По контрольной работе заочника

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»

Политехнический институт

Кафедра «Автомобили и автомобильное хозяйство»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ЗАОЧНИКА

по дисциплине

«Маркетинг»

Эксплуатация транспортно-технологических машин

И комплексов

Профиль подготовки:

Автомобили и автомобильное хозяйство

Направление подготовки:

Технология транспортных процессов

Профили подготовки:

Организация перевозок и управление

На автомобильном транспорте.

Организация и безопасность дорожного движения

Уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат

Форма обучения: заочная

Тула - 2016

Методические указания по выполнению контрольной работы заочника разработаны к.т.н., доцентом кафедры Н.В. Григорьевой и обсуждены на заседании кафедры АиАХ,

протокол № ____ от "____"______________20___ г.

Зав. кафедрой _______________И. Е. Агуреев

Методические указания по выполнению контрольной работы заочника пересмотрены и утверждены на заседании кафедры АиАХ,

протокол № ____ от "____"______________20___ г.

Зав. кафедрой _______________И. Е. Агуреев

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….….4

1. Основные требования к выполнению контрольной работы ……………………....4

2. Содержание дисциплины……………………………………………………….……5

3. Теоретические вопросы для выполнения контрольной работы…………………..6

4. Методика определения уровня конкурентоспособности АТП …………………. 8

4.1. Общие сведения ………………………………………………………………. 8

4.2. Основные показатели при оценке уровня

конкурентоспособности АТП………………………………………………………9

4.3. Соотношение предложения и спроса на перевозку грузов и

оказание услуг ………………………………………………………………………9

4.4. Качество транспортного обслуживания клиентуры ………………………..10

4.5. Соотношение доходов и расходов на перевозку грузов…………………… 13

4.6. Количество видов перевозок, выполняемых автотранспортным

предприятием ……………………………………………………………...…….14

4.7. Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами

(производственно-технической базой и подвижным составом) …………..15

Заключение…………………………………………………………………………....17

Практические занятия …………………………………………………………….... 17

Библиографический список рекомендуемой литературы…………………………18

Приложение 1. Пример оформления титульного листа для КРЗ ………….….….19

Приложение 2. Исходные данные для расчета уровня

конкурентоспособности АТП…………………………………….20

Введение

Цель дисциплины - ознакомить будущих специалистов с системой планирования и управления разработкой и сбытом продукции, ориентированной на удовлетворение потребностей клиентуры и получение прибыли, а также привить практические навыки в проведении маркетинговых исследований и принятии решений при определении тарифной политики автотранспортных предприятий.

В результате изучения дисциплины студенты должны получить знания основных принципов, организационных форм, методов маркетинга, уметь выполнять маркетинговые исследования для «проектирования» транспортной продукции, включающие сегментирование рынка сбыта по предлагаемым характеристикам продукции, определение целевых сегментов и объема потенциального спроса, уметь оценивать конкурентоспособность транспортной продукции, уметь обосновывать цены (тарифы) на продукцию транспорта.

Содержание рабочей программы соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта ВПО.

1. Основные требования к выполнению контрольной работы

Контрольная работа состоит из двух частей:

- в первой части необходимо дать подробные письменные ответы на две группы теоретических вопросов (расчетный вариант в каждом задании – это номер варианта задания посписку студентов в журнале группы), которые должны содержать необходимый теоретический материал;

- в основе второй части работы лежит расчет конкурентоспособности АТП по вариантам (п.4);

- изучить материал, необходимый для выполнения данного задания (конспект лекций, практические занятия по дисциплине).

При оформлении контрольной работы должны быть выполнены следующие требования:

- контрольная работа должна содержать титульный лист (см. Приложение), содержание с указанием наименований разделов и соответствующих страниц в тексте работы, введение, основные разделы, список используемой литературы, приложения;

- страницы и основные разделы работы должны быть пронумерованы, если в тексте работы приводятся рисунки, графики, таблицы, формулы, то они также нумеруются;

- оформление текста - 14пт Times New Rom., интервал одинарный;

- при использовании литературных источников (от 2010 г. издания), нормативных и законодательных актов, статистических материалов в тексте необходимо делать соответствующие ссылки.

