Порядок работы и задачи оперативных групп.
Основными задачами оперативных групп являются:
-проведение оперативно – профилактических мероприятий по предупреждению хищений, несохранных перевозок и нарушений установленного правопорядка в парках станций, на грузовых дворах, контейнерных пунктах, сортировочных площадках и неблагополучных участках, проведение розыска похищенных грузов и задержание расхитителей.
-при необходимости, осуществление этих мероприятий проводится в тесном контакте с работниками органов внутренних дел на транспорте.
Работники специализированной группы работают посменно. Смена, как правило, назначается на срок не более 1 суток.
Перед заступлением в наряд начальником группы (начальником караула) проводится инструктаж, на котором работникам сообщаются:
-результаты работы предыдущей смены;
-оперативная обстановка на обслуживаемом участке;
-порядок связи с должностными лицами ОВД и охраны.
Проверяются знания применения закрепленного оружия, его сбережения, пользования радиостанциями, использование служебной собаки, личной безопасности и Инструкции по сигнализации на железных дорогах.
Работники специализированной группы при выполнении обязанностей в зависимости от поставленной задачи могут быть одеты в форменную или гражданскую одежду и вооруженн табельным оружием. Наряд группы независимо от того, где он находится территориально, подчиняется руководству своего подразделения ведомственной охраны и линейного отдела ВД на транспорте.
Работа каждой оперативной группы проводится по план-заданию, разрабатываемому на основе всестороннего анализа имевших место хищений и изучения оперативной обстановки. В плане предусматривается рациональная расстановка сил и средств оперативной группы с постановкой перед ней четкой и ясной задачи. План составляется на срок, зависящий от конкретной задачи.
В нем указывается: лицо, возглавляющее работу группы, срок выполнения, место, формы и методы работы, численный состав, взаимодействие с другими нарядами ведомственной охраны и ЛОВД, а также связь со своими подразделениями.
После выполнения оперативной группой поставленных задач начальник подразделения производит разбор результатов ее работы, на котором отмечает ее положительные действия и ошибки оперативной группы, определяет наиболее целесообразные формы и методы дальнейшей работы оперативной группы, в случае ее создания, пишется рапорт о проделанной работе, в котором указывается, что конкретно сделано по выполнению план задания, результат профилактической работы и т.д.
При организации СПВО в составе команд начальник СПВО является заместителем начальника команды. При комплектовании СПВО преимущество имеют стрелки и проводники служебных собак с практическим опытом работы на ж.д. транспорте, в ОВД и других формированиях.
СПВО обеспечиваются автомобилем, оборудованным радиотелефонной связью, носимыми радиостанциями, приборами ночного видения, а работники вооружаются табельным боевым оружием. Каждому СПВО придается розыскная служебная собака, При необходимости для проведения ОПР оборудуется вагон на базе пассажирского вагона или выделяется мотодрезина.
Работники СПВО имеют право:
-требовать от рабочих и служащих ж.д. транспорта и других лиц соблюдения правил пропускного режима на искусственных сооружениях, объектах станций, перегонах, заводах и предприятиях Агентства ЖДТ;
-в соответствии с действующим законодательством задерживать правонарушителей, производить досмотр вещей, а также применять в случае крайней необходимости оружие;
-проверять состояние условий хранения материальных ценностей, исправность ограждений, ТСО, выполнение должностными лицами правил обеспечения сохранности грузов и при выявлении нарушений принимать меры к их устранению.
Формы и методы оперативно-профилактической работы.
Основными формами и методами оперативно-профилактической работы являются:
патруль;
засада;
пикет;
дозор;
Заслон и др.
Патрулемназывается подвижной наряд, состоящий из 2-х и более вооруженных караульных, из которых один назначается старшим, выполняющий задачи по охране объектов и осуществления профилактической работы, направленной на предупреждение хищений и других правонарушений. В состав патруля в зависимости от обстановки, необходимо включать проводника служебной собаки. Патруль высылается на определенное время и в конкретный район с целью предупреждения хищений, а также для связи с постовыми и проверки бдительности выполнения ими рабочих обязанностей, борьбы с хождением по путям в не установленных местах, самовольный проезд в грузовых поездах, осмотра местности и доступа к охраняемым объектам, проверки состояния сохранности грузов.
Засадойназывается неподвижный наряд из двух и более вооруженных стрелков (из которых один назначается старшим), скрытно расположенных на точно определенном месте (вблизи обнаруженного похищенного груза) или в пределах запретной зоны на направлении наиболее вероятного подхода нарушителей(преступников)с целью их задержания, при необходимости может придаваться служебная собака.
