Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы
Картер двигателя (рис. 5) туннельного типа, отлит из магниевого сплава МЛ-5.
Средняя опора коленчатого вала разъемная, из двух половин, крепится к картеру коленчатого вала стяжным болтом 11 (рис. 6)
Передний и задний коренные подшипники коленчатого вала неразъемные. Задний 9 (см. рис. 5) запрессован непосредственно в стенку картера и фиксируется стопором 10, а передний 9 (см. рис. 3)—в переднюю опору 8 и фиксируется штифтом. Коренные подшипники коленчатого вала изготовлены из специального алюминиевого сплава.
Цилиндры с оребренной наружной поверхностью отлиты из чугуна, взаимозаменяемы. Диаметр цилиндра
72^°'°^ мм. Для обеспечения монтажного зазора между поршнем и цилиндром в пределах 0,05. . .0,07 мм ци-
линдры по диаметру сортируются на три размерные группы (см. прил. 2)
.
Рис. 2. Подвеска силового агрегата:
1 — левый кронштейн; 2 — передняя поперечина; 3, II — болты; 4 — кронштейн; 5,14 — подушки; (> —
задняя поперечина; 7 - нижняя подушка; 8 - втулка; 9, 12, 13 - шайбы; 10 - гайка; 15 - правый кронштейн
Рис. 1. Силовой агрегат модели МеМЗ-966Г: / aHiiiait'.'ii.: -'- tiieiiJleHHl': -^ - коробка передач
Рис. 3. Продольный разрез двигателя МеМЗ-966Г:
1,9 — задний и передний подшипники коленчатого вала; 2 — средняя опора; 3 - масляный картер; 4, б, 13, IS, 25 - прокладки; S - датчик температуры масла; 7 — уплотнительное кольцо маслоприемной трубки; 8 — опора переднего подшипника; 10 — манжета; II - резиновое кольцо крышки центрифуги; 12 - крышка центрифуги; 14 - гайка; 16 - храповик; 77 - балансирный механизм; 18 - маслозаливной патрубок; 19 - упор балансирного вала; 20 - распределительный вал; 21 - крышка распределительных шестерен; 22 — впускная труба; 23 — уплотнитель масляного радиатора; 24 — жиклер масляного радиатора; 26 — крышка балансирного вала; 27 — маховик; 28 — ведомый диск; 29 — нажимной диск с кожухом в сборе; 30, 31 - маслоотражатели; А
- трубка отсоса
картерных газов f.
Поршни изготовлены из алюминиевого сплава, луженые, имеют вогнутое днище. На головке поршня про-
точены канавки под поршневые кольца.
Поршни, как и цилиндры, разбиты на размерные группы (см. прил. 2). Стрелка для правильного распо- ложения смещения оси поршневого пальца при монтаже наносится на наружной поверхности днища поршня. Направление стрелки при монтаже в сторону шестерен газораспределения для всех поршней.
По диаметру отверстия под палец поршни сортируются на четыре размерные группы.
Поршневые пальцы — стальные, плавающие, закаленные и полированные. Диаметр пальца 20 мм, длина 61 мм. От осевого перемещения пальцы фиксируются пружинными стопорными кольцами. По наружному диаметру пальцы сортируются на четыре группы (см. прил. 2).
При сборке палец, поршень и шатун комплектуют из деталей только одной размерной группы. Этим обес-
печивается натяг между пальцем и поршнем в пределах от нуля до 0,005 мм и зазор между пальцем и шатуном
0,002. . .0,007 мм (при температуре 20 °С) .
Поршневые кольца (рис. 7) по три на каждом поршне, два компрессионных из специального чугуна. Верх- нее компрессионное кольцо 1 хромированное, с тупыми кромками, нижнее 2 — фосфатированное с острыми кромками. На внутренней цилиндрической поверхности компрессионных колец выполнена прямоугольная фаска. При установке на поршень кольца устанавливаются фаской вверх.
Маслосъемное кольцо стальное, состоит из четырех элементов, двух стальных дисков 3, осевого 4 и радиального 5 расширителей.
Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения (рис. 8) . В верхнюю головку шатуна запрессована брон-
зовая втулка. По размеру диаметра втулки шатун маркируется у головки цветовым индексом.
|
Рис. 4. Поперечный разрез двигателя МеМЗ-966Г:1 —картер двигателя; 2 — шатун; 3 — поршень; 4 — цилиндр; 5, 15— б — маслозаливная труба; 7 — направляющий аппарат с генератором воздухоотводящие кожухи с заслонками в сборе (левый и правый); и колесом вентилятора в сборе; 8 — карбюратор; 9 - труба, соединяющая клапан стояночной вентиляции карбюратора с воздушным фильтром; 10 — трубка вентиляции картера; II - воздушный фильтр; 12 — бензиновый насос; 13— прерыватель-распределитель зажигания; 14 картер
16 - стартер; /7— глушитель в сборе; 18 – масляный катушка зажигания;
Рис. 5. Картер коленчатого вала в сборе:
/ - картер; 2, 13 — передняя и задняя опоры распределительного вала; 3 — шпилька крепления головок цилиндров; 4 - шпилька крепления масляного радиатора; 5 — жиклер масляного радиатора; 6 - шпилька крепления картера сцепления; 7 — шпилька крепления передней опоры; 8 — канал привода масла к коренным подшипникам; 9 — задний вкладыш; 10 — стопор подшипника; II — отгибная шайба; 12 — болт; 14 — шпилька крепления стартера
Рис. 7. Расположение поршневых колец на поршне: 1 — верхнее компрессионное кольцо; 2 — нижнее компрессионное кольцо; 3 — верхний диск маслосъемного кольца; 4 — осевой расширитель; 5 — радиальный расширитель; 6 — нижний диск маслосъемного кольца; а — участок, на котором с обеих сторон не должно быть замков компрессионных колец и замков дисков маспосъемного кольца; 1,11 •- расположение замков компрессионных колец; III, VI - расположение замков дисков маслосъемного кольца. Замки расширителей маслосъемного кольца располагают аналогично в плоскости оси. IV
При динамической балансировке на шатунные шейки устанавливаются разъемные, круглого сечения, ста-
тически отбалансированные противовесы массой 576 ± ± 2 г каждый. После балансировки на маховик и кожух сцепления наносятся метки их взаимного расположения. При сборке метки необходимо совмещать.
Подшипник средней коренной шейки вместе со средней опорой монтируется на коленчатый вал до по-
становки в картер.
Осевой разбег коленчатого вала (0,15. . .0,25 мм) ограничен буртом подшипника 9 (см. рис. 3) передней опоры с одной стороны и упорной шайбой 8 (см. рис. 9) коленчатого вала с другой.
Головка цилиндров (рис. 10) из алюминиевого сплава имеет развитые ребра, взаимозаменяема, общая на два
цилиндра.
Для надежного уплотнения при установке бронзовых резьбовых гнезд 4 свечей, седел 2 клапанов, направ- ляющих втулок 16 клапанов, кожухов штанг 15 и мас-лосливной трубки 6 головку цилиндров нагревают до температуры 200. . .220 ° С.
Механизм газораспределения верхнеклапанный приводится в действие от распределительного вала при по-
мощи толкателей, штанг и коромысел.
Распределительный вал (рис. II) двухопорный, стальной. От осевого перемещения фиксируется упором торца ведомой шестерни распределительного вала 20 в торец ведомой шестерни балансирного механизма 17 (см. рис. 3) . Шестерня 1 распределительного вала отлита из магниевого сплава МЛ5 и крепится к фланцу распределительного вала тремя стальными заклепками 2 (см. рис. II).
Рис. 6. Опора среднего коренного подшипника (вид со стороны носка коленчатого вала):
1 — гайка; 2 — шайба; 3, 7 — штифты вкладыша и опоры; 4 — канал привода смазки к подшипнику; J — нижняя опора; б — стяжной болт; 8 — вкладыш; 9 — коленчатый вал; 10 — верхняя опора; II — болт крепления опоры к картеру; 12 -картер коленчатого вала
шатунных болтов 4 затягиваются усилием 3,2. . .3,6 кгс-м и стопорятся.
Стопорение производится стопорными гайками 5 с поворотом их на 1,5.. .2 грани после соприкосновения с основными.
