Формирование и развитие складской сети
Закупочная логистика
Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочная логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный — по мере необходимости в товаре.
Распределительная логистика
Распределительная логистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями и продавцами.
Сбытовая логистика
Сбытовая логистика (логистика распределения) — это область научных исследований системной интеграции функций, реализуемых в процессе распределения материального и сопутствующих ему (информационного, финансового и сервисного) потоков между различными потребителями, то есть в процессе реализации товаров, основная цель которой — обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами. С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения — совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.
Транспортная логистика
Транспортная логистика — это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Более детальными функциями данной логистики являются — 1) персонал, который занимается осуществлением этих задач (грузчики, водители); 2) классификация транспортных средств (по объёмам, м³); 3) ценовая политика (на рабочую силу, на ГСМ, предоставление транспортных услуг).
Под транспортно-логистической системой понимается совокупность потребителей и производителей услуг, а также используемые для их оказания системы управления, транспортные средства, пути сообщения, сооружения и иное имущество. В другом определении говорится о том, что транспортно-логистическая система — совокупность объектов и субъектов транспортной и логистической инфраструктуры вместе с материальными, финансовыми и информационными потоками между ними, выполняющая функции транспортировки, хранения, распределения товаров, а также информационного и правового сопровождения товарных потоков.
Таможенная логистика
Таможенная логистика — это комплекс мероприятий, который направлен на перемещение груза через границу. Основная ее цель - это решение задач, связанных с импортом, а также экспортом грузов, и, конечно же, минимизации затрат на все эти процедуры.
Логистика запасов
Политика управления запасами состоит из решений — что закупать или производить, когда и в каких объёмах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах. Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по отдельности, а можно централизованно (требует большей координации и информационного обеспечения).
Управление запасами предприятия — интегрированный процесс, обеспечивающий операции с запасами внутри фирмы и вне её — на всем протяжении цепи управления поставками.
Складская логистика
Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес-процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). При этом используются наиболее распространенные методики FIFO, LIFO, FEFO, FPFO, BBD. Для информационно-технической поддержки таких процессов могут использоваться специализированные системы управления складом WMS.
Информационная логистика
Совокупность действий по эффективному распределению информационных потоков между цифровыми и традиционными носителями.
Комплексная логистика
Системный подход к организации всего цикла жизни товара и связанных с ним мероприятий в период от момента производства его комплектующих до момента потребления. Это эффективная система управления материальными, информационными и финансовыми потоками, связанными с жизненным циклом товара. Комплексный подход к логистическому процессу позволяет сократить или нейтрализовать риски неопределенности, под влиянием которых находится функциональный цикл жизни товара.
Задачи логистики[
Примеры задач, решаемых в логистике:
выбор вида транспортного средства,
определение маршрутов,
оптимальная упаковка товаров в контейнеры,
определение оптимального размещения на складских площадях,
маркировка,
формирование сборных заказов.
2. Классификация складов (их типы).
Определение склада
Склады являются важнейшим элементом логистических систем. При организации движения материального потока по логистическому каналу возникает объективная необходимость в специально обустроенных помещениях или площадках, предназначенных для хранения запасов товаров различных наименований, а также выполнения над ними ряда важных логистических операций, таких как сортировка, комплектация, упаковка и пр. Таким образом, склад – это комплекс зданий, сооружений и специального оборудования, предназначенных для накопления, хранения, контроля и обработки товарных запасов, их подготовки и отпуску потребителям.
Типы складов
Существует большое разнообразие складов. Общая классификация складов по наиболее важным критериям классификации представлена на следующем рисунке.
Рассмотрим приведенную классификацию более подробно. Первый признак классификации складов по выполняемым функциям:
1. Распределительные склады – предназначены для накопления текущих товарных запасов, поступающих от множества разных поставщиков и распределяемых между потребителями определенного района.
2. Транзитно-перевалочные склады – предназначены для временного хранения товарных запасов в транспортных узлах при их перегрузке с одного транспортного средства на другое.
