Щебнеочистительные машины высокой производительности с малой глубиной очистки.

Введение.

Периодическое восстановление физико-механических характеристик и геометрических параметров щебеночной балластной призмы производится путем очистки щебня или, в случае несоответствия уложенного в пути балласта требуемым характеристикам, - за счет полной его замены на щебень твердых пород машинами для очистки щебня и замены балласта.

Балластная призма должна обеспечивать вертикальную и горизонтальную устойчивость рельсошпальной решетки при воздействии на нее поездной нагрузки, равномерное распределение давления от шпал на возможно большую площадь основной площадки земляного полотна, иметь возможно большую равноупругость вдоль и поперек пути и обеспечивать наименьшую неравномерность остаточных деформаций при эксплуатации железнодорожного пути.

В процессе длительной эксплуатации железнодорожного пути балластная призма постоянно засоряется как сыпучими грузами с проходящих поездов, так и мелкими фракциями грунта, попадающими со стороны дефектной площадки земляного полотна, а также мелкими частицами щебня при его разрушении под действием поездной нагрузки.

При этом балластная призма теряет свои первоначальные свойства, а остаточные деформации пути увеличиваются, что ведет к повышенному износу элементов верхнего строения пути, подвижного состава и возрастанию расходов железнодорожного транспорта.

В соответствии с современными требованиями максимально-допустимое засорение щебеночного балласта установлено в 35% от его объема, а периодичность (в млн.т. брутто пропущенного по пути тоннажа) его очистки в зависимости от категории пути, толщины очищенного слоя и марки уложенного в путь щебня (табл. 1).

Таблица 1

Среднесетевой период засорения щебня (млн.т. брутто) для звеньевого пути.

Щебень Толщина слоя очищенного щебня, м Категория пути
1 |1
Скорость грузовых поездов V, км/час
>40 >50 >60 >70 >80
Щебень твердых пород марка И20 0,10 0,20 0,30 0,40 0,50
Средней прочности марки И40 0,10 0,20 0,30 0,40 0,50 116 211 105 192 97 177 90 164 83 152 78 142 73 134 65 119

Среднесетевой период засорения щебня для бесстыкового пути уменьшается в среднем на 8% по сравнению с данными табл. 1. Требуемые толщина очищенного щебня и размер плеча балластной призмы зависят от класса ремонтируемого пути и для путей I и П классов, соответственно составляют 0,35-0,4 м и 0,4-0,45 м, для путей Ш класса — 0,25-0,3 м и 0,35 — 0,4 м, соответственно, при этом на путях I — III класса должен быть уложен щебень твердых пород марки И-20, а засорение очищенного щебня не должно превышать 6-7% от его объема. Современные требования к балластной призме, качеству очистки щебня, периодичность его очистки во многом определяют параметры машин для очистки щебня и замены балласта, а также способы производства работ с учетом конкретного состояния железнодорожного пути и вида его ремонта. Сплошная очистка щебня или замена балласта в основном производятся при усиленных капитальном и среднем, а такжекапитальном и среднем ремонтах пути. Машины для очистки щебня и замены балласта подразделяются на следующие основные группы: машины высокопроизводительные с малой глубиной очистки щебня (ЩОМ-Д, ЩОМ-ДО, ЩОМ-4, ЩОМ-4М, БМС и др.); машины для торцевой очистки (замены) балласта (УМ-М, УМ-С, ЩОМ-6Р и др.); машины для глубокой очистки (замены) щебня (RM-80, RM-76,CЧ-600, СЧ-601, СЧУ-800, АХМ-80, ЩОМ-6Би др.).

