Глаголы: повелительное наклонение
Существительные
Формы существительных
Род | Неопр. ед. | Опр. ед. | Неопр. мн. | Опр. мн. |
Мужской | en penn ручка | pennen(эта) ручка | pennerручки | pennene(эти) ручки |
Женский | ei hytte дача | hytta(эта) дача | hytterдачи | hyttene(эти) дачи |
Средний | et hus дом et hotell гостиница | huset(этот) домhotellet(эта) гостиница | * hus __домаhotellerгостиницы | husene(эти) домаhotellene(эти) гостиницы |
Примеры использования форм существительных.
Род | Неопр. ед. | Опр. ед. | Неопр. мн. | Опр. мн. |
Мужской | Jeg har en penn. У него есть ручка. | Pennen er rød (Эта) ручка – красная. | Han har to penner. У него есть две ручки. | Pennene er røde. (Эти) ручки – красные. |
Женский | Jeg har ei hytte. У меня есть дача. | Hytta er stor. (Эта) дача – большая. | Han har to hytter. У него две дачи. | Hyttene er nye. (Эти) дачи – новые. |
Средний | Jeg har et hus. У меня есть дом. Jeg eier et hotell. Мне принадлежит гостиница. | Huset er stort. (Этот) дом – новый. Hotellet er nytt. (Эта) гостиница – новая. | Han har to hus. У него есть два дома. Han eier to hoteller. Ему принадлежат две гостиницы. | Husene er fine. (Эти) дома – красивые. Hotellene er nye. (Эти) гостиницы – новые. |
Неопределённая форма:
Использование неопределённой формы | Пример |
Вводит существительное в контекст в первый раз. | Jeg har en venn i Norge. У меня есть друг в Норвегии. Jeg kjenner ei jente som heter Marie. Я знаю девушку, которую зовут Мария. Jeg kjøpte et hus. Я купил дом. Jeg har tre norske bøker. У меня есть три норвежских книги. |
Определённая форма:
Использование определённой формы | Пример |
Указывает на нечто, уже упоминавшееся или считающееся известным в данном контексте. | Jeg har en penn. Pennen er rød. У меня есть ручка. (Эта) ручка – красная. Jeg kjøpte ei ny seng. Senga var dyr. Я купил новую кровать. (Эта) кровать была дорогая. Jeg bor på et hotell. Hotellet ligger i sentrum. Я живу в гостинице. Гостиница находится в центре. Jeg spiste to epler. Eplene var veldig gode. Я съел два яблока. Яблоки были очень хороши. |
Используется в притяжательных конструкциях, когда существительное находится перед притяжательным местоимением или предложным оборотом. | Pennen min er ny. / Pennen til Tom er fin. Моя ручка – новая / Ручка Тома – красивая. Senga mi er gammel. / Senga til Erik er ny. Моя кровать – старая / Кровать Эрика – новая. Huset mitt er koselig. / Huset til Mie er koselig. Мой дом – уютный / Дом Мие – уютный. Bilene mine er røde. / Bilene til Roger er røde. Мои машины – красные / Автомобили Роджера – красные. |
Используется после указательного местоимения. | Jeg liker denne pennen. Han liker den pennen. Мне нравится эта ручка. Ему нравится та ручка. Jeg kjøpte denne senga. Han kjøpte den senga. Я купил эту кровать. Он купил ту кровать. Jeg har dette slipset. Han har det slipset. У меня есть этот галстук. У него есть тот галстук. Jeg leser disse bøkene. Han leser de bøkene. Я читаю эти книги. Он читает те книги. |
Используется при указании на части тела или членов семьи. | Jeg har vondt i magen. Jeg skadet kneet. У меня боль в желудке. Я повредил колено. Jeg pusser ofte tennene. Jeg vasker håret. Я часто чищу зубы. Я мою волосы. Faren var i Norge. Søsteren var i USA. Отец был в Норвегии. Сестра была в США. |
Используется при указании на время с предлогами "om" и "til" | Jeg går på ski om vinteren. Я катаюсь на лыжах зимой. Jeg pleier å lese om kvelden. Я обычно читаю (букв.: имею обыкновение читать) по вечерам. Vi begynner til uken. Мы начинаем на (этой) неделе. Vi reiser til Norge til sommeren. Мы поедем в Норвегию летом. |
Используется с обозначениями отвлечённых явлений или общих понятий. | Naturen er vakker her. / Sånn er livet. Природа здесь красивая. Такова жизнь. Musikken er en viktig del av livet mitt. Музыка – важная часть моей жизни. Samfunnet trenger dyktige lærere. Общество нуждается в способных учителях. |
Используется с определённым артиклем и прилагательным в «двойной определённой конструкции» (см. ниже). | Jeg liker den nye genseren. Мне нравятся новые свитера. Jeg liker den nye senga. Мне нравится новая кровать. Jeg liker det nye huset. Мне нравится новый дом. Jeg liker de nye skoene. Мне нравятся новые ботинки. |
Определённый артикль
Использование определённого артикля | Пример |
Обычно существительные получают значение определённости путём прибавления окончания. | Jeg liker pennen. / Jeg liker senga. Мне нравится (эта) ручка / Мне нравится (эта) кровать.Jeg liker huset. / Jeg liker skoene. Мне нравится (этот) дом / Мне нравятся (эти) ботинки. |
