РАЗДЕЛ ОРГАНИЗАЦИЯ И средства перевозки почтОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ И ПЕЧАТНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Общие положения организации перевозки почтовых отправлений и печатных средств массовой информации
Перевозка почты - главная составляющая в едином технологическом процессе по пересылке почтовых отправлений, в котором все производственные процессы связаны между собой элементами перевозки. Поэтому скорость прохождения почты и особенно письменной корреспонденции, а соответственно, и качество предоставляемых услуг почтовой связи напрямую зависит от организации перевозки.
Организациям почтовой связи предоставляется право на условиях договора перевозить почтовые отправления и денежные средства по всем маршрутам и линиям автомобильного, железнодорожного, воздушного и речного транспорта в сопровождении работников организаций почтовой связи либо передавать почтовые отправления для перевозки под ответственность транспортных организаций.
Почтовый транспорт организаций почтовой связи должен иметь специальные отличительные знаки: белую диагональную полосу на синем фоне, эмблему организации почтовой связи, надпись «Белпочта», может быть оборудован специальными световыми сигналами.
В соответствии с положением Закона «О почтовой связи», почтовый транспорт имеет право на беспрепятственный проезд по всем улицам населенных пунктов и дорогам Республики Беларусь, а также на заправку горючим вне очереди.
Проезд почтового транспорта к объектам почтовой связи, обменным почтовым пунктам, расположенным при авто-железнодорожных станциях, аэропортах, пристанях осуществляется в первоочередном порядке и безвозмездно.
В области железнодорожного транспорта организации почтовой связи в соответствии с договором включают почтовые вагоны в составы скорых и пассажирских поездов, обеспечивают прием поездов с почтовыми вагонами на платформы, удобные для погрузочно-разгрузочных работ. Исключение почтовых вагонов из составов скорых и пассажирских поездов без согласия организаций почтовой связи не допускается.
Порядок использования транспортных средств для перевозки почты.Перевозка почты на территории Республики Беларусь организуется на основе комплексного использования всех видов транспорта и тесного их взаимодействия.
Выбор транспортных средств зависит от наличия путей сообщения, выполнения нормативов служб и экономичности транспорта.
Различные виды транспорта, от скоростного до медленного, имеют свои преимущества и недостатки.
Характеристика транспортных средств для перевозки почты представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Характеристика транспортных средств для перевозки почты
№ | Виды транспорта | Преимущества | Недостатки |
Автомобильный | • Возможность выбора грузоподъемности и числа автомобилей с учетом объемов почты • Возможность разработки расписания движения автомобиля в соответствии с необходимым временем отправки почты • Маневренность • Гибкость | • Невозможность обработки в пути следования • Сложность двустороннего обмена в промежуточных пунктах маршрута автомобиля при больших объемах почты •Ограниченное время движения автомобиля в течение суток • Низкая защищенность от нападения в пути следовании | |
Железнодорожный | •Большая грузоподъемность • Обеспечение сохранности почты • Возможность обработки почты в пути следования •Устойчивость, регулярность | • Не выполнение нормативов служб на больших расстояниях. | |
Воздушный | • Высокая скорость •Большая грузоподъемность •Возможность использования в местах, где не могут быть использованы наземные виды транспорта | • Высокие тарифы за перевозку • Зависимость от погодных условии | |
Речной (водный) | •Возможность использования в местах и направлениях, где нет железнодорожных и автомобильных дорог •Большая грузоподъемность •Возможность использования в период навигации | • Сезонность использования • Медленный – не выполняет нормативы служб при значительных расстояниях | |
Гужевой | •Возможность использования в районах с тяжелыми дорожными условиями | • Медленный •Ограниченная грузоподъемность •Возможность использования только на отдельных участках маршрута |
Основные положения организации перевозки почтовых отправлений и печатных СМИ автомобильным транспортом. Понятие почтового маршрута. Виды почтовых маршрутов, их характеристика. Формы построения маршрутов и системы движения
Автотранспортявляется одним из основных транспортных средств, который широко используется для перевозки почтовых отправлений и денежных средств. Преимущества этого вида транспорта: гибкость, маневренность, механизация погрузочно-разгрузочных работ, возможность применения его на магистральных, внутриобластных, внутрирайонных, межрайонных, городских и подъездных маршрутах.
Для организации перевозки почты по автомаршрутам транспортные организации выделяют организациям и объектам почтовой связи транспортные средства.
Взаимоотношения транспортных организаций с организациями почтовой связи – потребителями автотранспорта, регламентируются договорами,в которых определены:
- объемы перевозимой почты;
- условия перевозок;
- количество выделяемых автомашин;
- расписание движения;
- время и порядок работы по каждому маршруту;
- условия и порядок расчетов;
- размер санкций.
Транспортные организации,согласно договору, обязаны своевременно подавать автомашины, строго соблюдать расписания их движения по установленным маршрутам, содержать транспорт в исправном техническом состоянии, обеспечивать ремонт автомобилей.
Организации почтовой связи,в свою очередь, обязаны правильно использовать транспорт: не допускать простоев, соблюдать установленную эксплуатационную скорость.
Для перевозки почты используется ведомственныйи наемный автотранспорт.В качестве наемногопривлекается транспорт других ведомств и организаций.
Почта по маршрутам перевозится на автомашинах с крытыми и запирающимися на замок кузовами, оборудованными запирающимися сундуками для ценностей, или в контейнерах. Почтовый транспорт, в качестве отличительных знаков, имеет белую диагональную полосу на синем фоне, надпись «Белпочта».
