Стояночная тормозная система
Стояночная тормозная система (рисунок 4) имеет механический привод,
действующий на тормозные механизмы задних колес.
Рисунок 4. Стояночная тормозная система:1 - рычаг; 2 – передний трос; 3 – гайка
регулировочная; 4 – кронштейн; 5 и 8 –задние тросы; 6 – разжимное звено; 7 – рычаг
привода; 9 – уравнитель; 10 – контргайка
Привод состоит из рычага 1, переднего 2 и задних 5 и 8 тросов,
соединенных уравнителем 9 и закрепленных на кронштейне 4, который
приварен к поперечине рамы. Задние тросы воздействуют на рычаги 7 и
разжимные звенья 6, расположенные в тормозных механизмах задних колес.
При воздействии на рычаг 1 через систему тросов 2, 5, 8 и рычагов 7
колодки тормозных механизмов прижимаются к барабанам, затормаживая
автомобиль. Рычаг 1 фиксируется храповым механизмом, состоящим из
собачки и зубчатого сектора. При этом выключатель, расположенный на
кронштейне крепления рычага в кабине, включает в комбинации приборов
сигнализатор красного цвета.
При растормаживании рычаг следует потянуть на себя и утопить кнопку на
торце рукоятки рычага. Тяга, соединяющая кнопку с собачкой, выведет собачку из зацепления с сектором. Возвратить рычаг в исходное положение. Пружины тормозных механизмов растормозят стояночную тормозную систему.
Сигнализатор в комбинации приборов погаснет.
Периодически следует проверять состояние тросового привода. При
повреждении защитных оболочек или тросов заменить трос в сборе. Заменять
надо также изношенные детали фиксации включения стояночного тормоза.
Неисправности тормозной системы автомобиля ГАЗ-3302.
Таблица 1 - Неисправности тормозной системы
Технологический процесс замены тормозного барабана и колодок задних колес.
Для замены тормозных колодок необходимо:
– снять колеса;
– очистить тормозные механизмы от грязи и продуктов износа, убедиться в
свободном вращении тормозного барабана;
– вывернуть три винта и снять барабан со ступицы. Если барабан сидит
туго, ввернуть в резьбовые отверстия три болта М10 и, вращая их поочередно, снять барабан. Следует иметь в виду, что барабан обработан в сборе со ступицей, поэтому недопустимо менять их местами. Для того, чтобы барабан можно было установить на ступицу в одном положении, отверстия его крепления к ступице расположены неравномерно;
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если с автомобиля снят барабан, нельзя нажимать на педаль тормоза, так как
при этом поршни выйдут из колесных цилиндров и тормозная жидкость
вытечет из системы.
На рабочей поверхности тормозного барабана недопустимы глубокие
риски и задиры. При необходимости барабан следует расточить в сборе со
ступицей относительно наружных колец подшипников. Биение рабочей
поверхности барабана не более 0,2 мм. Чтобы не снизить прочность барабана, не допускается расточка внутреннего диаметра более 281,5+0,21 мм.
При повреждении или особо глубоких рисках, при износе рабочей
поверхности барабана до диаметра более 283 мм барабан заменить в сборе со
ступицей. Допускается замена только тормозного барабана при обязательной
обработке в сборе со ступицей его рабочей поверхности до номинального
размера (Ø 280+0,21 мм) и обеспечения допуска радиального биения
Переставляем снятые детали на новые колодки.
Устанавливаем новые тормозные колодки в обратной последовательности, после чего регулируем зазор между колодками и тормозным барабаном. Устанавливаем барабан, смазав его посадочный поясок смазкой
ШРУС-4 или графитной смазкой. Устанавливаем колеса и несколько раз нажимаем на педаль тормоза для самоустановки элементов тормозных механизмов.