Примечание. На ранее выпущенных двигателях стопорение гаек осуществлялось шплинтами. Для
совмещения прорезей гаек с отверстиями в болтах допускается подтяжка гаек усилием не более 5,6 кгс-м.
Разница в массе шатунов, установленных на двигатель, не должна превышать 10 г.
Коленчатый вал трехопорный (рис. 9) , литой из вы-сокопрочного чугуна. Диаметр коренных шеек 50± ±0,01 мм, шатунных 45_дд^ мм, радиус кривошипа 27,25 мм. Коленчатый aarf, установленный на двигателе, сбалансирован вместе с маховиком, механизмом сцепления и корпусом центрифуги. Допустимый дисбаланс не должен превышать 15 гс-см.
Для правильной установки фаз газораспределения на шестернях набиты метки О, которые должны быть совмещены (рис. 12). При необходимости проверка фаз газораспределения (рис. 13) производится на собранном непрогретом двигателе при температуре 15. . . 25 ° Си зазорах в клапанном механизме 0,45 мм.
Четырехцилиндровые V-образные двигатели имеют неуравновешенный момент от сил инерции первого по-
рядка. Для уравновешивания момента в конструкции двигателя предусмотрены балансирный механизм (рис.
14) и уравновешивающая масса в виде противовесов коленчатого вала.
Рис. 8. Шатун в сборе: 1 — стык втулки верхней головки шатуна; 2 — место цветового индекса размерной группы верхней головки шатуна; 3 — болт крепления крышки шатуна; 4 — гайка болта крышки шатуна; 5 — стопорная гайка; 6 — место цветового индекса весовой группы; 7 — клеймо номера цилиндра
Рис. 10. Головка цилиндров с клапанами в сборе:
1 — головка цилиндров; 2 — седло клапана; 3 — клапан; 4 — резьбовая втулка свечи; 5 - штифт резьбовой втулки; б — сливная трубка; 7 — пружина клапана; 8 — шпилька крепления крышки головки цилиндров-9 — шайба пружины клапана; 10 — сухарь клапана; II — тарелка пружины клапана; 12 - шпилька крепления валика коромысел; S3 — стакан пружины клапана; 14 — шпилька крепления впускной трубы; 15 — кожух
штанги; 16 — направляющая втулка клапана
Рис. 9. Коленчатый вал с маховиком инажимным диском сцепления в сборе: / — нажимной диск сцепления с кожухом в сборе; 2 — маховик в сборе; 3 — болт крепления маховика в сборе; 4 — стопорная шайба; 5 — прокладка; 6 — штифт маховика; 7 — коленчатый вал; 8 — опорная шайба коленчатого вала; 9 — распределительная шестерня; 10 — шестерня привода балансирного механизма; II — шестерня привода масляного насоса; 12 — сегментная шпонка; 13 - маслоотражатель манжеты; 14 - корпус центрифуги; 15 - маслоотражатель центрифуги; /б—болт центрифуги; /7—отгибная шайба
Рис. 13. Диафрагмма фаз газораспределения: 1 — впускной клапан; 2 —выпускной клапан
Вал балансирного механизма 2 расположен внутри распределительного вала. На концах балансирного вала с одной стороны на лысках установлена ведомая 1 шестерня балансирного механизма с противовесом, на другом
— противовес 3. Привод балансирного механизма осуществляется от коленчатого вала парой прямозубых шестерен (см. рис. 3) с передаточным отношением 1:1.
Осевое перемещение балансирного механизма ограничивается плунжером 19 (см. рис. 3) и распорной пру-
Рис. II. Распределительный вал в сборе: 1 — шестерня; 2 - заклепка; 3 — распределительный вал; 4 —
втулка
Рис. 12. Установочные метки (А ) :
а — на распределительных шестернях; б — на шестернях балаисирного механизма^ - смещенное отверстие под заклепку на шестерне распределительного вала
Рис. 14. Балансирный механизм в сборе:
1 — шестерня балансирного вала; 2 — балансирный вал; 3 - противовес; 4 — сухарь; S — стопорная шайба;
6 — болт
придерживая силовой агрегат, поднять автомобиль подъемником и откатить тележку с силовым агрегатом. Для транспортировки агрегат следует подвесить за выпускные трубы первого и четвертого цилиндров и зад- нюю крышку коробки передач.
