Командная гонка преследования

Физические нагрузки, испытываемые гонщиками, по физиологической характеристике лежат в зонах большой, субмаксимальной и максимальной интенсивности.

Специфика этого вида гонок предъявляет организму гонщика чрезвычайно высокие требования. Спортсмену приходится преодолевать примерно четвертую часть дистанции с максимальной интенсивностью, а на трех частях следовать за партнерами на той же скорости. В задачу гонщика входит лидирование команды на протяжении 200 – 300, а иногда и более метров. После смены, следуя за партнерами, он должен восстановить свои силы для нового этапа лидирования. Гонщик в течение 13 – 20 сек. выполняет работу, во время которой резко нарастает кислородный долг и увеличивается число сердечных сокращений (табл. 26).

В табл. 26 приводятся показатели, взятые у спортсмена в модельных экспериментах на велоэргометре. В последней графе суммированы данные опроса ведущих гонщиков об их состоянии в процессе полного цикла смены. Эти данные лишь частично показывают некоторые ответные реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем на нагрузку, которую испытывает гонщик в одном цикле смены. Физические нагрузки ритмично чередуются по интенсивности, а нервное напряжение остается на протяжении всей дистанции на максимальном пределе.

В тактическую подготовку команды входят два органически связанных раздела работы: комплектование и расстановка гонщиков в команде; разработка тактики прохождения дистанции.

Команда комплектуется из спортсменов, способных переносить многократные нагрузки максимальной и субмаксимальной интенсивности. Гонщики должны быстро восстанавливать свои силы; обладать высокими скоростными качествами, большой выносливостью и хорошей техникой. Велосипедисты должны быть похожи по характеру педалирования и иметь одинаковую высоту посадки. Наибольшего успеха в этой гонке добиваются команды, состоящие из спортсменов, примерно равных по физической, тактической, технической и, что не менее важно, психологической подготовке. Отбор кандидатов в команду следует начинать с выполнения ими контрольных нормативов.

Во-первых, определяется абсолютная скорость велосипедиста на дистанции 200 м с хода и с места. Вторым нормативом, и пожалуй основным, является выполнение комплексного упражнения: гонщик на протяжении 3 – 3,5 км через каждые 400 м проходит в максимальном темпе 200 м. Этот норматив позволяет оценить скоростную выносливость и способность гонщика к восстановлению. Ведущие спортсмены мира развивают скорости превышающие 60 км, т. е. проходят 200 м за 11,6 – 11,8. Если гонщик при выполнении второго норматива сумеет стабильно пройти на своей предельной скорости все отрезки, то это будет свидетельствовать о том, что он обладает качествами, необходимыми для командного гонщика. На

Таблица 26

Позиция Частота пульса в 1 мин. Частота дыхания в 1 мин. Лёгочная вентиляция в 1 мин. Зона интенсивности Субъективное определение состояния гонщика
Первая Субмаксимальная или максимальная В начале желание усилить темп. Лёгкость педалирования сменяется тугоподвижностью в суставах. Недостаток кислорода
Вторая Большая или субмаксимальная Силы восстановились, но ощущается недостаток кислорода. Приходит лёгкость.
Третья Субмаксимальная Хочется глубже дышать. Мышцы ног как бы налиты свинцом. Ощущается пульс в височной сонной артерии.
Четвёртая Большая Большое желание совсем расслабить мышцы ног, глубже дышать. Лёгкое головокружение.
Смена Субмаксимальная Сильное утомление, которое приходиться перебарывать. Мысль о том, что сейчас можно будет отдохнуть.

следующий день для определения выносливости спортсмена проводится гонка на дистанцию 4 км. Заключительным упражнением, определяющим подготовку, каждого спортсмена, будет езда в команде. После разминки гонщики усиливают темп, и по сигналу тренера каждый проводит свою смену в максимальном темпе. Анализ графика поможет уточнить состав будущей команды.

При выполнении нормативов следует проследить, чтобы все претенденты в команду использовали одни и те же передаточные отношения и равные по весу обода и однотрубки. Значительную помощь в комплектовании команды могут оказать врачи-физиологи.

