Система дополнительного охлаждения двигателя ПА. Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя
Особенностью эксплуатации двигателей многих пожарных автомобилей является их длительная работа в стационарном режиме (на стоянке) для привода специальных агрегатов: пожарных насосов, гидравлических насосов, электрогенераторов и т.д.
Для обеспечения надёжной работы двигателя некоторые модели ПА оборудуют системами дополнительного охлаждения, в основе которых лежит теплообменный аппарат (теплообменник). Теплообменник, как правило, монтируется на двигателе между радиатором и рубашкой охлаждения, и является дополнительным элементом к штатной системы охлаждения базового шасси.
Если температура воды (охлаждающей жидкости) при работе пожарного насоса в системе охлаждения двигателя превышает 95 С, то необходимо включить дополнительную систему охлаждения
При этом вода из напорной полости пожарного насоса по трубопроводу поступит в змеевик теплообменника. Пройдя по змеевику и трубопроводу, она (уже нагретая) поступит во всасывающую полость пожарного насоса. Регулируя степень открытия вентилей добиваются установления требуемого температурного режима работы двигателя. При этом количество воды, протекающей в дополнительной системе охлаждения, составляет 5…10% подачи пожарного насоса. После работы пожарного насоса с использованием дополнительной системы охлаждения необходимо удалить воду из системы.
При ЕТО необходимо проверить лёгкость открывания и закрывания вентилей трубопроводов, а также убедиться в отсутствии подтекания воды или охлаждающей жидкости из элементов системы.
По возвращению с пожара или учения необходимо устранить неисправности системы, выявленные при эксплуатации ПА.
Техническое обслуживание № 1 и 2 включает операции ЕТО и дополнительно проверку крепления узлов системы (вентилей, теплообменников, трубопроводов).
При сезонном техническом обслуживании (СО) во время подготовке к летнему периоду эксплуатации пожарного автомобиля необходимо включить в работу и проверить дополнительную систему охлаждения, а при подготовке к зимнему периоду эксплуатации –отключить систему, продув трубопроводы сжатым воздухом.
Расположение дополнительного электро-ния на ПА. Основные неисправности электро-ния и способы их устранения.
Дополнительное электрооборудование обеспечивает эксплуатацию пожарного автомобиля при его использовании в различное время суток, как транспортного средства, так и работе на пожаре, аварии и т. п. Оно устанавливается дополнительно к электрооборудованию базового шасси автомобиля и служит для электропитания устройств дополнительного освещения, сигнализации, индикации работы приборов и устройств, а так же исполнительных механизмов, приводящихся в действие электродвигателями постоянного тока. На пожарных автоцистернах дополнительное электрооборудование предназначено для:
включения-выключения передних противотуманных фар;
включения-выключения передней и задней поворотных фар (прожекторов) для освещения места работы;
включения-выключения проблесковых маяков;
включения-выключения габаритных фонарей;
включения-выключения сигнально-акустической установки;
освещения боковых отсеков кузова и насосного отсека, кабины боевого расчета;
сигнализации об открытии дверей боковых и насосного отсека кузова;
включения подсветки вакуумного затвора (для насосной установки с пожарным насосом типа ПН-40УВ);
пуска стартера автомобильного двигателя из насосного отсека;
контроля уровня воды в цистерне и пенообразователя в пенобаке;
контроля аварийного давления масла и аварийного перегрева охлаждающей жидкости авто. двигателя из насосного отсека;
включения счетчика времени наработки пожарного насоса;
контроля числа оборотов пожарного насоса;
включения-выключения электродвигателя автономного вакуумного насоса (для насосной установки с автономным вакуумным насосом шиберного типа);
включения-выключения электродвигателя автономной отопительно-вентиляционной установки;
включения-выключения электромагнитных пневматических клапанов
дополнительных органов управления пожарного автомобиля.