Раздел 2.2. Ежедневное ТО автомобилей

Раздел 2.2. Ежедневное ТО автомобилей

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) выполняется ежедневно после возвращения автомобиля с линии в межсменное время и включает в себя контрольно-осмотровые работы по механизмам и системам, обеспечивающим безопасность движения, а также кузову, кабине, приборам освещения;

уборочно-моечные и сушильно-обтирочные операции, а также дозаправку автомобиля топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей Раздел 2.2. Ежедневное ТО автомобилей - student2.ru жидкостью. Мойка автомобиля осуществляется по потребности, в зависимости от погодных, климатических условий и санитарных требований, а также от требований, предъявляемых к внешнему виду автомобиля. Уборочно-моечные работы выполняются на специализированных постах.

Для выполнения ежедневного технического обслуживания необходимо:

1. Вернувшись в гараж, проверить степень нагрева ступиц колес, тормозных барабанов, картеров коробки передач, раздаточной коробки, редуктора ведущих мостов и промежуточной опоры карданного вала.

2. Убедиться, нет ли наружных повреждений автомобиля, подтекания горючего, масла, охлаждающей, тормозной и амортизаторной жидкостей.

3. Проверить количество бензина в баках, уровень масла в картере двигателя, охлаждающей жидкости в радиаторе и дозаправить до нормы.

4. Очистить автомобиль от грязи (пыли, снега) и при необходимости вымыть, протереть стекла кабин, оперение, фары, подфарники, номерные знаки. Двигатель следует мыть холодной водой, не допуская попадания воды на приборы электрооборудования.

5. Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремней вентилятора, генератора и компрессора.

6. Если автомобиль работал в сильно запыленной местности, то следует снять воздушный фильтр,

разобрать, промыть его детали и заменить масло.

7. Провернуть рукоятку масляного фильтра грубой очистки.

8. Проверить величину люфта рулевого колеса, надежность крепления тяг рулевого управления, привода тормозов и педали сцепления.

9. Тщательным осмотром убедиться, нет ли утечки воздуха из пневматической системы автомобиля.

10. Спустить конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов.

Раздел 2.2. Ежедневное ТО автомобилей - student2.ru 11. Проверить исправность защитных чехлов пневматического усилителя рулевого управления,

тормозных цилиндров и тормозного крана.

12. Проверить состояние и работу приборов освещения (фар, подфарников, сигнала «стоп»,

переключателя света).

13. Проверить состояние рессор, амортизаторов, реактивных штанг.

14. Проверить состояние покрышек, давление воздуха в шинах и затяжку гаек крепления колес.

15. Устранить неисправности, обнаруженные при осмотре.

16. Смазать узлы и механизмы автомобиля в соответствии с таблицей смазки. После движения

по заболоченной местности и воде смазать пальцы рессор, рулевых тяг и карданных шарниров.

17. Проверить состояние и укладку шанцевого инструмента, принадлежностей и средств повышения проходимости автомобиля.

Раздел 2.3. ТО -1

Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объеме контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ, с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов.ТО-1 проводится в межсменное время, периодически через установленные интервалы (по пробегу) и должно обеспечить безотказную работу агрегатов, механизмов и систем автомобиля в пределах установленной периодичности.

Раздел 2.3. ТО-2

Второе техническое обслуживание (ТО-2) содержит полный перечень работ ТО-1 и выполнение в установленном объеме крепёжных, регулировочных, смазочных и другихработ, а также стендовую проверку на специализированных участках исправности агрегатов, механизмов, систем и Раздел 2.2. Ежедневное ТО автомобилей - student2.ru приборов в процессе их работы. Проводится ТО-2 со снятием автомобиля на 1 — 2 дня с эксплуатации. Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится 2 раза год и является подготовкой подвижного состава к эксплуатации в холодном и теплом сезонах года. Отдельное СО рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в зоне холодного климата. Для остальных климатических зон СО совмещается с ТО-2 при соответствующем увеличении трудоемкости основного вида обслуживания.

Ремонт блока цилиндров

Трещины блоков цилиндров в зависимости от их величины и места расположения могут быть восстановлены заваркой с общим или местным подогревом и без подогрева блока, эпоксидными пастами, а также постановкой ввертышей и заплат.