В связи с тем, что скорость команды в значительной степени связана со скоростными возможностями каждого члена коллектива, этот критерий должен быть главенствующим (при прочих равных условиях: посадка, техника и т. д.) при составлении команд. Весьма важным фактором также является «скатанность» команды, взаимопонимание и взаимопомощь между гонщиками.

Если развитие скоростных качеств требует нескольких лет тренировок, то умение ехать в команде можно отработать в более короткий срок. Скорость одних членов команды должна умели сочетаться с выносливостью других.

Известны случаи, когда команды, составленные из более сильных гонщиков, проигрывают дружному, ровному коллективу. Примером может служить команда Чехословакии на первенстве мира 1966 г. В ее составе были Даллер и Колер – гонщики, занявшие в индивидуальной гонке 2-е и 4-е места. Но, несмотря на это, команда не вошла даже в полуфинал.

Большое значение имеет также и расстановка гонщиков в команде. Наиболее слабый должен следовать за самым сильным. В трудные моменты гонки более сильный сможет увеличить свой этап лидирования, дав возможность товарищу побольше отдохнуть.

Преимущество также будет иметь команда, в которой каждый ее член сможет ехать за любым из своих партнеров.

Тактика этого вида соревнования во многом схожа с тактикой индивидуальной гонки.

Сложность тактики в командных гонках заключается в том, что любой маневр гонщиков должен быть понят всеми членами команды и синхронно осуществлен ими. Каждый гонщик должен отлично понимать своих товарищей по незаметным для глаза наблюдателя штрихам. И чем ближе к финишу, тем ответственнее становятся действия каждого и всего коллектива в целом.

В предварительном заезде задача команды сводится к тому, чтобы, правильно распределив нагрузку между всеми членами коллектива, проехать дистанцию на предельно высокий результат. А это может быть выполнено при соблюдении некоторых правил.

На треках 333,33 м и меньших размеров каждый гонщик, как правило, лидирует полный круг. На велодромах с дорожками 400 м и более спортсмены лидируют по 200 – 250 м. Иногда наблюдаются отклонения, особенно на последнем километре дистанции. Если все члены команды устали, то этапы лидирования сокращают. В тех случаях, когда в коллективе есть очень выносливый гонщик, его этапы лидирования следует увеличить. Команда использует высокую скорость своего товарища, когда необходимо ликвидировать проигранные ранее метры или, наоборот, завоевать преимущество.

Нужно уметь бороться с ветром и использовать его, когда он попутный. При встречном ветре все члены команды точно следуют друг за другом. При встречно-боковом ветре, дующем справа, сменившийся гонщик, выходя из поворота, должен ехать на 1 – 1,5 м правее от измерительной линии, а его партнеры, выстроившись ступеньками – левее.

Если встречно-боковой ветер слева, то лидирующий двигается точно по бровке, а остальные – уступом вправо. На поворотах всей команде следует ехать точно по бровке. Гонщик, идущий вторым, за 10 м до смены должен также придерживаться измерительной линии. Лидирующий может увеличивать, скорость, предварительно договорившись об этом со своими партнерами.

Каждый участник команды обязан строго ехать за своим партнером, придерживаясь одного и того же расстояния. Не следует натыкаться или отставать: это отрицательно скажется на отдыхе идущих сзади, а следовательно, и на конечном результате.

Если лидирующий снижает скорость, то ему надо немедленно отъехать вправо для смены, чтобы идущий за ним смог, постепенно усиливая темп, восстановить скорость. Если это случилось на первой половине дистанции, утомленному гонщику необходимо отдохнуть. Если же это произошло на последних 1 – 1,5 км, то спортсмену надо собрать все силы, пролидировать с полной отдачей свою смену и покинуть команду.

Дорого обходится коллективу отставание гонщиков, идущих на второй или третьей позиции, так как следующие за ними не сразу замечают этого. Все эти моменты необходимо предусмотреть перед стартом, и члены команды должны точно знать, как им поступить в подобных случаях.

В предварительных заездах старт и финиш имеют второстепенное значение. Главное в этих заездах – правильное распределение сил на дистанции. В графическом изображении после стартового разгона скорость должна представлять почти прямую линию.