3. Склады сезонного хранения – предназначены для хранения определенных категорий товаров с ярко выраженной сезонностью производства (сельхозпродукция) или потребления.
4. Склады досрочного завоза – предназначены для хранения товаров в районах Крайнего Севера и других труднодоступных районах, где поставка стратегически важных товаров осуществляется только в периоды летней навигации.
5. Накопительные склады – предназначены для приема и накопления грузов, поступающими небольшими партиями от множества мелких производителей, после чего продукция крупными партиями отправляется в районы потребления.
Другой признак классификации – вид продукции, хранимой на складе. В сфере производства выделяют склады: а) сырья и материалов; б) незавершенного производства; в) готовой продукции. В сфере обращения выделяют склады: а) товарные; б) тарные; в) возвратных отходов. Товарные склады – наиболее распространенный тип склада, предназначенный для хранения товарной массы. Тарные склады предназначены для накопления и временного хранения порожней возвратной тары. Отдельно создаются склады возвратных отходов, если эти отходы требуют специальной обработки или утилизации.
По признаку специализации выделяют универсальные и специализированные склады, а также склады со смешанным ассортиментом. На универсальных (или общетоварных) складах хранится широкая номенклатура продукции и используется в основном универсальное складское оборудование. Для хранения такой специфической продукции, как фармацевтика или химическая продукция, требуются уже специальное оборудование и специальные технологии, поэтому для них создаются специальные склады. Склады со смешанным ассортиментом используются для хранения нескольких разнородных ассортиментных товарных групп. Появление таких складов обуславливается стремлением компаний сделать более устойчивым свой бизнес и расширить операции.
По признаку принадлежности выделяют частные и общие склады. Частные склады (private warehouse) находятся в собственности одного владельца, который использует склад только для собственных нужд. Общий склад (public warehouse) используется владельцем для сдачи отдельных участков склада в краткосрочную аренду, а также для продажи клиентам различных услуг по складированию и обработке грузов.
Кроме перечисленных признаков, можно выделить также еще ряд признаков, которые значимы с точки зрения эксплуатации складов:
1. размеры склада – от небольших помещений до складов гигантских размеров;
2. конструкция склада – открытые (площадки), полузакрытые (площадки под навесом) и закрытые склады , расположенные внутри зданий;
3.
4. уровень механизации склада – немеханизированные, механизированные (с использованием средств малой механизации или комплексно-механизированные), полностью или частично автоматизированные;
5. подъездные пути склада – прирельсовые, пристанционные, портовые склады и склады с автомобильными подъездными путями.
Функции складов
Все склады, независимо от своего типа, в общих чертах выполняют одни и те же функции. К числу этих основных функций относятся:
1. прием и контроль качества поступающей продукции;
2. накопление и поддержание запасов продукции на должном уровне;
3. хранение продукции в надлежащих условиях;
4. сортировка, комплектация и упаковка продукции;
5. предварительная подготовка и отправка грузовых партий продукции потребителям.
Прием поступающей продукции требует организации включает в себя операции по разгрузке транспортного средства, проверка сопровождающей документации и пломб, первичный контроль продукции по количеству. Затем осуществляется контроль качества продукции с целью выявления брака и недопущения его дальнейшего продвижения по логистической цепи.
Потребляемая продукция часто производится разными поставщиками, и потому в число функций склада является накопление товарных запасов, поступающих от разных производителей. Поддержание товарных запасов осуществляется за счет слежения за уровнем запасов на складе и своевременного их пополнения.
Хранение продукции в надлежащих условиях предполагает соблюдение на складе определенных режимов температуры и влажности, а также проведение специальных мероприятий с целью минимизации потерь продукции во время хранения.
Сортировка продукции позволяет упорядочить материальные потоки, идущие через склад. Комплектация продукции в партии отправки по отдельным потребителям осуществляется по мере поступления потребительских заказов. В некоторых случаях осуществляется также упаковка продукции.
Наконец, перед отправкой грузов потребителям происходит их предварительная подготовка (например, маркировка), после чего осуществляется погрузка партий продукции на транспортные средства и их отправка потребителям.