По назначению они подразделяются на машины для работы на перегонах, на стрелочных переводах, универсальные машины для работы на перегонах и стрелочных переводах; по основным выполняемым операциям на машины для очистки щебня, для очистки и вырезки балласта, машины для вырезки (замены) балласта; по конструктивному исполнению, в частности, способу вырезки балласта на машины с пассивными подрезными ножами и подгребными крыльями, с активными вырезающими органами (цепными скребковыми, роторными, баровыми), с комбинированными рабочими органами; по способу очистки щебня — на машины с центробежными очистительными устройствами и машины с плоскими вибрационными грохотами; по способу транспортирования — на машины прицепные и машины самоходные; по типу ходовой части и тяговых единиц — на машины с железнодорожным ходом и тяговым локомотивом или со специальным и тягово-энергетическим модулем и машины на комбинированном ходу с тракторной тягой; по способу удаления засорителя на машины с рассевом засорителя в сторону от пути и машины с направленным переносом засорителя в специализированный подвижной состав (для последующего его вывоза) или выгрузки к основанию насыпи, или за пределы водоотводов в неглубоких выемках; по способу работы с рельсошпальной решеткой — на машины, работающие с подъемом рельсошпальной решетки, машины, работающие без ее подъема, и машины, работающие при снятой путевой решетке.




Рис. 2. Щебнеочистительная машина УМ-М

Каждый ротор имеет возможность: подниматься и опускаться в вертикальной плоскости; перемещаться горизонтально в плоскости, перпендикулярной продольной оси машины за счет перемещения штанг вдоль направляющих.

Перемещения ротора осуществляются при помощи гидравлических цилиндров и вызваны необходимостью перевода ротора из транспортного в рабочее положение и обратно, а также необходимостью изменения его заглубления и удаления от торцов шпал. В транспортном положении роторы запираются на опорах, приваренных к верхним поясам и закрепляются стяжками. Ротор состоит из двух стальных дисков, соединённых между собой уголками, на которых смонтированы и укреплены по окружности 8 ковшей. Ротор опирается на четыре поддерживающих катка, расположенных на двух поддерживающих валах (по два катка на каждом валу) и направляются четырьмя катками, расположенными на двух направляющих (нижних) валах. Валы опираются и вращаются в шарикоподшипниках, корпусы которых закреплены на раме ротора. Ковш ротора состоит из днища, двух боковых стенок. Задняя стенка выполнена цепной. На дисках с обеих сторон ротора закреплены зубчатые рейки, которые находятся в зацеплении с двумя шестернями привода ротора. Ротор имеет автономный электромеханический привод, установленный внутри рамы ротора. Привод состоит из коническо-цилиндрического редуктора, соединённого при помощи цепной муфты с электродвигателем переменного тока. Внутри дисков ротора установлен приёмный бункер, предназначенный для направления балласта на поперечный конвейер 1, который предназначен для подачи балласта с роторов на продольный конвейер 10. Конвейер состоит из рамы сварной конструкции с опорными катками, механизма привода ленты (мотор-барабана), натяжного барабана и подвески. Один конец конвейера шарнирно установлен на раме ротора, второй - соединён шарнирно подвеской с фермой машины. Конвейер 10 продольного отбора вырезанного балласта предназначен для перемещения балласта, полученного е поперечных конвейеров на очистку в щебнеочистительное устройство 4 или, минуя его, на погрузку в подвижной состав конвейерами подачи загрязнителей и поворотным конвейером .

Привод конвейеров электромеханический и состоит из электродвигателя переменного тока, цилиндрического одноступенчатого редуктора и приводных звёздочек.

Щебнеочистительное устройство 4 с отбором загрязнителей предназначено для очистки щебёночного балласта. Очистной орган состоит из плетёной ленты, вала ведущего, двух батарей с катками, натяжного и регулирующего устройства и поддона. Лента плетёная состоит из двух роликовых цепей ПРП-50,8-800 с шагом 50,8 мм, к которым приварены скобы с пластинами, спиралей, прутков и скользунов. Лента представляет собой замкнутый контур и опирается на 2 звёздочки ведущего вала, две батареи с катками и направляющими катками. Привод ленты состоит из электродвигателя переменного тока мощностью 90 кВт, одноступенчатого редуктора с передаточным числом = 3,45, который своим выходным валом соединён с ведущим валом, на котором закреплены 2 звёздочки, приводящие в движение ленту. С правой стороны очистного устройства (по ходу движения машины) осуществляется отбор загрязнителей, удалённых из очищаемого щебня через сетку. Загрязнители улавливаются вертикальной стенкой закрывающегося короба и осыпаются на конвейер поперечной подачи загрязнителей, который подаёт загрязнители на продольный транспортёр 7 и далее на погрузку поворотным конвейером 6. Бункер распределитель 8 предназначен для приёма очищенного щебёночного балласта с очистного органа и направления его в траншеи, вырытые роторным устройством машины. Это делается в тех случаях, когда производится вырезка балласта роторным устройством за концами шпал и после очистки щебень возвращается в вырытые траншеи. Бункер-распределитель состоит из корпуса, имеющего два патрубка, расходящихся в разные стороны, к которым крепятся на осях подвижные лотки. Лотки устанавливаются в два положения — транспортное и рабочее. Заслонкой изменяется направление потока щебня. При крайних положениях перекрывается поступление щебня к соответствующему лотку, промежуточное положение позволяет делить поток щебня между двумя лотками в требуемом для засыпки вырытых траншей соотношении.