Результаты исследования позволили составить примерную таблицу (табл. 27) для программирования графиков прохождения дистанции.

Таблица 27

Время на 200 м, сек. Скорость, км/час Разница между результатами на 200 м, сек. Среднелинейная скорость, км/час Возможный результат
11,6 62,0 1,5 55,0 4,25 – 4,26
11,7 61,5 1,5 54,5 4,27 – 4,28
11,8 61,0 1,5 54,0 4,29 – 4,30
11,9 60,5 1,5 53,7 4,31 – 4,33
12,0 60,0 1,6 53,0 4,34 – 4,37
12,2 59,0 1,6 52,1 4,38 – 4,40
12,3 58,3 1,7 51,4 4,41 – 4,45
12,6 57,1 1,7 50,3 4,46 – 4,50

Например, все члены команды перед стартом прошли 200 м (без использования спуска с виража) со средней скоростью 12,0 сек. Для программирования графика на 4 км следует к этой скорости 12,0 прибавить 1,6 сек, а затем умножить на 19. К полученному результату следует прибавить стартовые, скажем, 18 сек. Получим сумму 274,5, т. е. 4.34,5. Данные расчеты могут быть верными лишь в том случае, если члены команды специализируются в этом виде гонок. Рассчитанный график будет тем реальней, чем меньшей окажется разница в абсолютных скоростях гонщиков.

Каждый тренер, используя рекомендуемую методику, может получить более точные данные для своей команды.

Большое значение для выбора тактики имеет порядок старта в предварительных заездах. В наиболее трудном положении находятся команды, стартующие первыми, так как их графики прохождения дистанции являются ориентирами для их соперников. Иногда команда на каком-либо отрезке дистанции (в предварительном заезде) делает ускорение или очень сильно финиширует, показывая противникам свои достоинства. Соперники найдут контрмеры и, возможно, смогут добиться успеха при встрече с этой командой.

В лучшем положении оказываются коллективы, стартующие после своего основного конкурента. В этом случае становится известным не только график прохождения дистанции противником, но и сколько усилий затратила команда на его выполнение.

При сильной конкуренции многих команд стартующие последними или после всех своих противников имеют абсолютно ясную картину для решения стратегических задач всего соревнования и тактического плана на первый день (предварительный и четвертьфинальный заезды).

В этом случае команда решает вопрос, с кем из противников она может встретиться в четвертьфинале, и уже исходя из этого программирует свой график.

Одни стремятся сделать все, чтобы в следующем заезде встретиться с самым слабым противником. Такую тактику избирают команды, знающие, что их работоспособность после предварительного заезда будет понижена.

Другие же, сберегая силы в предварительном заезде, пытаются занять то место, которое в дальнейшем обеспечивает встречу с основным конкурентом. Этот вариант применяют команды, уверенные, что противник после предварительного заезда будет слабее, чем на следующий день в полуфинале или финале.

Очень важным элементом тактики является стартовый разгон. Для каждой команды он сугубо индивидуален. Одни предпочитают более пологий график и незначительное завышение скорости по отношению к среднелинейной в конце разгона (рис. 20). Другие стремятся укоротить длину разгона и несколько больше завышают скорость в его конце. Если первые переключаются на среднелинейную скорость быстрее, то вторые несколько выключаются после разгона и уже затем переходят на заданный темп.

Как показывает опыт, чрезмерно спокойное начало гонки и слишком бурный старт приводят к ухудшению результата. Команда, проиграв в стартовом разгоне, всю дистанцию стремится наверстать потерянные секунды. Гонщики, создав большую кислородную задолжность, не могут от нее освободиться на протяжении первых нескольких кругов. В дальнейшем же утомление начинает резко прогрессировать, и команда снижает скорость.

На рис. 21 показан ход тактической борьбы между сильнейшими командами на чемпионате мира 1963 г. В предварительных заездах команда СССР сумела опе­редить сборную ФРГ всего на 1,1 сек. При этом обе

Командная гонка преследования - student2.ru

команды показали, что даже при быстром начале гонки они сохранили силы для финиша. В финале спортсмены СССР решили начать гонку в еще более высоком темпе, для того чтобы создать преимущество на первых кругах и постараться сохранить его до конца.

