Социология пожара в Beverly Hills Supper Club
В 20.45 официантка Beverly Hills Supper Club открыла дверь, ведущую в зал «Зебра». Навстречу ей вырвались густые клубы черного дыма. Но она не позвонила в пожарную часть и не стала пытаться потушить пожар сама. Она побежала искать кого-нибудь из управляющих клуба. Подобно офисным работникам ВТЦ во время событий 11 сентября, она действовала в соответствии с ранее установленной иерархией. По мере того как по клубу начали медленно расползаться слухи о пожаре, люди реагировали на них как актеры в театральной постановке: каждый из них действовал в соответствии со своей ролью.
Официанты предупредили о необходимости покинуть здание только клиентов, сидящих за обслуживаемыми ими столиками. Девушки-администраторы залов эвакуировали людей, места которым нашли они, но не обращали внимания на сектора» не входящие в их зону ответственности. Повара и подсобные рабочие, наверно, как более привыкшие к физическому труду, бросились на борьбу с пожаром. В целом сотрудники-мужчины в этой ситуации оказались немного более полезными, чем женщины, возможно, потому, что в соответствии с ожиданиями общества женщин должны спасать, а мужчинам следует заниматься спасением. Играл роль и возраст. Совсем молоденькие официантки из коктейль-холлов вели себя более растерянно. Но официантки банкетных залов, которые, как правило, были старше, сохраняли хладнокровие и успокаивали гостей клуба.
А что же сами гости? Многие остались гостями до самого конца. Некоторые далее продолжали праздновать, совершенно не обращая внимания на просачивающийся в залы дым. Один мужчина не торопился эвакуироваться, пока не заказал себе «ига дорожку» ром с колой. Когда на место пожара прибыл первый репортер, он увидел на подъездной аллее посетителей, потягивающих свои коктейли и со смехом обсуждающих возможность уедать, не заплатив по счетам. Львиная доля людей стала вести себя на удивление пассивно. На следующий день газеты будут трубить о массовой истерии. «МНОЖЕСТВО ЛЮДЕЙ В ПЛЕНУ ПАНИКИ» — гласил заголовок в Associated Press. Но проведенное- потом расследование показало, что абсолютное большинство присутствующих отличалось очень достойным поведением. В действительности наибольшие шансы на выживание получили дети, женщины и пожилые люди.
Когда дым начал сгущаться, банкетный администратор клуба Уэйн Даммерт прибежал в холл, забитый сотнями гостей всех возрастов, собравшихся со всех проводившихся в клубе праздничных мероприятий. Свет то зажигался, то гас, а дым становился все плотнее и плотнее. Но четче всего он запомнил тишину, царящую в переполненном холле. «Господи, там не было ни звука. Ни одного крика, вообще ничего», говорит он теперь. Стоя в темноте, толпа дожидалась своего поводыря.
С сотрудниками никогда не проводились тренировки на случай экстренных ситуаций, но они великолепно справились с ситуацией. Даммерт повел толпу через служебный коридор в кухню. Из клуба было слишком мало выходов, и найти их было трудно. По сути, клуб представлял собой настоящий лабиринт. Он помнит, что на некоторых клиентов ему не раз приходилось прикрикивать: «Выбирайтесь отсюда к черту!» Он рисковал собственной жизнью, чувствуя, что должен вести себя именно так: «Мои мысли были только о том, что я несу ответственность за этих людей. Мне кажется, большинство сотрудников испытывало точно такие же чувства».
Ученые-социологи Норрис Джонсон и Уильям Файнберг во время пожара находились в расположенном неподалеку Университете Цинциннати. Новости о пожаре немедленно привлекли их пристальное внимание, как, впрочем, случилось и со всеми живущими в этом районе людьми. Будучи социологами, они особенно заинтересовались тем, каким образом вела себя группа наряженных в смокинги и бальные платья незнакомцев во время внезапного и безжалостного пожара. Со временем им удалось получить доступ к очень редкой и весьма ценной базе данных — к результатам полицейских допросов сотен выживших в пожаре людей. «Нас просто поразила содержащаяся в них информация», — вспоминает ныне вышедший на пенсию Файнберг. Люди на удивление стойко хранили верность своим социальным ролям. Около 60 % персонала клуба пытались оказывать помощь гостям, либо выводя их в безопасные места, либо пытаясь бороться с пожаром. Б отличие от них в борьбе с пожаром пытались помогать только 17 % посетителей. Но даже среди гостей социальные роли оказывали влияние на поведение. Врачи, собравшиеся в клубе на праздничный обед, выполняли свои прямые обязанности, то есть делали искусственное дыхание и перевязывали раненых на газонах перед клубом, словно военные медики. Тем же занимались и медицинские сестры. Там был даже один больничный администратор, который, естественно, начал организовывать и упорядочивать деятельность врачей и медсестер.
Социологи ожидали найти примеры безответственного или эгоистичного поведения, но не обнаружили их. «Люди постоянно старались упорядочить хаос. Это было просто поразительно! — говорит Файнберг. — Они пользовались знаниями, полученными во время противопожарных тренировок в школе. «Встаньте в очередь, не толкайтесь, и мы все выберемся». Люди вставали в очередь! Это было совершенно невероятно».