Однако, если перед определённым существительным стоит прилагательное, необходимо использовать отдельно стоящий определённый артикль. Такая конструкция называется "двойная определённая конструкция" (определённый артикль + прил. + определённое существительное) | Jeg liker den nye pennen. Мне нравится новая ручка. Jeg likerden nye senga. Мне нравится новая кровать. Jeg liker det nye huset. Мне нравится новый дом. Jeg liker de nye skoene. Мне нравятся новые ботинки. |
Существительные без артикля
Существительные без артикля | Пример |
Неопределённый артикль НЕ используется при обозначении категории людей (национальность, профессия, общественная роль, возраст или религия) | Erik er nordmann, men jeg er tysker. Эрик – норвежец, а я – немец. Silje er lege, og mannen hennes er lærer. Силье – врач, а её муж – учитель. Jeg er lutheraner, men han er muslim. Я – лютеранин, а он – мусульманин. Jeg lærte norsk da jeg var barn. Я учил норвежский, когда я был ребёнком. |
Определённый артикль или определённое окончание не используются, если существительное сочетается с прилагательным, указывающим на порядок или местонахождение(eneste, venstre, høyre, øverste, nederste, første, siste, forrige, samme, følgende) | Første dag var vi i Oslo. В первый день мы были в Осло. Neste dag dro vi til Trondheim. На следующий день мы поехали в Тронхейм. Siste dag reiste vi til Bergen. В последний день мы поехали в Берген. Jeg var i Norge forrige uke. Я был в Норвегии на прошлой неделе. Hotellet ligger på venstre side. Гостиница находится по левой стороне. Boka lå på øverste hylle. Книга лежала на верхней полке. |
Иногда артикль отсутствует во фразеологизмах, особенно если существительное следует после предлога. | Vi skal gåpå kino. Мы пойдём в кино. Er det lenge siden sist du var på sirkus? Давно ли ты был в цирке последний раз? Ungene mine går ikke på privatskole. Мои дети не ходят в частную школу. Nå bor hun i telt. Сейчас она живет в палатке. |
Нередко артикль отсутствует, если конструкция глагол + существительноеописывает привычную деятельность без указания на конкретный её объект. | Jeg skriver brev. Я пишу письмо. Jeg kjører bil. Я веду автомобиль. Barna liker å hoppe tau. Дети любят прыгать с веревочкой. Paul McCartney spiller gitar. Пол Маккартни играет на гитаре. |
Прилагательные
Неопределённые прилагательные:
Род | Attributive (before the noun) |
Мужской | Jeg har en fin bil – У меня есть красивый автомобиль. |
Женский | Jeg har ei fin seng – У меня есть красивая кровать. |
Средний | Jeg har et fint hus – У меня есть красивый дом. |
Множ. число | Jeg har fine stoler – У меня есть красивые стулья. |
Употребление неопределённых прилагательных:
Род | Predicative (after the noun) |
Мужской | Jeg har en bil. Bilen er fin. (Den er fin.) У меня есть автомобиль. (Этот) автомобиль – красивый. (Он – красивый). |
Женский | Jeg har ei seng. Senga er fin. (Den er fin.) У меня есть кровать. Кровать – красивая. (Она красивая). |
Средний | Jeg har et hus. Huset er fint. (Det er fint.) У меня есть дом. (Этот) дом – красивый. (Он красивый). |
Множ. число | Jeg har noen stoler. Stolene er fine. (De er fine.) У меня есть несколько стульев. (Эти) стулья – красивые. (Они красивые). |
Определённые прилагательные:
Род | Definite Article | Adjective + e | Noun in Def. Form |
Мужской | den | fine | bilen |
Женский | den | fine | senga |
Средний | det | fine | huset |
Множ. число | de | fine | stolene |
Неопределённые и определённые прилагательные:
Род | Неопределённые прилагательные | Определённые прилагательные |
Мужской | Jeg har en fin bil. У меня есть автомобиль. | Jeg likerden fine bilen.Мне нравится (этот) красивый автомобиль. |
Женский | Jeg har ei fin seng. У меня есть красивая кровать. | Jeg likerden fine senga.Мне нравится (эта) красивая кровать. |
Средний | Jeg har et fint hus. У меня есть красивый дом. | Jeg likerdet store huset.Мне нравится (этот) большой дом. |
Множ. число | Jeg har fine stoler. У меня есть красивые стулья. | Jeg likerde fine stolene.Мне нравятся (эти) красивые стулья. |
Указательные местоимения
Описание
Указательные местоимения используются, чтобы указать на что-либо или кого-либо. Для указания на людей или предметы, находящиеся вблизи нас, мы используем местоимения «этот», «эта», «это», «эти». Для тех, что находятся вдали, мы используем «тот», «та», «то», «те».