Засада может быть выставлена из работников в/охраны и ОВД на транспорте.
Засада выставляется:
-в местах обнаружения похищенного груза или ж/д имущества;
-в пунктах где ожидается появление расхитителей.
Засада самый результативный способ задержания расхитителей.
Успех четкого выполнения задачи засадой обеспечивается:
-достоверностью сведений, на основании которых выставляется засада;
-правильностью постановки задачи;
-правильным выбором маршрута, обеспечивающим скрытность подхода засады к месту расположения;
-скрытным и правильным расположением на месте, обеспечивающим своевременное обнаружение и задержание преступников;
-четкого действия каждого лица и засады в целом.
Заслон.
Заслон- вид служебного наряда из двух и более работников в/охраны и ОВД на транспорте или только работников охраны, назначаемый для обнаружения коммерческих браков, угрожающих сохранности грузов и следов хищений в вагонах, прибывающих на стыковые станции с соседних ж. дорог или своей дороги, а также для перекрытия вероятных мест появления расхитителей и других преступников с целью их задержания.
Заслон не должен брать на себя обязанности, которые должны выполнять работники (ПКО), (ПКБ). Заслон должен выполнять свои задачи в тесном контакте с другими нарядами охраны и дежурными сменами работников станции.
Пикет- называется подвижный наряд, состоящий из двух и более вооруженных караульных (из которых один назначается старшим), высылаемы на неохраняемые станции и перегоны.
Пикет должен действовать открыто, на положении временного поста.
Состав пикета обязан:
-встречать и осматривать прибывающие грузовые поезда и охранять их во время стоянки;
-при обнаружении хищения и коммерческих неисправностей угрожающих сохранности грузов сообщать об этом нач. станции (дежурному), работникам ОВД и докладывать нач. караула;
-проверять по наружному виду вагоны в грузовых поездах, не имеющих остановки на станции, о замеченных в поезде вагонах с признаками хищений или коммерческих и технических неисправностей, а так же о лицах, самовольно едущих в поезде, сообщить нач. караула;
-лиц задержанных за хищения, доставлять в ОВД, а при отсутствии их – вызывать со своего подразделения наряд для сопровождения задержанных.
Дозор -подвижный наряд из двух и более вооруженных караульных, один из которых назначается старшим. Дозор направляется начальником подразделения или начальником караула на определенное время.
Задачи дозора:
-проверка технической исправности верхнего строения ж.д. пути;
-проверка связи с соседними подразделениями ведомственной охраны и бдительности работы нарядов;
-преследование и задержание нарушителей запретных зон;
-борьба с хождениями по путям станций и перегонов вне установленных мест в радиусе до 1км от объекта и самовольным проездом в грузовых поездах.
Дозор обязан:
· знать поставленную ему задачу, маршрут и порядок своего движения, прилегающую к железной дороге местность, профиль железнодорожного пути, где и какие наряды несут службу;
· тщательно осматривать все скрытые подходы и подступы на пути своего движения, а также неохраняемые искусственные сооружения (мосты, трубы, путепроводы, виадуки);
· задерживать и доставлять в караульное помещение нарушителей запретной зоны и удалять с путей перегонов и станций посторонних лиц;
· преследовать нарушителей лично до задержания, а также оказывать помощь другим видам наряда, которые преследуют нарушителей. Если преследуемые скрываются из вида, продолжать преследование по их следам, а в случае утери следов преследуемых немедленно доложить начальнику подразделения (начальнику караула) и в дальнейшем действовать по его указанию;
· при обнаружении следов, ведущих к охраняемому объекту или от него, докладывать начальнику караула (его помощнику) и вести розыск по этим следам;
· при нападении на соседний наряд оказывать ему помощь;
· устанавливать причину лая караульной собаки на блокпосту;
· при движении по железнодорожному полотну соблюдать требования техники безопасности;
· иметь ночью сигнальный фонарь, петарды, днем - флажки, петарды и уметь ими пользоваться;
· при осмотре железнодорожного пути обращать особое внимание па исправность рельсовых стыков, крепления рельсов к шпалам и мостовым брусьям и, обнаружив неисправность, угрожающую безопасности движения поездов, а также обрыв проводов контактной сети, принимать меры к их ограждению, сообщать об этом работникам пути, дежурному по ближайшей станции и в караульное помещение;