Командная гонка преследования - student2.ru

Аналогичный тактический план наметили и гонщики ФРГ, но, видимо, они погорячились и слишком завысили начальную скорость. Команда СССР прошла второй круг на 0,6 сек. быстрее, чем в предварительном заезде, а велосипедисты ФРГ на 0,8 сек. Советские спортсмены на третьем круге выключились мягче, в то время как их противники, утомленные стартовым разгоном, вынуждены были дольше отдыхать. И вот здесь решилась судьба гонки. Команда СССР вышла вперед на 0,2 сек. На шестом круге последовала контратака гонщиков ФРГ, но уже на следующем круге советский квартет увеличил преимущество до 0,3 сек. Это преимущество нашим гонщикам удалось сохранить. Впервые в истории велоспорта наши спортсмены стали обладателями медалей чемпионов мира. Это первый вариант.

Второй вариант – атака на финише (рис. 22). При третьем варианте команда наносит основной удар на заключительном участке дистанции, т. е. в диапазоне 2800 – 3200 м (рис. 23).

Командная гонка преследования - student2.ru

В командных гонках преследования скорость команды очень близка к абсолютным скоростям отдельных ее членов, в связи с чем передаточные отношения на велосипедах в таких гонках должны быть несколько выше, чем в индивидуальных гонках.

Командная гонка преследования - student2.ru

В основном в предварительном заезде на цементных треках команды используют передачи в диапазоне 7,26—7,49 м. На треках с деревянным покрытием они достигают 7,54 и более метров.

В тех случаях, когда команде необходимо в финальном заезде на первой части дистанции отразить атаку противников, спортсмены ставят несколько меньшую передачу. Если же борьба будет проходить на второй половине дистанции, то имеет смысл несколько повысить передачу. При прохождении всей дистанции на предельной скорости также следует повысить передачи.

Методика тактической подготовки

Методика тактической подготовки гонщика органически связана с обучением технике, физической тренировкой и основывается на общеизвестных педагогических принципах.

В тактическую подготовку гонщика входит теоретическое изучение материала и практическое освоение тактических приемов и положений. Оба раздела тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Тактическая подготовка начинается с первых занятий молодого, гонщика и продолжается на протяжении всей его активной спортивной деятельности. Спортсмен очень прочно сохраняет тактические знания, видимо потому, что они связаны с самыми сильными впечатлениями. И в то же время тактическое мастерство приобретается значительно медленнее, чем техническое. Поэтому на каждом, занятии необходимо какое-то время уделять тактической подготовке.

Систематичность и последовательность в обучении тактике – важнейшие условия овладения знаниями, умениями и навыками.

Применяя принцип активности, следует различными средствами заинтересовать занимающихся в изучении тактики. Этими средствами могут быть иллюстрации, развешанные в помещениях и базах, где занимаются спортсмены, популярная литература, кинофильмы (и не только о велосипедном спорте), рассказы тренера и известных гонщиков и т. п.

Тренер должен всегда помнить, что чем слабее подготовлена группа и чем моложе велосипедисты, тем в большей степени следует использовать наглядность.

Накопление информации о велосипедном спорте, приобретение, личного опыта позволяет спортсмену сознательно подходить к тренировочному процессу.

Сознательное усвоение тактики, связаннее с осмысливанием ее закономерностей, способствует быстрейшему росту мастерства гонщика.

Очень важно найти такие пути и приемы, которые бы способствовали воспитанию сознательного отношения молодых велосипедистов к учебной и тренировочной работе по тактической подготовке. Занимающиеся должны хорошо знать цели и задачи обучения тактике.

Занимающиеся должны быть хорошо информированы, для каких целей им даются те или иные упражнения, предлагается тот или иной материал для теоретического изучения и как применять все это на практике. По мере расширения круга знаний спортсменам должны даваться задания, в которых они могли бы проявить свою индивидуальность и самостоятельность. При изучении и освоении новых тактических знаний и умений необходимо опираться на ранее освоенные навыки.

Проявление со стороны тренера внимания и заботы, положительная оценка успехов молодых велосипедистов в тактической подготовке создаст благоприятные условия для формирования высококвалифицированных гонщиков.

