Порядок утверждения и согласования ПРАС-90.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ КЛАССИФИКАЦИИ, РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ ПРАС-90

Настоящее издание "Положения о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами" (ПРАС-90) подготовлено с учетом всех изменений и дополнений, введенных приказами Департамента морского транспорта по состоянию на 1 августа 1994 года. В текст ПРАС-90 включена также "Инструкция по применению Положения о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами" (ИПРАС-92).

Классификация аварийных случаев (АС) по ПРАС-90 и Международному Кодексу.

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ КЛАССИФИКАЦИИ, РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ

Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок классификации, рассле­дования и учета аварийных случаев (АС) с судами во время плавания или на стоянке.

1.2. В Положении приняты следующие понятия и определения:

1.2.1. "Аварийный случай" - случай с судном, приведший его к бедствию в результате воздействия непреодолимых стихийных явлений природы или экст­ремально тяжелых гидрометеорологических условий плавания;

- различные повреждения судна (корпуса, устройств, судовых техни­ческих средств), смещение перевозимого груза и/или изменение его физи­ко-химических свойств в процессе морской перевозки, посадки судна на грунт, касание грунта, препятствующие нормальной эксплуатации (плава­нию) судна;

- повреждение судном берегового сооружения, средств навигационного оборудования (CHO) другого судна (судов), потеря буксируемого объекта, па­лубного груза, намотка троса и/или сетей на гребной винт.

Под повреждением судна следует понимать различные повреждения корпуса, конструкций, механизмов, устройств установок, оборудования и снаб­жения, подлежащих техническому надзору Регистра или другого классифика­ционного общества.

К береговым сооружениям следует относить причалы, пристани, пирсы, терминалы, эстакады, молы, набережные, волноломы (брекватеры), шлюзы, мосты, палы, сваи, ледорезы и тому подобные устройства с их стационарным и технологическим оснащением и оборудованием (трубопроводы, железнодорож­ные и подкрановые пути, краны и средства механизированной обработки судов и т.п.), а также плавучие доки, мастерские, платформы, станции и дебаркаде­ры, если они установлены на своих штатных местах.

Факт смещения груза и/или изменение его физико-химических свойств в процессе морской перевозки и создавший препятствия для нормальной эксп­луатации (плавания) судна является АС. Если при этом присутствует признак утраты мореходных качеств судна, то такой АС классифицируется по п.2.4.4. При других условиях АС классифицируется по п.2.5.1.

Повреждение судном рыболовных сетей (снастей, тралов) АС не счита­ется и под действие ПРАС-90 не подпадает, исключая случаи намотки сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты).

АС, связанный с повреждением лихтера (лихтеров) в период его (их) на­хождения на борту лихтеровоза под действие ПРАС-90 не подпадает.

1.2.2. "Судно" - управляемые экипажем морские, озерные, речные, гру­зовые, пассажирские, ледокольные, рыбопромысловые, технические, гидро­графические, экспедиционные, нефтегазоразведочные и другие суда, плавучие маяки, плавучие краны, плавучие перегружатели, подводные аппараты, сис­темы сбора океанских данных (ССОД), дебаркадеры, плавучие буровые уста­новки, плавучие доки, плавучие мастерские, платформы и другие плавучие объекты.

1.2.3. "Мореходные качества" - совокупность нормируемых в соответствии с правилами Морского Регистра или другого признанного классификационного общества (имеющего с Морским Регистром соглашение о взаимном признании) прочности, плавучести и непотопляемости судна.

1 .2.4. "Эксплуатационные ограничения" - выставленные Морским Регис­тром или другим признанным классификационным обществом определенные ограничения в условия эксплуатации судна с учетом снижения уровня техни­ческого состояния и/или ухудшения мореходных качеств, появления недостат­ков в оборудовании, некомплектности снабжения, наступивших в результате аварийного случая.

1.2.5. "Навигационная безопасность" - это степень точности и достаточ­ности нагрузки навигационных карт и пособий для плавания, своевременности оперативной навигационной информации о смещении СНО со штатных мест и изменений их характеристик, полноты и надежности гидрографического обсле­дования района плавания, стабильности характеристик РНС, качества прогно­зируемой погоды и рекомендаций о безопасных путях плавания и другие факторы, повышающие безопасность судоходства

1.3. Определению и учету подлежат убытки по АС, представляемые су­довладельцем:

- в случае гибели судна - его балансовая стоимость (за вычетом износа) на первое число предшествующего кораблекрушению месяца;

- стоимость исправления повреждений, полученных в результате АС (смет­ная калькуляция на выполнение ремонтных работ по устранению повреждений составляется по отраслевым унифицированным калькуляционным нормативам (УКН) и единым нормам времени (ЕНВ);

- расходы, затраченные на восстановление мореходных качеств судна;

- стоимость спасательных операций или буксировки аварийного судна;

- стоимость утраченного и/или убытки от повреждения груза в результате АС. Для определения стоимости устранения повреждений, полученных в ре­зультате АС, следует использовать сметную калькуляцию на выполнение ра­бот по устранению аварийных повреждений, которая составляется в соответствии с действующим в отрасли положением о порядке ценообразова­ния в судоремонте, либо счета предприятия (российского или иностранного), выполнившего эти работы. В сметную калькуляцию входят затраты на рабо­чую сипу, использованные материалы, накладные расходы судоремонтного предприятия и стоимость докования. Предварительную оценку убытков про­изводят техническая, коммерческая и бухгалтерская служба судовладельца.