В каждом конкретном случае список функций, выполняемых складом, может расширяться или сокращаться, в зависимости от условий его работы. Так, например, прием грузов на товарном складе требует осуществления операций разгрузки транспортного средства, в то время как на складе готовой продукции промышленного предприятия при высоком уровне механизации и автоматизации операции разгрузки могут вообще отсутствовать. В то же время, в составе функций товарного склада вполне может присутствовать и такая специфическая функция, как доставка заказанной продукции получателям.
3. Этапы создания складской сети.
Метод центра тяжести
Одним из ключевых факторов, определяющих экономическую и технологическую эффективность складского комплекса является его местоположение относительно расположения поставщиков и заказчиков продукции, идущей через склад. Местоположение склада сказывается на таких показателях, как транспортные расходы, арендная земельная плата, а также объем продаж, поскольку в некоторых случаях местоположение дистрибьютера или компании-производителя влияет на выбор покупателя.
В тех случаях, когда в качестве главного критерия оптимизации местоположения складского комплекса выбирается минимум суммарных транспортных затрат, для решения данной задачи может использоваться метод центра тяжести. Постановка задачи, решаемую методом центра тяжести, схематично представлена на следующем рисунке (см. выше).
На рисунке обозначено несколько объектов: поставщики, заказчики и в центре – складской комплекс. Стрелками указано направление грузовых потоков. Географическое расположение объектов представлено в декартовой прямоугольной системе координат, причем координаты поставщиков и получателей известны, а координаты оптовой базы остаются неизвестными. Требуется найти оптимальные значения величин x0, y0, при которых суммарные годовые затраты на транспортировку грузов в рассматриваемой системе будут минимальными. Транспортные затраты рассчитываются как произведение следующих величин: объем грузопотока, т/год; расстояние между поставщиком/заказчиком и складским комплексом, км; транспортный тариф, руб/ткм.
Единица измерения «руб/ткм» означает «рубль на тонно-километр», то есть во сколько обходится транспортной организации перемещение одной тонны груза на один километр
Складская сеть в общем виде представляет собой комплекс объектов складского назначения, размещенных на определенной территории.
Складскую сеть в широком смысле можно рассматривать как микрологистическую систему, т.е. структурированную экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных в процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов.
Процедура Формирования складской сети состоит из следующих этапов:
1. прогноз спроса
2. планирование объема продаж и регионов сбыта
3. планирование потребностей в складских мощностях
4. анализ потенциальных складских мощностей
5. выбор формы собственности склада
6. разработка программы размещения складской сети
7. определение количества складов их размещение
8. разработка проекта складского хозяйства
Рассмотрим этапы более подробно.
Первый этап. Методы прогнозирования должны обеспечивать отражение изменений, связанных с ориентацией на выполнение задач логистики. Отбор таких методов прогнозирования должен осуществляться с учетом следующих условий:
Во-первых, необходимо провести анализ ретроспективы спроса, опираясь на учет и анализ заказов, полученных фирмой ранее (в течение как можно более длительного срока).
Во-вторых, следует параллельно произвести два вида работ: установить различия в видах и характере материальных потоков и возможно потребителей, а также выбрать из всей широкой гаммы существующих методов прогнозирования те, которые могут быть использованы в конкретных условиях.
В этом случае третьим является тестирование и отбор подходящих методов составления прогноза с учетом полученных данных о ретроспективе спроса и о типах товара. Здесь проводится сопоставление полученных результатов с реальным спросом, зафиксированным в течение данного периода.
В заключение проводятся прогнозные расчеты и отслеживаются расхождения. При этом постоянно оцениваются результаты функционирования системы прогнозирования. При необходимости возможен пересмотр выбранных методов.
Второй этап. Планирование объема продаж и регионов сбыта осуществляется службой маркетинга на основании анализа рынка, сегментации рынков сбыта, анализа конкурентов и т.п.
Третий этап. Планирование потребностей в складскихмощностях базируется на результатах предыдущего этапа, когда определены ориентиры объемов продаж и выбраны регионы сбыта.
