Колеса — литые или спицованные?
Современные мотоциклы двойного назначения комплектуются спицован
ными колесами на литых ободах для снижения неподрессоренной массы
и улучшения езды. Некоторые обода могут не подходить к жестким усло-
виям эксплуатации — не выдерживают ударов, которые мотоциклы полу-
чают на выбоинах на щебенке и ухабистой дороге. Поэтому их требуется
проверять после тяжелых участков дороги. Задние колеса будут нести
максимальную нагрузку, и они особенно уязвимы в плане повреждений.
Если ты не умеешь устанавливать колеса и правильно натягивать спи-
цы, обезопась себя использованием спиц повышенной прочностиили
лучше снабдить колеса качественными ободами (Akront, Excel или DID —
самые лучшие), причем работа должна осуществляться квалифицирован-
ным установщиком колес. Преимущество очевидно: не придется регуляр-
но проверять и натягивать спицы и думать о возможных последствиях
при ударах. В Desert Riders я был единственным, кто заменил спицы XRL
из нержавеющей стали на предположительно лучшие оцинкованные, и
оказался единственным, у кого они сломались (хотя у всех нас были ос-
лабленные спицы после очень каменистого участка дороги).
Большинство дальнобойщиков сторонятся литых колес.На спорбай
ках они устанавливаются для легкости, но туристические мотоциклы ре-
шают совершенно иные цели, а значит, имеют более крепкие колеса. Как
и все другое, технология отливки колес усовершенствовалась за послед-
ние годы, и трещины в ободах — это уже из разряда нонсенса. Говорят,
что новый R1200GS имеет литые колеса, такие же крепкие, как и обода со
спицами, а обода со спицами предлагаются как вариант комплектации,
Размеры колес могут быть различные. Легкие мотоциклы для езды
по бездорожью имеют 21 дюймовые передние диски, потому что они
перекатываются через кочки лучше, чем колеса меньшего размера. Но
на каждом мотоцикле будет тот образец шины,который обеспечивает
хорошую работу машины на разных поверхностях.
На этом мы переходим к...
РЕЗИНА
Ничто другое не выбирают мотопутешественники настолько тщатель-
но. И они правы, так как выбор покрышек — вопрос жизненно важный.
Главной проблемой, с которой придется иметь дело, — это, конечно же,
проколы. А причиной твоего вероятного падения может стать рисунок
протектора. Кроме того, наиболее частой проблемой является также и
поиск замены. Выбор правильных шин хоть и не решит все эти вопросы,
но надо понять, что покупка недостаточно оптимальных шин будет при-
чиной всех вышеизложенных проблем.
В этом параграфе подробно обсуждаются только шины эндуро,так
как в дальнобое это именно то, что тебе нужно. Выбор универсальных
РЕЗИНА 69
шишковатых протекторов для твоего КТМ 640 или дорожных протекто-
ров, предназначенных для крупных туристических мотоциклов, будет
менее трудный и более надежный в случае, если ты выберешь их из чис-
ла марок, рекомендованных далее. Тему «Что лучше: камерные или бес-
камерные шины» обсудим на стр. 72.
В конце концов, любой протектор, который описывается словами
«черный и круглый»и бережет обода от ударов, в течение пути даст
необходимый эффект, а в различных частях Африки, Азии и Латин-
ской Америки даже существуют марки, о которых ты никогда не слы-
шал и которые также с удовольствием обнимут обода колес твоего
байка. Но лучшим началом всегда будет выбор известных качествен-
ных марок,таких как Bridgestone, Continental, Dunlop, Metzeler,
Michelin и Pirelli.
Скоростная категория шин (буквенные обозначения)
и индекс допустимых нагрузок (цифры)
Скорости, категория | К L | М N | Р Q | R | S Т | U H | ||
Скорость (км/ч) | ПО 120 | 130 140 | 150 160 | 200 21 | ||||
Скорость (миль/час) | 68 75 | 81 87 | 93 99 | 112 118 | 124 13 | |||
Индекс фунты | кг | Индекс фунты | кг | Индекс фунты кг | ||||
181.7 | 276.2 | |||||||
186.1 | 283.5 | 421.5 | ||||||
191.9 | 290.7 | 436.1 | ||||||
197.7 | 299.4 | 446.3 | ||||||
203.5 | 308.2 | 457.9 | ||||||
210.8 | 316.9 | 472.4 | ||||||
325.6 | ||||||||
225.3 | 334.3 | 501.5 | ||||||
232.6 | ||||||||
239.8 | 353.2 | 530.6 | ||||||
247.1 | 363.4 | 545.1 | ||||||
254.4 | 373.6 | 562.5 | ||||||
261.6 | 385.2 | 581.4 | ||||||
268.9 | 395.4 | 598.9 |
Все дорожные шины являются скоростными, и нагрузка оценивается самим изготовите-
лем: шина с отметкой «58 Р» предназначена для работы на максимальных скоростях до
150 км/час с нагрузкой 236 кг. Комплект для туринга, скорее всего, приблизит твой мото-
цикл к допустимому расчетному пределу, но покрышка заднего колеса, а также давление в
шинах должны подбираться очень осторожно. Самое малое, что ты можешь ожидать, выби-
рая дешевые шины, — это чрезмерный износ и более систематические проколы во время
перегибов перегруженных каркасов шин и нагрева.