Пример:
Мне эта рубашка нравится больше, чем та красная рубашка.
Что ты думаешь об этих ботинках? Или тебе те ботинки нравятся больше?
Основные правила
1. В норвежском языке указательные местоимения должны согласовываться в роде и числе с соответствующим существительным (denne dressen | dette huset | disse skoene)
2. Существительное должно иметь определённое окончание (denne dressen | dette huset | disse skoene)
Таблица основных форм:
Род | ЭТОТ | ЭТИ | ТОТ | ТЕ |
Мужской (en) | denne dressen этот костюм | den dressen тот костюм |
Женский (ei) | denne skjorta эта рубашка | den skjorta та рубашка |
Средний (et) | dette skjerfet этот шарф | det skjerfet тот шарф |
Множ. число | disse skoene эти ботинки | de skoene те ботинки |
Глаголы: прошедшее время
Описание
Прошедшее время используется, чтобы сказать о чём-либо, что произошло в определённый момент в прошлом, или о том, что происходило в прошлом неоднократно.
Норвежские глаголы можно разделить, как и английские глаголы, на СЛАБЫЕ (окончание прошедшего времени прибавляется к корню) или СИЛЬНЫЕ (окончание обычно не прибавляется, зато изменяется гласная в корне).
Примеры слабых глаголов в прошедшем времени:
Jeg spiste frokost, pusset tennene og kledde på meg. Så prøvde jeg å vekke broren min.
Я съел завтрак, почистил зубы и оделся. Затем я попытался разбудить своего брата.
(spise - spiste || pusse - pusset || kle - kledde || prøve - prøvde)
Примеры сильных глаголов в прошедшем времени:
Jeg satt og skrev et brev til foreldrene mine. Så gikk jeg på kino.
Я сидел и писал письмо своим родителям. Затем я пошёл в кино.
(sitte - satt || skrive - skrev || gå - gikk
Основные правила
1. Взглянув на глагол, трудно сразу определить, сильный он или же слабый. Тем не менее, сильных глаголов – намного меньше, чем слабых, так что Вы должны научиться распознавать их, с тем, чтобы остальные автоматически отнести к слабым.
2. Выучить прошедшее время сильных глаголов непросто. Вам понадобится запомнить формы каждого глагола (их списки обычно приводятся в словарях и учебниках).
3. Напротив, образование прошедшего времени слабых глаголов производится по простой и однообразной модели, и легче изучить модель и способы ее применения, чем запоминать спряжение каждого отдельного глагола.
Как Вы увидите из приведенной ниже таблицы, для слабых глаголов имеются 4 разных окончания (-et | -te | de | dde). Эти окончания всегда прибавляются к основе или корню глагола. Этот корень (основу) можно получить, если опустить безударное окончание -e инфинитива (если такое есть).
(Инфинитивы: spise, pusse, kle, bo, prøve; | корни: spis, puss, kle, bo, prøv)
Таблица спряжения слабых глаголов:
Классы слабых глаголов | Инфинитив | Прошедшее | Перфект настоящего |
Корень заканчивается на две согласных пример: vaske, snakke -et (прошедшее время) -et (перфект настоящего времени) | vaske мыть snakke говорить | vasket мыл snakket говорил | har vasket помыл har snakket поговорил |
Корень заканчивается на одну согласную, или на одну из следующих удвоенных согласных (ll, mm, nn, ng, nk) пример: like, spise пример: spille, svømme, kjenne, trenge, tenke -te (прошедшее время) -t (перфект настоящего времени) | like любить spise есть spille играть | likte любил spiste ел spilte играл | har likt полюбил har spist съел, поел har spilt сыграл |
Корень заканчивается на v или дифтонг, например "ei". пример: prøve, leie, pleie -de (прошедшее время) -d (перфект настоящего времени) | prøve пытаться leie взять внаём | prøvde пытался leide нанимал | har prøvd попытался har leid взял внаём |
Корень заканчивается на долгую гласную пример: bo, kle -dde (прошедшее время) -dd (перфект настоящего времени) | bo жить где-либо kle одеваться | bode жил kledde одевался | har bodd прожил har kledd оделся |
Описание
Повелительное наклонение глагола используется для того, чтобы высказать просьбу, дать указание или приказ.
