Прогноз роста мирового спроса на природный газ

  Среднегодовые темпы прироста спроса
Млрд.куб.м
Мир, всего 2,3
ОЭСР 1,6
Сев.Америка 1,3
Европа 1,8
ЕС 1,8
АТР 2,3
Страны с переходной экономикой 1,6
Россия 1,5
Прочие 1,8
Развивающиеся страны 3,9
Китай 5,4
Индонезия 3,5
Инд я 5,0
Прочие страны Азии
Бразилия 5,8
Прочие страны Латинской А ерики 4,1
Африка 5,1
Ближний и Средний Восток 2,8

Из-за быстрого роста потребления газа в развивающихся странах, прежде всего, в Китае, изменится географическая структура потребления газа. (Табл. 2.3, с. 44). Удельный вес стран ОЭСР в мировом потреблении за (2000-2030) гг. сократится с 52% до 49%, а в странах с переходной экономикой с 24% до 19%, доля же развивающихся стран вырастет с 21% до 32%. Заметно увеличится потребление газа в промышленности, особенно в качестве сырья для нефтехимии, и, наконец, уже в 2010 г. ожидается, что не менее 29 млрд. куб. м будет переработано в жидкое синтетическое топливо против 4 млрд. куб. м в 2000 г. К 2030 г. потребление газа на эти цели достигнет 233 млрд. куб. м.

Возрастающий спрос на газ отвечает интересам стран ОПЕК, в которых сосредоточены самые большие в мире запасы газа (42% общего объема) и на которые в настоящее время приходится только 14% общемировой добычи газа, идущего на рынок.

Быстрыми темпами будут развиваться процессы внедрения в международную торговлю сжиженного природного газа (СПГ). В настоящее время доля СПГ в мировой торговле газом составляет 27,4%, а к 2020 г. прогнозируется увеличение доли СПГ в общем объеме газового рынка до (31-37)%. Ввоз СПГ в страны Азии составляет около 70% всего объема СПГ, попадающего в каналы международной торговли, около 27% СПГ поставляется в страны Западной Европы, а остальное в США. В дальнейшем мировой спрос на этот товар будет концентрироваться в основном в США, где уже намечается расширение производства электроэнергии на базе газа.

Увеличение темпов роста торговли СПГ связано со значительным снижением цен на этот вид топлива. За последние десять лет себестоимость производства и транспортировки СПГ сократилась на (35-50)% и тенденция к снижению издержек сохраняется. Расширение производства СПГ связано с желанием стран, обладающих значительными запасами природного газа, активнее использовать его для максимизации своих доходов. Среди этих стран Катар, Нигерия, Тринидад и Тобаго, Австралия. Возможно развитие производства в Иране, Анголе и Венесуэле.[15]

Факторы формирования конъюнктуры мирового рынка

Природного газа

Вопрос установления механизмов и правил формирования цен на топливно-энергетические ресурсы остается одним из самых важных для российской экономики в ближайшие 5-10 лет, усиленный волатильностью цен на мировом рынке.

В условиях идеального рынка цена товара формируется на основе баланса спроса и предложения, предполагая при этом возможность свободного входа и выхода на рынок, свободный доступ к товару со стороны всех потенциальных потребителей и полную открытость рыночной информации для всех участников.

По-другому формировалась традиционная модель рынка природного газа: в ней поставщик и потребитель связаны долгосрочными контрактами, при заключении которых стороны оговаривают стартовую цену и способ индексирования, предполагающий, в абсолютном большинстве случаев, изменение цены на газ в соответствии с темпами роста цены на нефть. Такой метод был выработан не сразу: на ранних этапах развития газового рынка цену определяли производители газа, руководствуясь методом «издержки плюс», в соответствии с которым цена газа у потребителя включает в себя затраты производителя на добычу и транспортировку газа до места продажи, а также определенный элемент прибыли (премию). Обеспечивая гарантированный доход, метод «издержки плюс» при этом не обеспечивал добывающим компаниям высокой рентабельности. Кроме того, в пересчете на сопоставимые единицы газовые цены сильно уступали нефтяным как по абсолютным значениям, так и по темпам роста (в период 1940-х– 50-х годов, рис. Подобный диспаритет вынудил производителей газа искать новую модель ценообразования, способную обеспечить большую прибыльность добычи газа. Нидерланды первыми предложили привязать и в дальнейшем индексировать цену на газ по цене нефтепродуктов. В качестве альтернативного топлива для населения был выбран топочный мазут. Такой подход к ценообразованию на природный газ был частью политики голландского правительства по максимизации прибыли, получаемой государством от продажи природных ресурсов.

Конъюнктура газового рынка претерпела существенные изменения, однако текущий дисконт цен на газ по отношению к другим энергетическим товарам выглядит завышенным. Такой технологический сдвиг не мог не сказаться на ценообразовании в отрасли. Например, по отношению к нефти газ традиционно торговался в среднем на уровне 60%, сейчас же спотовая цена на газ составляет всего 30% от цены на нефть, что является историческим минимумом. Даже, принимая во внимание серьезное изменение конъюнктуры рынка газа, произошедшее за последние два года, текущий уровень цен на наш взгляд не является устойчивым. Для многих производителей, особенно нетрадиционного газа, он близок к уровню предельных издержек. Это неизбежно приведет к сокращению предложения, изменению равновесной цены и сокращению дисконта к нефти.[16]

Развитие нетрадиционных источников добычи газа, таких как сланцы, плотные песчаники и угольные пласты, носит пока локальный характер и сосредоточено в основном в США. Развитие технологий гидроразвыва пласта и горизонтального бурения, а также продвинутое сейсмическое 3D моделирование разрабатываемые в США с конца XX века позволили американским нефтегазовым компаниям существенно снизить себестоимость добычи и начать промышленную добычу нетрадиционного газа.