Установку силового агрегата на автомобиль следует выполнять в обратной последовательности.
.)
Разборка и сборка двигателя
Для разборки и сборки двигателя необходимо иметь поворотное приспособление для двигателя, ручную
таль или электротельфер грузоподъемностью 100. . .150 кг; динамометрический ключ с набором головок 13,
17,24, 32. 36 мм, комбинированные плоскогубцы, отвертку, торцовые ключи 10,12, 13, 17 мм. Перед разборкой необходимо тщательно очистить двигатель от грязи и масла и насухо протереть.
Разборка выполняется в следующей последовательности:
отвернуть гайки крепления поперечины передней опоры двигателя и гайки крепления картера сцепления к картеру двигателя, снять поперечину и отсоединить коробку передач от двигателя (на силовом агрегате МеМЗ-
966В перед отсоединением коробки передач нужно отвернуть четыре болта и снять крышку и прокладку
картера сцепления);
ослабить затяжку гаек стяжных хомутов правой и левой промежуточных выпускных труб и снять их. От- вернуть болты крепления брызговика к глушителю и к коллекторной трубе, а также гайки болтов фланцевых соединений крепления глушителя и коллекторной трубы к выпускным трубам, снять глушительи коллекторную трубу; отвернуть болты крепления брызговика к картеру двигателя и к воздухоотводящим кожухам и снять брызговик двигателя; снять стартер, отвернув две гайки его крепления к картеру;
установить двигатель на поворотное приспособление (рис. 33) ; снять воздушный фильтр, предварительно
отпустив хомут крепления воздухоподводящего патрубка к карбюратору, топливоподводящую трубку от
топливного насоса к карбюратору и трубку вакуум-
.Рис. 33. Приспособ-; яениг для крепления , двигателя при раз-1 борке и сборке г
ного регулятора от распределителя зажигания к карбюратору; отсоединить провода от катушки зажигания, отвернуть болты и снять ее; отвернуть болты крепления воздухоотводящих кожухов и гайки крепления 1 выпускных труб и снять их;
^ отвернуть гайки крепления кронштейнов проводов высокого напряжения и снять провода;
отвернуть гайки крепления карбюратора, снять карбюратор и проставку; снять верхний кожух, впускной 1
трубопровод, вентилятор с генератором в сборе, масляный радиатор и уплотнительные резиновые кольца;
снять головки цилиндров в порядке, указанном в ; разд. "Снятие и установка головок цилиндров без снятия двигателя с автомобиля", и вынуть толкатели из 1 расточек картера с помощью проволоки диаметром
2 мм, загнутой на конце (загнутый конец проволоки 1 при этом вставляют в верхнее отверстие толкателя);
толкатели следует пометить рисками на нерабочем 1 торце с тем, чтобы при сборке поставить их на прежние i места. При монтаже нужно обратить внимание на нали-. чие цилиндрической проточки по наружному диаметру 1 для подвода масла у толкателей выпускных клапанов первого и третьего цилиндров;
закрепить каждый цилиндр от произвольного подъема поршнем при проворачивании коленчатого вала,
крышки распределительных шестерен");
перевернуть двигатель на 180° и осторожно, стараясь не повредить прокладку, снять масляный поддон кар-
тера;
вывернуть датчик температуры масла из масляного картера (рекомендуется пользоваться торцовым ключом)
; снять цилиндры и поршни с шатунами (см. разд. "Снятие и установка цилиндров и поршней в сборе с шатунами с двигателя, снятого с автомобиля) ;
зафиксировать маховик от проворачивания (рис. 35), отвернуть болты крепления кожуха сцепления и снять сцепление в сборе (перед снятием проверить четкость меток на кожухе сцепления и маховике) ;
отвернуть болт маховика, снять шайбу маховика, ввести оправку между картером двигателя и маховиком и,
отжимая маховик оправкой, снять его с коленчатого вала;
снять распределительный и балансирный валы (см. разд. "Снятие и установка распределительного вала и балансирного механизма^) и упорную шайбу колончатого вала; отвернуть четыре гайки крепления передней опоры и болт II (см. рис. 6) крепления сред-j ней опоры и вынуть его;
установить картер в сборе с коленчатым валом на стол пресса и, уперев шток пресса через проставку из мягкого металла в торец коленчатого ваЛа (но не на i •штифты) со стороны маховика, выпрессовать колен-
1.чатый вал с опорами из картера, после чего снять пе-1 реднюю опору с коленчатого вала; отвернуть болты 6,
1 соединяющие половинки средней опоры, и снять среднюю опору с вкладышами с коленчатого вала; ввести отвертку под манжету коленчатого вала и, поджимая, 1 выпрессовать ее, снять маслоотражательные шайбы (ес-
>ли манжета пригодна к дальнейшей эксплуатации и не 1 подлежит замене, ее снимать не следует) ;
< выпрессовать задний подшипник коленчатого вала; для этого отогнуть ус стопорной шайбы, вывернуть болт ': и снять стопор 10 (см. рис. 5) ; вывернуть датчик давления масла и трубку маслоизмерителя.
