Отепляющие противоналедные мероприятия
К весьма эффективным противоналедным мероприятиям конструктивного типа, способным не только значительно ослабить, но даже полностью ликвидировать наледи, относятся отепляющие мероприятия:
· нанесение на стенки и днища лотком, каналов, канав защитных теплоизоляционных покрытий;
· установка навесных щитовых теплоизоляционных крышек над каналами, лотками и канавами;
· перевод зимнего расхода на подземный сток переключением его в специально устраиваемые коллекторы и каналы;
· устройство краткосрочных подпоров воды для образования ледяных кровель над водными потоками;
· устройство отепляющих настилов над канавами, лотками и руслами открытых водных потоков
· концентрация водных потоков пропуском их в узких лотках.
Эти средства противоналедной борьбы отличаются простотой и высокой надежностью, поэтому рекомендуются к широкому применению.
Нанесение на стенки и днища лотков, каналов и канав защитных термоизоляционных покрытий применяется для снижения тепловых потерь в руслах водотоков и может быть довольно эффективным мероприятием. В качестве покрытий можно использовать различные материалы (от эпоксида до деревянной облицовки).
Установка теплоизоляционных щитов и крышек над водоотводными канавами, лотками и каналами позволяет снизить тепловые потери в атмосферу и может быть весьма эффективным мероприятием против образования русловых наледей. Их изготовляют из теплоизоляционных материалов в виде легких навесных конструкций, устанавливаемых в рабочее положение в начале зимнего сезона.
Перевод зимнего расхода открытых водных потоков на подземный сток очень эффективен при борьбе с русловыми наледями. Для этого можно использовать обычные коллекторы, оборудованные водоприемными колодцами, или водовмещающие каналы.
Устройство краткосрочных подпоров воды на постоянно действующих водотоках для образования над ними ледяных кровель не требует каких-либо капиталовложений для своего осуществления. Подпоры можно получить установкой дощатых закладных щитов между стойками, предварительно забитыми в русло водотока. Сразу же после установления устойчивого ледяного покрова щиты поднимают, вызывая падение уровня воды с образованием над воздушного слоя.
Отепляющие настилы над канавами, лотками и каналами устраивают из жердей, укладываемых поперек водотока, и слоя веток хвойных деревьев, быстро заносимых снегом и завершающих конструкцию такого противоналедного устройства (рис. 11.6). Эти
противоналедные средства широко применяют на автомобильных и
железных дорогах. К их недостаткам следует отнести потребность в ручном труде, а также ежегодную рубку хвойного лапника или кедрового стланника, что не удовлетворяет требованиям защиты окружающей среды.
АВТО3ИМНИКИ
Классификация автозимников
Автомобильные дороги зимнего действия, или автозимники, в настоящее время занимают значительное место в общем объеме перевозок. Этому виду дорог в последнее время придается важное значение. Разработаны нормативные документы по проектированию, строительству и содержанию временных автомобильных дорог, совершенствуется техника для прокладки автозимников по целинному снегу и наращивания ледяного покрова.
Сезонные автомобильные дороги необходимо строить в случае экономической нецелесообразности строительства дорог круглогодичного действия при незначительных объемах перевозок в данном районе. По сезонным автомобильным дорогам перевозится свыше 60% готового объема заготавливаемой древесины в районах Тюменской области и Сибири в целом.
К зимним автомобильным дорогам относятся сезонные дороги с полотном и дорожной одеждой из снега, льда, мерзлого грунта с грунтовым и ледяным основанием.
По продолжительности эксплуатации автозимники подразделяются на регулярные, возобновляемые каждую зиму в течение ряда лет по одной и той же трассе, и временные, используемые в течение одного-двух зимних сезонов, а также разового пользования, служащие для разового пропуска колонн автомобилей.
По расположению на местности автозимники бывают сухопутные и ледовые, прокладываемые по льду рек, озер или морей,
По продолжительности использования времени года автозимники могут быть чисто зимнего действия и продленного срока действия, когда ими обеспечивается проезд в течение зимнего и части летнего периодов года.
В зависимости от размеров расчетной годовой грузонапряженности или расчетной интенсивности движения автозимники делятся на две категории. К 1 категории относятся автозимники с грузонапряженность свыше 50 тыс.т нетто в год, обеспеченной на 3...5 лет, или расчетной интенсивностью движения, приведенной к автомобилю грузоподъемностью 5т свыше 150 авт./сут, а автозимники с грузонапряженностью не более 50 тыс.т нетто в год ко 2 категории.