Особенности различных видов туризма

ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА

Основные вопросы:

Особенности лыжного туризма

Особенности водного туризма

Особенности велосипедного туризма

Особенности пешеходного туризма

Витебск 2016

ВВЕДЕНИЕ

Каждый вид туризма имеет свои специфические особенности. Она зависит от особенностей и условий регионов страны. В связи с этим существует районирование туристских маршрутов в зависимости от вида туризма и природных условий. Различные виды туризма отличаются районом проведения походов, набором снаряжения, тактикой и техникой организации, подготовки и проведения походов.

Особенности лыжного туризма

Это один из наиболее массовых самодеятельных видов туризма. Он предполагает путешествие по снегу на лыжах, но может быть с элементами пешего туризма.

Общефизическая подготовка туриста-лыжника заключается в приобретении навыков длительного передвижения на лыжах в холодных условиях с тяжёлым рюкзаком, хорошего владения техникой подъёмов, спусков, поворотов и траверсирования склонов, умения действовать в условиях сильного ветра, снегопадов и низких температур.

Снаряжение и его транспортировка.В состав группового снаряжения входят печки, примуса, топливо, групповые спальные мешки. В горных районах – обязательно иметь лавинное снаряжение.

Основным средством передвижения остаются лыжи. Наиболее удобные в походах лыжи туристские.

Бивуак.Лагерь разбивать приходится в зимних условиях, когда температура атмосферного воздуха достигает -40о и короток световой день.

Особенности питания. Пища в зимних походах готовится преимущественно из высококалорийных продуктов. Уменьшение количества продуктов и увеличение калорийности достигается путём введения в рацион жиров, преимущественно животного происхождения.

В лесных районах пища готовится на костре. Разогрев пищи возможен в печке, которая находится в палатке. В безлесной зоне - на примусе или на газовой горелке.

Отходы транспортируются и утилизируются традиционным для туристов способами.

Выбор маршрута.Для лыжного туризма характерны многодневные походы по равнине по пересеченной местности, по тайге, тундре, архипелагам и льдам, среднегорья и высокогорным районам в условиях низкой температуры.

Соревнования. Вид соревнований – лыжный поход. Протяжённость дистанции 1-2 классов 3-6 км (5-7 этапов), 3-го – 5-7 км (7-9 этапов), 4-го класса – 7-10 км (10-15 этапов). Протяжённость полосы препятствий от 1 до 2 км в зависимости от класса соревнований Этапы лыжного маршрута –

1) преодоление полосы простых препятствий (отдельное поваленное дерево, чащобный участок леса, завал, снежная целина),

2) лыжная техника (подъём зигзагом, лесенкой и ёлочкой, спуск зигзагом, лесенкой и боковым соскальзыванием, подъём и спуск с использованием «тормозил», спуск с поворотами, скоростной спуск, траверс склона и т. п.),

3) преодоление крутых покрытых настом или обледенелых склонов (подъём, спуск и траверс по склону с использованием «кошек», с рубкой ступеней, со страховкой),

4) переправа через ручей (по бревну, по льду со страховкой),

5) преодоление условного лавиноопасного участка, проведение поисково-спасательных работ после схода условной лавины,

6) движение в связке, прохождение крутого ледово-фирнового участка со страховкой, подъём провалившегося в трещину ледника,

7) специальные задания: оказание доврачебной помощи пострадавшему, организация бивуака, вязка узлов, ремонт лыжного снаряжения, ориентирование и т. п.

Обеспечение безопасности в походах. Техника и тактика в походе. Важнейшие элементы тактики лыжного туризма – это правильный выбор вида маршрута и распределение по нему технически сложных участков, построение графика похода и дневных переходов с учётом наиболее безопасного времени преодоления сложных препятствий, правильные коллективные действия на лавиноопасных склонах и в экремальных условиях. Правила поведения на замёршем водоёме имеет важное значения для безопасности похода.

Основные типы естестенных препятствий на лыжных маршрутах и их преодоление (по Ганопольскому, 1987) представлены в таблице 20.

Основные типы препятствий

.