2. Содержание дисциплины

Тема 4. Сегментация рынка

4.1. Факторы, влияющие на сегментирование рынка.

4.2. Выбор целевых сегментов.

4.3. Позиционирование товара.

Контрольной работы

I группа вопросов

1. Роль маркетинга в рыночной экономике: цели, функции и концепции маркетинга.

2. Классификация товаров.

3. Установление цен на товары и услуги: постановка задачи и политика ценообразования.

4. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей: модель покупательского поведения.

5. Виды товаров и их разработка: товары, торговые марки, упаковка, услуги.

6. Подходы к проблеме ценообразования.

7. Факторы, влияющие на сегментирование рынка.

8. Продвижение товаров: реклама, стимулирование сбыта и пропаганда.

9. Предприятие и внешняя среда.

10. Развитие международной торговли автомобилями и оборудованием.

11. Анализ эффективности рекламы и её информационная сущность.

12. Структура службы маркетинга АТП.

13. Рынок товаров промышленного назначения, промежуточных продавцов и государственных учреждений.

14. Планирование новой продукции в автомобильной промышленности.

15. Решения относительно упаковки, маркировки, товарного ассортимента, номенклатуры, услуг для клиентов.

16. Типы маркетинга в зависимости от состояния и развития рыночного спроса.

17. Значение системы товародвижения в маркетинге.

18. Ценообразование на различных типах рынков.

19. Выбор целевых сегментов и позиционирование товара.

20. Подход к этапам жизненного цикла товара: этапы, проблемы, стратегия разработки новых товаров.

21. Инициативное изменение цен: реакция фирмы на изменение цен конкурентами.

22. Розничная и оптовая торговля.

23. Элементы, оказывающие влияние на методы и результаты деятельности предприятия на рынке.

24. Основные задачи, решаемые службой маркетинга АТП.

25. Роль рекламы в организации сбыта товара.

II группа вопросов

1. Анализ рыночных возможностей и прогнозирование рынка автотранспортных услуг.

2. Информационная система и контроль в транспортном маркетинге.

3. Презентация товара: смысл, назначение, содержание.

4. Анализ возможностей сбытовой политики в России: планирование и прогнозирование.

5. Методы аналитического обоснования цен на товары широкого потребления.

6. Методы и средства изучения экономической конъюнктуры рынка в России.

7. Вопросы интеллектуальной защиты собственности.

8. Особенности маркетингового анализа сегментов и секторов рынка.

9. Определение спроса и оценка издержек.

10. Позиционирование и дифференцирования товаров на рынке: принятие решений и их эффективность.

11. Основные методы обоснования объемов продаж.

12. Информационное исследование и прогнозирование конъюнктурных позиций рынка.

13. Современная концепция маркетинга.

14. Особенности маркетингового анализа сегментов и секторов рынка.

15. Концепции маркетинга и их эволюция.

16. Анализ стратегии АТП на рынке услуг.

17. Сервисная и рекламная политика маркетинга.

18. Продвижение товаров: комплекс маркетинговых коммуникаций и стимулирования сбыта.

19. Методы и приемы маркетингового анализа.

20. Особенности тарифной политики АТП.

21. Ассортиментная политика предприятий.

22. Выбор посредника в системе сбыта.

23. Понятие маркетинга: цели, функции и типы в зависимости от развития рыночного спроса.

24. Выбор метода ценообразования.

25. Анализ цен товаров конкурентов.

4. Методика определения уровня конкурентоспособности АТП

Общие сведения

Для рынка транспортных услуг характерны следующие виды конкуренции:

- конкуренция между автотранспортными предприятиями различных форм собственности (государственной, частной, кооперативной акционерной и др.);

- конкуренция АТП различной ведомственной подчиненности;

- конкуренция АТП при перевозке различных видов грузов (строительных, торговых, сельскохозяйственных и т.д.);

- конкуренция между различными видами транспорта. Наиболее ярко этот вид конкуренции проявляется между автомобильным и железнодорожным транспортом.