Очень важно, чтобы обучение тактике было основано на знаний антропометрических, психологических и возрастных особенностей занимающихся, на их индивидуальности. Тренер должен учитывать и знать, что при определении заданий вначале должны быть разучены самые простые и несложные приемы. По мере закрепления познанного и разученного следует постепенно расширять круг тактических приемов и усложнять обстановку, в которой будет действовать гонщик. Создавая на занятиях определенную тактическую ситуацию, следует в группу уже известных тактических приемов включать и новые, неизвестные. Не следует никогда торопиться с освоением новых тактических приемов, если изученные ранее прочно не закрепились.

Каждый тренер в соответствии с контингентом занимающихся должен разработать систему объективных оценок не только при проверке технических, но и тактических знаний, умений и навыков.

В подготовительном и переходном периодах круглогодичной тренировки изучаются общие тактические вопросы. В соревновательном периоде работа по изучению и совершенствованию тактики конкретизируется и носит экспериментальный характер. Иногда целесообразно отдельные занятия целиком посвящать изучению и совершенствованию тактического мастерства.

Полученные тактические знания начинающие велосипедисты обязаны записывать в специальные тетради, которые впоследствии будут заменены дневниками. В дневниках же помимо записей о состоянии организма гонщика и проведенной тренировочной работе следует подробно излагать все, что связано с тактической подготовкой. В этом дневнике спортсмен записывает задания тренера по тактике. Их выполнение тренер должен контролировать.

После знакомства с определением понятия «тактика в велосипедных гонках» первым этапом тактической подготовки начинающих спортсменов является изучение передаточных отношений его велосипеда.

Параллельно с изучением передач занимающихся обучают подсчету количества оборотов шатуна за минуту. Эту работу целесообразно проводить в начале подготовительного периода при тренировке в зале на велосипедном станке. Перед новичками помещают секундомеры.

Занимающиеся, следя за ходом секундной стрелки, мысленно подсчитывают количество оборотов. Можно использовать также метроном и радиометроном.

На этих начальных занятиях тренер тщательно проверяет знания учащихся по таблице передач. Конечно, требовать от учеников знания всей таблицы наизусть не следует.

После закрепления навыка подсчета оборотов шатунов и изучения таблицы передач переходят к определению ритма движений ног без секундомера. Велосипедисту дается задание педалировать с определенной частотой, а тренер по секундомеру проверяет точность выполнения. Для того чтобы работа была продуктивной, занимающихся распределяют парами, и они, попеременно занимая место на велостанке, корректируют друг другу частоту педалирования. Например, велосипедисту дается задание педалировать с частотой 50, 60, 70 и т. д. оборотов в минуту и по трем-, пятиразовым пробам записывают, насколько точно оно выполняется. Когда тренер, убедится, что упражнение выполняется почти без ошибок, дается новое задание – на точность определения частоты оборотов шатунов. Такое задание позволяет контролировать проделанную работу. Кроме того, оно является средством, стимулирующим интерес занимающихся, и первой психологической нагрузкой.

Следующий этап работы заключается в том, что занимающиеся по передаче и количеству оборотов шатуна в минуту определяют скорость езды. Для этого необходимо в первую очередь разучить таблицу скоростей (табл. 28). После освоения этого материала рекомендуется провести соревнование с выявлением победителей – наиболее точно определяющих скорость езды (на велостанке).

Затем занимающийся должен научиться в определенные промежутки времени поддерживать заданный ритм движения ног при различных переключениях передач. Такая работа подготовит спортсмена к преодолению дистанций индивидуально. На следующем этапе обучают определять время, затраченное на преодоление отдельных отрезков дистанции.

После работы, проведенной в зимнем этапе подготовительного периода в зале (на велосипедном станке), следует все повторить непосредственно на шоссе (треке).

Все велосипедисты выстраиваются в командном порядке, и каждый из них лидирует с заданной скоростью в течение одного, затем двух и т. д. километров. Тренер же, контролируя по секундомеру, опрашивает лидировавшего, за какое время им был пройден данный километр (два и т. д.). Ответы спортсмена нужно объявлять всем и сообщать точное показание секундомера.