Препятствия Основная характеристика препятствия Способы преодоления и применяемые технические приёмы
Способы и варианты движения Техника движения Приёмы обеспечения безопасности
Склоны и перевальные участки Снежные склоны небольшой крутизны Подъём, траверс, спуск на лыжах Техника движения на лыжах: подъёмы «елочкой», «лесенкой», повороты на лыжах на месте и в движении, торможение  
Склоны и перевальные участки Снежные склоны средней крутизны Подъём, траверс, спуск на лыжах и без лыж То же. Кроме того, техника движения без лыж: подъёмы(вытаптывание ступеней, движение по перилам), траверсы,, спуски (спорт. Способом) по перилам Самостраховка лыжными палками, вязка узлов, работа с верёвкой, взаимная одновременная страховка при движении в связках
Склоны и перевальные участки Крутые участки снежных склонов Подъём, траверс, спуск без лыж Движение в подъём, на траверсе и спуске на кошках: подъём, траверс и спуск по перилам, спуск спорт. способом Движение с самостраховкой, движение в связках с попеременной страховкой через ледоруб или фирновые крючья, обеспечение групповой страховки – перила, закреплённые на фирновых крючьях
Склоны и перевальные участки Небольшие участки ледовых склонов Подъём и спуск Движение на кошках, рубка ступеней Обеспечение групповой страховки – перила, закреплённые на ледовых крючьях
Склоны и перевальные участки Небольшие склаьные участки Подъём и спуск Движение лазаньем, спуск спорт. Способом или «дюльфером» Обеспечение групповой страховки – перила, закреплённые на скальных крючьях, страховка через карабины и выступы
Наледи Небольшое и среднее падение льда Движение без лыж на кошках Движение в подъём или на спуск в кошках Самостраховка с помощью лыжных палок
Водные препятствия (ручьи, реки) Открытая вода Переправа по камням или клади без лыж Движение по камням или клади с опорой на палки Организация перил, движение по перилам на скользящем карабине
Водные препятствия (ручьи, реки) Закрытая вода Переправа по льду на лыжах Движение по перилам Организация перил, движение по перилам на скользящем карабине.


Элементы техники лыжного туризма.

Лыжные походы при движении с рюкзаком. Основной способ передвижения туристов на лыжах по пересечённой местности с рюкзаком - это скользящий (попеременный) ход.На пологих склонах с плотным и неглубоким снегом спускаются одновременным или коньковым ходом.

Тропление лыжни. При движении в направлении хорошо видимого ориентира, по просеке, руслу реки применяется способ тропления. Он заключается в поочередной смене направляющих через установленный промежуток времени. Чем глубже и тяжелее снег, тем меньше время тропления лыжни каждым участником. При плохой видимости, когда необходимо постоянно сверять направление по компасу, группу делят на несколько подгрупп, например, по 3 человека. Они по очереди прокладывают лыжню. Руководитель идёт за первой подгруппой. При этом видит всех участников и даёт команды направляющему. В троплении участвуют 3 человека, которые сменяют друг друга и идут перед руководителем,.Уставшая группа по распоряжению руководителя сменяется на новую.

Преодоление склонов. Успешное преодоление на лыжах с рюкзаком различных по крутизне склонов возможно, когда все участники освоили технику спуска, подъёма, торможений и поворотов.

Подъёмы. В зависимости от крутизны и характера снега на склоне поднимаются ступающим шагом, "полуёлочкой", "ёлочкой", "лесенкой" и зигзагом.

Ступающим шагом обычно поднимаются на ровные и пологие склоны. При этом надо наклоняться корпусом вперёд и сильнее опираться руками на палки, а при "отдаче" ставить лыжи с прихлопом.

На более крутых склонах следует двигаться "полуёлочкой" наискосок к склону. Лыжа, находящаяся выше по склону ставится по направлению движения, другая - несколько развёрнута в сторону.

"Ёлочкой" поднимаются на склоны средней крутизны. При этом носки лыж широко ставятся в стороны и лыжи твёрдо ставятся на внутренние рёбра.

На крутых и обрывистых склонах лучше всего подниматься "лесенкой"; стоя боком к склону, последовательно переставлять вверх лыжи и палки. При этом шаги не широкие. На широких склонах, когда подъём "лесенкой" из-за осыпания снега невозможен, поднимаются "лесенкой" наискосок.

