Принципиальная схема процесса управления.
Классическое представление системы любой природы, как управляемой системы может быть представлено в виде кибернетического контура (рис. 1).
Основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль и учет, регулирование (оперативное управление). Оперативное управление: оперативный план выхода из сложившейся ситуации; организация ресурсов, способных выполнить разработанный план; также контроль результатов выхода и, если необходимо, их исправление.
1. Планирование. Деньги на перевозку груза заказчика получены по результатам процесса маркетинга, затем в плане расписываются все виды работ, время на их выполнение и количество необходимых ресурсов. Определяем затраты на виды работ и ресурсы. С учетом взаимосвязи и взаимодействия элементов объекта управления, определяющих результат процесса, разрабатываем экономико-математическую модель и проводим оценку мероприятий плана: выбор наилучших вариантов выполнения плана.
2. Организация ресурсов производственного процесса и формирование структуры выполнения плана. Организационная функция обеспечивает переход управляемой системы из сложившегося, в результате воздействия факторов состояния, в желаемое, планируемое. Ресурсы — это все, что может быть использовано для достижения целей (персонал, здания, оборудование, финансовые ресурсы и т.)
3. Мотивация – активизация деятельности людей для выполнения целей плана.
4. Контроль фактического состояния параметров процесса и учёт их отклонения от планового состояния.
Контроль как функция управления представляет собой процессы наблюдения за параметрами управляемого объекта (управляемой системы) и внешней среды, их состоянием и изменениями, а также выявление фактических значений отклонений от плановых и организационных значений (количественных и качественных). Контролю подлежат все управляемые параметры объекта управления, состав и значения которых устанавливаются в процессах планирования и организации.
Управленческий учет это - подсистема, которая обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, необходимой для планирования, управления, контроля. Отличие управленческого учета от финансового в том, что финансовый учет ориентирован на внешнего пользователя (акционеры, кредиторы, государство) , а управленческий учет ориентирован на внутреннего пользователя (управленческий аппарат компании).
5. Регулирование – процесс оперативного управления транспортным производством (оперативные планирование, организация, мотивация, контроль и учет, регулирование). Проводим анализ – выявляем причинно-следственные связи возникших отклонений (Δ) и определение необходимости и срочности разработки и принятия устраняющих их решений. Возможные последствия ситуации, их вероятность и пути развития – основания для определения необходимости и срочности решения данной ситуации. Решение должно быть направлено на устранение или локализацию причин (факторов) ее вызвавших. Таким образом, система управления процессами разработки принятия и реализации решений в предприятии (службе) должна иметь развитую систему контроля, учета и анализа и базироваться на постоянно обновляющихся нормах и нормативах.
Рис. 1. Функциональная схема системы управления процессом перевозки
Объект управления (процесс какого-либо производства) и субъект управления (система управления этим процессом) определяются выбором системы и уровнем иерархии в ней.
Взаимодействие двух подсистем определяется наличием прямых и обратных связей.
Объект управления – подсистема, которая в процессе взаимодействия элементов (ресурсов), выполняет определенного вида деятельность, направленную на получение результата, например, на получение транспортной продукции, собранный автомобиль или телевизор, выздоровевший человек и т.д.).
Объект управления как подсистема, выполняющая процесс, например, по транспортировке, обучению, производству промышленной или другой продукции, лечению больного, подготовки аэродрома и т.д., состоит из шести взаимосвязанных и взаимодействующих элементов:
1. предмет труда (перевозимый груз или пассажир, студент, запчасти для сборки автомобиля, больной, аэродром и т.д.),
2. процесс труда во времени, длительность производственного процесса и его этапов
3. исполнители труда (водитель, преподаватель, оператор на линии сборки автомобилей, врач, аэродромный оператор и т.д.).
4. средства (орудия) труда (автомобиль, презентация, станки, градусник, спецмашины, дозиметр и т.д.),
5. Энергообеспечение процесса труда всех ресурсов (элементов), обеспечивающих выполнение производственного процесса на всех этапах (топливом автомобиль, рефрижератор, освещение и теплообеспечение коммуникаций, зданий и т.д.).
6. Коммуникации (пространство, место и т.д.), где выполняется процесс с использованием соответствующих элементов (ресурсов).