Перед заваркой трещины разделывают под углом 120—140° на глубину 3—5 мм и по концам сверлят отверстия диаметром 3—4 мм. Места сварки очищают от грязи и следов коррозии. Для сварки с предварительным подогревом блок помещают в муфельную печь и медленно нагревают до температуры 600—65O °С Нагретый блок быстро заваривают ацетилено-кислородным пламенем. В качестве присадочного материала применяют чугунный пруток марки А (ГОСТ 2671—44), а в качестве флюса — буру. Этот способ ремонта обеспечивает надежность, но отличается большой трудоемкостью. Наиболее экономичным является ремонт трещин электродуговой сваркой. Заварку производят электродом марки ОЗЧ-1 или медно-железным электродом с меловой обмазкой. Заварку трещин блоков, изготовленных из алюминиевого сплава, производят электродами из алюминиевой проволоки с покрытием, состоящим из 65% флюса марки АФ-4 и 35% криолита.

Заделка трещин может быть произведена и постановкой ввертышей. При данном способе ремонта вдоль трещины накернивают центры отверстий под ввертыши с таким расчетом, чтобы при установке смежные ввертыши перекрывались на половину диаметра. В большинстве случаев для постановки ввертышей сверлят отверстия диаметром 3,3 мм и нарезают резьбу М4. Затем изготовляют ввертыши, ввертывают их в отверстия, расклепывают с торцов и запиливают.

Раздел 2.2. Ежедневное ТО автомобилей - student2.ru Пробоины в стенках блока часто заделывают постановкой стальных заплат на винтах. Для этого из листовой стали толщиной 2—3 мм и размером, позволяющим перекрыть пробоину на 25—30 мм, выкраивают заплату. Под заплату устанавливают картонную или тканевую прокладку, смазанную с обеих сторон свинцовым суриком. Заплату притягивают винтами диаметром 4—6 мм, которые располагают на расстоянии 25—30 мм друг от друга и 10—15 мм от края листа. Затем края зачеканивают.

Трещины и пробоины на стенках в местах водяной рубашки или картера также заделывают эпоксидными пастами и стеклотканью.

После ремонта блок подвергают гидравлическому испытанию под давлением 3—4 кгс/см2. Для гидравлического испытания блоков и головок цилиндров может применяться стенд. Он состоит из поворотного стола, приводимого в действие устройством, закрепленным на раме. Установленный на поворотный стол блок цилиндра закрывают сверху плитой с резиновой прокладкой. Плиту к блоку прижимают в трех местах с помощью кронштейнов и винтов. Гайки и брусья прикрепляют к столу растяжками и кронштейнами, имеющими выдвижные стойки. Кронштейны установлены в пазах стола и могут передвигаться.

При срыве или износе резьбы в резьбовых отверстиях нарезают резьбу ремонтного размера. Забитую резьбу восстанавливают метчиком. При больших повреждениях отверстия с резьбой исправляют постановкой стальных «ввертышей» — резьбовых ремонтных пробок. Поврежденное отверстие рассверливают и в нем нарезают резьбу. В это отверстие ввертывают на сурике ввертыш, который закрепляют стопорным штифтом или керновкой по периметру резьбы. Затем во ввертыше делают новую резьбу.

В блоках цилиндра со сменными гильзами производят расточку и хонингование гильз под ремонтные размеры. После использования гильз с ремонтными размерами их заменяют новыми.

Шейки коленчатых валов, вышедшие из ремонтных размеров, восстанавливают вибродуговой наплавкой, автоматической наплавкой под слоем флюса, а также металлизацией.

Ремонт шатунов в основном сводится к замене втулки верхней головки и последующей ее обработке под размер устанавливаемого поршневого пальца. Кроме того, следует проконтролировать шатун на отсутствие погнутости и скручивания.

При ремонте шатунно-поршневой группы особое внимание должно быть обращено на тщательный подбор (комплектовку) деталей.

Поршни и цилиндры подбирают так, чтобы был обеспечен между ними надлежащий зазор. Величину его контролируют по усилию протягивания Раздел 2.2. Ежедневное ТО автомобилей - student2.ru ленты щупа определенной толщины, заложенной между цилиндром и поршнем.

Поршни обычно поставляют в комплекте, с поршневыми пальцами. Однако на практике иногда восстанавливают отверстия под поршневой палец под увеличенный ремонтный размер развертыванием и доводкой или тонким растачиванием.

Поршневые пальцы восстанавливают шлифованием, хромированием или раздачей. Во всех случаях шлифование поршневых пальцев производят на бесцентрово-шлифовальных станках.

После восстановления коленчатые валы вместе с маховиками и муфтами сцепления подвергают динамической балансировке. Она необходима для выявления неуравновешенности коленчатого вала, возникающей при вращении.

Раздел 2.6. Ремонт СС

У масляного насоса ремонтируют корпус, крышки и валики.