Подъём зигзагом применяется обычно на длинных нелавиноопасных склонах, по которым двигаются скользящим шагом, "полуёлочкой" и "лесенкой" наискосок. При этом необходимо быть осторожным, чтобы не подрезать снег на склоне. Отрезки пути от поворота до поворота должны быть не длиннее 30 м и прокладываться под прикрытием деревьев, кустарников и камней. Перемена направления движения на склоне производится способом поворота "кругом" стоя спиной к склону. Группа должна двигаться так, чтобы на каждом участке подъёма было не более 2-3 человек, так как возможно падение участников друг на друга.

Спуски на лыжах. В зависимости от крутизны склона и характера снега выбирается стойка и способ спуска. Спускаться можно в высокой, средней и нижней стойках. При спусках со склона средней крутизны наиболее выгодна средняя стойка. Для этого необходимо развести лыжи на ширину 15-20 см, ноги согнуть в коленях, корпус наклонить вперёд до положения, при котором из-за коленей можно было бы видеть носки ботинок. Полусогнутые в локтях руки следует опустить вдоль туловища, палки держать кольцами назад.

На крутых склонах рекомендуется спускаться в низкой стойке. Для этого необходимо сильно согнуть ноги в коленях, присесть, корпус наклонить вперёд и и вынести руки вперёд.

В зависимости от крутизны склона, спускаться можно по прямой, зигзагом, боковым соскальзыванием, "лесенкой". Спуск по прямой целесообразен на коротких, ровных, средней крутизны склонах, не допуская сильного разгона. На крутых протяжённых склонах, без признаков лавиной опасности, когда торможение не обеспечивает контролируемой скорости, спускаться следует зигзагом. При этом разворачиваться в нужном направлении следует на ходу "плугом". На крутых недлинных склонах, без обрывов необходимо использовать боковое соскальзывание. Для этого следует поставить лыжи параллельно к склону и, нажимая на рёбра лыж, обращённые к склону, уменьшить сцепление их со снегом до момента начала скольжения. При увеличении скорости нужно усилить упор на рёбра лыж, обращённых к склону. Спуск "лесенкой" применяется на крутых склонах, исключающих спуски зигзагом и соскальзыванием. На склоне с настовым или обледенелым покрытием лыжи необходимо ставить твёрдо, с прихлопыванием на кант.

Торможение. Чаще всего применяется торможение "плугом" - двусторонним упором внутренними рёбрами лыж. Для этого необходимо, удерживая носки лыж вместе, развести пятки, и тем шире, чем быстрее необходимо остановиться.

При спусках наискосок склона торможение осуществляется одной лыжей, находящейся ниже по склону ("полуплуг" или односторонний упор)

Торможение с помощью палок применяется при спусках наискосок, а иногда при прямом. Для этого необходимо присесть, палки сложить вместе, уткнуть штыками в снег и, увеличивая давление, замедлить движение.

Повороты. Поворот из положение "полуплуг" обычно применяется после замедления скорости спуска на склонах средней крутизны при любом характере снега. Для выполнения поворота надо перенести тяжесть тела на одну ногу и поставить лыжу круто на ребро. А другую ногу загрузить и, подтянув запятник, поставить параллельно правой.

Поворот из положения "полуплуг" выполняется на более высоких скоростях, когда направление движения необходимо изменить плавными виражами. Для этого надо запятник разгружённой верхней лыжи отвести в сторону, поставить на ребро и перенести на неё тяжесть тела, а нижнюю лыжу поставить на снег плоско и подтянуть запятник, за счёт чего и получается поворот.

При спусках на небольших скоростях повернуть можно с помощью переступания.

Особенности водного туризма

Выбор маршрута и категорирование похода.Для походов на байдарках и катамаранах хороши наши реки Днепр, Западная Двина, Неман в РБ около тысячи рек.

Соревнования. Виды соревнований: короткая трасса – прохожднение участка реки ( не св. 800м) со сложными условиями судоходства (водный слалом), плавание по заданному маршруту на 5-10 км (водное ралли), соревнования по безопасности, эстафета.

Водный слалом проводится на байдарках, катамаранах. Трасса обозначается подвешенными воротами, через которые надо пройти в прямом или обратном направлении.

Водное ралли проводится на всех типах судов туристских, в течении 1 или нескольких дней. По условиям соревнований могут быть специальные задания – взаимодействие судов, страховка экипажей на сложных участках реки, причаливание и отдход и т. п.

В соревнования по безопасности входят спасательные работы на воде, оказание первой помощи перевернувшегося судна командой спасателей с другого судна или с берега.