В США за последние 5 лет добыча нетрадиционного газа выросла настолько, что в 2010 году такой газ будет составлять уже более 50% от общего производства газа в стране. Успехи в добыче нетрадиционного газа позволили США впервые с 2001г. обойти Россию и завоевать пальму первенства по добыче газа в мире.

В Северной Америке и в Великобритании наблюдалось определённое сходство в развитии товарных рынков нефти и газа, подкреплённое сходством природных характеристик и распределения ресурсов, а также успешным реформированием энергетической отрасли. В течение последних 20 лет, как в Северной Америке, так и в Великобритании сформировался ликвидный рынок газа. В Северной Америке и в Великобритании хорошо развита конкуренция между различными поставщиками газа, а цены на газ более не привязываются в контрактах к ценам на нефть и эволюционируют самостоятельно. Вместе с тем, фактическая корреляция между ценами на нефть и газ сохраняется из-за эффектов замещения в долгосрочной перспективе, даже несмотря на то, что цены на газ имеют больше пиков, чем цены на нефть, что отражает более изменчивый спрос на электроэнергию. В отличие от положения в Северной Америке и Великобритании, газовые рынки в континентальной части Европейского Союза (за исключением Нидерландов), а также в Японии и Корее развивались на основе импортируемого газа. Конфигурацию этих импортных рынков определяло стремление стран-экспортёров максимизировать ренту от экспорта газа в качестве компенсации за истощение своих не возобновляемых ресурсов и реализовывать свой газ по максимально возможно высоким ценам.

На сегодняшний день 50% потребления ЕС зависит от трёх крупных стран-экспортёров газа: Алжира, Норвегии и России. Более того, газ экспортируется в ЕС в основном всего с семи сверх гигантских месторождений (российские месторождения Ямбург, Уренгой и Медвежье, а с 2000 года также Заполярное; Гронинген в Нидерландах; Хасси Р’Мел в Алжире и Тролль в Норвегии).

Существуют также важные различия на стороне спроса. Во всех регионах газ применяется в таких секторах, как ЖКХ и сфера услуг, которые не только характеризуются очень низкой ценовой эластичностью, но и тем, что спрос в них во многом зависит от климатических условий. В Северной Америке и в Великобритании газ также широко используется в электроэнергетике, для которой характерна высокая ценовая эластичность спроса. В отличие от этих регионов, газ играет совсем иную роль в электроэнергетике Континентальной Европы, Японии и Кореи. В некоторых частях Континентальной Европы газ используется для выработки электроэнергии. В других странах, где отечественные энергоресурсы отсутствуют, газ традиционно импортировался для производства электроэнергии с целью покрытия базисной нагрузки с высоким коэффициентом использования мощностей.

Согласно прогнозам спотовые цены на природный газ в Европе и Северной Америке к концу 2010г. выросли на 20% до $165 и $200 за тыс. куб.м., соответственно, в то время как цена на нефть марки Brent находятся на уровне $80 за баррель, что лишь на 10% выше текущих значений. Опережающий рост цен на газ на наш взгляд вызван сокращением дисконта по отношению к нефти, находящегося сейчас на многолетних максимумах. (Табл. 2.4, с. 49).

Таблица 2.4

Прогноз спотовых цен на газ

  Текущая цена
Henry Hub (США), $/ 000 куб.м
темп роста, % 9% 10% 6%
Zeebrugge (Европа), $/ 000 куб.м.
темп роста, % 10% 9% 6%

Этот позитивный прогноз по росту цен на газ также основан на текущих макроэкономических трендах: постепенное восстановление мировой экономики, бурный рост экономик стран АТР, низкие процентные ставки, большой объем ликвидности на финансовых рынках, ускорение инфляционных процессов, все это способствует постепенному росту цен на энергоносители.

В современных условиях получается, что цена на газ зависит от средней цены на нефть за предшествующий квартал. Используя формульный подход, поставщики и покупатели газа по очереди поддерживают друг друга и смягчают удары рынка. Когда нефть и нефтепродукты резко дорожают, газ обходится покупателю заметно дешевле, но когда «черное золото» стремительно падает в цене, он как бы возвращает аванс поставщику газа. Если же брать более длинные отрезки времени — от года и больше, то в принципе никто никому не переплачивает.

Кроме того, так как цена на газ зависит от средней цены на нефть (нефтепродукты) за предшествующий временной отрезок (квартал, полгода, девять месяцев), поставщики и покупатели могут заранее посчитать, сколько он будет стоить в соответствующий будущий временной отрезок и подготовиться к снижению или повышению цены.

Повышение цен на газ — неизбежность, с которой придется смириться. Эта тенденция характерна не только для Европы и Америки, но и для добывающих газ стран, в том числе России. Противостоять этой тенденции может только рациональное энергопотребление и развитие альтернативных источников энергии — естественно, не за счет увеличения и без того высокой налоговой нагрузки на газ, которая типична для стран континентальной Европы. Но решать вопрос снижения цен на газ за счет их отвязки от нефти — путь, не сулящий никаких дивидендов.[17]

Наши рекомендации