Объемы продаж позволяют определить общую потребность в складских мощностях, а выбор регионов сбыта — разработать программы грузопотоков по всей сети распределения с ориентацией на регионы основного складирования запасов. Эта стадия сопряжена с планированием потребностей складских мощностей, а следовательно, с определением имеющихся в каждом интересующем регионе ресурсов складских мощностей.
Четвёртый этапанализирует потенциальные складские мощности.Анализируя потенциальные возможности региона, предприятие прежде всего оценивает свои собственные складские мощности. В случае отсутствия последних, решается вопрос взятия складских мощностей в аренду на длительный срок (лизинг) или возможен вариант передачи товара на склады общего пользования, которые будут осуществлять всю необходимую обработку груза и весь комплекс дифференцированных услуг, которые требуются клиентам.
Оценивая потенциал создаваемой складской сети предприятия, необходимо учитывать целый ряд ограничений:
—экономические;
—технологические;
—технические;
—демографические, которые существенно влияют на эффективное функционирование складской сети и т.д.
Пятый этап включает разработку программы размещения складской сети.Переходя к разработке программы размещения складской сети, необходимо учитывать, что эта проблема комплексная, включающая в себя такие вопросы, как определение количества складов, обеспечивающих бесперебойное снабжение клиентов с максимальным комплексом обслуживания; пространственное расположение складов в регионе обслуживания при различном характере и потребностей в спросе; степень приближения складов к потребителям; необходимые объемы складирования грузов в разных складах; степень объединения (централизации) или разукрупнения складов; влияние транспортных коммуникаций и самих транспортных средств доставки и т.д.
Территориальное размещение складов и их количество определяется мощностью материальных потоков и их рациональной организацией, спросом на рынке сбыта, размерами региона сбыта и концентрацией в нем потребителей, относительным расположением поставщиков и покупателей, особенностями коммуникационных связей и т.д.
Существует несколько критериев и методов, определяющих целесообразность выбора места склада.
Разработка проекта складского хозяйства включает проектирование самого склада и обслуживающей его инфраструктуры. Разработка проектных решений ведется для каждого конкретного склада, входящего в складскую сеть.
Шестой этап определяет стратегию складирования запасов. Одно из важнейших решений, которое должна принять фирма в сфере складского хозяйства, — это определиться в вопросе организационной формы управления складом. Фирма должна выбрать: иметь собственный склад или воспользоваться услугами склада общего пользования (СОП), арендовав в нем требуемые площади (объемы). Возможно использование и третьей альтернативы — взятие в аренду всего склада с обслуживающим складским оборудованием (лизинг) за ежегодную плату. Однако такой вариант близок к приобретению склада, поскольку все затраты на обслуживание склада ложатся на фирму и может быть рассмотрен как первая альтернатива.
Рассматривая данную проблему с учетом функционирования склада в различных областях логистики, следует сразу отметить, что склады производственной логистики: склады промежуточной продукции, инструментов и оборудования (или цеховые склады) должны являться собственностью фирмы, располагаясь в непосредственной близости от производственного процесса. Наиболее актуально проблема владения складом стоит в снабженческой и распределительной логистике и решение ее должно быть направлено на поиск компромиссов. При этом факторы, указывающие в пользу выбора той или другой альтернативы, а возможно, и их комбинации, будут одни и те же.
Комбинация собственного склада и СОП становится особенно привлекательным и экономически выгодным решением, обеспечивающим минимальные общие издержки при условии расширения рынка сбыта фирмы в различных регионах, а также в случае сезонного спроса на товар. Ключевым фактором выбора варианта является объем складского товарооборота. Предпочтение собственному складу отдается при стабильно большом объеме складируемой продукции и высокой оборачиваемости склада. При этом стабильность имеет первостепенное значение. Другим определяющим фактором является рыночное пространство: чем выше концентрация потребителей в регионе сбыта, тем целесообразнее организация собственного склада. Наряду с плотностью рынка сбыта в данном случае необходимо учитывать также постоянный спрос на товар.