Эстафета проводится на дистанции 5-10 км, разделённой на несколько участков (этапов), которые каждая команда проходит на тур. Судах разного типа.

Обеспечение безопасности в походах. Техника и тактика маршрута. В самом даже простом походе турист-водник должен уметь хорошо плавать, собрать и отремонтировать судно, правильно упаковать, разместить и защитить от воды снаряжение; правильно садиться и сходить с судна, грести и управлять им; проходить и причаливать к берегу и отваливать от него. Так же водник должен хорошо знать и распознавать, а так же преодолевать препятствия, встречающиеся на водных маршрутах. Турист должен уметь применять различные способы страховки, оказывать первую мед. Помощь, особенно при утоплении и асфиксии. Страховка обязательна не только при прохождении сложных и опасных участков, но и потенциально опасных участков водоёма. В комплект к плавсредству на каждого участника должен быть спасжилет.

Техника движения

Самые удобные для езды — асфаль­тированные и бетонированные дороги. Но на них наиболее интенсивное авто­мобильное движение. Это требует от велотуристов дисциплинированное и, выдержки, привычки спокойно реагиро­вать на проносящиеся рядом автомоби­ли. Ехать надо по самой кромке шоссе в один ряд, не допуская выезда из строя и обгона едущих впереди туристов, не «зевать», так как можно легко соскочить с твердого полотна дороги на мягкую песчаную обочину.

Дороги с булыжным покрытием— са­мые трудные и неприятные, особенно если булыжник крупный. На них сильно трясет, а в мокрую погоду они еще и скользкие. В этом случае лучше ехать по обочине или пешеходной тропе, обыч­но идущей вдоль дороги.

Хороши для велосипеда исправные грейдерные дороги, покрытые гравием или щебенкой. Правда, в сухую погоду они немного пыльны. Однако на некоторых из них встречается выбитая автомобиля­ми «гребенка» (напоминает мелкие вол­ны на поверхности воды). Ехать по такой «гребенке» хуже, чем по булыжнику: на скорости велосипед прыгает и сильно бьет, отчего ноги соскакивают с педалей. Иногда «гребенку» засыпают гравием или песком без укатки; тогда ехать еще труднее.

Качество грунтовых дорог без специ­ального покрытия зависит от качества грунта и погоды. После длительных дождей они почти не проезжи для вело­сипеда, а в сухую погоду очень пыльны. Автомобили оставляют на них глубокие колеи, затрудняющие передвижение на велосипеде. В низинах они, как правило, заболочены. Через мелкие протоки редко бывают мостики, чаще броды.

Лесные дороги часто покрыты толстым мягким слоем лесного отпада (хвоя, старая листва, шишки), затрудняющего движение. Много выступающих корней. В низинах дороги заболочены, нередки и мелкие броды. В сосновых лесах встре­чаются песчаные участки, не пригодные ~ для езды на велосипеде; в этом случае приходится передвигаться пешком. Однако езда лесом приятна, особенно в жаркую или ветреную погоду.

Пешеходные тропы обычно хорошо утоптаны, но извилисты и узки. Езда по ним требует навыка и уверенности. Часто такая тропа проходит среди густо­го подлеска, между камнями, кочками, пнями и другими препятствиями, о кото­рые можно зацепиться или удариться на ходу педалями. Иногда тропинки резко переходят в крутой спуск, за которым следует брод или переправа по бревну или кладкам.

Серьезное препятствие для движе­ния— ремонт дорог. В это время дорога наполовину сужена, завалена песком, щебнем. Чаще ремонтируемую дорогу просто закрывают, и тогда необходим

объезд в несколько километров, иной раз по тяжелой временной дороге.

Подъемы и спуски требуют особого внимания. Брать с ходу имеет смысл только короткий и некрутой подъем. Длинные, затяжные подъемы, даже и не очень крутые, лучше пройти пешком.

На спусках развивать сравнительно большую скорость можно только когда дорога хорошая и далеко просматривает­ся. В остальных случаях надо с самого начала плавно (без рывков) притормажи­вать и ехать осторожно, с интервалом 10—12 м, особенно если дорога с круты­ми поворотами, ограниченным обзором и интенсивным движением. Следует помнить, что в низинах грейдерных и грунтовых дорог скапливается песок, смываемый туда дождями, а сами низины часто заболочены или разбиты; кроме того, здесь почти всегда построены мо­сты, у въезда на которые, как правило, большие выбоины и ухабы, а иногда неуплотненная подсыпка.