После освоения этого материала переходят к разучиванию стартового разгона. Для этого дается задание разогнаться со старта на отрезке 100 – 200 м с максимальной, субмаксимальной и большой интенсивностью. Спортсмен должен затем определить, за сколько секунд им была пройдены эти отрезки дистанции.

В дальнейшем велосипедиста обучают определять, сколько секунд и метров может длиться его разгон до максимальной скорости в различных условиях погоды, рельефа местности и покрытия шоссе, сколько времени и на каком расстоянии он может поддерживать максимальную скорость. Для этого на небольшом отрезке шоссе делают через каждые 50 м отметки, и гонщик, набрав скорость до предела, стартует. Тренер с секундомером следует на мотоцикле за ним (на кольцевой трассе наблюдает) и фиксирует время. При начале падения скорости спортсмен заканчивает упражнение.

Все временные показатели, естественно, меняются в зависимости от различных объективных обстоятельств. Важно, чтобы обучающийся, используя накопленные знания, умения и навыки, мог бы точно и быстро все анализировать, оценивать и принимать правильные решения при выполнении задания. Езда в команде и специальные тренировки, посвященные командным гонкам, способствуют освоению навыка езды за лидирующими, экономичному расходованию энергии, определению сил своих партнеров, что в дальнейшей работе по тактической подготовке к групповым гонкам крайне необходимо. Затем спортсмен учится определять, какое время ему необходимо для частичного или полного восстановления сил после различных по мощности ускорений, преодолений подъемов в различных метеорологических условиях.

Участие в соревнованиях, в индивидуальных и командных гонках подготовит гонщика к индивидуальному и командному финишированию.

Обучение тактике в групповых гонках начинается с освоения тактических приемов на старте. По заданию тренера группа принимает старт и старается до определенной тренером отметки дистанции не пропустить вперед тех, кто стояли на старте последними. Те же, в свою очередь, обязаны всеми дозволенными приемами прорваться в авангард группы. Это и последующие задания необходимо разучивать на относительно узких и закрытых для транспорта участках дорог. На таких тренировках можно разучивать отрывы от группы по одному и парами. Тренер заранее устанавливает интервал для беглецов и время, за которое их должны догнать. За выполнение упражнений гонщикам ставят оценки. Например, дается задание уйти от группы двоим. Если они смогут оторваться от группы на 200 – 300 м и на протяжении 2 – 3 км их не догонят, то первые получают «отлично», а преследователи – «плохо», «удовлетворительно» или «хорошо» в зависимости от того, на сколько метров они приблизятся к беглецам.

Научившись вклиниваться в группу, едущую командой, или препятствовать этому действию, гонщик приступает к последнему этапу обучения тактике в групповых гонках.

Умению правильно и своевременно начинать финиширование должно быть уделено достаточно внимания. В каждую тренировку, независимо от того, какие задачи в ней решаются, необходимо включить упражнение, способствующее совершенствованию навыков в финишировании в группе.

Гонщик, зная по предыдущей работе, на каком расстоянии он может развить максимальную скорость и сколько ее можно поддерживать, учится финишировать с первой позиции.

Следующим упражнением будет финиширование со второй, третьей и других позиций. Для выполнения первого упражнения группе дается задание финишировать через 2 – 3 км. Все должны ждать, пока выполняющий упражнение не сделает финишный рывок. Этот момент может быть перед любым километровым столбом или возле обусловленных предметов, шоссе.

Если занимающийся выигрывает финиш, то он получает «отлично», если же нет, то оценка зависит от того, сколько человек его обошли.

Точно так же ставят оценку тем, кто преследует: удалось догнать и обойти – «отлично», не удалось – ниже.

Обучение финишированию следует проводить в различных местах: на подъемах, спусках, на прямой с попутным и встречным ветром.

Перед молодым спортсменом в первых соревнованиях ставятся определенные тактические задачи, разрешить которые он может, применяя полученные навыки и умения. В зависимости от характера занимающихся они должны быть или сложными, или относительно легкими. Спортсмену, любящему преодолевать трудности, получающему удовлетворение от сознания, что им решена сложная задача, можно предложить первое, а другому, теряющемуся, боящемуся неудач – второе.