К СОП следует обращаться при низких объемах товарооборота фирмы или при хранении товара сезонного спроса. В снабженческой и распределительной логистике, в тех случаях, когда на первое место выходят требования частой поставки мелкими партиями при строгой гарантии ее выполнения, многие фирмы стремятся воспользоваться услугами СОП, которые максимально приближены к потребителям. Это приобретает особое значение при работе «поставщик-потребитель» на основе принципа «точно в срок». СОП также отдается предпочтение, когда фирма внедряется на новый рынок, где уровень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен (рисунок 10).
Рисунок 10 – Склад общего пользования
Склады общего пользования, не являясь собственником товара, реализуют лишь услуги, поэтому многие функции, выполняемые обычно складами, для СОП рассматриваются в качестве логистических услуг. В общем виде СОП осуществляет следующий комплекс услуг представленных в таблице 1.
Таблица 1 – Ключевые факторы выбора формы собственности склада
Собственный склад | Склад общего пользования (СОП) |
• стабильный объем продаж • большой товарооборот • высокая оборачиваемость • высокая концентрация потребителей • сильная конкуренция | • низкий объем продаж • сезонный товар • нестабильный спрос • новый рынок • начальная стадия развития фирмы |
Источник: [2, с. 30]
К преимуществам СОП относятся следующие показатели:
• отсутствие инвестиций в развитие склада
• сокращение финансовых рисков
• гибкость в потребности складских мощностей
• нет необходимости подбора кадров
• нет ответственности по управлению запасами.
Седьмой этап предполагает определение количества складов в складской сети. Как и при решении задачи создания собственного склада, здесь должен применяться метод поиска компромисса и анализ потребности складских мощностей в различных регионах сбыта. Малые и средние фирмы, ограничивающие сбыт своей продукции одним или несколькими близлежащими регионами, имеют, как правило, один склад. Для крупных же фирм с большим национальным или межнациональным рынком этот вопрос оказывается очень сложным, в его решении приходится преодолевать значительные трудности.
Вопрос расширения складской сети, т.е. увеличения количества складов, связан с изменением затрат.
Принимая решения по количеству складов, фирма должна исходить из условий наибольшей эффективности, связанной с наименьшими общими суммарными издержками обращения, — тотальными логистическими затратами, среди которых прежде всего необходимо учитывать:
А.) расходы на строительство и эксплуатацию складов, включающие затраты на строительство здания (сооружения) и приобретение оборудования и затраты, связанные с дальнейшей эксплуатацией (содержание и ремонт здания и оборудования, расходы на зарплату, электроэнергию и т.д.);
Б.) затраты на транспорт, состоящий из первоначальных капиталовложений на развитие транспортной сети (на строительство и реконструкцию подъездных дорог, приобретение подвижного состава, строительство гаражей, объектов ремонтного хозяйства и т.д.) и эксплуатационные расходы по доставке и отправке грузов (расходы, связанные с транспортировкой грузов, содержание и ремонт транспортных средств, устройств и объектов).
При этом также необходимо учитывать и ряд других факторов, зависящих от количества складов и влияющих на обеспечение уровня обслуживания:
—предоставляемые логистические услуги;
—транспортное обслуживание;
- частота и ритмичность поставок;
- размер партии поставки и другие.
Существует сильная взаимозависимость между возможностью быстрого удовлетворения потребностей клиентов в плане оказания различных логистических услуг, включая замену дефектной продукции, и количеством складов.
Следует иметь в виду, что задача размещения и формирования складской сети, как и любая логистическая задача, является оптимизационной, поскольку, с одной стороны, строительство новых или покупка действующих складов и их эксплуатация связаны со значительными капиталовложениями, а с другой — должно быть обеспечено (наряду с повышением уровня обслуживания потребителей) сокращение издержек обращения от приближения к своим клиентам.
Восьмой этап определяет расположение склада.Проблема определения расположения склада неразрывно связана с решением вопросов определения числа складов и размещения складской сети.
При выборе фирмой складов общего пользования, проблема решается достаточно просто и сводится лишь к расчету необходимой складской площади и выбору предлагаемых вариантов. К тому же при изменении рынка сбыта условия аренды могут корректироваться в зависимости от меняющихся интересов фирмы.