Для торможения машины в процессе движения, на ней оборудована тормозная система, включающая в себя автоматический и ручной тормоза. Автотормозами оборудованы все тележки, ручным тормозом только одна. Работа системы также возможна от внешних источников сжатого воздуха для чего производится соответствующее переключение кранов.

Рабочие органы машины могут работать в трех режимах: на вырезке засоренного балласта и передаче его в составы для засорителей, на вырезке засоренного балласта, очистке, укладке очищенного балласта в траншеи и перегрузке засорителей в специализированный состав, а также на вырезке загрязнённого балласта, его очистке, передаче очищенного балласта конвейером 9 в состав для чистого щебня, и перегрузке засорителей в специализированный состав для его вывоза.

Машина уборочная самоходная УМ-С предназначена для вырезки балласта ротором из междупутья и обочины, как с одной так и с обеих сторон пути, а так же для формирования плугами откосов и кюветов при ремонтах и текущем содержании пути. Вырезанный балласт грузится в подвижной состав как в неочищенном так и в очищенном виде. Очищенный щебень, кроме того, может дозироваться снова в путь. При формировании откосов и кюветов балласт и грунт могут отсыпаться непосредственно вдоль обрабатываемого участка.

Машина УМ-С может работать как самостоятельная транспортная единица, как в транспортном, так и в рабочем режимах и представляет собой путевую машину с индивидуальным приводом средних колёсных пар тележек. Управление машиной при следовании самоходом в транспортном режиме осуществляется из одной из двух кабин, а в рабочем режиме из передней кабины.

Питание тяговых двигателей и электродвигателей рабочих органов и гидростанций осуществляется от дизель-электрического агрегата. Передача крутящего момента от тяговых электродвигателей на колёсные пары осуществляется через зубчатую прямозубую передачу тягового редуктора аналогично тепловозам типа ТЭ10. Машина УМ-С оборудована системами питания и выхлопа дизеля, световой и звуковой сигнализацией, системой безопасности движения АЛСН, контрольно-измерительной аппаратурой, приборами управления, радиостанцией.

Щебнеочистительные машины для торцевой очистки щебня могут использоваться как отдельно в машинизированных комплексах при ремонтах

пути только с торцевой очисткой щебня, так и в щебнеочистительных

комплексах при ремонтах пути со сплошной очисткой щебня совместно с

машинами для глубокой очистки. Причем при ремонтах пути со сплошной очисткой щебня рассмотренные машины частично разгружают машины для глубокой очистки и способствуют увеличению выработки всего машинизированного комплекса в технологическое "окно".

Глушитель; 2 - капот; 3 - катушки индуктивности; 4 - песочницы; 5 – бак топливный; 6 - рама; 7 - привод; 8 - тележка; 9 - датчик скорости; 10 - кабина; 11 - электрооборудование; 12 - компрессор; 13 - вентилятор; 14 - дизель-генератор; 15 - система топливоподачи; 16 - бак топливный расходный; 17 - привод ручного тормоза.

Щебнеочистительные машины высокой производительности с малой глубиной очистки. - student2.ru

Рис. 5. Схема тяговой трансмиссии УТМ-1:

Рама; 2, 3 - тележки; 4 - выгребное устройство; 5 - приемочный бункер; 6 - конвейер для подачи вырезанного щебня; 7 - грохот; 8 - конвейер для подачи засорителя; 9 - поворотный конвейер; 10 - накопитель; 11 - распределитель щебня; 12 - подъемное устройство для рельсошпальной решетки; 13 - измерительная система; 14 - кабина управления; 15 - гидроцилиндр установки уровня выгребного устройства; 16 - электродвигатели привода баровой цепи; 17 - поперечный конвейер.

