Новые информационные технологии
Современная логистика немыслима без активного использования информационных технологий. Трудно представить себе формирование и организацию работы цепей доставки товаров без интенсивного, постоянного оперативного обмена информацией, без быстрого реагирования на потребности рынка. Сегодня практически невозможно обеспечить требуемое потребителями качество товаров и услуг без применения информационных систем и программных комплексов для анализа, планирования и поддержки принятия коммерческих решений в логистической системе. Более того, именно благодаря развитию информационных систем и технологий логистика стала доминирующей формой организации товародвижения на высококонкурентных рынках экономически развитых стран.
Под информационными системами (ИС) и информационными технологиями (ИТ) в современной логистике обычно понимается комплекс программно-технических средств и методов производства, передачи, обработки и потребления информации в обеспечивающих товародвижение системах. Доминирующим направлением в развитии ИС и ИТ в логистике является интеграция информационных потоков на основе современных методов обработки и передачи данных, определяемая таким относительно новым понятием, как телематика.
Основным шагом в совершенствовании снабжения стали электронные закупки. Электронный обмен данными (electronic data interchange, EDI) позволил автоматизировать процесс закупки. Организация стыкует свою информационную систему с системой поставщика, и когда наступает время разместить заказ, ее система автоматически отправляет сообщение об этом. Такой вариант подходит для небольших регулярных заказов. Существует несколько вариантов автоматизированного снабжения, но все они имеют общее название «электронное снабжение» (e-procurement) или «электронные закупки» (e-purchasing). Эти варианты снабжения могут выполняться в разных фирмах, но в любом случае в их основе лежит прямой обмен данными между компьютерами поставщика и заказчика. Принципиально можно выделить два типа электронного снабжения; их обозначают В2В (бизнес-бизнесу — когда одна организация закупает материалы у другой) и В2С (бизнес-потребителю — когда у предприятия продукцию покупает конечный потребитель).
Для поддержки EDI были разработаны две сопутствующие технологии. Первая — кодирование товаров, позволяющее присвоить каждой упаковке перемещаемых материалов идентификационную метку (используется штрих-код или радиочастотная метка).
Вторая технология — электронный перевод денежных средств. Когда поступает подтверждение о доставке, система перевода отправляет денежные средства.
Таким образом, системы подачи заказа и оплаты отгруженных товаров автоматизируются.
Перспективы дальнейшего внедрения информационных систем и технологий на транспорте и в логистике впечатляющи. Среди них:
• информационная интеграция на транспорте на основе Internet и телематики с целью обеспечения глобального трансъевропейского мониторинга движения товаров;
• развитие сети высокоскоростных платных магистралей с дистанционными формами расчетов;
• совершенствование внутреннего и внешнего документооборота в компаниях;
• формирование сети виртуальных транспортно-экспедиторских агентств и посреднических фирм в Internet для обеспечения самоорганизационных процессов в отношениях между клиентами и поставщиками товаров и услуг;
• решение проблем простоя транспорта на границах путем активного внедрения технологий « Green Custom — Зеленая таможня»^, основанных на электронном документообороте (EDI— Electronic Data Interchange);
• электронные формы контрактов и платежей за товары и услуги в открытых коммерческих системах;
• глобальная мобильная связь «трубка-трубка», обеспечиваемая низкоорбитальными спутниковыми системами типа Globalstar;
• информационная интеграция товаропроизводящих и транспортно-об-служивающих компаний с потребителями на платформе технологий Internet-Intranet;
• мобильное управление на основе (Web-технологий и многое другое.
Информационная проблематика в логистике сегодня определяется следующими направлениями:
♦ исследование динамично меняющихся информационных потоков в ЛС в связи с изменением форм собственности, диверсификации предприятий, усложнением рыночных связей;
♦ разработка информационных и программных систем для автоматизации управления компаниями (в части интегрированной логистики);
♦ совершенствование систем мобильной связи;
♦ Internet-технологии в организации и обеспечении мобильного управления в ЛС.
Благодаря развитию Internet и активизации деятельности многочисленных виртуальных служб жизненный цикл услуг по доставке товаров конечному потребителю начинает приобретать вполне конкретные, основанные на типизации логистических, информационных и финансовых операций формы. В силу этого логистика становится все теснее связанной с разработкой сложных проектов доставки-распределения товаров и ресурсов. Создаются центры для разработки и продажи таких проектов. Причем предметная область проектов может быть различной — от разработки системы управления транспортно-экспедиторской компанией до организации выставки в другой стране, на другом континенте. Иными словами, публикуемые сегодня в Internet предложения крупных проектно-логистических, информационных и программно-технических центров и фирм свидетельствуют о начале нового этапа в развитии логистики. Этот этап характеризуется применением Internet-Intranet-технологий в классических схемах управления логистическими компаниями и активизацией исследований в области логистического проектирования. Новые направления в логистике связаны с методологиями распределенного мобильного управления и непрерывной поддержки (информационной и ресурсной) жизненного цикла товаров и услуг CALS — Continuous Acquisitions and Life Cycle Support.