Крутые повороты на спусках надо проезжать на малой скорости, в против­ном случае при резком торможении воз­можны заносы велосипеда, удары о до­рожные ограждения, наезды и столкно­вения. Резкое торможение и крутые по­вороты на мокрых, песчаных и Грязных дорогах приводят обычно к заносу вело­сипеда и падению.

Во время движения по дорогам надо особенно опасаться грузовых автомоби­лей с сеном или длинномерными груза­ми (доски, трубы, сортовой металл), выступающими далеко за пределы кузо­ва; обгоняя, водитель автомашины неза­метно для себя может сбить вело­сипедиста.

Съезды на обочине дороги требуют осторожности, так как часто подсыпка к кромке дороги бывает очень рыхлой и колесо сразу же вязнет, а велосипедист падает.

Броды (даже мелкие) с ходу переез­жать не следует: грунт может оказаться мягким и вязким. Лучше перенести вело­сипед на руках, не замочив ходовых ча­стей (втулки, каретку, педали).

При пересечении больших выбоин, канав, рвов, глубоких колей, выступающих корней деревьев нужно предохранять велосипед от резких нагрузок, привста­вая на педалях на полусогнутых ногах и перенося тяжесть тела сначала-на зад­нее, а затем на переднее колесо, держа шатуны в горизонтальном положении.

В горах большую опасность представ­ляют наезды участки пути, заваленные камнями, упавшими деревьями. На участ­ках, проходящих по оползневым скло­нам, необходимо с велосипеда сойти и двигаться пешком, соблюдая осторож­ность, так как возможно падение камней.

Учитывая все дорожные Неожиданно­сти, турист должен уметь пользоваться всеми способами посадки на велосипед и схода с него.

При объезде пней, больших камней, кочек, муравейников шатуны надо дер­жать в горизонтальном положении, что­бы избежать падения при ударе шатуна­ми о препятствие. Когда подобные препятствия расположены часто, для успешного их объезда нужен хороший глазомер и опыт. Ехать надо медленно и осторожно.

С наступлением темноты и при густом тумане езду нужно прекращать. Если все-таки передвигаться необходимо, следует идти пешком, освещая путь фонарями, подавая звуковые сигналы И соблюдая необходимую осторожность. Во время затяжных ливней и дождей движение прекращается.

Организация ночлегов

Если остановки на ночлег преду­смотрено делать в населенных пунктах, нужно заранее списаться с местными организациями о подготовке помещения или высылать в каждом случае вперед квартирьеров - 2 - 3 сильных велосипе­дистов. Этим можно избежать ненужной потери времени, всегда возникающей, если даже небольшая группа становится на ночлег без предварительной подго­товки. Если группа обеспечена палатка­ми, вопрос о ночлеге решается просто (см. раздел «Пешеходный и горный туризм»).

Если планом предусмотрена останов­ка в попутном городе для осмотра досто­примечательностей или посещения музе­ев всего на один день, на ночлег лучше становиться в сельской местности (или организовать бивуак), не доезжая до города 10—12 км. В этом случае группа может прибыть к началу работы нужного ей учреждения. Покончив с делами, в тот же день можно выехать дальше, чтобы засветло прибыть к месту следующего ночлега.

Велосипеды устанавливаются рядом с палатками одной компактной группой: к первому велосипеду прислоняется вто­рой, так, чтобы заднее колесо второю было рядом с передним колесом первого, и т. д. В ненастную погоду машины мож­но укрыть клеенкой или плащ-палаткой. Для сохранности велосипеды следует за­пирать специальными замками или меж­ду стойками багажников крайних вело­сипедов протянуть тонкую цепочку и на ее концы навесить висячий замок.

Организация безопасности

Кпричинам, чаще всего приводя­щим к срыву задуманного мероприятия и авариям, относятся: недостаточная подготовленность и недисциплиниро­ванность туристов; несоблюдение ими правил езды на неодинаковых дорогах и различном рельефе местности; непра­вильное поведение участников путешествия при неблагоприятных метеороло­гических условиях.

Неудовлетворительная техническая подготовка, плохое знание машины и недосмотр, неумение определить и устра­нить то или иное повреждение могут закончиться аварией.

