Уроки основ безопасности жизнедеятельности
Обучение основам безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется по рабочим программам курса Основы безопасности жизнедеятельности, составленным на основе стандартов образования и программ для общеобразовательных школ под ред. А.Т.Смирнова рекомендованным Министерством образования РФ.
Целью обучения школьников Правилам дорожного движения является: усвоение ими содержания Правил дорожного движения и формирование у них умения использовать знания правил для принятия решений в реальных условиях дорожного движения, без чего невозможно обеспечение безопасности на дороге.
Указанная цель может быть достигнута должным образом лишь соответствующими методами обучения. Дети - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя походить с той же меркой , как ко взрослым, а потому дословная трактовка правил для них неприемлема. Нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной младшим школьникам дорожной лексике , требующей от них абстрактного мышления , затрудняет их обучение и воспитание.
Для обучения правилам дорожного движения приоритетным, а по сути обязательным способом , проведения занятий я считаю метод максимально приближающий условия урока , проводимого в классе, к реальным требования на дороге. Достигнуть этого можно только путем демонстрации и использования средств наглядности и практических занятий.
Для проведения уроков я использую кабинет ОБЖ и школьную автоплощадку (Приложение№1), в которых сосредоточены дидактический материал, учебно-методическая литература( Приложение № 2), технические средства обучения ( Приложение №3), подготовлены и обобщены методические рекомендации для учителей, классных руководителей, родителей по проведению профилактических бесед с обучающимися.
Все занятия я стараюсь проводить с широким использованием наглядных пособий, которые:
v отображают средства регулирования движения - дорожные знаки, разметка, сигналы регулировщика, сигналы светофора и правила их применения;
v иллюстрируют действия предписанные в ПДД в случаях применения различных средств регулирования;
v Наглядно воспроизводят содержание отдельных требований, предъявляемых к пешеходам и транспортным средствам.
Для организации работы по безопасности дорожного движения кабинет ОБЖ имеются :
v уголок безопасности ,
v медиатека,
v плакаты,
v разнообразный дидактический материал ( карточки с алгоритмами действий , карточки-задания с ситуационными задачами, тестовые задания),
v учебно-методическая литература
v макеты дорожных знаков и светофоров, которые применяются на уроках для отработки практических навыков Безопасных маршрутов и изучения дорожной грамоты.
Систематическое использование наглядных пособий позволяет: сформировать чрезвычайно важные для учащихся образные представления о различных условиях движения, глубже усвоить содержание отдельных положений Правил, выработать умения принимать решения в соответствии с требованиями ПДД и требованиями личной безопасности и безопасности других участников движения.
Одним из важнейших условий успешного овладения изучаемым материалом является активизация познавательной деятельности обучающихся на каждом занятии с обязательным использованием УМК и применения ИКТ. (Приложение 4)
Так я выделяю следующие основные формы самостоятельной работы учащихся по изучению ПДД:
v участие в обсуждении и решении проблемных ситуаций (решение ситуационных задач);
v анализ устных ответов и их дополнение в процессе опроса при проверке знаний;
v решение тестовых заданий по изученной теме (для этого у нас есть специальные карточки, и диагностика игра-тренажер «Изучаем ПДД» в электронном варианте)
v использование интерактивных обучающих компьютерных игр ( «Не игра»,)(Приложение 5), видеофильмов «Безопасные дороги детства», презентаций выполненных членами отряда ЮИД по проведенным акциям и рейдам и др.
v практические занятия по отработке навыков перехода дороги и выполнение тренировочных упражнений по сигналам регулирования, согласно правил дорожного движения, на перекрестке отрабатываются на школьной автоплощадке ( Приложение №6)
В преподавании стараюсь широко использовать ИКТ. Совместно с учащимися среднего и старшего звена на уроках и занятиях кружка ЮИД мы создаем тематические презентации по разделам Безопасность дорожного движения и Основы медицинских знаний. Для изучения правил дорожного движения создаем буклеты (Приложение№7) Для просмотра учебных фильмов, презентаций, интерактивных игр кабинет оснащен техническими средствами обучения: телевизором, DVD проигрывателем, Ноутбуком, мультимедийной установкой. Особенно эффективным является использование на уроках проектора, который увеличивает и передает компьютерное изображение на большой экран, обеспечивая широкий обзор.
Классные(Приложение №8) и общешкольные(Приложение №9) уголки безопасности предназначены для привлечения внимания школьников начального и среднего звена на предмет профилактики детского травматизма на дорогах. Размещаются они в классных кабинетах и рекреации школы.
Благодаря применяемым средствам, формам и методам ведения учебных занятий мне удается прогнозировать и добиваться качественного уровня знаний обучающихся и выходить на ожидаемый результат.
Результаты уровня учебных достижений обучающихся по итогам контрольных работ за 2008-2009 учебный год по предмету ОБЖ представлены в таблице:
Предмет | Класс | Кол-во уч-ся | Итоговая оценка | Качество знаний | Уровень обученности | |||
ОБЖ | 88% | 100% | ||||||
90% | 100% | |||||||
71% | 100% |
Качество знаний по предмету основы безопасности жизнедеятельности
Класс | 2006-2007 учебный год % | 2007-2008 учебный год % | 2008-2009 учебный год % |
Интегрированные уроки
Одной из успешных форм изучения ПДД стало в школе проведение интегрированных уроков, в рамках недели безопасности (Приложение №9). На них ребята получают дополнительные знания по правилам дорожного движения и закрепляют полученные ранее, применяя их на разных предметах.
Эти уроки я провожу совместно с учителями – предметниками. Для написания плана урока обсуждаем тему по предмету и совмещаем ее с темой « Правила дорожного движения». При проведении таких уроков применяем современные технологии обучения такие , как ИКТ , проблемное обучение, развитие критического мышления через чтение и письмо и др. Имеющийся по предмету учебно-методический комплекс позволяет применять накопленный дидактический материал, наглядные пособия, презентации, интерактивные игры, а также в ходе интегрированных уроков широко используем возможности школьной автоплощадки, компьютерный кабинет и ТСО.
Так на уроках русского языка они выполняют контрольное списывание, диктанты, сочинения дорожной тематики, тем самым повторяя правила еще раз. На уроках математики решают задачи, строят сравнительные графики на основе статистических данных по дорожно-транспортным происшествиям, выполняют расчеты расхода топлива автомобиля и тормозного пути при различных погодных условиях. На физике изучают устройство двигателя автомобиля, действующих моделей светофоров, делают расчеты скорости транспортных средств ит.д. Интересно и увлекательно проходя уроки музыки, на которых ребята слушают музыку дорог и исполняют песни на дорожную тематику. А на уроках литературы учащиеся готовят и показывают литературные инсценировки , подчеркивая важность знаний правил дорожного движения.
Эффективность интегрированных уроков очевидна. Дети с желанием работают на уроках и выполняют различные задания и решения, получают знания по предмету и одновременно еще раз убеждаются в необходимости знаний правил дорожного движения.