В корпусе изношенные отверстия под валик или под ось (палец) ведомой шестерни восстанавливают развертыванием под увеличенный Раздел 2.2. Ежедневное ТО автомобилей - student2.ru ремонтный размер или постановкой втулок с последующей обработкой под номинальный размер. При износе торцовых поверхностей гнезд увеличивается их глубина, что приводит к уменьшению производительности насоса. Нормальную глубину гнезд восстанавливают фрезерованием или шлифованием плоскости прилегания крышки. Трещины и обломы устраняют сваркой и последующей зачисткой напильником или абразивным кругом.

В крышке корпуса насоса наиболее часто изнашивается плоскость, сопряженная с торцами шестерен. Этот дефект устраняют фрезерованием или шлифованием.

Валик масляного насоса изнашивается по наружной цилиндрической поверхности в местах посадки во втулках или корпусе. Изношенные валики восстанавливают хромированием, осталиванием или наплавкой с последующей обработкой под номинальный или увеличенный ремонтный размер.

После восстановления масляный насос собирают и испытывают на стенде на производительность и развиваемое давление.

Масляные радиаторы промывают 10%-ным раствором каустической соды, а затем горячей водой и четыреххлористым водородом.

После промывки радиатор испытывают воздухом на герметичность под давлением 3—4 кгс/см2. Испытание производят в ванне с водой. Места течи отмечают и затем заплавляют твердым припоем. Негодные трубки заменяют новыми.

После ремонта радиатор повторно испытывают на герметичность в течение 2 мин.

Загрязненные бумажные фильтрующие элементы не восстанавливают, а заменяют новыми. Масляные фильтрующие элементы пластинчатого типа во время ремонта разбирают, тщательно очищают от загрязнений и промывают в керосине. При сборке проверяют пластины. Они должны быть ровные и гладкие. В собранном элементе валик должен легко поворачиваться. Момент, приложенный к рукоятке валика, должен быть в пределах 0,1—0,25 кгсм.

Для восстановления пропускной способности ленточно-фильтрующих элементов их тщательно вываривают в горячем щелочном растворе и промывают в воде. Обрывы лент или пробои устраняют пайкой мягкими припоями.

Ремонт центрифуг сводится к проверке и восстановлению посадки ротора на оси. Неисправные жиклеры, шарики клапанов и пружины заменяют новыми. В собранном фильтре ротор должен вращаться свободно, без заеданий.

 
  Раздел 2.2. Ежедневное ТО автомобилей - student2.ru

Ремонт генератора

При повышенном шуме генератора (шум довольно звонкий, металлический), проверьте не ослаблены ли гайки шкива генератора. Если не помогает, обратитесь к специалисту: причина может быть в повреждении подшипников, межвинтовом замыкании, замыкании на "массу" обмотки статора.
При подсоединении аккумуляторной батареи, проверьте, не спутали ли вы полюсные штыри. Кроме того нельзя допускать отсоединения аккумулятора от сети при работающем двигателе и отключенных потребителях. Поэтому Раздел 2.2. Ежедневное ТО автомобилей - student2.ru при техобслуживании генератора следует проверять исправность цепи заряда аккумулятора. В автомобилях "Москвич" надо следить за затяжкой проводов на клеммах амперметра, через который проходит электрическая цепь. При отсоединении аккумулятора выпрямительный блок генератора может выйти из строя.
Нельзя, чтобы провода касались корпуса регулятора напряжения. Лучше, если они находятся на расстоянии 3 см от него. Он сильно нагревается при работе, и их изоляция может повредиться.
Даже если вы собственноручно занимаетесь ремонтом, не снимайте крышку регулятора без надобности. Попадание под нее влаги приводит к загрязнению и пригоранию контактов. Крышка регулятора должна быть плотно прижата к корпусу, а прокладка между крышкой и корпусом должна хорошо изолировать воздушное пространство под крышкой.

Замена щеток генератора

Щетки генератора проверяют примерно после 50000-60000 км пробега (раз в 4 года). Чтобы их проверить не нужно демонтировать генератор.
Отсоедините кабель "-" от аккумулятора, затем отвинтите и осторожно снимите регулятор напряжения на обратной стороне генератора. Если изношенные щетки выступают из щеткодержателя менее чем на 5 мм, их следует заменить. Перед установкой регулятора с новым щеткодержателем на место необходимо продуть и протереть гнездо щеткодержателя от угольной пыли. Для замены щеток отпаяйте соединительные проводки. Если нужно, отполируйте контактное кольцо, очистите поверхность контактов и проверьте силу контактных пружин.
Затем припаиваем проводки, удерживая их пинцетом, чтобы по ним не поднималось олово. Изоляционная трубка проводка должна крепиться возле места пайки имеющейся петелькой. Установив новые щетки, проверьте, свободно ли они двигаются в держателе. Следующим этапом слегка прикрепите регулятор напряжения винтом, а потом с нажимом, но осторожно установите в конечное положение и плотно привинтите. Не забудьте после окончания работ присоединить кабель "массы" к аккумулятору.