Kom hit! Иди сюда! -- Sitt ned! Садись! -- Vær stille! Успокойся! (букв. Будь спокоен!)
Ta til venstre! Повернись налево! -- Hjelp! Помоги! -- Spis maten din! Ешь свою еду!
Основные правила
В норвежском языке повелительное наклонение образуется путем отсечения от инфинитива окончания –e, если оно было.
инфинитив (spise) ----- повелительное (spis)
инфинитив (ta) --------- повелительное (ta)
Таблица форм повелительного наклонения
Инфинитив | Повелительное (утвердительное) | Повелительное (отрицательное) |
gjøre делать | Gjør det! Сделай это! | Ikke gjør det! | Gjør ikke det! Не делай этого! |
snakkeговорить | Snakk norsk! Говори по-норвежски! | Ikke snakk norsk! | Snakk ikke norsk! Не говори по-норвежски! |
gå идти | Gå hjem! Иди домой! | Ikke gå hjem! | Gå ikke hjem! Не или домой! |
Глагол: пассив (страдательный залог)
Описание
Страдательный залог (пассив) используется, когда мы хотим обратить внимание скорее на объект действия или его результат, чем на самого деятеля. Часто либо неважно, кто является деятелем, или мы хотим скрыть личность деятеля, или его личность неизвестна.
Активный залог:
Jeg vasket bilen. Я вымыл автомобиль.
Jeg bruker studiekortet som legitimasjon. Я использую студенческий билет в качестве удостоверения.
Пассивный залог:
Bilen ble vasket av meg. Машина была вымыта мной.
Studiekortet brukes som legitimasjon. Студенческий билет используется в качестве удостоверения.
Основные правила
1. Пассив образуется при помощи вспомогательного глагола "bli" + и причастия совершенного вида. Причастие остается неизменным, в то время как "bli" спрягается по временам.
2. Пассив можно также образовать, добавив к инфинитиву глагола окончание -s. Пассив на -s обычно используется после модальных глаголов (skal, kan, må, bør).
Таблица глаголов в пассиве ("bli" + причастие)
Будущее время | Настоящее время | Прошедшее время | Перфект |
Brevet vil bli skrevet. Письмо будет написано | Brevet blir skrevet. Письмо пишется. | Brevet ble skrevet Письмо было написано. | Brevet har blittskrevet. Письмо написано. |
Filmen vil bli vist. Фильм будет показан | Filmen blirvist. Фильм показывается. | Filmen ble vist Фильм был показан. | Filmen har blittvist. Фильм показан. |
Bilen vil bli vasket. Автомобиль будет вымыт | Bilen blir vasket. Автомобиль моется. | Bilen ble vasket. Автомобиль был вымыт. | Bilen har blittvasket. Автомобиль вымыт. |
Jobben vil bli gjort. Работа будет сделана | Jobben blir gjort. Работа делается. | Jobben ble gjort. Работа была сделана. | Jobben har blittgjort. Работа сделана. |
Таблица глаголов в пассиве (пассив на -s)
S-пассив с модальными вспомогательными глаголами | Настоящее время |
Tekstboka kan bestilles i bokhandelen. Учебник можно заказать в книжном магазине | Tekstboka bestilles i bokhandelen. Учебник заказывают (букв. заказывается) в книжном магазине. |
Hjemmeleksene må gjøres i dag. Домашнюю работу следует сделать сегодня | Hjemmeleksene gjøres i dag. Домашняя работа делается сегодня. |
Klærne skal vaskes i morgen. Одежда будет стираться завтра | Klærne vaskes i dag. Одежда стирается сегодня. |
Middagen bør serveres klokka fem. Обед следует подавать в пять часов | Middagen serveres klokka fem. Обед подаётся в 5 часов. |
Синтаксис
Отрицательные предложения
Подлежащее | Сказуемое + "ikke" (не) | Прочие члены предложения |
