывающихся преступников;

- доставления в органы внутренних дел правонарушителей;

- оказания помощи лицам, находящимся на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах в беспомощном или опасном для их жизни и здоровья состоянии;

- принятия мер к ликвидации пожара или иного чрезвычайного происшествия, могущего иметь общественно опасные последствия;

- охраны места происшествия;

- получения неотложной медицинской помощи;

- оказания содействия в выполнении служебных обязанностей другим нарядам полиции, представителям правоохранительных органов.

- Об оставлении маршрута (поста) наряд патрульно-постовой службы полиции незамедлительно докладывает оперативному дежурному по территориальному органу МВД России на районном уровне.

Во время несения службы наряду патрульно-постовой службы полиции запрещается:

- передавать и предъявлять кому бы то ни было оружие, за исключением лиц, которым он подчинен;

- спать, отвлекаться от службы;

- нарушать правила радиообмена, вести неслужебные разговоры по телефону;

- заходить без служебной необходимости в жилые дома, столовые, магазины, клубы, рестораны и другие помещения;

- оставлять маршрут (пост), кроме случаев, указанных в пункте 78 Устава ППСП.

Порядок несения службы нарядами ППСП в период проведения массовых мероприятий и при возникновении чрезвычайных обстоятельств определяется приказами начальника территориального органа МВД России на районном уровне и МВД России.

Во время службы наряды должны обращать особое внимание на:

- лиц, часто появляющихся у объектов, где хранятся, находятся в обращении материальные ценности, банковских учреждений, торговых предприятий, складов, баз и проявляющих интерес к состоянию окон, дверей, запоров, ограждений, режима работы и организации охраны;

- лиц, которые проявляют подозрительную настороженность и беспокойство, одетых не по сезону или в одежду, не соответствующую росту и комплекции, а также имеющих повязки и травмы;

- группы лиц, в том числе молодежи, собирающиеся в скверах, парках, дворах, подъездах домов и других местах, не допуская при этом необоснованных действий, могущих привести к возникновению конфликтных ситуаций;

- лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;

- безнадзорных детей и детей, играющих в опасных местах;

- места возможного появления правонарушителей;

- целостность дверей, витрин и окон магазинов и других учреждений, где хранятся ценности;

- подозрительные шумы, появление огня или дыма в зданиях и на объектах;

- подозрительные предметы, могущие представлять опасность;

- несовершеннолетних, находящихся в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (иных законных представителей) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Во время несения службы наряды патрульно-постовой службы полиции обязаны проявлять бдительность и принимать меры предосторожности, исключающие возможность внезапного нападения.

В ночное время наряд должен передвигаться по территории на некотором расстоянии от домов и других сооружений, выдерживать, по возможности, необходимую дистанцию по отношению к гражданам и никого не оставлять позади себя, приближаться к человеку, как правило, со стороны источника освещения.

При приближении человека к наряду сзади, в условиях темноты, в малолюдных местах необходимо отойти в сторону, остановиться, пропустить его или изменить направление движения и пойти навстречу.

Для взаимодействия или получения помощи от соседних нарядов, других сотрудников органов внутренних дел патрульный или постовой использует все виды связи или подает сигналы свистком:

- «Задерживай» – один продолжительный сигнал.

- «На помощь, ко мне» – два коротких сигнала.

- Патрульный (постовой), услышав сигналы, обязан при сигнале «Задерживай» усилить внимание и принять меры к обнаружению и задержанию лиц, пытающихся уйти от преследования, а при сигнале «На помощь, ко мне» ответить одним коротким сигналом и немедленно направиться к месту вызова для оказания помощи.

При необходимости сигналы повторяются. При крайней необходимости сотрудник полиции имеет право применить табельное оружие для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Предупреждение и пресечение административных
правонарушений. Задержание, досмотр и доставление лиц,
совершивших административные правонарушения, в служебное
помещение территориального органа МВД России

Сотрудники полиции в целях предупреждения административных правонарушений обязаны:

– обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и в других общественных местах;

– осуществлять в границах поста или маршрута наблюдение за местами наиболее вероятного совершения правонарушений;

– своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий, разъяснять им недопустимость антиобщественного поведения.