Техническое обслуживание стартера

Основные неисправности стартера:

1. Якорь стартера не вращается или вращается очень медленно: плохой контакт во включателе, неплотные контакты или перегорели обмотки вспомогательного или тягового реле дистанционного управления стартером; неплотно прилегают щетки к коллектору; загустело масло в картере двигателя зимой (предполагается, что аккумуляторная батарея исправна). Способ устранения неисправности: сдать неисправные приборы в ремонт.

Раздел 2.2. Ежедневное ТО автомобилей - student2.ru 2. Якорь вращается, но шестерня привода не входит в зацепление с зубчатым венцом маховика: загрязнен или погнут вал инерционного привода, загустело масло на валу привода, поломка пружины или крепящих ее болтов; загрязнены и прилипли к стенкам канавок ролики муфты свободного хода. Способ устранения неисправности зависит от ее характера.

3. Шестерню привода заедает в венце маховика из-за изношенности зубьев венца. В этом случае надо включить прямую передачу и толкать автомобиль вперед и назад; если шестерня все же не выходит из зацепления, нужно снять стартер.

Для предотвращения неисправностей стартера техническим обслуживанием предусмотрены следующие работы:

а) удаление с корпуса пыли и грязи (ежедневно);

б) проверка прочности крепления стартера и плотности прилегания защитной ленты (при ТО-1 и ТО-2);

в) очистка от пыли и масла коллектора и щеток (при ТО-2);

г) смазка механизма включения и втулок вала якоря.

При техническом обслуживании стартер нужно снять и отдать электрику для проверки на стенде и устранения неисправностей щеток и коллектора.

Обслуживание АКБ

Ремонт аккумуляторных батарей выполняют после снижения ее фактической емкости до 70%.

Капитальный ремонт аккумуляторов типа СН не выполняют, их меняют полностью. Менять аккумуляторы необходимо не ранее, чем через 10 лет эксплуатации.

Для проведения капитального ремонта целесообразно приглашать специализированные ремонтные предприятия. Ремонт выполняют в соответствии с действующими технологическими инструкциями ремонтных предприятий.

В зависимости от условий работы АБ в капитальный ремонт выводят всю АБ полностью или ее часть.

Количество аккумуляторов, выведенных в ремонт врозь, определяют при условии обеспечения минимально допустимого напряжения на шинах постоянного тока для конкретных потребителей данной аккумуляторной батареи.

Капитальных ремонтов с заменой электродов, баков, крышек и др. фирменных аккумуляторов практически не предполагается, в случае неисправностей меняют полностью весь АЭ.
Если фактическая емкость фирменной АБ снизилась и составляет менее 80 % Раздел 2.2. Ежедневное ТО автомобилей - student2.ru номинальной емкости, это означает, что срок службы аккумуляторной батареи исчерпанный и ее нужно менять.

Техническая документация.

На любую АБ нужно иметь следующую техническую документацию:

паспорт;

проектные материалы (исполнительские рабочие схемы электрических соединений аккумуляторных батарей и др.);

монтажные схемы размещения АБ;

материалы по приемке АБ из монтажа (протоколы анализа воды и кислоты, протоколы формовочного заряда, циклов разряда-заряда, контрольных разрядов, протокол измерения сопротивления изоляции аккумуляторной батареи, акты приемки);

инструкция предприятия по эксплуатации;

акты ремонта и соответствующие акты приемки;

протоколы плановых и внеплановых анализов электролита, анализов получаемой серной кислоты, анализов качества води (на содержимое примесей и др.);

экспертный вывод на вновь поставленные АЭ, отечественные и АЭ инофирм;

действующие государственные стандарты, технические условия на серную аккумуляторную кислоту и дистиллированную воду;

инструкцию по эксплуатации (или другую аналогичную техническую документацию) АБ фирмы (в соответствии с условиями поставки).

С момента введения аккумуляторной батареи в эксплуатацию на нее заводят журнал.