Путешествие может быть сорвано из-за недостаточного опыта руководи­теля, плохого знания маршрута, пере­оценки собственных сил и недооценки трудностей пути, для преодоления кото­рых у них не окажется ни опыта, ни знаний.

Ослабление внимания на «легких» участках и длинных спусках может по­влечь наезд на впереди едущего товари­ща, различные виды транспорта и дорож­ные ограждения.

Отрицательно повлияют на исход путешествия плохое или недостаточное снаряжение при поездках в малонаселен­ные районы, техническая неисправность велосипеда, ненадежность отдельных его частей, слабость конструкции багажников отсутствие второго тормоза при движении по сложному рельефу, недоста­ток запасных частей и материалов.

Плохое обеспечение продуктами и невозможность их приобретения в мало­населенных местах неизбежно принудят уменьшить дневной рацион питания. ,В результате может оказаться, что физическая нагрузка в пути станет непосильной для участников. В пути безопасность туристов зависит от соблюдения ими следующих правил: на первых порах нельзя ехать полу­обнаженными: возможны солнечные ожоги. В солнечные жаркие дни недо­пустима езда без головных уборов;

при плохой видимости (туман, моро­сящие осадки) движение можно продол­жать только пешком, ни в коем случае не допуская ухода в сторону или отстава­ния кого-либо из участников;

во время дождей беречься простуд­ных заболеваний. Даже при хорошей, непромокаемой одежде ноги у туристов все равно будут мокрыми. Если дождь очень сильный и видимость сильно огра­ничена, движение немедленно прекра­щать. В горных районах в дождь возмож­ны обвалы, оползни, камнепады и повреждения дорожных сооружений, поэтому двигаться дальше в такую пого­ду не следует;

в грозу в первую очередь надо найти безопасное укрытие и поставить велоси­педы подальше от людей. Под высокими деревьями укрываться нельзя.

Ремонт велосипеда в пути

Наиболее часты в пути проколы каме­ры заднего колеса. В случае медленной утечки и ( нее воздуха следует подтянуть муфточку вентиля и, если обнаружится дальнейшая утечка, вынуть золотник, заме­нить на нем вентильную резину, собрать зентиль и вновь накачать камеру. Если воз­дух продолжает выходить, камеру снять и искать прокол.

Для ремонта проколотой камеры надо снять колесо, извлечь камеру при помощи лопаточки конусного ключа, найти место прокола, зачистить его наждачной бумагой, дважды смазать зачищенное место тонким слоем резинового клея, просушивая каждый раз в течение 5 — 8 минут. Потом предвари­тельно зачищенную и также дважды сма­занную клеем заплату наложить на прокол и прижать ладонями или каким-либо гру­зом. 'Затем накачать камеру,- опустить* ее в воду или проверить на слух герметичность, насухо вытереть, припудрить тальком и, выпустив воздух, без морщин и перекосов уложить в покрышку, убедившись при этом, что в покрышке нет острых предметов, вы­звавших прокол, и положение бандажной ленты (флипера) на ободе правильно.

Камеры время от времени следует при­сыпать тальком, так как в жаркую погоду и при продолжительной езде они от нагре­вания прилипают к покрышкам.

Покрышка заднего колеса от большой

нагрузки изнашивается быстрее. Для равно­мерного износа ее следует в середине се­зона с заднего колеса переставить на перед­нее. Монтируя покрышки, избегать повреж­дения камер монтажными ключами, а также защемления их между бортами покрышек и ободами колес.

При нарушении регулировки каретки (что бывает сравнительно редко) надо затя­нуть до упора правую чашку, отпустить контргайку, завернуть левую чашку в корпус каретки, установить нужный зазор в под­шипниках и вновь закрепить ее контргайкой.

При ослаблении крепления шатунов следует, сделав упор под шатуны, забить клинки медным или деревянным молотком и затянуть до отказа их гайки.

При нарушении регулировки задней втулки отпустить гайки и левую контргайку. Затем ключом, надетым на квадратный конец оси, повернуть последнюю до необ­ходимого зазора в подшипниках. Закрепив конус в этом положении контргайкой и затягивая гайки, следить, чтобы колесо было установлено правильно по отношению к 1 перьям вилки и стойке и сохранялось минимальное провисание цепи. Правый конус должен быть туго затянут до упора оси,поэтому им нельзя пользоваться при регулировании подшипников втулки.