Однако продвижение на новые рынки сбыта, изменение объемов потребления, развитие новых производств, технологические инновации, усиливающаяся конкуренция и целый ряд других факторов ставит перед фирмами вопрос расширения складской сети через строительство новых собственных складов или изменение положения за счет покупки в собственность уже действующих складов, с целью более эффективного обслуживания рынка. Такое решение должно стать результатом исследования и расчетов, где решающее значение имеет эффективность функционирования склада и его экономическая целесообразность в процессе дальнейшей эксплуатации.
Географическое место расположения склада оказывает существенное воздействие на уровень расходов по транспортировке (на склад и со склада), складированию грузов, а значит, на уровень и стоимость логистических услуг, предлагаемых покупателям.
Для складов производственной логистики решение данной проблемы упрощается тем, что размещение этих складов ведется на основных производственных площадях самой фирмы, а поэтому остается решить лишь вопрос размера склада. Гораздо сложнее обстоит дело для складов снабженческой и распределительной логистики в связи с увеличением числа потребителей складских услуг и географической разбросанностью клиентов фирмы.
Как показывают исследования, проведенные в США, большинство американских компаний при выборе размещения склада используют следующую последовательность действий (он распространяется также и при определении место положения производственных предприятий):
1. Управление компании принимает решение о необходимости поиска места (площади) для склада. Это решение должно основываться на тщательном изучении расходов и доходов с учетом добавления новых мощностей при перемещении существующих мощностей в логистической системе.
2. Изучается и подготавливается базисная информация предполагаемых мощностей, включая необходимую емкость склада, характеристики хранимой продукции, потребность в рабочем персонале, необходимую инфраструктуру, включая транспортные потребности и т.д.
3. Группа разработчиков-проектировщиков занимается изучением вопросов, связанных с месторасположением и оказывающих влияние на проект объекта (топография, география местности).
4. Подготавливается перечень основных требований к предполагаемому месту
дислокации. Сюда должны войти как специфические требования компании,
так и вопросы рынка, рабочей силы, особенностей логистической системы,
в которой будет функционировать склад, требования природоохранного законодательства и существующая там конкуренция. Основной перечень факторов, влияющих на выбор месторасположения склада представлен в таблице 2.
5. При выборе месторасположения района застройки все возможные варианты рассматриваются с учетом разработанного списка требований, что существенно сокращает количество вариантов. Оставшиеся приемлемые варианты анализируются более детально.
6. Отобранные в результате изучения данные проверяются на конкретном месте. При посещении предполагаемого района застройки собирается дополнительная информация о социальном уровне населения, существующей культуре обслуживания, традициях, спросе населения и т.д. На базе полученной информации выбирается место рекомендуемых строительных площадей.
7. Альтернативный выбор осуществляется из числа рекомендуемых участников застройки высшим руководством компании [2, c. 26-34].
Рассмотрим расположение складов производственного, торгового, коммерческого назначения и перевалочных складов. Основной задачей склада, обеспечивающего потребности производства в сырье и материалах, является своевременная поставка в цеха необходимого сырья или комплектующих по ассортименту и количеству. Выполняемые складские операции по подбору и поставке необходимых материалов являются частью общего производственного технологического процесса и должны осуществляться строго в соответствии с утвержденным графиком выпуска продукции. Обеспечить решение этой задачи возможно только при условии размещения склада сырья и материалов вблизи или в одном здании с производственными цехами в зависимости от вида производства и размеров предприятия.
Определяющим фактором при выборе места является целесообразность размещения самого производства в данной местности с учетом всех соответствующих условий.
Для всех складов, обеспечивающих нужды любого производства, характерны следующие особенности:
• размещение складов вблизи или в одном здании с производством;
• высокая степень механизации или автоматизации всех операций;
• заданный режим работы при поступлении или выходе материалов (готовой продукции), соответствующий плану производства и реализации продукции;
• технологический процесс на складе является частью единой технологии
предприятия;
• наличие единого информационного поля с производством;
• кратковременное хранение материалов и готовой продукции.