Вовремя проведения уравнительных зарядов, контрольных разрядов, следующих зарядов, измерение сопротивления изоляции аккумуляторной батареи записи измерений, параметров и других данных выполняются в журнале АБ или на отдельных листах (протоколах), которые подшиваются к журналу

Список используемой литературы

Раздел 2.2. Ежедневное ТО автомобилей - student2.ru Коробейник Ремонт автомобилей (Практический курс)

• Туревский Техническое обслуживание автомобилей. Книга 1

• Туревский Техническое обслуживание автомобилей. Книга 2.

• Автомобили УАЗ-3151, УАЗ-31512, УАЗ-31514, УАЗ-31519 и их модификации

• Баженов С.П., Казьмин Б.Н. Основы эксплуатации и ремонта автомобилей и тракторов

• Интернет

Раздел 2.2. Ежедневное ТО автомобилей

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) выполняется ежедневно после возвращения автомобиля с линии в межсменное время и включает в себя контрольно-осмотровые работы по механизмам и системам, обеспечивающим безопасность движения, а также кузову, кабине, приборам освещения;

уборочно-моечные и сушильно-обтирочные операции, а также дозаправку автомобиля топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей Раздел 2.2. Ежедневное ТО автомобилей - student2.ru жидкостью. Мойка автомобиля осуществляется по потребности, в зависимости от погодных, климатических условий и санитарных требований, а также от требований, предъявляемых к внешнему виду автомобиля. Уборочно-моечные работы выполняются на специализированных постах.

Для выполнения ежедневного технического обслуживания необходимо:

1. Вернувшись в гараж, проверить степень нагрева ступиц колес, тормозных барабанов, картеров коробки передач, раздаточной коробки, редуктора ведущих мостов и промежуточной опоры карданного вала.

2. Убедиться, нет ли наружных повреждений автомобиля, подтекания горючего, масла, охлаждающей, тормозной и амортизаторной жидкостей.

3. Проверить количество бензина в баках, уровень масла в картере двигателя, охлаждающей жидкости в радиаторе и дозаправить до нормы.

4. Очистить автомобиль от грязи (пыли, снега) и при необходимости вымыть, протереть стекла кабин, оперение, фары, подфарники, номерные знаки. Двигатель следует мыть холодной водой, не допуская попадания воды на приборы электрооборудования.

5. Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремней вентилятора, генератора и компрессора.

6. Если автомобиль работал в сильно запыленной местности, то следует снять воздушный фильтр,

разобрать, промыть его детали и заменить масло.

7. Провернуть рукоятку масляного фильтра грубой очистки.

8. Проверить величину люфта рулевого колеса, надежность крепления тяг рулевого управления, привода тормозов и педали сцепления.

9. Тщательным осмотром убедиться, нет ли утечки воздуха из пневматической системы автомобиля.

10. Спустить конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов.

Раздел 2.2. Ежедневное ТО автомобилей - student2.ru 11. Проверить исправность защитных чехлов пневматического усилителя рулевого управления,

тормозных цилиндров и тормозного крана.

12. Проверить состояние и работу приборов освещения (фар, подфарников, сигнала «стоп»,

переключателя света).

13. Проверить состояние рессор, амортизаторов, реактивных штанг.

14. Проверить состояние покрышек, давление воздуха в шинах и затяжку гаек крепления колес.

15. Устранить неисправности, обнаруженные при осмотре.

16. Смазать узлы и механизмы автомобиля в соответствии с таблицей смазки. После движения

по заболоченной местности и воде смазать пальцы рессор, рулевых тяг и карданных шарниров.

17. Проверить состояние и укладку шанцевого инструмента, принадлежностей и средств повышения проходимости автомобиля.

Раздел 2.3. ТО -1

Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объеме контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ, с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов.ТО-1 проводится в межсменное время, периодически через установленные интервалы (по пробегу) и должно обеспечить безотказную работу агрегатов, механизмов и систем автомобиля в пределах установленной периодичности.

Раздел 2.3. ТО-2

Второе техническое обслуживание (ТО-2) содержит полный перечень работ ТО-1 и выполнение в установленном объеме крепёжных, регулировочных, смазочных и другихработ, а также стендовую проверку на специализированных участках исправности агрегатов, механизмов, систем и Раздел 2.2. Ежедневное ТО автомобилей - student2.ru приборов в процессе их работы. Проводится ТО-2 со снятием автомобиля на 1 — 2 дня с эксплуатации. Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится 2 раза год и является подготовкой подвижного состава к эксплуатации в холодном и теплом сезонах года. Отдельное СО рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в зоне холодного климата. Для остальных климатических зон СО совмещается с ТО-2 при соответствующем увеличении трудоемкости основного вида обслуживания.

Наши рекомендации