Сотрудник полиции в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих их честь и достоинство.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения. В случае обращения гражданина сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

В разговоре с гражданами сотрудники полиции обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях не руководствоваться личными неприязненными чувствами.

Если нарушитель на сделанные ему замечания реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы или иные нормативные правовые акты. Только после этого может быть принято решение о составлении протокола, доставлении нарушителя в отдел (отделение) внутренних дел или возможности ограничиться замечанием.

Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует, по возможности, делать так, чтобы дети этого не слышали. С подростками сотрудник полиции должны обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста.

С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документ вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их. Лица, предъявившие документы с явными признаками подделки или неправомерно владеющие ими, доставляются в дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне.

Иностранные граждане, если они не пользуются дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, при совершении правонарушений подлежат ответственности на общих основаниях. Неприкосновенность лица, пользующегося дипломатическим иммунитетом, не исключает законной самообороны от его противоправных действий и принятие соответствующих мер для пресечения совершаемых им преступлений, нарушений общественного порядка.

В случае совершения правонарушения иностранными гражданами, пользующимися дипломатическим иммунитетом, сотрудник полиции обязан пресечь на месте противоправные действия иностранного гражданина и зафиксировать их в установленном порядке, записать фамилию правонарушителя, номер документа, подтверждающего его личную неприкосновенность, затем отпустить правонарушителя и о случившемся доложить рапортом начальнику соответствующего органа внутренних дел.

При проверке документов у иностранных граждан и лиц без гражданства сотрудник полиции обращает внимание на место и срок действия регистрации национального паспорта, документов, подтверждающих правомерность пребывания в Российской Федерации, наличие соответствующих отметок (даты – штампа), подтверждающих пересечение государственной границы Российской Федерации.

При выявлении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих при себе документов, пребывающих без регистрации, а также по просроченным или недействительным документам, сотрудник полиции сообщает об этом дежурному по территориальному органу МВД России на районном уровне и действует по его указанию.

При выявлении признаков административного правонарушения сотрудники полиции руководствуются законодательством Российской Федерации, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, приказами МВД России.

При этом главными задачами нарядов ППСП являются:

1. Пресечение административного правонарушения и задержание правонарушителя.

2. Обеспечение качества и полноты материала по административному правонарушению.

3. Документирование противоправного деяния.

Последовательность действий сотрудника полиции определяется исходя из характера совершенного правонарушения, состава наряда и других обстоятельств.

При выявлении признаков административного правонарушения сотрудники полиции обязаны
Ø немедленно потребовать прекращения противоправного поведения
Ø проверить документы, удостоверяющие личность правонарушителя
Ø зафиксировать выявленные в них сведения
Ø   установить и записать данные о свидетелях (если таковые имеются), объяснить свидетелям их права и обязанности
Ø определить обстоятельства, подлежащие выяснению по делу (наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении)
Ø   составить протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 года полиция имеет право задерживать лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, – по основаниям, в порядке и на срок, предусмотренным законодательством об административных правонарушениях.

В целях составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного действующим законодательством об административных правонарушениях (если составление протокола является обязательным), при невозможности составления его на месте выявления административного правонарушения в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ осуществляется доставление физических лиц в служебные помещения ближайшего органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, осуществляется сотрудниками полиции при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 КоАП РФ рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или протоколе об административном задержании.

Доставление задержанных в полицию производится на специальном полицейском транспорте, а при его отсутствии – на автомобилях, принадлежащих организациям и гражданам. Не допускается использование для этих целей общественного транспорта, автомобилей специального назначения – пожарных, инкассаторских, скорой и неотложной помощи (кроме случаев, когда необходимо оказание медицинской помощи), а также транспорта, принадлежащего дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям.

Перед посадкой задержанного в автомашину необходимо осмотреть салон, для того чтобы исключить возможность нахождения в нем предметов, которые задержанный мог бы использовать для нападения на сотрудников полиции. При посадке доставляемого в автомобиль следует принять меры предосторожности, исключающие возможность нанесения ему травм. Нельзя допускать действий со стороны доставляемого, которые могли бы повлечь порчу автомашины или создали условия для нападения на сотрудника полиции. Необходимо постоянно следить, чтобы доставляемый не мог упасть или умышленно выброситься из машины во время движения. После вывода задержанного из машины нужно внимательно осмотреть салон автомашины с целью обнаружения оставленных (выброшенных) им из потайных мест предметов, которые могут являться вещественными доказательствами.

