В этом случае обычно определяется возможная максимальная транспортная скорость передвижения vmax при принятых дорожных условиях, т.е. при известном f0.
Пользуясь схемой рис 4.5 определяем
| | | | | | КП 36.87.08.014.ПЗ | Лист | |
| | | | | | |
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата | |
Рисунок 4.5 Схема сил действующих на машину при транспортном передвижении по горизонтальному участку пути. (4.39) Rг=137370+29430=166800Н=166,8кН FT=FS=ƒo∙ Rг (4.40) FT=FS=0.1∙166800=16680Н=16,7кН (4.41) м/с Рассчитанное значение vmax сравниваем с максимальной транспортной скоростью vT, указанной в технической характеристике базовой машины. Должно выполнятся условие vT£ vmax. (4.42) 1,31<2,09 4.5.2. Движение в гору. При данном расчётном положении определяется максимальный угол подъёма a, который может преодолеть проектируемая машина на первой транспортной передаче vT при принятых дорожных условиях, т.е. при известных f0 и jсц. Для расчёта используем рис 4.6 Из рис 4.9 следует, что: (4.43) RГ=(137370+29430)∙cos10o=164266Н=164,3кН Сопротивление передвижению (4.44) | |
| | | | | КП 36.87.08.014.ПЗ | Лист | |
| | | | | | |
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата | |
Рисунок 4.6. Схема к определению максимального угла подъёма. Fs=164266∙0,1=16426,6Н=16,4кН Проектируя силы на ось Х, получим выражение для FT. Fт =(Gт + Gp)(sin a + fo cos a). (4.45) В уравнении (4.45) две неизвестных – FT и a. Для того чтобы машина преодолела подъём с углом a на скорости vT, двигатель должен иметь мощность Рдв , позволяющую получить силу тяги FT т.е. Fт = (Pдв – Pдопдв)ηтр ηх ηб /vт. (4.46) Приравняв правые части уравнений (4.45) и (4.46), получим уравнение, решив которое относительно a определим искомый максимальный угол подъёма из условия полной загрузки двигателя. (Gт + Gp) (sin a + focos a) = (Pдв – Pдопдв)ηтр ηх ηб / vт. (4.47) После преобразований и подстановки численных значений имеем a = 280. Далее необходимо выполнить проверку по условиям сцепления (проверка на отсутствие сползания). Сила тяги по сцеплению в данном случае определяется следующим образом: Fтсц = (Gт + Gp) jсц сos a (4.48) Fтсц = (137370+29430)∙0,7∙ сos28о=103093Н=103кН Приравняем правые части уравнений (4.45) и (4.48) и после преобразований получим (4.49) α=arctg(0,7-0,1)=31о Искомым углом является меньший из двух значений. Принимаем a = 280. | |
| | | | | КП 36.87.08.014.ПЗ | Лист | |
| | | | | | |
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата | |
5. Статические расчеты 5.1. Задачи и общая методика статических расчётов. Статический расчет проектируемой машины выполняем для определения устойчивости и обеспечения проходимости машины, которая оценивается средним и максимальным давлениями на грунт и характером их распределения по длине опорной поверхности гусениц. Принято рассматривать машину в трёх основных положениях: 1. Рабочее. 2. Перевод рабочего органа в транспортное положение при максимальном вылете. 3. Транспортное. Устойчивость машины оценивается коэффициентом запаса устойчивости ку, который определяется по формуле (5.1) где Мв – восстанавливающий момент; Мопр – опрокидывающий момент. В вертикальных плоскостях для нормальной работы машины необходимо чтобы ку³ 1.25...1.5. Примем ку³1.3. Среднее давление на грунт определяется по следующим соотношениям: (5.2) где Аоп где – площадь опорной поверхности движителя, на которую действует реакция RГ. Поскольку давления опорной поверхности распределены неравномерно, то проходимость машины оценивается также максимальным давлением рмах, отношением рмах/рср или смещением реакции RГ от центра опорной поверхности по продольной оси симметрии машины. В соответствии с общей методикой статического расчёта выполняют следующие этапы: 1. Определяют силы тяжести и положения центров тяжести и агрегатов машины; 2. Определяют силы и реакции, действующие на машину в рабочем положении; 3. Определяют коэффициенты запаса устойчивости в вертикальной плоскости; 4. Определяют реакцию грунта; 5. Вычисляют координаты центра давления; 6. Рассчитывают средние и максимальные опорные давления; 7.