Состав типичного регионального логистического центра

Ядром логистического центра является его информационно-аналитичес­кий центр. Другими основными подразделениями логистических центров, как правило, являются:

• обширные складские помещения, оборудованные приспособлениями для погрузки, разгрузки и комплектации грузов, в которых обычно используются современные методы переработки грузов;

• открытые контейнерные площадки для хранения контейнеров междуна­родных стандартов (преимущественно типов 1А и 1СС);

• железнодорожная станция, обеспечивающая подачу вагонов непосред­ственно к разгрузочным площадкам складов и контейнерным площадкам;

• морской или речной порт с большим числом причалов, включая специа­лизированные — для генеральных грузов;

• площадка для ожидания разгрузки и погрузки автомашин непосред­ственно со складов или контейнерных площадок;

• парк авто- и электропогрузчиков, обеспечивающих перевозку контейнеров международного стандарта;

• парк кранов, которые в основном используются для судов, не приспособ­ленных для горизонтального способа погрузки-разгрузки с помощью автопо­грузчиков;

• производственные помещения, предназначенные для сдачи в аренду различным фирмам;

• здание гостиницы с рестораном, кафе и другими заведениями для отдыха, сдаваемое в аренду;

• административное здание со вспомогательными помещениями, предна­значенное для сдачи в аренду под офисы различных фирм;

• служба связи, использующая современные технологические средства и обеспечивающая круглосуточную связь с любой точкой земного шара;

• служба безопасности, обеспечивающая сохранность материальных ценно­стей и безопасность как сотрудников логистических центров, так и их клиентов;

• противопожарная служба, оборудованная современными средствами предупреждения, обнаружения и тушения пожаров с минимальным ущербом для товаров;

• площадки для остановок общественного транспорта, связывающего логистический центр с аэропортом, вокзалами и ближайшими населенными пунктами;

• охраняемая стоянка для парковки автомобилей клиентов и сотрудников логистического центра;

• земельные участки для сдачи в аренду для строительства различных пред­приятий или сооружений (например, собственных причалов крупной фирмы). Причем предоставляется долгосрочная аренда (например, на 30 или 50 лет), чтобы предотвратить возможную спекуляцию землей.

При логистическом центре на арендованных у него площадях обычно раз­мещаются и действуют многочисленные самостоятельные организации и пред­приятия, основными из которых являются:

• фирмы оптовой торговли, пользующиеся услугами логистического центра, или их филиалы. Вновь создаваемые фирмы получают значительные преиму­щества от близости к подразделениям, оказывающим логистические услуги;

• интернет-магазины, пользующиеся услугами логистического центра и вследствие этого сокращающие издержки обращения товаров;

• производственные фирмы, функционирование которых на территории логистического центра является более выгодным. Они занимаются в основном подработкой грузов (например, расфасовкой или разливом, несложной обработ­кой товаров или их предпродажной подготовкой);

• производственные фирмы, занимающиеся ремонтом транспортных средств и другой техники, принадлежащей как логистическому центру, так и его клиентам;

• филиал товарной биржи (при наличии достаточного числа потенциальных клиентов). Конечно, старые товарные биржи, имеющие заслуженную репутацию, переносить нецелесообразно, но выгоднее создавать новые на территории логистического центра;

• фирмы или филиалы фирм, занимающиеся гарантийным ремонтом и об­служиванием проданной техники по договорам с поставщиками;

• филиалы транспортных компаний, обеспечивающие перевозку грузов в соответствии с заключенными договорами. Они получают значительные пре­имущества от близости к потенциальным клиентам;

• филиалы контейнерных компаний, которые имеют большой парк кон­тейнеров и специализируются на сдаче их в аренду с возможностью получения и сдачи контейнеров во многих пунктах, расположенных в разных странах мира;

• филиалы компаний международных перевозок, которые берут на себя оформление необходимых транспортных документов;

• филиал крупного банка, пользующегося доверием клиентов. Через него проходит бблылая часть финансовых расчетов между клиентами;

• филиал авторитетной страховой компании, в которой страхуются пере­возимые грузы.

Оформлением необходимых для этого документов чаще занимаются не сами клиенты, а сотрудники логистического центра по их поручению:

• рекламные фирмы, принимающие заказы на изготовление рекламных материалов;

• юридические фирмы, ведущие дела клиентов логистического центра;

• консалтинговые фирмы, оказывающие консультационные услуги по про­блемам, которые выходят за рамки компетенции работников логистического центра;

• фирмы, предоставляющие в аренду автомобили частным лицам;

• оптовые и розничные магазины. Размещение их вблизи складов логистического центра позволяет экономить на транспортных расходах и снизить издержки обращения;

• таможня. Размещение ее вблизи логистического центра экономически целесообразно из-за большого объема импортных и экспортных грузов.

Наши рекомендации