Цель объекта управления: производство транспортной продукции в результате перевозки пассажиров, почты и груза, формирование знаний, навыков и умений, собранный автомобиль, здоровый человек, готовый к эксплуатации аэродром и т.д.
Обратная связь – информация о фактическом состоянии выполняемого процесса. Выполняется функция контроля состояния выполняемого процесса и результаты передаются в подсистему субъект управления (СУ)
Субъект управления – подсистема управления выполняемого процесса (ОУ).
Процесс управления — процесс научного исследования проблемы (отклонения от плана) по разработке и принятию решения, которая возникла в результате воздействия внешних или внутренних факторов на производственный процесс с целью минимизации отклонения или их ликвидации и включает ряд взаимосвязанных этапов:
· информационный: сбор и обработка статистической информации и доведение до исполнителей управляющих сигналов;
· модельный: разработка и реализация системы моделей прогнозирования и планирования для различных уровней и с разными временными горизонтами;
· критериальный — выявление и фиксация системы общественных (корпоративных и иных) целей, приоритетов и критериев;
· алгоритмический — собственно формирование планов с учетом экономических возможностей и общественных потребностей, а также непосредственных и долговременных последствий принимаемых решений;
· стимулирующий: определение системы предпочтений элементов экономической системы, выработка и реализация таких форм и принципов организации их деятельности, при которых интересы системы воспринимаются коллективами и собственниками предприятий, отдельными участниками экономического процесса как их собственные интересы.
Субъект управления, как и объект управления это подсистема, выполняющая процесс и он также включает в себя:
1. Предмет управленческого труда (информация о состоянии процесса перевозки груза или пассажира, информация о подготовке студента, информация о процессе сборки автомобиля, информация о состоянии больного, информация о подготовке аэродрома к работе и т.д.),
2. Процесс управленческого труда разработки и принятия решения в зависимости от времени.
3. Исполнители управленческого труда (диспетчер по управлению процессом перевозки, преподаватель, оператор на линии сборки автомобилей, врач определяющий диагноз, аэродромный оператор и т.д.).
4. Средства управленческого труда (информационно-техническое обеспечение по анализу информации о процессе перевозки груза или пассажира, рубежный контроль, информационное обеспечение сборочного конвейера для оперативного управления, знания о способе лечения больного, информационное обеспечение о состоянии аэродрома и т.д.),
5. Энергообеспечение управленческого процесса труда на всех этапах принятия решения.
6. Информационные коммуникации. В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта к другому. Коммуникация и информация взаимосвязанные понятия, информация – это то, "что передается", коммуникация включает в себя информацию и то, "как" передается. Коммуникационная сеть - совокупность всех информационных потоков в организации. Направления движения этих информационных потоков может быть:
• вертикальное (передача информации от руководства к подчиненным или от подчиненных к руководству);
• горизонтальное (передача информации между равными уровнями управления).
Цель объекта управления: перевозка пассажиров, почты и груза, формирование знаний, навыков и умений, собранный автомобиль, здоровый человек, готовый к эксплуатации аэродром и т.д.
Результат перевозки – перевезенные пассажиры, почта, груз, транспортная продукция (ткм, пасс км)
Цель субъекта управления: обеспечение экстремума критерия оценки процесса любой природы: минимизация затрат на перевозку пассажиров, почты, груза, формирование специалиста отвечающего современным требованиям рынка труда, максимум выпускаемой продукции с высоким качеством, низкий уровень заболеваемости, обеспечение максимальной пропускной способности аэродрома и т.д.
Внешние воздействия и/или внутренние помехи – процессы воздействия незапланированных факторов (неопределенность) на объект управления (внешние: метеоявления, сезонность, снижение спроса на перевозки, ограничения полётов по УВД и т.д.; внутренние: отказ и износ техники и других технических систем, выход из строя ведущих специалистов, слабые знания, уровень общей культуры, здоровья, плохой социально-психологический климат, неудовлетворительные социальные условия).
Управляющее воздействие - воздействие со стороны субъекта управления на объект управления в виде сигнала, команды, приказа, распоряжения, установки, нормативно-правовых актов, инструкций, стимулов, поощрений и наказаний.
Эффективное функционирование системы управления производством обеспечивается при соблюдении определенных требований:
• Должна быть известна цель управления.
• Система управления должна иметь возможность выбора принимаемого решения.
• Система управления должна прогнозировать условия производства.
• Управление следует осуществлять с резервом.