Lars | arbeider ikke | i dag. |
Camilla | vil ikke gå | på kino. |
Jeg | liker ham ikke | så godt. |
Вопросы
Образование вопросов при помощи вопросительных наречий
Вопросы | Ответы |
Hva liker du å gjøre? Что тебе нравится делать? | Jeg liker å gå på ski. Мне нравится кататься (букв. ходить) на лыжах. |
Hvor studerer du? Где ты учишься? | Jeg studerer ved St. Olaf College Я учусь в Колледже Св. Олафа. |
Hvordan trives du her? Как ты чувствуешь себя здесь? | Jeg trives godt her. Я хорошо чувствую себя здесь. |
Når har du norsktime? Когда у тебя урок норвежского? | Jeg har norsktime klokka åtte. |
Hvorfor lærer du norsk? Почему ты учишь норвежский? | Fordi faren min er fra Norge. Поскольку мой отец – из Норвегии. |
Hvem er norsklæreren din? Кто твой учитель норвежского? | Norsklæreren min er Solveig Zempel. Мой учитель норвежского – Сольвейг Земпель. |
Hvor mange studenter er det i klassen? Сколько студентов в классе? | Det er 25 studenter i klassen. В классе 25 студентов. |
Hvor lenge har du studert norsk? Как долго ты учил норвежский язык? | Jeg har studert norsk i to år. Я учил норвежский два года. |
Hvor langt er det til byen? Как далеко до города? | Det er ca. 5 kilometer til byen. До города около 5 км. |
Hvor gammel er du? Сколько тебе лет? (букв. Как стар ты?) | Jeg er 35 år gammel. Мне 35 лет (Букв.: Я 35 лет стар). |
hvilken + сущ. en/ei | hvilket + сущ. et | hvilke + сущ. мн. ч. |
Hvilken lærerhar du? Какой у тебя учитель?(Который из учителей – твой?) | Hvilket husliker du? Какой дом (который из домов) тебе нравится? | Hvilke penner kjøpte du? Какие ручки ты купил? |
Прямые вопросы (да/нет)
1. Развёрнутые ответы:
Прямой вопрос | Развёрнутый ответ |
Liker du kaffe? Ты любишь кофе? | Ja, jeg liker kaffe. Да, я люблю кофе. Nei, jeg liker ikke kaffe. Нет, я не люблю кофе. |
Er du fra Norge? Ты из Норвегии? | Ja, jeg er fra Norge. Да, я из Норвегии. Nei, jeg er ikke fra Norge. Нет, я не из Норвегии. |
Har du en katt? У тебя есть кот? | Ja, jeg har en katt. Да, у меня есть кот. Nei, jeg har ikke en katt. Нет, у меня нет кота. |
Skal du dra hjem? Ты вернёшься домой? | Ja, jeg skal dra hjem. Да, я вернусь домой. Nei, jeg skal ikke dra hjem. Нет, я не вернусь домой. |
2. Краткие ответы.
Прямой вопрос | Краткий ответ |
Liker du kaffe? Ты любишь кофе? | Ja, det gjør jeg. Nei, det gjør jeg ikke. |
Er du fra Norge? Ты из Норвегии? | Ja, det er jeg. Nei, det er jeg ikke. |
Har du en katt? У тебя есть кот? | Ja, det har jeg. Nei, det har jeg ikke. |
Skal du dra hjem? Ты вернёшься домой? | Ja, det skal jeg. Nei, det skal jeg ikke. |
3. Краткие или развёрнутые ответы.
Вопрос с частицей "ikke" | Развёрнутый ответ | Краткий ответ |
Drikker du ikke melk? Ты не пьёшь молоко? | Jo, jeg drikker melk. Нет, я пью молоко. Nei, jeg drikker ikke melk. Нет, я не пью молока. | Jo, det gjør jeg. Nei, det gjør jeg ikke. |
Существительные
Формы существительных
Род | Неопр. ед. | Опр. ед. | Неопр. мн. | Опр. мн. |
Мужской | en penn ручка | pennen(эта) ручка | pennerручки | pennene(эти) ручки |
Женский | ei hytte дача | hytta(эта) дача | hytterдачи | hyttene(эти) дачи |
Средний | et hus дом et hotell гостиница | huset(этот) домhotellet(эта) гостиница | * hus __домаhotellerгостиницы | husene(эти) домаhotellene(эти) гостиницы |
Примеры использования форм существительных.