Обув мотоцикл в эффективные шины двойного назначения, ты значи-
тельно повысишь уровеньсобственного приключения, потому что, со-
гласно Управляющей дирекции потребителей ООН, на земле дорог без
Покрытия как минимум в 10 раз больше, нежели мощеных. Такие шины
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКА МОТОЦИКЛА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
будут достаточно эффективны на шоссе, но в связи с тем, что такие по-
крышки хороши одинаково на грунтовых дорогах и в условиях «внедо
рожья», число новых мест, которые ты с уверенностью сможешь
открыть, значительно прибавится. В один прекрасный день ты можешь
остановиться перед выбором. Дорога налево приведет к цели по шоссе,
направо — 100 км длинной грунтовой дороги через горы. Даже если она
короче, она может занять у тебя больше времени, но это именно то, что
не входит в твои планы. На такой дороге ты сможешь увидеть захваты-
вающие дух пейзажи, провести денек другой в милой деревеньке, в ко-
торую редко заглядывают туристы, и даже провести ночь, разбив лагерь
в полном одиночестве, наедине со звездами. Ты можешь сделать то же
самое и на шоссе, но здесь шансы заполучить запоминающееся приклю-
чение гораздо меньше, чем в глубинке. Тебе не захочется думать: «Вы-
глядит заманчиво, но мне уже приходилось ездить на мотоцикле,
который виляет, как испуганная собака хвостом, поэтому я не буду рис-
ковать».
Правильные шины могут преобразить мотоцикл — даже что то вро-
де GS1150 (или GSX 1100R, проверьте это! См. стр. 276) может сделать
доступным то, что на первый взгляд пугает своей дикостью и непрохо-
димостью.
Рисунок протектора
Несмотря на официальные заявления изготовителей о хитростях ком-
пьютерной разработки рисунков и канавок, для изготовителей шин
внешний вид и форма являются настолько же важным делом, как и их
действительное назначение. Классно смотрящийся протектор может
продаваться лучше, но не факт, что он будет более эффективным, неже-
ли обыденные шины Avon Speedmaster конца 70 х. Что по настоящему
важно в шине — строениеего каркаса, что невозможно определить,
просто посмотрев на нее.
Помимо фирменной марки, указанной белыми буквами, эффект-
ный протектор — это все, что отличает одну модель от другой. Техноло-
гия конструкции, позволяющая контролировать деформацию с
сохранением нагрузки, получила значительное развитие, в то время как
рисунок протектора — нет. Тракторная шина выглядит, как и 75 лет на-
зад, а на мотоцикле слики работают все также оптимально на сухих и
чистых асфальтовых дорогах. Но в реальных условиях эксплуатации
прорези на протекторе необходимы для удаления дождевой воды и уст-
ранения эффекта скольжения по воде, в то время как на грунтовой до-
роге широко расположенные бугорки врезаются в землю для
достижения продольной и боковой силы сцепления с дорогой. Здесь все
просто.
На мотоциклах для путешествий рисунок протектора прежде всего
важен для более быстрых и тяжелых машин, таких как: оппозитный
BMW GS, КТМ 950, Africa Twin и др. Новые аппараты, скорее всего, про-
даются с шинами, которые выглядят как их неотъемлемая часть. Но
каждый сам выбирает область эксплуатации (автобан или проселок, на-
пример), поэтому в качестве дополнительной безопасности на них по
ШИНЫ РИСУНОК ПРОТЕКТОРА 71 |
Слева направо: на гравийной дороге эти шины, установленные на BMW 1200GS, будут
действовать не лучше, чем дорожные; Metzeler Enduro 3 и Michelin T66 отличаются лучшим
сцеплением, в подспущенном состоянии, в то время как (справа) Continental TKC 80 (или
аналогичная Pirelli MT21) чувствуют себя уверенно на грунтовой дороге — пока не изношены.
том должны быть установлены другие покрышки, соответствующие ча-
стым условиям передвижения. Постановка шин Michelin Desert на
R1200GS заставит его лучше двигаться по песку, но будет источником
большой опасности на мокрой горной дороге.