Для проверки того, насколько спортсмен может самостоятельно находить пути для решения незнакомых ситуаций, ему даются лишь общие указания по тактическим приемам или плану ведения гонки. Но в этом случае тренер должен быть уверен, что его воспитанник сможет их выполнить.

Неудача может породить неуверенность в силах, апатию или даже страх.

Для ускоренного обучения основным элементам тактики к молодым спортсменам следует подключать в соревновании более опытных, способных непосредственно в гонке дать нужные советы. Весьма полезно через определенное время сочетать шоссейную тренировочную работу с занятиями на треке.

Тактические знания, полученные в подготовительном периоде и предсоревновательном этапе, помогут осваивать элементы тактики в трековых гонках. Здесь также должна быть соблюдена определенная последовательность. Как показывает опыт, гонщики, обучавшиеся в определенном порядке тактике, быстрее приобретают мастерство, чем те, у кого обучение шло сумбурно и самотеком. Вторые, даже достигнув высоких спортивных результатов, иногда, в ответственных соревнованиях совершают грубейшие ошибки, свидетельствующие о том, что в свое время они не получили необходимых тактических знаний.

Педагогические наблюдения, врачебный контроль, физиологические исследования позволяют тренеру определить, в каком виде гонок тот или иной его ученик будет специализироваться.

Вначале такая дифференцировка будет довольно обшей. Гонщиков, тяготеющих к скорости, объединяют в группу спринтеров. Тех же, кто обладает качеством выносливости и любит продолжительную борьбу, включают в отделение гонщиков-преследователей. Но как тех, так и других в первую очередь знакомят с общими тактическими приемами ведения гонок на треке.

Первым элементом является разучивание различных ускорений и рывков. Для этого велосипедисту дается задание проехать вблизи от барьеров в переменном темпе. На каждом круге гонщик, спускаясь с виража, ускоряет темп на участке 30, 50, 70 м, а затем по инерции выезжает на следующий вираж. На втором круге скатывание вниз происходит по инерции, а вот въезд вверх осуществляется за счет ускорения или рывка. Постепенно ускорения и рывки приобретают более острый характер и уже выполняются в парах. При этом идущий впереди должен разнообразить программу: сделать рывок на спуске и сразу же на подъеме или пропустить один, два круга и выполнить упражнения в другом порядке. Идущий сзади обязан не опаздывать с ответом.

Далее разучивают финиширование с первой, второй, третьей позиций. Здесь велосипедисты объединяются в группы по 3 – 4 гонщика. Гонщик, идущий первым, разгоняется с верха виража и увлекает за собой партнеров. В указанных тренером точках трека спортсмены, следовавшие на второй, третьей и четвертой позициях, начинают выходить справа и пытаются обойти идущих впереди. Поочередно лидируя, гонщики хорошо изучают скоростные качества своих товарищей. В интервалах отдыха, длящихся несколько минут, тренер анализирует действия учеников. Это упражнение имеет много разновидностей: 1) второй и последующие велосипедисты дают лидирующему небольшую фору (в несколько метров), а затем атакуют. Подобное же делают гонщики, едущие на третьей и четвертой позициях; 2) лидирующий, входя в поворот, несколько расслабляется и, выпустив партнеров справа (до середины велосипеда), пытается удержать их в таком положении до выхода из поворота; 3) разгоняясь, гонщик входит в поворот выше середины полотна трека, держа своих партнеров справа. В последней четверти поворота делается резкое движение вниз и следом за ним финиширование. В каждом упражнении тренер дает конкретные задания и следит за точностью их выполнения.

Следующим этапом тактической подготовки является обучение борьбе за первую позицию. Для этого гонщиков в зависимости от силы их рывка разделяют по парам. Упражнение заключается в том, что идущий впереди должен внимательно следить за действиями спарринг-партнера и своевременно «ловить» его рывки, не давая возможности занять первую позицию. Если два-три рывка партнера не достигли цели или, наоборот, их удалось выполнить, происходит смена позиций. Вначале эта борьба идет на прямой и рывки необходимо производить со средней скорости. Постепенно скорость езды снижается, рывки начинают носить более острый характер. После освоения этого приема на прямой упражнение выполняют на виражах. Составы пар надо периодически менять.