Основные способы конкуренции между АТП сводятся к двум видам: ценовым и неценовым.

Ценовой метод предполагает изменение (снижение) тарифов на перевозки, выполняемые одним АТП по сравнению с тарифами, применяемыми другим АТП. Неценовой метод предполагает деятельность АТП, направленная на повышение качества перевозок и услуг, развитие рекламной деятельности, развитие собственной ПТБ, повышение квалификации водителей, ремонтных рабочих, специалистов по управлению.

Выбор способов конкуренции во многом зависит от условий конкурентной среды, в которой работает АТП, а именно:

- наличие большого количества АТП разной специализации и большого количества клиентов, разнообразных и сравнительно больших объемов перевозок грузов. Эти условия характерны для большинства крупных городов и регионов и определяют рынок "чистой" или "неограниченной" конкуренции;

- наличие небольшого количества автотранспортных предприятий и ограниченного количества клиентов, средних объёмов перевозок грузов определенной номенклатуры. Эти условия характерны для средних и небольших городов и регионов и определяют "рынок ограниченной конкуренции";

-большинство перевозок осуществляется, одним автотранспортным предприятием и все клиенты зависят от количества и качества услуг, предлагаемых этим АТП. Эти условия характерны для сельских районов, регионов Сибири и Севера и определяют "чистую монополию".

Основными показателями, влияющими на конкурентоспособность автотранспортного предприятия являются: соотношение предложения и спроса на перевозки грузов; качество транспортного обслуживания; соотношение доходов и расходов на перевозки; количество видов перевозок грузов и услуг, выполняемых АТП; ресурсы АТП.

Данные показатели дают возможность оценить работу АТП со стороны клиента (показатели спроса, качества), а также - способность АТП успешно конкурировать на транспортном рынке за счет своих ресурсов и организации работы (ресурсы, издержки, количество видов перевозок).

Существует ряд других показателей, влияющих на конкурентоспособность АТП, по которым оценка их влияния на конкурентоспособность в случае необходимости может производиться самим автотранспортным предприятием. К таким относятся производительность труда, квалификация производственного и управленческого персонала, которые косвенно влияют на повышение конкурентоспособности АТП.

Доходов и расходов

Показатели Конкурентоспособность Неконкурентоспособность
высокая средняя
, % 1,3 и 1,25-1,28 более 1,24 - 1,00 Менее 1,00
1 (0,90 - 0,98) 0,95 - 0,76 0,45

4.6. Количество видов перевозок, выполняемых автотранспортным

предприятием

В условиях рынка высокий уровень специализации автотранспортного предприятия необходим как основа для выполнения перевозок на высоком качественном уровне. Рыночные условия и транспортный рынок подвержены различным, в т.ч. значительным колебаниям спроса на транспортную продукцию. Поэтому, с целью сглаживания негативных последствий рынка, автотранспортные предприятия должны заниматься и другими видами перевозок (междугородными международными и др.) или другими видами деятельности, например, транспортно-экспедиционным обслуживанием и т.п.

В методике предусмотрена зависимость коэффициента конкурентоспособности АТП от количества видов осуществляемых перевозок, которые для целей настоящей методики имеют следующую классификацию:

- внутригородские и пригородные перевозки товаров народного потребления;

- перевозки грузов самосвалами;

- внутриобластные перевозки;

- междугородные перевозки;

- международные перевозки.

Наибольший коэффициент конкурентоспособности =1 имеют АТП. которые осуществляют 3 и более видов перевозок, меньшее количество видов перевозок снижает коэффициент конкурентоспособности (табл. 5).

Таблица 5

Показатели конкурентоспособности АТП в зависимости от количества

выполняемых видов перевозок (видов деятельности)

Количество видов перевозок 3 и более
0,6 0,8

Заключение

Контрольная работа студентов заочного обучения является одной из форм самостоятельной работы, в которую также входит изучение лекционного материала. Положительная оценка работы является основание для допуска к зачету по дисциплине.