Такие группы шин, как Avon Distanzia, Gripster, Metzeler Enduro 1, 2
и 4, Michelin Sirac, T66 или Pirelli MT90, согласно рекламе, являются ши-
нами двойного назначения, но на грунтовой дороге они будут несколько
лучше, чем дорожные, а на шоссе несколько хуже, чем повседневные
универсальные. Не жди от шин, предназначенных для грунтовых дорог,
хороших «внедорожных» характеристик, особенно от тех, что перечис-
лены на предыдущей странице.
Для настоящих авантюристов обычной дорогой без покрытия явля-
ется «гравийка» или песчаная дорога, как утрамбованная, так и разби-
тая тяжелым транспортом. При езде на скорости по прямой рисунок
твоего протектора не работает на полную нагрузку, и шины выполняют
единственную роль — «движение вперед». Только на изгибах дорог с
рыхлой поверхностьюи в мягких колеях, проложенных грузовиками и
другими транспортными средствами, шина начинает действовать. При
этом и шины без упомянутых ранее «шишечек» по краям (как большин-
ство шин, описанных ранее) легко и быстро проедут подобно городским
покрышкам Yamaha R1. Обучение езде на таком виде поверхности ста-
нет частью твоего приключения, и не удивляйся, что даже обычный го-
родской мотоцикл может справиться с этой задачей. Как результат —
усталость в первые дни, когда ты будешь учиться корректировать незна-
чительные сносы (на стр. 155 приведено больше информации о езде на
таких видах поверхностей).
В условиях сухой, твердой, но плохо утрамбованной дороги шины
эндуро также эффективны, но если на дороге без покрытия тебя заста-
нет дождь(или дорога становится чересчур песчаной), все станет гораз-
до хуже. В зависимости от твоего профессионального уровня,
грузоподъемности и опыта, мотоциклы с городскими или вышеперечис-
ленными шинами «двойного назначения» могут стать совершенно бес
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКА МОТОЦИКЛА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
полезными на грязи, глине или мягком песке (помогает уменьшение
давления в шинах) в то время как упомянутые покрышки с «шишечка-
ми», наоборот, более эффективные.
Шины двойного назначения, ориентированные на езду
по грунтовой дороге
Понадобятся шины двойного назначения. Ведь ты намерен прокатиться
в условиях настоящего бездорожья или считаешь что шоссе — это все-
го лишь удобный способ соединить одну трассу с другой. Тогда бери то,
что лучше работает, а не смотрится. Названия могут меняться, и впол-
не возможно, начнут выпускаться новые шины, до того как прочитаешь
этот материала, но покрышки Continental TKC80 являются уважаемой
моделью в данной категории. В ее протекторе нет ничего особенного
или новаторского, чем можно бы похвастаться, просто обычный вари-
ант размещения квадратных выступов на некотором расстоянии друг от
друга, но менее высоких, нежели у «мотокроссовых» шин, поэтому твой
950 КТМ не оторвет их на горных породах и кочках, но они в то же вре-
мя и достаточно низкие, чтобы мешать езде по шоссе.
Другие качественные модели шин, предназначенные для такой же
эффективной «грязной» работы: Dunlop 606, Bridgestone Trail Wing
TW52 и TW42 или еще лучше TW302 и 301, Metzeler Enduro 3 при необ-
ходимости или шины Metzeler Karoo — хотя определенно это не
Metzeler Enduro l, 2 или 4. Модель Michelin AC 10 претендует на место
признанной шины, предназначенной для езды по шоссе, но выглядит
слишком радикальной для длительных поездок, конечно же, если у тебя
нет более легкого мотоцикла. Серия Т61 Michelin или Т63 класса
«Desert» подошла бы гораздо лучше, как и другая классическая модель в
этой категории — Pirelli MT21.
Цена за использование этих шин — высокий износ,поэтому не раци-
онально ездить на зацепистом «грязевом» варианте покрышек по обыч-
ной грунтовой дороге; особенно в таком случае страдает задняя
покрышка.
Бескамерные шины
Тенденция к спортивным бескамерным ши-
нам появилась одновременно с Honda XLM и
большими скучными легкими мотоциклами
для езды по бездорожью GS BMW. Преиму-
ществом бескамерных шин является то, что
они действуют более равномерно и потому
не изнашиваются быстро. Более того, они не
разрываются внезапно, в отличие от камер-
ных шин, а сдуваются относительно медлен-
но и остаются в ободе, что обеспечивает
возможность для лучшего управления мото-
циклом и его остановки.
Проблемы могут возникнуть при осуще-
ствлении срочного ремонта в «полевых» ус-
ловиях. При условии, что шина не соскочила