Что такое колесная формула? Для чего она нужна и как работает дифференциал? В каких случаях он блокируется?
Так условно обозначают общее количество колес автомобиля или любого другого транспортного средства, а также ведущих колес 2-мя числами: (общее количество колес) Х (количество ведущих колес). Два колеса, находящиеся на одной полуоси, считаются одним колесом. Пример: формула колесная 6Х4 будет означать, что у машины имеется шесть колес, а из них четыре колеса являются ведущими. Автомобиль, который имеет полный привод, обладает колесной формулой, в которой все одинаковые числа. В многоосных автомобилях колесная содержит числа, которые являются указателем на количество управляемых (поворотных) колес.
Дифференциа́л — это механическое устройство, которое делит момент входного вала между выходными валами. Наиболее широко применяется в конструкции привода автомобилей, где момент от выходного вала коробки передач (или карданного вала) поровну делится между полуосями правого и левого колеса. В полноприводных автомобилях также может применяться для деления момента в заданном соотношении между ведущими осями, хотя здесь достаточно распространены конструкции и без дифференциала (например, с вискомуфтой).
Необходимость применения дифференциала в конструкции привода автомобилей обусловлена тем, что внешнее колесо при повороте проходит более длинную дугу, чем внутреннее. То есть при вращении ведущих колёс с одинаковой скоростью поворот возможен только с пробуксовкой, а это негативно сказывается на управляемости и сильно повышает износ шин.
Назначение дифференциала в автомобилях:
· позволяет ведущим колёсам вращаться с разными угловыми скоростями;
· неразрывно передаёт крутящий момент от двигателя на ведущие колёса;
В случае единственного приводного колеса или отдельного двигателя для каждого из ведущих колёс дифференциал не требуется. В конструкции раллийных автомобилей иногда дифференциал намертво блокируют (заваривают), жёстко связывая колёса ведущей оси — это допустимо, так как на гравии или снегу в ралли повороты проходятся только с заносом. Также дифференциал отсутствует в конструкции картов, при этом гибкость их рам обычно позволяет вывешивать ведущее заднее колесо с внутренней стороны поворота без отрыва передних колёс от трассы. В веломобилях с ведущей осью вместо дифференциала часто применяются более простые и доступные трещётки (обгонные муфты) в колёсах — такой привод допускает вращение колёс на ведущей оси с разной скоростью, но при этом весь момент передаётся только на то колесо, которое медленнее вращается.
По команде из кабины шестерни дифференциала блокируются, и колёса вращаются синхронно. Таким образом, дифференциал стоит блокировать перед преодолением сложных участков пути (вязкий грунт, препятствия), и затем разблокировать после выезда на обычную дорогу. Применяется в вездеходах и внедорожниках.
При езде на таких автомобилях чаще всего не рекомендуется блокировать дифференциал, когда автомобиль движется, желательно включать блокировку на стоянке. Также нужно знать, что крутящий момент, создаваемый мотором, настолько велик, что может сломать механизм блокировки или полуось. Обычно производители автомобиля отдельно указывают рекомендованную максимальную скорость движения при заблокированном дифференциале, в случае ее превышения возможны поломки трансмиссии. Включенная блокировка, особенно в переднем мосту, отрицательно влияет на управляемость.
41.Охарактеризуйте внешнее сопротивление передвижению машины. Запишите основное условие движения машины.
Сопротивление передвижению складывается из сопротивлений на рабочем органе машины, передвижению (перекатыванию) движителей по горизонтальному пути, повороту машины, движению на уклоне местности, инерции при разгоне и торможении и ветрового давления.
Движение машины возможно, если максимальное тяговое усилие Тmax будет не меньше суммарного сопротивления движению W: