Основные методологические принципы исследования комплекса «Аэропорт-Авиакомпания-УВД»
Рассмотрим комплекс взаимодействия систем «Аэропорт-Авиакомпания-УВД» в соответствии с принципами системности, комплексности, трехмерности в виде трехмерной матрицы размера IxNxJ (рис. 9).
Рис. 9. Трехмерная структура комплекса взаимодействия
систем «Авиакомпания-Аэропорт-УВД»
Ось I - Элементы системы «Авиакомпания».
Ось N - Элементы системы «Аэропорт».
Ось J - Элементы системы «УВД»
Параметры (свойства) элементов систем «Аэропорт» и УВД, взаимодействующие при приеме, обслуживании и выпуск ВС должны соответствовать параметрам (свойствам) ВС.
1. Матрица размера I×N×jпри
Матраца взаимодействия элементов систем АК и АП с j-м элементом системы УВД
Таблица 12
Матрица оценки соответствия свойств элементов АК и АП при их
взаимодействии с j-м элементом системы УВД
Элементы взаимодействия аэропорта и авиакомпании | Аэропорт (ось N) | |||||||||
Авиакомпания (ось I) | 1. Объект взаимодействия | F111 | F112 | F113 | F114 | F115 | F116 | F117 | F118 | |
2. Технологии взаимодействия | F121 | F122 | F123 | F124 | F125 | F126 | F127 | F128 | ||
3. Персонал при взаимодействии | F131 | F132 | F133 | F134 | F135 | F136 | F137 | F138 | ||
4.Техника взаимодействия | F141 | F142 | F143 | F144 | F145 | F146 | F147 | F148 | ||
5.Энергообеспечение при взаимодействии | F151 | F152 | F153 | F154 | F155 | F156 | F157 | F158 | ||
6. Коммуникации взаимодействия | F161 | F162 | F163 | F164 | F165 | F166 | F167 | F168 | ||
7. Экология | F171 | F172 | F173 | F174 | F175 | F176 | F177 | F178 | ||
8. Безопасность | F181 | F182 | F183 | F184 | F185 | F186 | F187 | F188 |
Рассмотрим для примера оценку свойств элементов взаимодействующих систем по диагонали матрицы:
F111 - оценка соответствия свойств ВС АК и аэродрома АП при их взаимодействии с j-м элементом системы УВД.
F122 - оценка соответствия свойств технологий обслуживания ВС при их взаимодействии с j-м элементом системы УВД.
F133 - оценка соответствия свойств персонала АК и персонала АП при их взаимодействии с j-м элементом системы УВД.
F144 - оценка соответствия свойств взаимодействие ВС АК и техники АП при их взаимодействии с j-м элементом системы УВД.
F155 - оценка соответствия свойств взаимодействие коммуникации АК и аэродрома АП при их взаимодействии с j-м элементом системы УВД.
F166 - оценка соответствия свойств взаимодействие энергообеспечения АК и энергообеспечения АП при их взаимодействии с j-м элементом системы УВД.
F177 -оценка соответствия свойств взаимодействие безопасности АК и обеспечение безопасности при их взаимодействии с j-м элементом системы УВД.
F188 - оценка соответствия свойств взаимодействие экологической безопасности АК и обеспечения экологической безопасности АП при их взаимодействии с j-м элементом системы УВД.
2. Матрица размера I х J х nпри
Матрица взаимодействия систем АК и УВД на n-ом этапе работы АП
Таблица 13
Матрица оценка соответствия свойств элементов АК и УВД при их
взаимодействии во время движения ВС по аэродрому
Элементы взаимодействия авиакомпании и УВД | УВД (ось J) | |||||||||
Авиакомпания (ось I) | 1. Объект взаимодействия | F211 | F212 | F213 | F214 | F215 | F216 | F217 | F218 | |
2. Технологии взаимодействия | F221 | F222 | F223 | F224 | F225 | F226 | F227 | F228 | ||
3. Персонал при взаимодействии | F231 | F232 | F233 | F234 | F235 | F236 | F237 | F238 | ||
4. Техника при взаимодействии | F241 | F242 | F243 | F244 | F245 | F246 | F247 | F248 | ||
5. Энергообеспечение при взаимодействии | F251 | F252 | F253 | F254 | F255 | F256 | F257 | F258 | ||
6. Коммуникации взаимодействия | F261 | F262 | F263 | F264 | F265 | F266 | F267 | F268 | ||
7. Экология | F271 | F272 | F273 | F274 | F275 | F276 | F277 | F278 | ||
8. Безопасность | F281 | F282 | F283 | F284 | F285 | F286 | F287 | F288 |
Рассмотрим для примера оценку свойств элементов взаимодействующих систем по диагонали матрицы:
F211 - оценка соответствия свойств элементов АК (ВС) и системы УВД при их взаимодействии с п-ым элементом аэродрома АП.