Практические занятия

№п/п Темы занятий
Оценка конкурентоспособности изделия по техническим параметрам
Оценка конкурентоспособности изделия по экономическим параметрам
Определение интегрального показателя конкурентоспособности анализируемого изделия по отношению к образцу

Библиографический список рекомендуемой литературы

1. Соловьев, Б. А. Маркетинг: учебник для вузов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов ; РЭА им. Г. В. Плеханова.– М. : ИНФРА-М, 2010 .– 336 с. ­– (Высшее образование).– Библиогр.: с. 335.– ISBN 978-5-16-003647-2 (в пер.)

2. Маркетинг : учебник для вузов / Н. М. Кондратенко [и др.] ; под общ. ред. Н. М. Кондратенко .– М. : Юрайт, 2011 .– 541 с.: ил .– (Основы наук) .– Дар Изд-ва "Юрайт" ТулГУ: 1325384 .– Библиогр.: с. 539-540 .– ISBN 978-5-9916-1026-1 (Изд-во Юрайт) .– ISBN 978-5-9692-1055-4 (ИД Юрайт)

3. Жилкина, А. А. Маркетинг и ценообразование: учебно-метод. пособие / А. А. Жилкина, Н. Г. Аснович; М-во образования Республики Беларусь, БНТУ, Междунар. ин-т дистанцион. образования, Каф. "Информ. технологии в управлении" .– Минск : БНТУ, 2011 .– 199 с. : ил. – Дар БНТУ ТулГУ: 1330197 .– Библиогр. в конце кн. – ISBN 978-985-525-514-8.

Периодические издания

1. Журнал «Маркетинг».

2. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом».

Интернет-ресурсы

1. http://www.4p.ru – сайт по теории и практике маркетинга.

2. http://www.7st.ru – сетевой журнал о маркетинге и рекламе.

3. http://www.manager.ru – сайт о менеджменте, маркетинге и рекламе.

4. http://www.marketolog.ru – сетевой журнал о маркетинге и рекламе.

Приложение 1

Пример оформления титульного листа для КРЗ

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»

Политехнический институт

Приложение 2

Исходные данные для расчета уровня конкурентоспособности АТП

Показатели Вариант № 1 Вариант № 2
  АТП №57 АТП №58 АТП №59 АТП №60
1.Объем перевозок возможный, тыс. т 241,5 224,7 69,8 72,4
2. Объем перевозок принятый, тыс. т 67,7 60,5
3. Объем перевозок по графику, тыс. т 96,5 78,4 50,4 60,5
4. Доходы, тыс. руб.
5.Переменные расходы, руб./км        
5.1 затраты на топливо 4,43 5,11 4,78 4,71
5.2. затраты на смазочные материалы 4,21 3,78 3,97 4,20
5.3. затраты на ТО и ТР 3,90 4,80 4,10 3,47
5.4. затраты на шины 2,70 2,63 2,74 2,47
5.5. амортизация автомобилей 2,98 2,55 2,12 2,95
6. Накладные расходы, руб./км 2,07 2,73 2,10 2,17
7. Затраты на з/п водителей, с начислениями, руб./км 6,27 5,19 5,39 5,94
8. Списочное количество а/м, ед.
9. Количество специализированного ПС, ед.
10. Среднесуточный пробег, км
11. Коэф. использования парка 0,63 0,69 0,67 0,68
12. Стоимость ОПФ, тыс. руб.
12.1.вт. ч. ст-ть ПТБ
13. Средняя грузоподъемность парка, т

Исходные данные по вариантам

Показатели Вариант №3 Вариант №4 Вариант №5 Вариант №6
АТП №1 АТП №2 АТП №3 АТП №4 АТП №5 АТП №6 АТП №7 АТП №8
1. 950,2 1200,0 92,30 72,10 171,5 214,3 160,0 115,45
2. 700,0 90,0 70,0 150,5 140,0 100,0
3. 600,0 70,0 60,0 130,5 180,0 120,8 80,0
4.
5.                
5.1. 5,20 5,00 4,81 5,12 4,75 5,15 5,32 4,41
5.2. 4,30 4,26 3,72 4,15 4,23 3,71 3,98 4,01
5.3. 4,70 4,64 4,12 4,02 3,74 3,33 4,11 4,71
5.4. 2,81 2,04 2,61 2,42 2,34 2,63 2,08 2,81
5.5. 3,10 2,79 2,11 2,81 2,73 2,65 2,47 2,94
6. 2,50 2,35 2,31 2,48 2,49 2,51 2,30 2,41
7. 6,34 6,11 5,49 5,98 6,12 6,28 6,31 5,94
8.
9.
10.
11. 0,70 0,68 0,65 0,69 0,64 0,67 0,64 0,68
12.
12.1.
13.