Сотрудник полиции при доставлении задержанного должен предусмотреть меры предосторожности на случай попытки со стороны его сообщников создать условия для побега или насильственного освобождения, следить, чтобы задержанный не выбросил или не передал кому-либо вещественные доказательства и не принял от соучастников оружие или другие средства нападения.

Доставление задержанного пешим порядком осуществляется, как правило, двумя и более сотрудниками полиции, один из которых должен идти рядом с задержанным, ведя его, а другой – сзади, наблюдая за поведением доставляемого и окружающих.

Если доставление производится одним сотрудником полиции, он должен следовать только сзади или рядом с задержанным с правой стороны. При доставлении следует избегать многолюдных мест, проходных дворов, парков и лесных массивов.

Сотрудник полиции, доставивший задержанного в орган внутренних дел, докладывает об этом рапортом на имя начальника территориального органа МВД России на районном уровне. В рапорте указываются: фамилия, имя, отчество, домашний адрес доставленного, время, место, обстоятельства и причины задержания, фамилии и адреса свидетелей, а также лиц, оказавших содействие при задержании и доставлении.

Тактика личного сыска в патрульно-постовой службе
полиции

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О полиции»[47] одними из основных задач полиции является предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений.

Важная роль в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах отводится патрульно-постовой службе полиции. Устав патрульно-постовой службы полиции[48] регламентирует полномочия нарядов ППСП по предупреждению и пресечению преступлений. Одним из действенных методов, используемых ППСП в борьбе с преступностью, является личный сыск. Так, пункт 216.7 указанного выше Устава обязывает сотрудников ППСП выявлять по приметам путем личного сыска в районе маршрута патрулирования (поста) находящихся в розыске преступников, без вести пропавших и других разыскиваемых лиц, уделяя особое внимание местам массового нахождения граждан.

Понятие «личный сыск» может быть использовано как синоним слов «лично искать», «лично выявлять», «лично идти по следам преступников». На сегодняшний день личный сыск рассматривают в целом как метод правоохранительной деятельности, следовательно, личный сыск – применение непосредственно сотрудником полиции выработанных практикой методов и приемов борьбы с преступностью.

Использование в борьбе с преступностью личного сыска позволяет сотруднику полиции:

– обнаружить и задержать лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо бежавших из мест лишения свободы;

– выявить лиц, намеревающихся совершить, совершающих или уже совершивших преступление;

– обнаружить похищенное имущество и места его хранения, выявить орудия совершения преступления и иные предметы, могущие служить доказательствами по уголовным делам;

– обеспечить эффективное преследование преступников по «горячим следам» с целью их задержания.

Если рассматривать личный сыск как один из методов правоохранительной деятельности органов внутренних дел, то субъектом его проведения может стать любой сотрудник подразделения органов внутренних дел. Так, в пункте. 103.1 Наставления об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах[49] указано, что начальники подразделений криминальной полиции при организации обеспечения правопорядка в общественных местах принимают участие в обучении нарядов комплексных сил методам личного сыска, распознавания и задержания преступников, проверки документов, удостоверяющих личность, приемам обнаружения и сохранения следов преступления, обеспечению сохранности обстановки места происшествия, выявления и установления очевидцев преступления, потерпевших и подозреваемых, пользованию словесным портретом.

Объектамиличного сыска являются:

1) лица;

2) факты, события;

3) предметы и вещи, представляющие оперативный интерес.

Из числа лиц, представляющих оперативный интерес в процессе осуществления личного сыска, следует назвать:

– лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступные действия;

– лиц, разыскиваемых за ранее совершенные преступления;

– лиц, склонных к совершению преступных действий;

– лиц, располагающих информацией о противоправных действиях других граждан.

К предметам, представляющим оперативный интерес, относятся:

– похищенные вещи и предметы, находящиеся в розыске;

– предметы, которые запрещены или ограничены для свободного оборота (огнестрельное и холодное оружие, наркотические и взрывчатые вещества и др.);

– орудия преступления – различные предметы, приспособления, документы, способствующие преступникам проникать в объекты преступного посягательства, входить в доверие к потерпевшим либо другим гражданам, таким образом обеспечивать реализацию преступных замыслов, маскировать свою внешность, уменьшать риск быть разоблаченными (фомки, монтировки, отмычки, домкраты, удостоверения правоохранительных и других государственных органов, поддельные документы, маски, грим и т. п.).

