Как устроен грузовой автомобиль общего назначения? Приведите схемы механических трансмиссий грузовых автомобилей.
На грузовых автомобилях применяют двигатели внутреннего сгорания бензиновые и дизельные (наиболее распространены). Шасси состоит из гидромеханической или механической трансмиссии, ходовой части и механизмов управления машиной.
Трансмиссия передаёт крутящий момент от вала двигателя к ведущим колёсам, приводит в действие различное оборудование, установленное на автомобиле. В него входят:
· постоянно замкнутая дисковая фрикционная муфта (сцепление) для плавного соединения и быстрого разъединения работающего двигателя с трансмиссией;
· ступенчатая коробка переключения передач с переменным передаточным числом для изменения величины крутящего момента, подводимого к ведущим колёсам, в зависимости от условий движения, обеспечивающая движение автомобиля заданным ходом и разъединение работающего двигателя с трансмиссией при длительных остановках машины;
· карданный вал, передающий крутящий момент под меняющимся углом от КПП к подрессорному заднему мосту;
· главная передача, передающая движение под прямым углом к полуосям и увеличивающая тяговую силу на ведущих колёсах;
· дифференциал, служащий для распределения крутящего момента между ведущими колёсами, обеспечивая их вращение с разными угловыми скоростями при движении автомобиля на поворотах и по неровной поверхности;
· полуоси (валы), передающие крутящий момент к закреплённым на них ведущим колёсам
· Схема механической трансмиссии определяется общей компоновкой автомобиля – размещением двигателя, количеством и расположением ведущих колес и мостов и т.д.
Составные части дифференциала – полуосевые шестерни, закреплённые на полуосях, сателлиты и коробка, на которой закреплена ведомая шестерня главной передачи.
Ходовая часть автомобиля состоит из несущей рамы, на которой монтируются все агрегаты, кузов и кабина водителя, передний и задний мосты с пневмоколёсами и упругая подвеска, соединяющая раму с мостами.
Механизмы управления объединены в две независимые системы:
· рулевую - для изменения направления движения автомобиля посредством поворота передних управляемых колёс;
· тормозную - для снижения скорости и быстрой остановки машины
Автомобили с колесной формулой 4×2 могут иметь переднее расположение двигателя и задние ведущие колеса. Чаще всего двигатель 1, сцепление 2, а также коробка передач 3 в такой трансмиссии объединены в единый блок и образуют силовой агрегат. От коробки передач 3 до главной передачи 5 передается крутящий момент посредством карданной передачи 4.
Самые распространенные схемы механических трансмиссий:
где , а – заднеприводный автомобиль с колесной формулой 4 х 2; б – переднеприводной автомобиль 4×2; в – автомобиль 4 х 4; г-автомобиль 6×4
Какие транспортные средства относят к специализированным? В чём заключается их принципиальное отличие от других автотранспортных средств?
Специализированные транспортные средства представляют собой прицепы и полуприцепы к базовым автомобилям и седельным тягачам средней и большой грузоподъемности с разрешенной нагрузкой на одиночную ось 60 и 100 кН. Конструкция таких транспортных средств учитывает особенности перевозки и физические свойства грузов, сохранение качества грузов, комплексную механизацию погрузки и выгрузки. Главным параметром специализированных транспортных средств принята полная масса транспортного средства с грузом.
С пециализированные транспортные средства применяют в соответствии с их назначением и видом груза: для перевозки грунта, сыпучих грузов, бетонов и растворов, битума, топлива (автомобили-самосвалы, керамзитовозы, автобетоносмесители, авторастворовозы, автобитумовозы, топливовозы), порошкообразных грузов (автоцементовозы, известковозы), строительных конструкций (панелевозы, фермовозы, плитовозы, сантехкабиновозы), длинномерных грузов (трубовозы, плетевозы, металловозы), строительных грузов в контейнерах (контейнеровозы), технологического оборудования и строительных машин (тяжеловозы).