Род | Неопр. ед. | Опр. ед. | Неопр. мн. | Опр. мн. |
Мужской | Jeg har en penn. У него есть ручка. | Pennen er rød (Эта) ручка – красная. | Han har to penner. У него есть две ручки. | Pennene er røde. (Эти) ручки – красные. |
Женский | Jeg har ei hytte. У меня есть дача. | Hytta er stor. (Эта) дача – большая. | Han har to hytter. У него две дачи. | Hyttene er nye. (Эти) дачи – новые. |
Средний | Jeg har et hus. У меня есть дом. Jeg eier et hotell. Мне принадлежит гостиница. | Huset er stort. (Этот) дом – новый. Hotellet er nytt. (Эта) гостиница – новая. | Han har to hus. У него есть два дома. Han eier to hoteller. Ему принадлежат две гостиницы. | Husene er fine. (Эти) дома – красивые. Hotellene er nye. (Эти) гостиницы – новые. |
Неопределённая форма:
Использование неопределённой формы | Пример |
Вводит существительное в контекст в первый раз. | Jeg har en venn i Norge. У меня есть друг в Норвегии. Jeg kjenner ei jente som heter Marie. Я знаю девушку, которую зовут Мария. Jeg kjøpte et hus. Я купил дом. Jeg har tre norske bøker. У меня есть три норвежских книги. |
Определённая форма:
Использование определённой формы | Пример |
Указывает на нечто, уже упоминавшееся или считающееся известным в данном контексте. | Jeg har en penn. Pennen er rød. У меня есть ручка. (Эта) ручка – красная. Jeg kjøpte ei ny seng. Senga var dyr. Я купил новую кровать. (Эта) кровать была дорогая. Jeg bor på et hotell. Hotellet ligger i sentrum. Я живу в гостинице. Гостиница находится в центре. Jeg spiste to epler. Eplene var veldig gode. Я съел два яблока. Яблоки были очень хороши. |
Используется в притяжательных конструкциях, когда существительное находится перед притяжательным местоимением или предложным оборотом. | Pennen min er ny. / Pennen til Tom er fin. Моя ручка – новая / Ручка Тома – красивая. Senga mi er gammel. / Senga til Erik er ny. Моя кровать – старая / Кровать Эрика – новая. Huset mitt er koselig. / Huset til Mie er koselig. Мой дом – уютный / Дом Мие – уютный. Bilene mine er røde. / Bilene til Roger er røde. Мои машины – красные / Автомобили Роджера – красные. |
Используется после указательного местоимения. | Jeg liker denne pennen. Han liker den pennen. Мне нравится эта ручка. Ему нравится та ручка. Jeg kjøpte denne senga. Han kjøpte den senga. Я купил эту кровать. Он купил ту кровать. Jeg har dette slipset. Han har det slipset. У меня есть этот галстук. У него есть тот галстук. Jeg leser disse bøkene. Han leser de bøkene. Я читаю эти книги. Он читает те книги. |
Используется при указании на части тела или членов семьи. | Jeg har vondt i magen. Jeg skadet kneet. У меня боль в желудке. Я повредил колено. Jeg pusser ofte tennene. Jeg vasker håret. Я часто чищу зубы. Я мою волосы. Faren var i Norge. Søsteren var i USA. Отец был в Норвегии. Сестра была в США. |
Используется при указании на время с предлогами "om" и "til" | Jeg går på ski om vinteren. Я катаюсь на лыжах зимой. Jeg pleier å lese om kvelden. Я обычно читаю (букв.: имею обыкновение читать) по вечерам. Vi begynner til uken. Мы начинаем на (этой) неделе. Vi reiser til Norge til sommeren. Мы поедем в Норвегию летом. |
Используется с обозначениями отвлечённых явлений или общих понятий. | Naturen er vakker her. / Sånn er livet. Природа здесь красивая. Такова жизнь. Musikken er en viktig del av livet mitt. Музыка – важная часть моей жизни. Samfunnet trenger dyktige lærere. Общество нуждается в способных учителях. |
Используется с определённым артиклем и прилагательным в «двойной определённой конструкции» (см. ниже). | Jeg liker den nye genseren. Мне нравятся новые свитера. Jeg liker den nye senga. Мне нравится новая кровать. Jeg liker det nye huset. Мне нравится новый дом. Jeg liker de nye skoene. Мне нравятся новые ботинки. |
Определённый артикль
Использование определённого артикля | Пример |
Обычно существительные получают значение определённости путём прибавления окончания. | Jeg liker pennen. / Jeg liker senga. Мне нравится (эта) ручка / Мне нравится (эта) кровать.Jeg liker huset. / Jeg liker skoene. Мне нравится (этот) дом / Мне нравятся (эти) ботинки. |