К фактам, событиям следует отнести:

– события преступлений, не выявленные и не зарегистрированные ОВД (латентные преступления);

– действия, события, подтверждающие (или наоборот опровергающие) то или иное явление (например: факты приобретения лицом, не имеющим соответствующих законных источников доходов дорогих вещей, частого посещения мест проведения досуга, требующих значительных материальных затрат и т. п.).

Итак, личный сыск – один из методов борьбы с преступностью. Знание этого метода, тактики его применения позволяет успешно предотвращать и раскрывать преступления. Навыками личного сыска должен обладать каждый сотрудник полиции. Работа личным сыском базируется на строгом и неукоснительном соблюдении законности.

Механизм личного сыска включает в себя ряд последовательно совершаемых действий субъекта, а именно:

– выявление и установление лиц, представляющих оперативный интерес;

– прогнозирование их поведения;

– принятие к этим лицам надлежащих мер.

Тактика личного сыска –это комплекс приемов и способов, с помощью которых сотрудник полиции осуществляет личный сыск.

Каждый сотрудник полиции должен владеть навыками идентификации человека по признакам внешности с использованием методики словесного портрета, которая подразделяется на тактику выявления и тактику распознавания и опознавания разыскиваемых лиц.

Выявление – это определение по особенностям поведения и по привычкам лиц, представляющих оперативный интерес. Например, попытаться выявить из толпы вора-карманника.

Распознание и опознание– это сопоставление внешности с описанием внешности, полученным на инструктаже или в период несения службы от организаторов розыска. Сопоставление внешности с фотографией или фотороботом. Непосредственное сопоставление личности описанию внешности, которые дали потерпевшие, очевидцы при ведении розыска по «горячим следам».

Распознание, как правило, начинается со сличения. Сличение осуществляется по анатомическим и функциональным признакам. При распознании с объектом личного сыска чаще всего не устанавливается речевого контакта, а происходит «выделение» его из массы людей (по определенным признакам).

Объектами распознания являются чаще всего люди, имеющие то или иное отношение к разыскиваемому лицу или предотвращаемому преступлению (подозреваемые в совершении преступления, потерпевшие, очевидцы преступных действий и т. д.), несколько реже предметы (похищенные вещи, орудия и средства преступления и т. п.) и документы.

К анатомическим признакам относятся:

− пол, возраст, рост (низкий, средний, высокий);

− общее телосложение (крепкое, среднее, слабое);

− голова (волосы, лицо, лоб, брови, глаза, нос, рот, зубы, подбородок, ушная раковина, морщины);

− спина и конечности.

К функциональным признакам относятся:

− осанка, походка, жестикуляция, мимика;

− голос, речь;

− способы выполнения определённых действий (манера прикуривать, держать и тушить папиросу, поправлять прическу, смеяться, выражать восторг);

− особые приметы и броские признаки, одежда и личные предметы.

Следующим характерным элементом личного сыска является применение надлежащих мер к выявленным лицам.Чаще всего при окончании личного сыска сотрудники ППСП применяют следующие меры в отношении выявленных лиц:

– предупреждение преступления, путем устранения условий, способствующих его совершению. Например, под благовидным предлогом (на основании, предусмотренном законом) доставление лица, систематически появляющегося в криминогенных местах, в органы внутренних дел для постановки на учет;

– задержание лица за подготовку, покушение или оконченное преступление;

– прекращение личного сыска в виду неподтверждения предварительных выводов о преступном поведении объекта.

Результаты работы личным сыском должны быть оформлены документально. Документами, отражающими результаты личного сыска, могут быть: рапорт, справка или акт, составленные сотрудником ППСП, а также объяснение, отобранное им у выявленных очевидцев преступления либо других лиц, владеющих значимой для раскрытия преступления информацией.