При необходимости разрабатывают мероприятия по повышению устойчивости (подбор противовеса, перекомпоновка машины) или снижению опорных давлений (замена базовой машины); 8. Рассчитывают коэффициент запаса устойчивости при переводе в транспортное положение рабочего органа и максимальном его вылете; 9. Определяют максимально безопасные углы при транспортном передвижении. | |
| | | | | КП 36.87.08.014.ПЗ | Лист | |
| | | | | | |
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата | |
5.2. Определение коэффициента запаса устойчивости в вертикальной плоскости. Считается, что опрокидывание возможно относительно линий А и Б. Для определения коэффициента устойчивости машины с полунавесным рабочим органом необходимо расчленить агрегат в шарнире и определить реакции Fx и Fy. Затем эти силы прикладываются к базовому тягачу. Реакции Fx и Fy определяются по уравнениям п. 4.4. но a1=0. Расчётная схема для машины с полунавесным рабочим органом приведена на рис 5.1. Рисунок 5.1 Схема к определению реакции в шарнире сцепки рабочего органа с базовой машиной при статическом расчёте. Спроектировав все силы на ось Х и, выразив Fx, получим: FX=F0+FT+ Ftсум∙ cosaр.о+ Fnсум∙ cos(90-aр.о) (5.3) FX=389,4+12000+14694,4∙ cos55о+2939∙ cos45о=22896Н=22,9кН Аналогично находим реакцию Fy: Fy= - Ro+ Ftсум∙cos(90-aр.о)- Fnсум∙cosaр.о (5.4) Fy=-3894+14694,4∙ cos45o-2939∙ cos55о=22877Н=22,8кН Значения и положительны, значит направления действия сил выбрано верно. | |
| | | | | КП 36.87.08.014.ПЗ | Лист | |
| | | | | | |
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата | |
Далее переходим к рассмотрению базовой машины рис. 5.2 Рисунок 5.2 Схема к статическому расчету в продольной вертикальной плоскости. Можно предположить, что относительно линии А опасности опрокидывания нет. Рассмотрим опрокидывание машины относительно линии Б. Для линии Б (5.5) где l1- расстояние от оси вращения задних звездочек до вектора силы тяжести определяется по формуле: l1 = 0,50 B1 (5.6) где B1- продольная база для ЭТЦ-202Б B1=2,95м. [4]. l1 = 0,50∙2,95=1,475м Н∙м=202,6кН∙м (5.7) ky=202620,8/43613=4,65 Вывод: машина устойчива. 5.3. Расчёт проходимости машины. Спроектировав силы, действующие на базовую машину, на ось Y, получим уравнение для расчета RГ. Схема для определения RГ приведена на рис 5.3. | |
| | | | | КП 36.87.08.014.ПЗ | Лист | |
| | | | | | |
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата | |
Рисунок 5.3 Схема для определения реакции грунта RГ. Имеем (5.8) Rг=137370+22877=160274Н=160,3кН Определим координаты центра давления (ц.д.), т.е. точку приложения RГ. Оптимальным приложением ц.д. является такое, когда он расположен на пересечении осевой линии симметрии и линии, проходящей через середину опорных поверхностей гусениц. Под действием внешних сил ц.д. смещается от этой точки. Смещение по продольной оси обозначается хд. При этом используются ранее определённые . Рисунок 5.4 Схема к определению величины смещения реакции грунта в продольном направлении. Для схемы, приведенной на рис 5.4, условие равновесия имеет вид: (5.9) | |
| | | | | КП 36.87.08.014.ПЗ | Лист | |
| | | | | | |
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата | |
Отсюда (5.10) По выражению (5.2) находим рср . (5.11) где: b − ширина гусеницы, м. Принимаем b=0,533 L − продольная база машины, м. Па = 51кПа. Находим минимальное рmin и максимальное рмах давление на грунт. (5.12) кПа. (5.13) Па=100,7 кПа. <2,2 (5.14) Условия выполняются. Проходимость обеспечена.
Рис. 5.5. Эпюра давления гусениц на грунт. Наши рекомендации |