Выгребное устройство 4 выполнено в виде цепного скребкового рабочего органа, обеспечивает вырезку балласта из пути и его транспортировку на транспортер 6 подачи балласта. Скребковые цепи движутся в правом и левом желобах, соединенных между собой под шпалами ремонтируемого пути при помощи подпутной балки; которая устанавливается симметрично оси пути в предварительно подготовленной траншее и имеет различную длину: короткую для работы на станционных путях и увеличенную для работы на перегонах. В транспортном положении одна балка расположена на специальных кронштейнах и устанавливается при помощи электроталей, вторая же находится на площадке рамы передней части машины. Концы желобов снабжены пригребными плугами и позволяют производить регулировку ширины захвата. Желоба имеют защитные перила и кнопки аварийной остановки цепи. Глубина вырезаемого слоя устанавливается гидроцилиндрами 15 подвешенными на раме машины. Цепь приводится и движение двумя электродвигателями привода через редуктор, установленный на опоре. Система крепления редуктора позволяет регулировать натяжение цепи.

Виброгрохот (рис. 7) имеет два сита 6, 8; расположенные параллельно в коробе 1, вибратор 4, установленный на раме 5 и синхронизирующий вал 7.

Грохот установлен с уклоном 260 на четырех пружинных амортизаторах 2. Возвышение колеи ремонтируемого пути компенсируется изменением поперечного уклона грохота. Отходы проливаются на наклонный транспортер 8 (см. рис. 6). Поверхность очистки сит представляет собой прочные стальные сетки, верхняя с крупными, а нижняя с мелкими ячейками, что позволяет отделить щебень зернистостью более 25 мм. Очищенный щебень с обеих поверхностей очистки поступает в распределитель 11, а избыток - на транспортер-накопитель 10. В случае необходимости, при помощи заслонки с гидроприводов можно, весь поток направить на транспортер-накопитель 10. Наклонный конвейер 8 служит для транспортирования загрязненного балласта на поворотный конвейер 9. На нижнем конце установлена загрузочная воронка для загрязнителей, поступающих из грохота, а в верхней части — мотор-барабан для

привода ленты и пересыпное устройство для подачи загрязнителя на поворотный транспортер. В средней части установлена воронка 16 для приема загрязнителей при работе в режиме “ПОЛНЫЙ ОТБОР”.

Щебнеочистительные машины высокой производительности с малой глубиной очистки. - student2.ru

Рис. 7. Грохот:

Тяговый расчет машины.

При движении машины помимо сопротивлений при работе рабочих органов, возникают сопротивления : W1 - сопротивление машины как подвижной единицы, W2 - сопротивление движению на подъеме, W3 - сопротивление машины в кривой.

Щебнеочистительные машины высокой производительности с малой глубиной очистки. - student2.ru , (31)

Щебнеочистительные машины высокой производительности с малой глубиной очистки. - student2.ru , (32)

где: Gm - масса машины, 76т;

ωo - удельное сопротивление движению;

Щебнеочистительные машины высокой производительности с малой глубиной очистки. - student2.ru , (33)

Щебнеочистительные машины высокой производительности с малой глубиной очистки. - student2.ru , (34)

где: ωу - удельное сопротивление от уклона, ωу = 15%0;

Щебнеочистительные машины высокой производительности с малой глубиной очистки. - student2.ru , (35)

где: ω`` к - сопротивление движению в кривой;

Щебнеочистительные машины высокой производительности с малой глубиной очистки. - student2.ru , (36)

где: R - принимаем 300м.

Объединив все формулы, получаем:

Щебнеочистительные машины высокой производительности с малой глубиной очистки. - student2.ru , (37)

Щебнеочистительные машины высокой производительности с малой глубиной очистки. - student2.ru кН.

Введение.

Периодическое восстановление физико-механических характеристик и геометрических параметров щебеночной балластной призмы производится путем очистки щебня или, в случае несоответствия уложенного в пути балласта требуемым характеристикам, - за счет полной его замены на щебень твердых пород машинами для очистки щебня и замены балласта.