Анализ практики применения личного сыска позволяет сформулировать ряд предъявляемых к немуспециальных требований, которые в конечном итоге будут способствовать повышению эффективности его использования в борьбе с преступностью. К ним относятся:

1. Профессиональная подготовка личного состава. Наиболее эффективно личным сыском работают сотрудники, обладающие умениями и навыками ведения наблюдения, проведения опроса, осмотра мест происшествия и т. д. Поэтому в качестве меры, направленной на совершенствование личного сыска, нужно рассматривать повышение уровня профессионального мастерства личного состава подразделений ППСП.

2. Знание оперативной обстановки на обслуживаемой территории:

а) знание расположения объектов и режим их работы;

б) какие мероприятия происходят в районе несения службы;

в) какие преступления совершены и не раскрыты;

г) время и способы совершения этих преступлений;

д) кто находится в розыске;

е) приметы разыскиваемых вещей;

ж) другие обстоятельства, которые могут повлиять на уровень преступности.

3. Взаимодействие сотрудников ППСП, работающих личным сыском, с сотрудниками других служб. Работая личным сыском необходимо взаимодействовать с сотрудниками дежурных частей ОВД, оперативных подразделений, участковыми уполномоченными полиции, сотрудниками ГИБДД, подразделений вневедомственной охраны, особенно при задержании преступников и пресечении преступлений.

Тактика предупреждения, пресечения и раскрытия
преступлений нарядами полиции. Тактика осмотра мест возможного укрытия правонарушителей

Предупреждение преступлений органами внутренних дел – деятельность служб, подразделений и сотрудников ОВД, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением[50].

Деятельность подразделений ППСП по предупреждению преступлений включает в себя следующие основные мероприятия:

- проверка на маршрутах патрулирования мест наиболее вероятного совершения преступлений, укрытия лиц, склонных к совершению преступлений, с целью предупреждения совершения с их стороны общественно опасных деяний, а также мест концентрации криминогенных групп несовершеннолетних (самостоятельно либо с участием сотрудников других подразделений органов внутренних дел);

- выявление и задержание в ходе несения службы лиц, находящихся в розыске за совершение преступлений, скрывающихся от дознания, следствия, суда, отбывания наказания, без вести пропавших;

- оказание необходимой помощи гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

- взаимодействие с сотрудниками других подразделений органов внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступлений, выявлению лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе их сбытом;

- осуществление мероприятий по проверке документов в целях выявления лиц, подозреваемых в принадлежности к террористическим и экстремистским организациям, а также незаконно перевозящих оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые, зажигательные, химические, сильнодействующие ядовитые вещества, наркотические средства и психотропные вещества, террористическую и экстремистскую литературу;

- контроль на улицах и в иных общественных местах в пределах своей компетенции соблюдения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом запретов и ограничений;

- осуществление разъяснительной работы среди граждан по соблюдению ими общественного порядка.

В процессе несения службы необходимо обращать внимание, прежде всего, на лиц, проявляющих подозрительную настороженность, неуверенность и беспокойство, одетых не по сезону или в одежду, не соответствующую их росту и комплекции, имеющих травмы, находящихся в состоянии опьянения и т. д. Поводом для подозрения может служить небрежная упаковка вещей и т. п.

Во время службы наряды должны обращать особое внимание на:

- лиц, часто появляющихся у объектов, где хранятся, находятся в обращении материальные ценности: банковских учреждений, торговых предприятий, складов, баз, и проявляющих интерес к состоянию окон, дверей, запоров, ограждений, режиму работы и организации охраны.

- лиц, которые проявляют подозрительную настороженность и беспокойство, одетых не по сезону или в одежду, не соответствующую росту и комплекции, а также имеющих повязки и травмы;

- места возможного появления правонарушителей;

- целостность дверей, витрин и окон магазинов и других учреждений, где хранятся ценности.

Выбор тактических действий при пресечении и раскрытии преступлений сотрудником полиции зависит от объекта совершения преступления, места совершения преступления, а также от того, обнаружил преступление сам сотрудник либо им было получено соответствующее сообщение.

Тактические действия при пресечении и раскрытии отдельных видов преступлений нарядами полиции:

Разбой, грабеж

При непосредственном обнаружении сотрудником полиции разбойного нападения или совершения грабежа в отношении гражданина, при попытке преступника после совершения преступных действий скрыться:

а) организовать преследование и задержание преступников по горячим следам;

б) если потерпевшему нанесе

Наши рекомендации