Таблица 2 – Факторы, влияющие на выбор месторасположения склада
Факторы, влияющие на выбор региона | Показатели при выборе конкретного месторасположения склада |
Близость к рынкам сбыта | Наличие железнодорожного транспорта |
Наличие конкурентов | Существующие транспортные коммуникации |
Близость к рынкам снабжения | Расстояние до объектов снабжения и сбыта |
Уровень жизни населения | Определение принадлежности района застройки (к сельской местности, крупному городу — окраина, пригород и т.д.) |
Наличие трудовых ресурсов | Стоимость земли |
Заработная плата | Водные коммуникации |
Имеющиеся земельные участки для удовлетворения потребных мощностей и их стоимость | Разрешение экологической службы города |
Транспортные коммуникации | |
Налоги, финансирование | |
Разрешение экологической службы |
Источник.: [2, с. 34, табл. 3.1]
Основной задачей склада торговой компании является осуществление снабжения торговых точек по ассортименту и количеству или обеспечение распределения товарного потока по ассортименту и количеству по другим складам, расположенным в другой местности. Исходя из этой задачи выбор местоположения склада определяется следующими критериями:
• на пути основных товаропотоков (запад-восток, между регионами и т.д.);
• вблизи мест потребления товаров (мегаполисы, города);
• в месте пересечения транспортных артерий (автодорог, железнодорожных магистралей и автодорог и т.д.).
Распределительные центры обычно размещаются вблизи или на пересечении крупных автомагистралей или недалеко от крупных городов, имеющих как автомобильное, так и железнодорожное сообщение. Основной задачей этих распределительных центров является сортировка партий товаров в региональные центры. Поставка и отгрузка товаров с РЦ осуществляется крупнотоннажными автомобилями и контейнерами, в том числе и по железной дороге.
Основной задачей коммерческого склада является предоставление услуг по хранению и обработке товаров клиентов. Так как эти склады в основном ориентированы на хранение товаров торговых компаний, то принципы их размещения являются такими же, а именно: на пути основных товаропотоков, вблизи городов и на пересечении основных транспортных артерий.
Удобство расположения коммерческого склада зачастую является определяющим при его выборе торговой компанией. Ведь кроме затрат по складской обработке торговая компания несет также расходы по доставке товаров на склад и до торговых точек или конечных покупателей. Большим плюсом коммерческого склада является наличие вблизи железной дороги, так как поставщики крупных торговых компаний зачастую находятся за сотни и тысячи километров, а железнодорожный транспорт является самым дешевым из наземных видов транспорта.
Размещение коммерческого склада в самом населенном пункте или вблизи от него позволяет торговой компании оперативно пополнять товарные запасы в торговых точках, а также организовывать доставку товаров покупателям прямо со склада. Широкое распространение получили продажи товаров в магазинах или через Интернет с их доставкой со склада.
Коммерческие склады, расположенные на крупных магистралях, также могут выступать как перевалочные пункты или распределительные центры. Для многих торговых компаний содержание собственных крупных складов является невыгодным, а использование по мере необходимости коммерческих складов для обработки и распределения товаров и их отправки в пункты назначения является менее затратным.
В большом количестве создаются коммерческие склады в местах перевалки грузов с одного вида транспорта на другой: в аэропортах и на железнодорожных станциях, особенно работающих с внешнеторговыми грузами. Коммерческие склады обладают большей гибкостью при работе с клиентами и предоставляют более широкий спектр услуг по таможенному оформлению, по обработке товаров, по доставке и др.
Основной задачей перевалочного склада является приемка грузов, доставленных авиационным, железнодорожным, речным или морским транспортом, и выдача их конечным получателям. Перевалочные склады располагаются в местах доставки/отправки грузов: в аэропортах, на железнодорожных станциях и в портах. Они предназначены для кратковременного хранения и служат для накопления достаточного количества грузов при отправке путем бронирования тоннажа (резервирования мест в транспортном средстве) на конкретный рейс.
На выбор местоположения склада существенное влияние также оказывают следующие факторы:
•