Балластная призма должна обеспечивать вертикальную и горизонтальную устойчивость рельсошпальной решетки при воздействии на нее поездной нагрузки, равномерное распределение давления от шпал на возможно большую площадь основной площадки земляного полотна, иметь возможно большую равноупругость вдоль и поперек пути и обеспечивать наименьшую неравномерность остаточных деформаций при эксплуатации железнодорожного пути.

В процессе длительной эксплуатации железнодорожного пути балластная призма постоянно засоряется как сыпучими грузами с проходящих поездов, так и мелкими фракциями грунта, попадающими со стороны дефектной площадки земляного полотна, а также мелкими частицами щебня при его разрушении под действием поездной нагрузки.

При этом балластная призма теряет свои первоначальные свойства, а остаточные деформации пути увеличиваются, что ведет к повышенному износу элементов верхнего строения пути, подвижного состава и возрастанию расходов железнодорожного транспорта.

В соответствии с современными требованиями максимально-допустимое засорение щебеночного балласта установлено в 35% от его объема, а периодичность (в млн.т. брутто пропущенного по пути тоннажа) его очистки в зависимости от категории пути, толщины очищенного слоя и марки уложенного в путь щебня (табл. 1).

Таблица 1

Среднесетевой период засорения щебня (млн.т. брутто) для звеньевого пути.

Щебень Толщина слоя очищенного щебня, м Категория пути
1 |1
Скорость грузовых поездов V, км/час
>40 >50 >60 >70 >80
Щебень твердых пород марка И20 0,10 0,20 0,30 0,40 0,50
Средней прочности марки И40 0,10 0,20 0,30 0,40 0,50 116 211 105 192 97 177 90 164 83 152 78 142 73 134 65 119

Среднесетевой период засорения щебня для бесстыкового пути уменьшается в среднем на 8% по сравнению с данными табл. 1. Требуемые толщина очищенного щебня и размер плеча балластной призмы зависят от класса ремонтируемого пути и для путей I и П классов, соответственно составляют 0,35-0,4 м и 0,4-0,45 м, для путей Ш класса — 0,25-0,3 м и 0,35 — 0,4 м, соответственно, при этом на путях I — III класса должен быть уложен щебень твердых пород марки И-20, а засорение очищенного щебня не должно превышать 6-7% от его объема. Современные требования к балластной призме, качеству очистки щебня, периодичность его очистки во многом определяют параметры машин для очистки щебня и замены балласта, а также способы производства работ с учетом конкретного состояния железнодорожного пути и вида его ремонта. Сплошная очистка щебня или замена балласта в основном производятся при усиленных капитальном и среднем, а такжекапитальном и среднем ремонтах пути. Машины для очистки щебня и замены балласта подразделяются на следующие основные группы: машины высокопроизводительные с малой глубиной очистки щебня (ЩОМ-Д, ЩОМ-ДО, ЩОМ-4, ЩОМ-4М, БМС и др.); машины для торцевой очистки (замены) балласта (УМ-М, УМ-С, ЩОМ-6Р и др.); машины для глубокой очистки (замены) щебня (RM-80, RM-76,CЧ-600, СЧ-601, СЧУ-800, АХМ-80, ЩОМ-6Би др.).

По назначению они подразделяются на машины для работы на перегонах, на стрелочных переводах, универсальные машины для работы на перегонах и стрелочных переводах; по основным выполняемым операциям на машины для очистки щебня, для очистки и вырезки балласта, машины для вырезки (замены) балласта; по конструктивному исполнению, в частности, способу вырезки балласта на машины с пассивными подрезными ножами и подгребными крыльями, с активными вырезающими органами (цепными скребковыми, роторными, баровыми), с комбинированными рабочими органами; по способу очистки щебня — на машины с центробежными очистительными устройствами и машины с плоскими вибрационными грохотами; по способу транспортирования — на машины прицепные и машины самоходные; по типу ходовой части и тяговых единиц — на машины с железнодорожным ходом и тяговым локомотивом или со специальным и тягово-энергетическим модулем и машины на комбинированном ходу с тракторной тягой; по способу удаления засорителя на машины с рассевом засорителя в сторону от пути и машины с направленным переносом засорителя в специализированный подвижной состав (для последующего его вывоза) или выгрузки к основанию насыпи, или за пределы водоотводов в неглубоких выемках; по способу работы с рельсошпальной решеткой — на машины, работающие с подъемом рельсошпальной решетки, машины, работающие без ее подъема, и машины, работающие при снятой путевой решетке.