Показатели Вариант №7 Вариант №8 Вариант №9 Вариант №10
АТП №1 АТП №2 АТП №3 АТП №4 АТП №5 АТП №6 АТП №7 АТП №8
1. 194,0 235,0 321,0 295,5 705,5 572,7 423,5 159,0
2. 180,0 220,0 300,0 250,0 600,0 530,5 400,5 149,2
3. 150,4 188,7 260,0 200,0 520,0 470,0 380,4 120,0
4.
5.                
5.1. 5,01 5,00 4,71 5,10 4,45 5,14 4,48 4,90
5.2. 4,28 4,27 3,71 4,25 4,24 3,77 3,99 4,11
5.3. 4,60 4,62 4,82 4,22 3,84 3,93 4,19 4,15
5.4. 2,80 2,14 2,21 2,32 2,74 2,63 2,58 2,72
5.5. 2,78 2,45 2,11 2,84 2,75 2,55 2,79 2,94
6. 2,45 2,35 2,37 2,47 2,29 2,11 2,40 2,12
7. 6,32 5,20 5,41 6,10 6,00 5,28 5,31 5,94
8.
9.
10.
11. 0,64 0,60 0,66 0,69 0,66 0,67 0,68 0,67
12.
12.1.
13.
Показатели Вариант №11 Вариант №12 Вариант №13 Вариант №14
АТП №1 АТП №2 АТП №3 АТП №4 АТП №5 АТП №6 АТП №7 АТП №8
1. 980,7 725,5 68,0 72,16 235,1 321,7 295,7 194,2
2. 700,1 680,0 60,5 70,6 220,0 300,0 250,0 170,6
3. 500,4 470,0 60,5 30,8 160,7 190,0 200,0 120,4
4.
5.                
5.1. 5,11 4,20 4,78 5,10 4,47 5,14 4,48 4,70
5.2. 4,29 4,07 3,71 4,24 4,24 3,78 3,99 4,10
5.3. 4,60 4,69 4,22 4,22 3,94 3,93 4,19 4,45
5.4. 2,75 2,14 2,20 2,38 2,74 2,63 2,78 2,12
5.5. 2,78 3,00 2,11 2,82 2,79 2,55 2,79 2,94
6. 2,45 2,35 2,37 2,45 2,29 2,13 2,40 2,15
7. 6,32 5,21 5,41 6,10 6,08 5,28 5,31 5,95
8.
9.
10.
11. 0,70 0,66 0,68 0,69 0,60 0,66 0,69 0,64
12.
12.1.
13.