F222 - оценка соответствия свойств технологий АК и системы УВД при их взаимодействии с п-ым элементом аэродрома АП.
F233 - оценка соответствия свойств персонала АК (экипажа ВС) и системы УВД (диспетчеров системы) при их взаимодействии с п-ым элементом аэродрома АП.
F244 - оценка соответствия свойств радиотехнических систем ВС АК и системы УВД при их взаимодействии с п-ым элементом аэродрома АП.
F255 - оценка соответствия свойств энергообеспечения ВС АК и системы УВД при их взаимодействии с п-ым элементом аэродрома АП.
F266 - оценка соответствия свойств коммуникации ВС АК и системы УВД при их взаимодействии с п-ым элементом аэродрома АП.
F277 -оценка соответствия свойств элементов экологической безопасности АК и системы УВД при их взаимодействии с п-ым элементом аэродрома АП.
F288 - оценка соответствия свойств элементов безопасности ВС АК и диспетчерских пунктов системы УВД при их взаимодействии с п-ым элементом аэродрома АП.
3. Матрица размера N х J х iпри
Матрица взаимодействия систем АП и УВД на i-ом этапе работы АК
Таблица 14
Матрица оценка соответствия свойств УВД и АП при их
взаимодействии во время движения ВС по аэродрому
Элементы взаимодействия аэропорта и УВД | Аэропорт (ось N) | |||||||||
УВД (ось J) | 1 Объект взаимодействия | F313 | F314 | F315 | F316 | F317 | F318 | F217 | F218 | |
2 Технологии взаимодействия | F323 | F324 | F325 | F326 | F327 | F328 | F227 | F228 | ||
3 Персонал при взаимодействии | F333 | F334 | F335 | F336 | F337 | F338 | F237 | F238 | ||
4Техника при взаимодействии | F343 | F344 | F345 | F346 | F347 | F348 | F247 | F248 | ||
5 Энергообеспечение при взаимодействии | F353 | F354 | F355 | F356 | F357 | F358 | F257 | F258 | ||
6 Коммуникации взаимодействия | F363 | F364 | F365 | F366 | F367 | F368 | F267 | F268 | ||
7 Экология | F373 | F374 | F375 | F376 | F377 | F378 | F277 | F278 | ||
8 Безопасность | F383 | F384 | F385 | F386 | F387 | F388 | F287 | F288 |
Рассмотрим для примера оценку свойств элементов взаимодействующих систем по диагонали матрицы:
F311 - оценка соответствия свойств элементов системы УВД и аэродрома АП при их взаимодействии с i-ым элементом АК.
F322 - оценка соответствия свойств технологий обслуживания системы УВД и аэродрома АП при их взаимодействии с i-ым элементом АК.
F333 - оценка соответствия свойств персонала системы УВД и аэродрома АП при их взаимодействии с i-ым элементом АК.
F344 - оценка соответствия свойств техники системы УВД и аэродрома АП при их взаимодействии с i-ым элементом АК.
F355 - оценка соответствия свойств энергообеспечения системы УВД и аэродрома АП при их взаимодействии с i-ым элементом АК.
F366 - оценка соответствия свойств энергообеспечения системы УВД и аэродрома АП при их взаимодействии с i-ым элементом АК.
F377 -оценка соответствия свойств безопасности системы УВД и аэродрома АП при их взаимодействии с i-ым элементом АК.
F388 - оценка соответствия свойств экологической безопасности системы УВД и аэродрома АП при их взаимодействии с i-ым элементом АК.
Подобным образом необходимо рассматривать этапы А (прием ВС) Г (обслуживание вылетающий пассажиров), В (движение ВС на вылет).
В результате рассмотрения декомпозиции структуры транспортно-логистического комплекса до уровня авиационного отраслевого транспортно-логистического узла, как комплекса взаимодействия систем «Аэропорт-Авиакомпания-УВД», сформулированы основные характеристики и матричные модели каждой системы. Структура матричной модели состоит из этапов и элементов, обеспечивающих основных функций каждой из систем. Использование принципов трёхмерности позволяет рассмотреть трёхмерную матрицу взаимодействия свойств элементов систем «Аэропорт-Авиакомпания-УВД». Рассмотрен методологический подход формирования взаимодействующих систем с использованием трёхмерных матричных моделей.
2.2. Общая характеристика и матричная модель
системы «Коммерческой готовности рейса»
Определяющим показателем работы авиационного транспортно-логистического узла, как комплекса взаимодействующих систем «Аэропорт-Авиакомпания-УВД» является обеспечение конкурентоспособности авиационных услуг на рынке перевозок, а также высокого уровня регулярности полетов.
Рассмотрим методологию формирования системы «Коммерческой готовности рейса» с использованием принципов системности, комплексности, декомпозиции, трехмерности рассмотрения систем, подсистем, модулей и их элементов при их взаимодействии.