Обнаружив тяжелый ход передней втулки, следует отпустить гайку со стороны! нарушившего нормальное положение конуса, установить его, зафиксировав гайкой' колеса, сохранив равные зазоры между ободом и перьями вилки.

Потрескивание во втулках, педалях или каретке свидетельствует о неисправности шарикоподшипников. В этом случае надо разобрать узел, в котором слышно потрески­вание, и промыть его. При обнаружении расколотого шарика заменить его новым (лучше весь комплект шариков). При полом­ке, трещине, сильном износе деталей их следует заменять.

Техника движения по тропам

Чтобы экономно расходовать силы, турист должен приучить себя к ровному, свободному шагу.

По пересеченной местности следует идти со слегка согнутыми коленями, стараясь не до конца выпрямлять их в момент толчка. При этом нога в тяжелой обуви невольно косолапит, что облегчает ходьбу. В момент, когда ступня отрыва­ется от земли и нога делает шаг вперед, ее мышцы надо максимально расслабить. Движение ноги в воздухе после толчка о землю совершается главным образом за счет инерции. Когда нога опускается на землю, мышцы вновь напрягаются, причем ступню надо ставить избегая не­ровностей почвы и точно на подошву, а не на ранты, чтобы не потянуть связок голеностопного сустава.

У каждого человека в зависимости от его роста, веса, силы, от веса обуви и рюкзака, а также рельефа местности длина и частота шага будут свои, особые; следовательно, строго индивидуален и ритм движения. Выработать свой рацио­нальный ритм движения, сделать его привычным - такова цель тренировок во время прогулок и походов.

Как правило, при движении по ровно­му месту с рюкзаком скорость достигает 3, 5—4 км/час, а при движении по лесу, болоту, кустарнику, песку темп снижает­ся примерно на одну треть, а иногда и больше.

На крутых участках при большом весе рюкзака длина шага сокращается более чем наполовину и может быть равной размеру ступни и даже половине ее длины.

Движение совершается медленно, плавно, тяжесть тела постепенно перено­сится с одной ноги на другую. Если груп­па вдруг приостановилась, лучше пере­ступать на месте или чуть в сторону, чтобы сохранить постоянство ритма и уменьшить нагрузку.

Движение по болотам и чашам

Болота, образовавшиеся в результа­те затопления или увлажнения низины, преодолевают перешагивая или пере­прыгивая с кочки на кочку или пользуясь для опоры ног грунтом около комлей деревьев (кустов). Для опоры применя­ются и альпенштоки.

Болота, возникшие в результате зара­стания старых водоемов, представляют собою серьезную опасность. Под слоем зыбкой поверхности — сплавины — нахо­дятся вода и ил. Подобные болота, как правило, надо обходить. Опознать их можно потому, что сплавина под ногами слегка колеблется.

Двигаются по такому болоту только в самых крайних случаях, но перед этим необходимо с помощью заостренной палки установить толщину сплавины. По толстой сплавине идти безопасно, однако надо учитывать, что ее прочность может быть неодинаковой в разных ме­стах болота. Идти нужно мягко, плавно, с интервалом 5 м друг от друга, в руках держать длинный шест. Провалившись, турист кладет шест на сплавину и, опи­раясь на него, выбирается на прочное место. При дальнейшем погружении вся­кие движения следует прекратить и ожидать помощи товарищей. Прибли­жаться к провалившемуся надо ползком. Около него из ветвей, жердей, стволов деревьев мостят гать и вытаскивают на нее провалившегося.

При движении по лесным зарослям, среди таежных завалов нужно защищать тело штормовкой или лыжным костю­мом, идти внимательно, чтобы не упасть в яму, не повредить лица и глаз о сучья и ветви, следить за идущим впереди, уклоняясь от ветвей, приведенных им в движение, стараясь, чтобы ветка, откло­ненная собственным движением, не уда­рила идущего сзади.

Продвигаясь среди таежных завалов, надо все время намечать путь движения как можно дальше вперед, чтобы не ока­заться в труднопроходимом месте.

Можно продвигаться по толстым и, особенно, слегка подгнившим стволам деревьев, лежащим на земле.

ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА

Основные вопросы:

Особенности лыжного туризма

Особенности водного туризма

Наши рекомендации