Перевал Бабусар — в объезд ККМ
Обратный путь пролегает по сложному,
доступному только летом маршруту от
Чилас через 4195 метровый перевал в
Мансеру обратно на ККМ, 100 км к севе-
ру от Исламабада.
бя высокие шансы выжить. Как заметил один путешественник, удобнее
всего выезжать из Тегерана около 3 часов утра.
Имей в виду, что между городами мало заправок,так что заливай
полный бак в городе и рассчитывай на дозаправку лишь километров че-
рез 300. При цене, или 6 центов, за
литр 85 го бензин здесь, должно
быть, самый дешевый в мире, а ди-
зельное топливо дешевле в 5 раз!
Универсальное моторное масло
найти легко, 10 40W найти проще,
чем 20 50W.
На полицейских пропускных
пунктахобычно стремятся пожать
тебе руку и спросить, чтобы разве-
ять скуку: «Каковы ваши планы,
мистер?» Хотя иногда они бывают
официозны, но никогда не угрожа-
ют. Коррупция по отношению к иностранцам встречается редко, но ес-
ли тебя арестуют, не рассчитывай на большое количество прав. В стране
нет препятствий для путешествий, хотя в приграничных районах кон-
троль может быть сильнее.
Пакистан
Национальный язык — урду, он во многом похож на хинди, хотя много го-
ворят и на английском, исключением являются отдаленные районы. До-
рожные чеки и карты Visa принимаются в крупных городах, но имей в
виду, что в большинстве населенных пунктов на Каракорумской магист-
рали (за исключением Джилджита и Соста) нет банков.
Визы
Цены сильно колеблются в зависимости от национальности путешествен-
ников, и в 2004 году получение виз в Иране для жителей других стран ста-
ло невозможным, так что лучше получить визы до отъезда, так как они
действительны до 6 месяцев. В противном случае, могут помочь письма
представления(свыкнись с этой мыслью) из твоего посольства. Продле-
ние визы возможно в Исламабаде, но это может занять почти неделю, так
что делай себе самую долгосрочную туристическую визу (она стоит столь-
ко же), чтобы избежать хлопот по ее продлению.
ЗАМЕТКИ О ЗАГРАНИЧНЫХ ПУТЕШЕСТВИЯХ АЗИЯ
Границы, препятствия и опасные зоны
Пакистанские пограничные чиновники дружелюбны, прямолинейны, на
первый взгляд, неподкупны и по азиатским стандартам быстро сообража-
ют. Таможенная лицензия на проезд необходима в Пакистане, хотя рань-
ше транспорт пропускали и без нее. В Тафтаненаходится официальное
место перехода границы в Иран, в Лахоре— в Индию.
В конце Каракорумской магистрали в Северном Пакистане находится
перевал Хуньераб на расстоянии менее 5000 м от пакистанского пригра-
ничного поста Сост,ведущего в Китай. Раз в сто лет людям разрешается
въезжать в Китай, но не рассчитывай на это, только если правила смягчат-
ся. Без китайской визы твой паспорт могут забрать в начале Каракорум-
ской магистрали, чтобы ты не смог ускользнуть.
Мужчины могут столкнуться с заигрываниями гомосексуалистов: вот
тебе возможность понять, каково приходится женщинам путешественни-
цам. Путешественников часто предупреждают о бандитах в Белуджистане
и особенно в провинции Синд (Карачи и Хайдарабад) и советуют не ез-
дить в ночное время или по отдаленным районам, ситуация стала более на-
пряженной после захвата Афганистана и Ирака, и, предположительно,
Бен Ладен прячется на этой территории. Доступ на особо уязвимые участ-
ки границы запрещен полицией. Территории на границе с Афганистаном
(где то между Кветтой и Пешаваром) заселены племенами, которые ни-
когда не подчинялись государству, рядом с ними тоже может быть опасно;
все зависит от настроений враждующих группировок.
Даже маршрут вниз по западной стороне Инда из Пешавара через Де-
ра Исмаил Хан до Кветы (центр пакистанской ядерной программы) офи-
циально закрыт, хотя по нему обычно путешествуют.
В худшем случае полиция развернет тебя обратно, так как снова твоя
безопасность зависит от прихоти местных племен.
Путешествие на мотоцикле
Многие боятся ездить по «бандитским землям» Балучистана,630 км меж-
ду иранской границей и первым крупным городом Кветтой;все это нахо-
дится чуть ближе к Афганистану. Этнически эти люди — племенные
афганцы. В действительности же грабежи случаются редко, и их плохая
репутация просто преувеличена (вопреки глобальной политике). Чтобы
задержать брошенный в тебя камень, улыбнись и помаши рукой. Приго-
товься к трудной, жаркой, пыльной поездке. «Дорога» особенно плоха к
востоку от Далбандина, там ты столкнешься с песчаными косами и (будь
особенно внимателен!) со стальными тросамиили цепями, преграждаю-
щими дорогу около постов; их трудно заметить, когда солнце садится.
В зависимости от работы постов и сопровождения ты можешь до-
браться от Кветты до границы примерно за 10 часов,но добираться два
дня — тоже нормально, зато у тебя будет шанс насладиться небывалым
гостеприимством Балучи. Примерно на середине пути в Далбандине есть
гостиница; я бы не советовал разбивать лагерь, иначе он может запом-
ниться надолго!
В других местах между Ираном и Индией можешь рассчитывать на до-
рогу с дорожным покрытием, хотя мотоциклы на автострады не допуска-
ются для их же безопасности. Чем дальше от иранской границы, тем