Однако, если перед определённым существительным стоит прилагательное, необходимо использовать отдельно стоящий определённый артикль. Такая конструкция называется "двойная определённая конструкция" (определённый артикль + прил. + определённое существительное) | Jeg liker den nye pennen. Мне нравится новая ручка. Jeg likerden nye senga. Мне нравится новая кровать. Jeg liker det nye huset. Мне нравится новый дом. Jeg liker de nye skoene. Мне нравятся новые ботинки. |
Существительные без артикля
Существительные без артикля | Пример |
Неопределённый артикль НЕ используется при обозначении категории людей (национальность, профессия, общественная роль, возраст или религия) | Erik er nordmann, men jeg er tysker. Эрик – норвежец, а я – немец. Silje er lege, og mannen hennes er lærer. Силье – врач, а её муж – учитель. Jeg er lutheraner, men han er muslim. Я – лютеранин, а он – мусульманин. Jeg lærte norsk da jeg var barn. Я учил норвежский, когда я был ребёнком. |
Определённый артикль или определённое окончание не используются, если существительное сочетается с прилагательным, указывающим на порядок или местонахождение(eneste, venstre, høyre, øverste, nederste, første, siste, forrige, samme, følgende) | Første dag var vi i Oslo. В первый день мы были в Осло. Neste dag dro vi til Trondheim. На следующий день мы поехали в Тронхейм. Siste dag reiste vi til Bergen. В последний день мы поехали в Берген. Jeg var i Norge forrige uke. Я был в Норвегии на прошлой неделе. Hotellet ligger på venstre side. Гостиница находится по левой стороне. Boka lå på øverste hylle. Книга лежала на верхней полке. |
Иногда артикль отсутствует во фразеологизмах, особенно если существительное следует после предлога. | Vi skal gåpå kino. Мы пойдём в кино. Er det lenge siden sist du var på sirkus? Давно ли ты был в цирке последний раз? Ungene mine går ikke på privatskole. Мои дети не ходят в частную школу. Nå bor hun i telt. Сейчас она живет в палатке. |
Нередко артикль отсутствует, если конструкция глагол + существительноеописывает привычную деятельность без указания на конкретный её объект. | Jeg skriver brev. Я пишу письмо. Jeg kjører bil. Я веду автомобиль. Barna liker å hoppe tau. Дети любят прыгать с веревочкой. Paul McCartney spiller gitar. Пол Маккартни играет на гитаре. |
Прилагательные
Неопределённые прилагательные:
Род | Attributive (before the noun) |
Мужской | Jeg har en fin bil – У меня есть красивый автомобиль. |
Женский | Jeg har ei fin seng – У меня есть красивая кровать. |
Средний | Jeg har et fint hus – У меня есть красивый дом. |
Множ. число | Jeg har fine stoler – У меня есть красивые стулья. |
Употребление неопределённых прилагательных:
Род | Predicative (after the noun) |
Мужской | Jeg har en bil. Bilen er fin. (Den er fin.) У меня есть автомобиль. (Этот) автомобиль – красивый. (Он – красивый). |
Женский | Jeg har ei seng. Senga er fin. (Den er fin.) У меня есть кровать. Кровать – красивая. (Она красивая). |
Средний | Jeg har et hus. Huset er fint. (Det er fint.) У меня есть дом. (Этот) дом – красивый. (Он красивый). |
Множ. число | Jeg har noen stoler. Stolene er fine. (De er fine.) У меня есть несколько стульев. (Эти) стулья – красивые. (Они красивые). |
Определённые прилагательные:
Род | Definite Article | Adjective + e | Noun in Def. Form |
Мужской | den | fine | bilen |
Женский | den | fine | senga |
Средний | det | fine | huset |
Множ. число | de | fine | stolene |
Неопределённые и определённые прилагательные:
Род | Неопределённые прилагательные | Определённые прилагательные |
Мужской | Jeg har en fin bil. У меня есть автомобиль. | Jeg likerden fine bilen.Мне нравится (этот) красивый автомобиль. |
Женский | Jeg har ei fin seng. У меня есть красивая кровать. | Jeg likerden fine senga.Мне нравится (эта) красивая кровать. |
Средний | Jeg har et fint hus. У меня есть красивый дом. | Jeg likerdet store huset.Мне нравится (этот) большой дом. |
Множ. число | Jeg har fine stoler. У меня есть красивые стулья. | Jeg likerde fine stolene.Мне нравятся (эти) красивые стулья. |
Указательные местоимения
Описание
Указательные местоимения используются, чтобы указать на что-либо или кого-либо. Для указания на людей или предметы, находящиеся вблизи нас, мы используем местоимения «этот», «эта», «это», «эти». Для тех, что находятся вдали, мы используем «тот», «та», «то», «те».
Пример:
Мне эта рубашка нравится больше, чем та красная рубашка.
Что ты думаешь об этих ботинках? Или тебе те ботинки нравятся больше?