· наблюдать за проходящими поездами и, обнаружив неисправности, загорание или пожар в подвижном составе, принимать меры к их остановке, а о коммерческих неисправностях и проезде посторонних лиц в грузовом поезде докладывать начальнику караула (его помощнику);
· при обнаружении выпавших или выброшенных с проходящего поезда каких-либо предметов, груза убирать их с железнодорожного пути, брать под охрану и докладывать начальнику караула (его помощнику);
· во всех случаях крушений и аварий поездов принимать меры к оказанию помощи пострадавшим и охране грузов и других материальных ценностей, немедленно докладывая об этом начальнику караула (его помощнику);
· при встрече с подозрительными лицами проверять у них документы, выяснять причины нахождения на железнодорожном пути и при необходимости доставлять их в караульное помещение;
· не допускать скрытых методов при проверке несения службы другими видами наряда;
· при проверке часовых обращать внимание на выполнение ими своих обязанностей и соблюдение правил по охране труда;
· в случае болезни часового назначить дозорного для охраны поста и немедленно доложить начальнику караула (его помощнику);
· при не обнаружении часового на посту дать сигнал тревоги и выставить для охраны поста дозорного;
· по прибытии в соседнее подразделение в/охраны доложить его начальнику о всем замеченном в пути следования.
Негласное сопровождение грузовых поездов организуется в целях борьбы с хищениями грузов в пути следования.
Руководитель подразделения (начальник караула) обязан провести соответствующую подготовку и инструктаж работников, назначенных для выполнения этой работы.
Негласное сопровождение поезда состоит в том, что работники, назначенные для выполнения этой задачи, должны скрытно подойти к поезду и разместиться в нем так, чтобы другие лица, в том числе и локомотивная бригада, не могли знать о нахождении в поезде работников охраны, осуществляющих сопровождение поезда. При негласном сопровождении поезда работникам оперативной группы непосредственно для охраны груженые вагоны не сдаются. Лица, негласно сопровождающие поезда, должны находиться в форменной одежде и иметь в наличии соответствующие документы.
Для дальнейшего усовершенствования оперативно-профилактической работы по предупреждению и раскрытию хищений, руководящий состав подразделений обязан постоянно изучать и анализировать причины и условия способствующие хищениям грузов, уделять внимание проведению правовой пропаганды в коллективах предприятий ж/д транспорта, молодежи, по разъяснению действующих на ж/д транспорте правил и ответственности за их нарушения.
№12/72 от 05.04.04г. ГУВДИС МВД России от 09.04.04г., в котором утверждены:
-дислокация совместных специализированных групп и специализированных подразделений в/охраны на КБШ ж.д.;
-положение о ССГ, СПВО и их штатные расписания;
-критерии оценки работы ССГ, СПВО и порядок поощрения работников.
В практике осуществления оперативно-профилактических мероприятий преследуются конкретные цели и задачи:
Во-первых – своевременно выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершения хищений и несохранных перевозок. Пресекать любые попытки к расхищению грузов и другого ж/д имущества, а в тех случаях когда хищение совершено, используя различные формы и методы, раскрыть его и возместить нанесенный материальный ущерб.
Во вторых – оказывать воспитательное воздействие на лиц, которые халатным отношением к выполнению служебного долга создают условия к хищениям.
Для достижения указанных целей необходимо:
-постоянно совершенствовать формы и методы оперативно-профилактической работы, добиваясь резкого сокращения хищений на участке обслуживания и полной их раскрываемости;
-настойчиво искать и совершенствовать формы и методы совместных действий ведомственной охраны с ЛОВД, руководством служб, отделов, предприятий и железнодорожной общественностью в деле организации и осуществления оперативно-профилактической мероприятий;
-постоянно обобщать и распространять передовые формы и методы работы отдельных работников и коллективов, направленных на предупреждение и раскрытие хищений;
-знать обстановку на участке обслуживания, тщательно анализировать и расследовать случаи хищений, выявляя и устраняя причины и условия в результате которых они допускаются;
-тщательно изучать методы и способы совершения хищений, постоянно и качественно обучая личный состав подразделений эффективным мерам борьбы с хищениями;
Для проведения оперативно-профилактических и розыскных мероприятий во всех стрелковых и стрелково-пожарных подразделениях создаются оперативные, совместные специализированные группы, специализированные подразделения ведомственной охраны и оперативные заслоны милиции.