Щебнеочистительные машины высокой производительности с малой глубиной очистки.

Машины этой группы создавались с целью обеспечения повышенной выработки в технологическое "окно", содержат вырезающие пассивные рабочие органы в виде подрезных ножей и подгребных крыльев и центробежные очистительные устройства. Конструктивно эти машины выполнены в прицепном варианте как на железнодорожном ходу с тяговой единицей в виде тепловоза с одной переоборудованной секцией для питания щебнеочистительного устройства при работе без снятия рельсошпальной решетки ЩОМ-Д, ЩОМ-ДО, ЩОМ-4, ЩОМ-4М, так и на комбинированном ходу с тракторной тягой при работе со снятой рельсошпальной решеткой (БМС).

Наибольшее распределение в путевом хозяйстве имеют машины моделей ЩОМ-4 и ЩОМ-4М, которые в настоящее время из-за недостатков, присущих их конструкциям, заменяются на современные модели щебнеочистительных машин для глубокой очистки щебня. Щебнеочистительные машины ЩОМ-4 и ЩОМ-4М предназначены для очистки щебеночного балласта на путях с любыми типами рельсов и шпал и могут вырезать балласт из пути, очищать его, удалять загрязнители в сторону от пути рассевом по откосам насыпей и выемок, поднимать путь на щебень, дозировать очищенный щебень, оправлять балластную призму, выставлять путь на заданную отметку, обеспечивать превышение одного рельса относительно другого в кривых участках пути.

Базой для машины (рис. 1) служат усиленные фермы электробалластера ЭЛБ-3М. Кроме имеющихся на электробалластере дозатора 19, рельсовых 18 и шпальных 14. 5 щеток, устройства для подъема путевой решетки 13, щебнеочистительная машина оборудована роторным устройством 20 и консольным краном 3 (расположены на направляющей раме 17), устройством для пробивки шпальных ящиков 15. щебнеочистительным устройством 11, планировщиком 9, транспортером для отбора щебня 8 (размещены на рабочей ферме 10, соединенной с фермой 17 шарниром 16).

Для уменьшения сопротивления передвижению машины при работе роторным устройством вырезают балласт за торцами шпал со стороны обочины и междупутья. Устройство состоит из двух многоковшовых роторов, расположенных по обеим сторонам фермы. Их конструкция аналогична рабочим органам траншейных роторных экскаваторов. Каждый ротор оснащен лотком 21, который направляет высыпающийся из ковшей щебень внутрь колеи.

Щебнеочистительные машины высокой производительности с малой глубиной очистки. - student2.ru

Рис. 1. Щебнеочистительная машина ЩОМ-4:

1 - кабина управления; 2 - навес; 3 - консольный кран; 4 - помещение для электростанции; 5, 14 - шпальные щетки; 6 - бункер;7 - выносной пост управления; 8 - конвейер для отбора щебня; 9 - планировщик; 10, 17 - рабочая и направляющая рамы машины; 11, 13, 15, 20 - устройства: щебнеочистительное, подъемное, для пробивки шпальных ящиков, роторное; 12 - крыло подгребающее, 16 - междуферменный шарнир; 18 - рельсовая щетка; 19 - дозатор; 21 - лоток.

Роторы устанавливают в рабочее положения телескопическими штангами и гидроцилиндрами, расположенными под фермой и по ее боковым сторонам. Вращаются роторы электродвигателями переменного тока через механическую передачу. Дозатор 19 позволяет равномерно распределять по ширине пути предварительно выгруженный или вырезанный роторным устройством балласт. Конструкция дозатора 19 такая же, как у дозатора электробалластера. Поднимают, наклоняют и поворачивают крылья дозатора гидроцилиндрами.