Рис. 35. Стопорение маховика от проворачивания: 1 — стопор; 2 — маховик
После полной разборки двигателя необходимо тщательно промыть все детали, осмотреть их и замерить де-
тали основных сопряжений.
Выполнив необходимый ремонт и подготовив необходимые запасные части, можно приступать к сборке двигателя, начиная с установки коленчатого вала. Установка коленчатого вала и сборка двигателя выполняются в последовательности, обратной разборке.
Сборка двигателя имеет ряд особенностей, с учетом которых рекомендуется следующий порядок работы:
тщательно протереть в картере расточки под опоры коленчатого вала. Установить половинки средней опоры на коленчатый вал так, чтобы, если смотреть на коленчатый вал со стороны носка с лыской, отверстие для подвода смазки к средней коренной шейке было с левой стороны (см. рис. 6); при этом отверстие под стяжной болт II крепления средней опоры должно быть снизу;
Pm. 34. Крепление цилиндров на картере коленчатого вала: 7 — шпилька крепления головки цилиндров; 2
— гайка; 3 - трубка; 4 -цилиндр
установив трубки 3 диаметром 14х1 мм длиной 80 мм на одну из шпилек 1 крепления головок цилиндров и закрепить их гайками 2 (рис. 34) ; снять крышку распределительных шестерен (см. разд. "Снятие и установка
Рис. 36. Запрессовка средней опоры коленчатого вала: 1 — оправка; 2 - средняя опора; А — метки на средней опоре и картере коленчатого вала для совмещения масляных каналов
наметить рисками на внутренней перегородке картера и на торце средней опоры оси отверстий подвода смазки к средней опоре (рис. 36). В случае, если манжета коленчатого вала не была снята с картера, направить маслоотражательную шайбу малого диаметра так, чтобы при постановке коленвала она стала на посадочную шейку под маховик. Проверить правильность установки пружины в манжете коленчатого вала;
установить картер на стол пресса торцем со стороны маховика. Ввести в картер коленчатый вал в сборе со средней опорой и совместить риски на картере и средней опоре. Установить технологическую оправу 1 на то-
рец коленчатого вала (со стороны лыски на шейке) и запрессовать опору в гнезде картера (см. рис. 36) .Уста-
новить на шпильки картера переднюю опору коленчатого вала, запрессовать на место и закрепить ее гайками;
вставить болт (см. рис. 6) крепления средней опоры и затянуть гайку. Проверить легкость проворачива-]шя коленчатого вала в коренных подшипниках. Коленчатый вал должен проворачиваться от легкого усилия руки;
установить распределительный и балансирный валы (см. разд. "Снятие и установка распределительного вала и балансирного механизма");
установить маслоотражательные шайбы 30, 31 (см. рис. 3) и запрессовать манжету коленчатого вала (если она была предварительно снята), пользуясь приспособлением, показанным на рис. 37, смазать рабочую кромку манжеты смазкой Литол-24;
установить бумажную прокладку толщиной 0,1 мм и маховик на штифты коленчатого вала. Зафиксировать маховик от проворачивания (см. рис. 35), поставить стопорную шайбу болта маховика, завернуть болт маховика и затянуть его. Перед постановкой болта маховика на двигатель необходимо заполнить полость подшипника со стороны резьбовой части болта тугоплавкой смазкой № 158 ТУ 38101320—7 2 в количестве не более 2. . .3 г. При установке маховика необходимо учитывать, что штифты на коленчатом валу расположены не сим- метрично;
установить на передний конец коленчатого вала опорную шайбу (см. рис. 9) , сегментные шпонки 12 и поста-
Рис.37. Оправка для установки манжет коленчатого вала: 1 и 3— винты; 2 — гайка.