Основные правила
1. В норвежском языке указательные местоимения должны согласовываться в роде и числе с соответствующим существительным (denne dressen | dette huset | disse skoene)
2. Существительное должно иметь определённое окончание (denne dressen | dette huset | disse skoene)
Таблица основных форм:
Род | ЭТОТ | ЭТИ | ТОТ | ТЕ |
Мужской (en) | denne dressen этот костюм | den dressen тот костюм |
Женский (ei) | denne skjorta эта рубашка | den skjorta та рубашка |
Средний (et) | dette skjerfet этот шарф | det skjerfet тот шарф |
Множ. число | disse skoene эти ботинки | de skoene те ботинки |
Глаголы: прошедшее время
Описание
Прошедшее время используется, чтобы сказать о чём-либо, что произошло в определённый момент в прошлом, или о том, что происходило в прошлом неоднократно.
Норвежские глаголы можно разделить, как и английские глаголы, на СЛАБЫЕ (окончание прошедшего времени прибавляется к корню) или СИЛЬНЫЕ (окончание обычно не прибавляется, зато изменяется гласная в корне).
Примеры слабых глаголов в прошедшем времени:
Jeg spiste frokost, pusset tennene og kledde på meg. Så prøvde jeg å vekke broren min.
Я съел завтрак, почистил зубы и оделся. Затем я попытался разбудить своего брата.
(spise - spiste || pusse - pusset || kle - kledde || prøve - prøvde)
Примеры сильных глаголов в прошедшем времени:
Jeg satt og skrev et brev til foreldrene mine. Så gikk jeg på kino.
Я сидел и писал письмо своим родителям. Затем я пошёл в кино.
(sitte - satt || skrive - skrev || gå - gikk
Основные правила
1. Взглянув на глагол, трудно сразу определить, сильный он или же слабый. Тем не менее, сильных глаголов – намного меньше, чем слабых, так что Вы должны научиться распознавать их, с тем, чтобы остальные автоматически отнести к слабым.
2. Выучить прошедшее время сильных глаголов непросто. Вам понадобится запомнить формы каждого глагола (их списки обычно приводятся в словарях и учебниках).
3. Напротив, образование прошедшего времени слабых глаголов производится по простой и однообразной модели, и легче изучить модель и способы ее применения, чем запоминать спряжение каждого отдельного глагола.
Как Вы увидите из приведенной ниже таблицы, для слабых глаголов имеются 4 разных окончания (-et | -te | de | dde). Эти окончания всегда прибавляются к основе или корню глагола. Этот корень (основу) можно получить, если опустить безударное окончание -e инфинитива (если такое есть).
(Инфинитивы: spise, pusse, kle, bo, prøve; | корни: spis, puss, kle, bo, prøv)
Таблица спряжения слабых глаголов:
Классы слабых глаголов | Инфинитив | Прошедшее | Перфект настоящего |
Корень заканчивается на две согласных пример: vaske, snakke -et (прошедшее время) -et (перфект настоящего времени) | vaske мыть snakke говорить | vasket мыл snakket говорил | har vasket помыл har snakket поговорил |
Корень заканчивается на одну согласную, или на одну из следующих удвоенных согласных (ll, mm, nn, ng, nk) пример: like, spise пример: spille, svømme, kjenne, trenge, tenke -te (прошедшее время) -t (перфект настоящего времени) | like любить spise есть spille играть | likte любил spiste ел spilte играл | har likt полюбил har spist съел, поел har spilt сыграл |
Корень заканчивается на v или дифтонг, например "ei". пример: prøve, leie, pleie -de (прошедшее время) -d (перфект настоящего времени) | prøve пытаться leie взять внаём | prøvde пытался leide нанимал | har prøvd попытался har leid взял внаём |
Корень заканчивается на долгую гласную пример: bo, kle -dde (прошедшее время) -dd (перфект настоящего времени) | bo жить где-либо kle одеваться | bode жил kledde одевался | har bodd прожил har kledd оделся |
Глаголы: повелительное наклонение
Описание
Повелительное наклонение глагола используется для того, чтобы высказать просьбу, дать указание или приказ.
Kom hit! Иди сюда! -- Sitt ned! Садись! -- Vær stille! Успокойся! (букв. Будь спокоен!)
Ta til venstre! Повернись налево! -- Hjelp! Помоги! -- Spis maten din! Ешь свою еду!
Основные правила
В норвежском языке повелительное наклонение образуется путем отсечения от инфинитива окончания –e, если оно было.
инфинитив (spise) ----- повелительное (spis)
инфинитив (ta) --------- повелительное (ta)
Таблица форм повелительного наклонения
Инфинитив | Повелительное (утвердительное) | Повелительное (отрицательное) |