В почтовой отрасли используются различные типы автомобилей. Типы автомобилей определяются:
- расстоянием, на которое перевозится почта;
- характером перевозок и состоянием дорог;
- объемами перевозимой почты;
- скоростью;
- экономичностью перевозок.
Почта по автомаршрутам может перевозиться в сопровождении почтовых работников,которые несут полную ответственность за ее сохранность и своевременное продвижение по маршруту. При перевозке почты без сопровождения почтовым работником,функции сопровождающего выполняет водитель, которому за совмещение профессий производится доплата. Тариф за перевозку устанавливается за 1 км пробега или за 1 ч работы автомобиля.
Почтовые автомаршруты, формы их построения и системы движения.Почтовый автомаршрут выбирается с учетом:
- размещения объектов почтовой связи;
- объемов почты;
- рельефа местности;
- наличия путей сообщения и транспортных средств;
- контрольных сроков прохождения почты;
- экономичности перевозок.
По форме построения почтовые автомаршруты подразделяются на: кольцевые, радиальные, комбинированные.
Кольцевым(см. рисунок 1 а)называется маршрут, при котором движение почтового транспорта совершается по замкнутой линии, т.е. по кольцу.
Радиальным(см. рисунок 1 б) называется маршрут, при котором транспорт движется по прямой или ломаной, но не замкнутой линии в прямом и обратном направлениях.
Комбинированным(см. рисунок 1 в)называется маршрут, когда движение транспорта на одних участках осуществляется радиально, а на других – по кольцу.
Кольцевой Радиальный Комбинированный
а) б) в)
Рисунок 1 – Формы построения почтовых автомаршрутов
При организации движения автомобильного (гужевого) транспорта могут применяться следующие системы движения:
- сквозное движение(см. рисунок 2 а)от начального до конечного пунктов маршрута. Эта система является распространенной на маршрутах, причем она применяется в тех случаях, когда протяженность маршрутов не превышает в оба конца суточной нормы пробега транспорта. При этой системе достигается наибольшая скорость продвижения почты, исключаются излишние перегрузки;
- встречное движение(см. рисунок 2 б),когда почтовый транспорт следует с противоположных концов (из начального и конечного пунктов) навстречу друг другу. Почта обменивается в определенном промежуточном пункте. При встречном движении транспорт может следовать навстречу из начального и промежуточного пунктов. Эта система движения может применяться на автогужевых маршрутах большой протяженности. Она требует строгой согласованности сроков отправки транспорта.
Систему движения (сквозную, встречную) выбирают в зависимости от конкретных условий.
Сквозное движение Встречное движение
а) б)
Рисунок 2 – Системы движения автотранспорта
Расписание движения автотранспорта по маршрутам.Основным условием обеспечения выполнения сроков пересылки (нормативов службы) почтовых отправлений является составление и соблюдение расписаний выемки письменной корреспонденции из почтовых ящиков, обработки, перевозки и доставки почтовых отправлений.
Национальным оператором почтовой связи совместно с входящими в его состав УПС разрабатываются и утверждаются следующие расписания:
- перевозки почты и печатных средств массовой информации по международным, межобластным, межрайонным, внутрирайонным, городским маршрутам;
- доставки печатных средств массовой информации, почтовых отправлений на дом адресатам почтальонами;
Расписания перевозки почты по международным, межобластным, межрайонным, внутрирайонным почтовым маршрутам разрабатываются с учетом времени отправления и прибытия в объект почтовой связи всех видов транспорта, с которыми производится обмен почты.
Расписания перевозки почты по городским маршрутам разрабатываются с учетом: времени прибытия и отправки почтовых отправлений и печатных средств массовой информации в (из) УПС и другие объекты почтовой связи; установленной частоты и времени выемки письменной корреспонденции из почтовых ящиков; установленных нормативов на обработку почтовых отправлений и печатных средств массовой информации внутри объекта почтовой связи.
Сроки выемки письменной корреспонденции из почтовых ящиков устанавливаются с расчетом выполнения норматива обработки (включая транспортировку), отправки по почтовым маршрутам
Расписания выемки письменной корреспонденции составляются по каждому маршруту с учетом всех почтовых ящиков, находящихся на маршруте.
Расписания выемки письменной корреспонденции из почтовых ящиков, находящихся в населенных пунктах сельской местности, где нет объекта почтовой связи, составляются с учетом времени обхода сельскими почтальонами доставочных участков, либо обслуживания передвижными ОПС.
Расписания подвозки газетных пачек к опорным ящикам разрабатываются с учетом обеспечения доставки печатных средств массовой информации и отправлений простой письменной корреспонденции почтальонами согласно установленным нормам их доставки на дом адресатам.
Расписания перевозки почты по почтовым маршрутам составляются по каждому маршруту отдельно по установленным формам. Скорость движения транспортных средств, занятых на перевозке почты по почтовым маршрутам устанавливается с учетом состояния дорог, а также норм скоростей, которые предусмотрены правилами дорожного движения.
Расписания доставки печатных средств массовой информации и почтовых отправлений адресатам.Расписания доставки печатных средств массовой информации и почтовых отправлений адресатам разрабатываются с учетом:
- времени поступления печатных средств массовой информации и почтовых отправлений в объект почтовой связи и режима работы почтальонов;
- выполнения основных норм и частоты доставки печатных средств массовой информации и почтовых отправлений;
- установленных нормативов частоты доставки;
- времени, установленного на: обработку почтовых отправлений и печатных средств массовой информации в доставочном объекте почтовой связи их вручение; проходы (проезды) почтальонов по доставочному участку.
Расписания доставки почты, печатных средств массовой информации, выплаты пенсий почтальонами составляются по каждому доставочному участку в отдельности.