Показатели Вариант №15 Вариант №16 Вариант №17 Вариант №18
АТП №1 АТП №2 АТП №3 АТП №4 АТП №5 АТП №6 АТП №7 АТП №8
1. 214,3 114,84 115,0 72,81 920,0 1100,7 92,36 75,16
2. 139,4 100,0 70,7 700,3 74,2 70,6
3. 30,4 100,8 72,1 50,4 560,2 58,4 40,8
4.
5.                
5.1. 5,01 5,09 4,77 5,19 5,12 4,20 4,88 5,20
5.2. 4,28 4,27 3,11 4,25 4,29 4,17 3,71 4,14
5.3. 4,60 4,22 4,70 4,02 4,60 4,81 4,22 4,75
5.4. 2,80 2,15 2,21 2,72 2,75 2,15 2,28 2,35
5.5. 2,79 2,45 2,19 2,87 2,78 3,00 2,21 2,83
6. 2,45 2,33 2,37 2,49 2,45 2,35 2,38 2,45
7. 6,32 5,25 5,41 6,10 6,32 5,27 5,49 6,15
8.
9.
10.
11. 0,67 0,68 0,68 0,67 0,70 0,68 0,68 0,69
12.
12.1.
13.
Показатели Вариант №19 Вариант №20 Вариант №21 Вариант №22
АТП №1 АТП №2 АТП №3 АТП №4 АТП №5 АТП №6 АТП №7 АТП №8
1. 187,5 159,4 104,84 105,4 1500,0 1210,0 95,3 92,6
2. 150,4 120,2 90,4 85,8 1200,0 990,0 81,4 70,5
3. 90,2 80,6 70,8 62,1 700,4 50,2 55,8
4.
5.                
5.1. 4,49 5,14 4,78 4,70 5,17 4,30 4,87 5,20
5.2. 4,21 3,79 3,92 4,10 4,29 4,18 3,71 4,18
5.3. 3,95 4,80 4,19 4,75 4,70 4,11 4,22 4,60
5.4. 2,77 2,63 2,79 2,42 2,75 2,15 2,48 2,34
5.5. 2,74 2,55 2,59 2,94 3,00 2,70 2,27 2,83
6. 2,29 2,73 2,48 2,15 2,50 2,15 2,38 2,15
7. 6,28 5,28 5,37 5,95 6,34 5,27 5,00 6,15
8.
9.
10.
11. 0,63 0,68 0,68 0,68 0,70 0,68 0,68 0,69
12.
12.1.
13.

Показатели Вариант №23 Вариант №24 Вариант №25 Вариант №26
АТП №1 АТП №2 АТП №3 АТП №4 АТП №5 АТП №6 АТП №7 АТП №8
1. 201,7 220,3 150,8 115,45 102,50 98,16 850,5 1050,6
2. 190,4 200,0 140,0 100,2 96,00 80,60 630,10 807,0
3. 150,0 100,8 85,0 85,4 60,6 490,00 690,0
4.
5.                
5.1. 4,43 5,15 4,78 4,70 5,01 5,20 4,72 5,10
5.2. 4,21 3,78 3,92 4,20 4,28 4,07 3,77 4,29
5.3. 3,91 4,80 4,10 3,45 4,60 4,70 4,82 4,21
5.4. 2,77 2,63 2,74 2,44 2,80 2,10 2,21 2,30
5.5. 2,94 2,55 2,99 2,94 2,78 3,00 2,11 2,84
6. 2,00 2,73 2,10 2,15 2,45 2,35 2,50 2,17
7. 6,27 5,18 5,37 5,94 6,34 5,20 5,41 6,00
8.
9.
10.
11. 0,63 0,67 0,66 0,68 0,68 0,69 0,70 0,68
12.
12.1.
13.
Показатели Вариант №27 Вариант №28 Вариант №29 Вариант №30
АТП №1 АТП №2 АТП №3 АТП №4 АТП №5 АТП №6 АТП №7 АТП №8
1. 231,5 204,7 72,81 120,4 112,36 94,6 950,5 1000,6
2. 210,0 197,0 70,7 90,5 100,4 85,6 730,1
3. 170,5 120,4 50,4 60,5 60,4 50,6 420,9
4.
5.                
5.1. 4,42 5,14 4,58 4,97 5,17 4,31 4,87 5,10
5.2. 4,24 3,77 3,59 4,11 4,29 4,10 3,71 4,17
5.3. 3,84 3,93 4,11 4,15 4,70 4,00 4,21 4,60
5.4. 2,74 2,63 2,50 2,72 2,75 2,15 2,40 2,34
5.5. 2,70 2,55 2,79 2,90 3,00 2,70 2,28 2,83
6. 2,29 2,14 2,40 2,124 2,50 2,15 2,37 2,15
7. 6,00 5,28 5,30 5,94 6,34 5,27 5,00 6,10
8.
9.
10.
11. 0,63 0,67 0,67 0,68 0,68 0,69 0,70 0,68
12.
12.1.
13.

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»

Политехнический институт

Кафедра «Автомобили и автомобильное хозяйство»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ЗАОЧНИКА

по дисциплине

«Маркетинг»

Наши рекомендации