Состав типичного регионального логистического центра
Ядром логистического центра является его информационно-аналитический центр. Другими основными подразделениями логистических центров, как правило, являются:
• обширные складские помещения, оборудованные приспособлениями для погрузки, разгрузки и комплектации грузов, в которых обычно используются современные методы переработки грузов;
• открытые контейнерные площадки для хранения контейнеров международных стандартов (преимущественно типов 1А и 1СС);
• железнодорожная станция, обеспечивающая подачу вагонов непосредственно к разгрузочным площадкам складов и контейнерным площадкам;
• морской или речной порт с большим числом причалов, включая специализированные — для генеральных грузов;
• площадка для ожидания разгрузки и погрузки автомашин непосредственно со складов или контейнерных площадок;
• парк авто- и электропогрузчиков, обеспечивающих перевозку контейнеров международного стандарта;
• парк кранов, которые в основном используются для судов, не приспособленных для горизонтального способа погрузки-разгрузки с помощью автопогрузчиков;
• производственные помещения, предназначенные для сдачи в аренду различным фирмам;
• здание гостиницы с рестораном, кафе и другими заведениями для отдыха, сдаваемое в аренду;
• административное здание со вспомогательными помещениями, предназначенное для сдачи в аренду под офисы различных фирм;
• служба связи, использующая современные технологические средства и обеспечивающая круглосуточную связь с любой точкой земного шара;
• служба безопасности, обеспечивающая сохранность материальных ценностей и безопасность как сотрудников логистических центров, так и их клиентов;
• противопожарная служба, оборудованная современными средствами предупреждения, обнаружения и тушения пожаров с минимальным ущербом для товаров;
• площадки для остановок общественного транспорта, связывающего логистический центр с аэропортом, вокзалами и ближайшими населенными пунктами;
• охраняемая стоянка для парковки автомобилей клиентов и сотрудников логистического центра;
• земельные участки для сдачи в аренду для строительства различных предприятий или сооружений (например, собственных причалов крупной фирмы). Причем предоставляется долгосрочная аренда (например, на 30 или 50 лет), чтобы предотвратить возможную спекуляцию землей.
При логистическом центре на арендованных у него площадях обычно размещаются и действуют многочисленные самостоятельные организации и предприятия, основными из которых являются:
• фирмы оптовой торговли, пользующиеся услугами логистического центра, или их филиалы. Вновь создаваемые фирмы получают значительные преимущества от близости к подразделениям, оказывающим логистические услуги;
• интернет-магазины, пользующиеся услугами логистического центра и вследствие этого сокращающие издержки обращения товаров;
• производственные фирмы, функционирование которых на территории логистического центра является более выгодным. Они занимаются в основном подработкой грузов (например, расфасовкой или разливом, несложной обработкой товаров или их предпродажной подготовкой);
• производственные фирмы, занимающиеся ремонтом транспортных средств и другой техники, принадлежащей как логистическому центру, так и его клиентам;
• филиал товарной биржи (при наличии достаточного числа потенциальных клиентов). Конечно, старые товарные биржи, имеющие заслуженную репутацию, переносить нецелесообразно, но выгоднее создавать новые на территории логистического центра;
• фирмы или филиалы фирм, занимающиеся гарантийным ремонтом и обслуживанием проданной техники по договорам с поставщиками;
• филиалы транспортных компаний, обеспечивающие перевозку грузов в соответствии с заключенными договорами. Они получают значительные преимущества от близости к потенциальным клиентам;
• филиалы контейнерных компаний, которые имеют большой парк контейнеров и специализируются на сдаче их в аренду с возможностью получения и сдачи контейнеров во многих пунктах, расположенных в разных странах мира;
• филиалы компаний международных перевозок, которые берут на себя оформление необходимых транспортных документов;
• филиал крупного банка, пользующегося доверием клиентов. Через него проходит бблылая часть финансовых расчетов между клиентами;
• филиал авторитетной страховой компании, в которой страхуются перевозимые грузы.
Оформлением необходимых для этого документов чаще занимаются не сами клиенты, а сотрудники логистического центра по их поручению:
• рекламные фирмы, принимающие заказы на изготовление рекламных материалов;
• юридические фирмы, ведущие дела клиентов логистического центра;
• консалтинговые фирмы, оказывающие консультационные услуги по проблемам, которые выходят за рамки компетенции работников логистического центра;
• фирмы, предоставляющие в аренду автомобили частным лицам;
• оптовые и розничные магазины. Размещение их вблизи складов логистического центра позволяет экономить на транспортных расходах и снизить издержки обращения;
• таможня. Размещение ее вблизи логистического центра экономически целесообразно из-за большого объема импортных и экспортных грузов.