Если убытки по АС выражены в СКВ, то ее сумма переводится в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату аварийного случая.

1.4. Действие настоящего Положения распространяется:

1.4.1. На поднадзорные Морскому регистру или другому классификаци­онному обществу суда, принадлежащие судовладельцам Российской Федера­ции, независимо от форм собственности и подчиненности, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации, АС с которыми произошел во время их эксплуатации, ремонта или отстоя в морском или приравненном к нему районе плавания, исключая участки внутренних судоходных путей (ВСП), где навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов осуществляется органами речного транспорта.

Когда АС имел место во время ремонта судна на судоремонтном пред­приятии, при решении вопроса об утрате мореходных качеств, факт нахожде­ния судна на ремонте, а также недействующие в связи с этим судовые документы, не должен приниматься во внимание. Заключение об утрате море­ходных качеств в таких случаях производится на основании результатов осви­детельствования судна классификационным обществом.

1.4.2. На суда, плавающие под иностранным флагом в случаях, предус­мотренных разделом 6 настоящего положения.

1.4.3. На плавучие доки, мастерские, платформы, станции и дебаркаде­ры только на период их перегона.

Основываясь на положениях Правил классификации и постройки морс­ких судов (изд. 1985 г.), устанавливается нижний предел области распростра­нения ПРАС-90 на суда;

- самоходные с мощностью СЭУ 55 квт (кроме пассажирских, наливных судов и судов, предназначенных для перевозки горючих и других опасных гру­зов, а также буксиров);

- несамоходные с валовой вместимостью 80 рег. тонн.

1.5. Действие настоящего Положения не распространяется:

1.5.1. На корабли и суда военно-морского флота Российской Федерации, погранвойск МБ Российской Федерации, министерства Внутренних дел Россий­ской Федерации.

1.5.2. На маломерные суда, неподнадзорные Морскому Регистру или другому признанному классификационному обществу (самоходные с мощнос­тью СЭУ 55 квт и менее, кроме пассажирских, наливных и судов, предназна­ченных для перевозки горючих и других опасных грузов, а также буксиров;

несамоходные с валовой вместимостью 80 рег. тонн и менее).

1.5.3. На суда, находящиеся в постройке.

1.5.4. На судовые баржи и плоты леса.

1.6. Целями расследования аварийного случая является его классифи­кация, установление обстоятельств, причин, последствий, убытков, оценка дей­ствий причастных лиц, а также разработка профилактических мер по предупреждению аварийности.

Классификация АС

2.1. АС классифицируется как:

2.1.1. Кораблекрушение;

2.1.2. Авария;

2.1.3. Аварийное происшествие;

2.1.4. Эксплуатационное повреждение,

2.2. Кораблекрушением считается:

2.2.1. АС, в результате которого произошла гибель судна или его полное конструктивное разрушение, после чего проведение восстановительного ремон­та нецелесообразно,

2.2.2. АС, в результате которого потерян буксируемый судном объект.

2.3. Аварией считается:

2.3.1 . АС (пункт 1.2.1. настоящего Положения), повлекший гибель чело­века. (Случай гибели и/или травмирования человека (людей) расследуется в установленном порядке, независимо от проведения расследования АС).

Случай классифицируется аварией, если гибель человека явилась след­ствием АС. Погибший считается лицо, скончавшееся на месте аварийного слу­чая или умершее от последствий такового.

2.3.2. АС с пассажирским судном, в результате которого произошло по­вреждение судна, приведшее к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/ или создавшее препятствие в производственной деятельности в связи с появ­лением каких-либо эксплуатационных ограничений.

2.4. Аварийным происшествием считается;

2.4.1. АС, в результате которого произошло повреждение судна, привед­шее к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/или создавшее препятствие для производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений.

Появление хотя бы одного какого-либо эксплуатационного ограничения в результате АС (например, снижение мощности СЭУ, скорости, ограничение района плавания, изменение режима перевозки грузов и т.д.) является одним из учитываемых признаков при классификации АС.

2.4.2. АС, в результате которого произошло повреждение судном подвод­ного кабеля, подводного трубопровода, СНО, берегового сооружения, привед­шее к выводу их из эксплуатации.

2.4.3. АС, в результате которого судно находилось на мели 24 часа и более, независимо от размера и характера полученных и/или нанесенных по­вреждений.

В случае обнаружения при доковании судна повреждений корпуса, не выявленных водолазным осмотром, происшедших в результате посадки на грунт или после плавания судна во льдах, независимо от времени, прошедшего пос­ле указанных событий, необходимо провести расследование по вновь вскры­тым фактам, дополнительно характеризующим аварийный случай.

2.4.4. АС, в результате которого на судне произошло смещение перево­зимого груза и/или изменение его свойств, приведшее к утере хотя бы одного из мореходных качеств.

Классификация производится при утрате мореходных качеств судна в результате смещения груза или изменения его физико-химических свойств в процессе морской перевозки (нагревание, возгорание, выделение 0В сверх пре­дельно допустимых концентраций, разжижение и др.).

Повреждение груза, потеря палубного груза (каравана леса) без повреж­дения корпуса и утраты мореходных качеств судна относятся к коммерческому браку.

2.4.5. АС, в результате которого произошла намотка тросов, и/или сетей на гребной винт или руль, повреждение судном другого судна, создавшие пре­пятствия в производственной деятельности судна (судов) в связи с появлени­ем каких-либо эксплуатационных ограничений.

Наши рекомендации