К оправке прилагаются два сменных винта 1 и 3- При установке манжеты маховика следует пользоваться винтом 3 (резьба М27 х 1,5), а при установке манжеты корпуса центрифуги — винтом 1 (резьба М18-Х 1,5)
вить шестерню распределительного вала 9, шестерню привода балансирного механизма 10, ведущую шестерню привода масляного насоса II, маслоотражатель 13, корпус центрифуги 14. Ввернуть бо^т центрифуги
16 и затянуть его;
проверить осевое перемещение коленчатого вала, для чего вставить щуп между опорным буртом под- шипника передней опоры с буртом щеки коленчатого вала, при отжатом коленчатом вале (рис. 38). Осевое перемещение коленчатого вала должно быть в пределах 0,15. . .0,25 мм — этим контролируется правильная по- садка опор. При нормальной установке коленчатого ва-
йе. 38. Проверка осевого перемещения коленчатого вала: А — осевое перемещение, равное 0,15. . .0,25 мм
Jia малое осевое перемещение может быть в результате заниженной длины коренного подшипника передней
опоры, увеличенное перемещение бывает обычно вследствие износа опорного бурта коренного подшипника передней опоры или опорного торца передней опоры;
проверить торцевое биение маховика на двигателе, для чего:
установить перемычку 2 (рис. 39) с индикатором наустано-почную плиту 5 с контрольной стойкой 3, задать натяг 0,5. . . 1,0 мм и установить стрелку индикатора на нуль. Установить приспособление для проверки торцевого биения маховика на шпильки картера, закрепить его и проверить биение торца махо-пика, которое должно быть не более 0,30 мм на максимальном диаметре;
убедившись в правильности установки коленчатого вала, следует отвернуть болт и снять корпус центрифу-
При снятии штанг толкателей их следует пометить, чтобы при сборке установить на место, не нарушая при-
работку штанг с толкателями и болтами коромысел.
Установку головок цилиндров следует выполнять в обратной последовательности, при этом:
проследить за концентричным совмещением кожухов штанг с отверстиями под толкатели и под сливную трубку в картере для обеспечения надежного уплотнения, при необходимости отрихтовать кожухи;
ги;
установить крышку распределительных шестерен, (см. разд. "Снятие и установка крышки распредели-
тельных шестерен") . При установке крышки распределительных шестерен проверить укладку резинового уп-
лотнительного кольца на трубку маслоприемного фильт-
Рис. 40. Сжатие пружин с шайбами оправкой и крепление их скобами: ^ 1 — оправка; 2 — скоба; 3 и 5—
шайбы; 4 - пружина
Рис. 39. Приспособление для проверки биения торца маховика и для регулировки положения пяты рычагов сцепления: 1 — контрольная стойка пяты сцепления; 2 — перемычка с индикаторами; 3 - контрольная стойка торца маховика; 4 — зажимная гайка; 5 — установочная плита
pa (на двигателе МеМЗ-966В при установке вентилятора нужно отрегулировать смещение его шкива относи-
тельно шкива крышки центрифуги, смещение допускается не более 1,5 мм) ;
установить масляный радиатор, обращая особое внимание на правильность установки резиновых уплотни- тельных колец 7 на трубки масляного радиатора (см. рис. 21), во избежание перекоса и перекрытия отверстий в картере коленчатого вала, а также на равномерность затяжки гаек в обеспечение надежного уплотнения;
установить сцепление (см. разд. "Разборка и сборка сцепления").
После окончательной сборки двигателя необходимо проверить его комплектность и еще раз легкость вра-
щения коленчатого вала.