Освоив этот материал, занимающиеся переходят к упражнениям по ведению борьбы командой. Вначале два гонщика выступают против двух партнеров. Одной паре дается задание удержать бровку, другой – атаковать. Скорость движения и отрезки дистанции для атаки ограничивают.

Далее повторяют упражнения с финишированием по четыре гонщика в группе. Но здесь каждая пара помогает друг другу. Теперь тренер уже не дает заданий, а лишь опрашивает пары, как они будут вести борьбу.

Очень хорошо, если тренер записывает задания, а после анализирует выполнение упражнений.

В связи с тем, что борьба за вторую позицию является одним из сложнейших элементов тактики в спринте, обучение начинают лишь после того, как спортсмен, хорошо овладев техникой езды на треке, умеет останавливаться и стоять на месте в самых различных местах полотна трека. Большой эффект дает проведение борьбы за вторую и первую позиции. Для этого дается задание, где остановиться, как следовать (у бровки, на середине трека или у барьера), с какой стороны атаковать.

При повторении упражнения тренер записывает планы заданий для каждого спортсмена, выполнение которых он потом разбирает и анализирует в группе. Каждое тренировочное занятие, предусматривающее совершенствование тактики, должно заканчиваться произвольными спринтерскими заездами, в которых спортсмен может экспериментировать. При обучении тактике и совершенствовании в ней могут оказать помощь специально разработанные для спринтеров таблицы тактических приемов. В них обобщены наиболее распространенные тактические варианты и контрприемы, применяемые гонщиками. Приемы, перечисленные в этих таблицах, должны быть хорошо изучены и отработаны на тренировках и второстепенных соревнованиях. В дальнейшем спортсмены совершенствуют свое тактическое мастерство, изменяя скорость, время и место выполнения приема. Зная физические, технические, тактические возможности и психологическую готовность своего ученика, тренер обязан помочь ему найти наиболее эффективные приемы ведения тактической борьбы с различными противниками.

Первым этапом тактической подготовки преследователя и гонщика на 1000 м является повторение ранее разученного материала по поддержанию определенного темпа движения, ритма работы ног. Для этого велосипедисту дается задание проезжать определенное количество кругов с заданной скоростью. В первых упражнениях его темп корректируют, а затем он едет самостоятельно. Сравнивая графики, можно определить степень ощущения спортсменом скорости движения. Тренер в соответствии с подготовкой своих учеников может разработать шкалу оценки. Например, задание проехать пять кругов со скоростью 30 сек. круг. Отклонение ±0,1 – 0,2 сек. – «отлично», ±0,3 – 0,5 сек. – «хорошо» и т. д. Соревнования на поддержание ровного темпа, определение времени, затраченного на преодоление круга, и т. д. принесут двойную пользу: дадут определенные знания и повысят эмоциональность занятий с начинающими. От занятия к занятию скорость должна возрастать в соответствии с ростом тренированности.

Вторым этапом в обучении будет разучивание набора скорости.

Гонщику после хорошей разминки предлагается принять старт и разогнаться на протяжении 200 м. Время разгона учитывают по коротким отрезкам (10, 25, 50, 100 м). Первые 50 м можно фиксировать по 10 метровым отрезкам.

При повторном старте, предлагается приложить максимум усилий. Многократное повторение (до 8 – 10 раз в занятии) позволит найти оптимальный разгон для дистанций 1 и 4 км. Очень хорошо, когда это упражнение проводят на различных отрезках трека (по ветру и против ветра, от солнца и к солнцу).

Следующим упражнением будет разучивание оптимального выключения после стартового разгона (в соответствии с данными исследований, изложенных в предыдущих разделах). Гонщик разгоняется со старта 300 – 350 м и 5 – 6 полных циклов почти не делает усилий на педали. Затем резко включается в работу и едет на заданной скорости один круг. Все упражнение должно составлять не более 1000 м. После 3 – 5 минутного отдыха упражнение повторяют, но время выключения уменьшают на один цикл. Отдых 5 – 6 мин. Итак, выполнив 4 – 5 упражнений гонщик и тренер (фиксировавший все упр

Наши рекомендации