Механизм для пробивки шпальных ящиков 15 предназначен для удаления щебня, застрявшего между шпалами поднятой путевой решетки. Он состоит из рычага с осью, на которой свободно вращается втулка с равномерно расположенными по ее поверхности спицами с утолщенными наконечниками. Спицы, вступая в зацепление со шпалами, перемещаются по ним, как по рейке, попадают в пространство между шпалами и проталкивают зависший в них щебень под путевую решетку. Поднимают и опускают этот механизм гидроцилиндрами, снабженными амортизирующим приспособлением. Путевая решетка, как и у электробалластера ЭЛБ-ЗМ, поднимается устройством 13. Механизмы подъема, сдвига и перекоса путевой решетки на ЩОМ-4 приводят в действие гидроцилиндрами. Привод щебнеочистительного устройства осуществляется двумя электродвигателями постоянного тока мощностью 200 кВт. Планировщик 9 (см. рис.1) разравнивает очищенный щебень по ширине балластной призмы. Он состоит из четырех отвалов, шарнирно закрепленных на стойках под поднятой рельсошпальной решеткой. Отвалы планировщика соединяют попарно так, что они образуют два отвальных плуга с углом 1200 при вершинах.

Конструкция планировщика позволяет гидроцилиндрами управления устанавливать отвалы по высоте и выполнять их перекос; а также поднимать или опускать задний отвал относительно переднего. Устройство для отбора щебня предотвращает переподъемку пути, состоит из конвейера 13 с сетчатой лентой и бункера 11, оборудованного наклонными желобами.

Чтобы отрегулировать подачу очищенного щебня в путь, конвейер перемещают вдоль своей оси двумя гидроцилиндрами. Из бункера в зависимости от положения заслонки щебень может ссыпаться по желобам в шпальные ящики или вдоль колеи за торцы шпал.

Консольный поворотный кран 3 (см. рис.1) служит для укладки подрезного

ножа на палубу фермы и опускания его перед работой на обочину пути к подготовленному месту для зарядки щебнеочистительного устройства.

Гидравлическая система машины состоит из трех насосных станций, распределительной аппаратуры, гидроцилиндров. Для питания рабочих органов с электроприводом в помещении кабины 4 установлена электростанция мощностью 200 кВт. Рабочими органами управляют из кабины 1, двух выносных постов 7 и двух постов, установленных под навесом 2. В кабине 1 есть помещение для отдыха бригады. Перемещают машину тепловозом ТЭ-3.

Высокая производительность машин рассмотренной группы обусловлена неограниченной в пределах рабочих скоростей (от 1,0 до 3,0 км/ч) перерабатывающей способностью пассивных резных ножей и большой производительностью центробежных очистительных устройств, а ограниченная глубина вырезки щебня - большими тяговыми сопротивлениями возникающими на пассивных режущих устройствах.

Для перемещения таких машин в рабочем режиме требуются тепловозы с тяговым усилием не менее 600 кН (ЩОМ-ДО, ЩОМ-Д, ЩОМ-4, ЩОМ-4М) или не менее двух тракторов типа Т-130 с тяговым усилием 300 — 350 кН В процессе работы машины на рельсовом ходу происходят сдвижка шпал, повреждение рельсов при проскальзывании колес тепловоза, возникает опасность выброса рельсошпальной решетки при работе на бесстыковом пути из-за большой (до 0,5 м) ее подъемки. Все это требует проведения дополнительных работ при ремонтах пути и установки рихтовочно-фиксирующих устройств в конструкции щебнеочистительных машин типа ЩОМ-4, ЩОМ-4М, ЩОМ-Д.

Использование щебнеочистительных машин описанной группы, из-за недостаточной глубины очистки щебня и выброса засорителя в сторону от пути на откосы земляного полотна при ремонтах пути, привело к негативным последствиям: к переподъемке пути и увеличению высоты балластной призмы до 0,8—1,0 м, к увеличению или полной ликвидации обочин земляного полотна, появлению балластных шлейфов на откосах насыпи, периодическому засорению и необходимости очистки кюветов.

Эти негативные факторы снижают устойчивость пути и не позволяют реализовать программу повышения скоростей движения поездов и обеспечения необходимой безопасности движения подвижного состава.

Щебнеочистительные машины ЩОМ-ДО были выпущены в единичных экземплярах, а машины ЩОМ-Д, ЩОМ-4. ЩОМ-4М, БМС сняты с производства и заменяются на машины для глубокой очистки щебня и замены балласта.


Наши рекомендации