Игра с кубиками. «Собери картинку»
Учить ребенка самостоятельно находить грани кубиков к соответствующей картинке, складывать кубики в соответствии с образцом.
46. Стол для большой матрешки (из четырех кирпичиков)
Учить ребенка изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими. Уточнять понятия: «Большая - маленькая, широкий - узкий».
47. Кровать для большой матрешки (из шести кирпичиков и двух планок)
Учить ребенка при строительстве более сложной постройки использовать планки. Уточнить понятия: «Длинная - короткая, широкая - узкая». Обучение проводить в сравнении с постройкой, которую ребенок строил для маленькой матрешки (простая конструкция).
Домик для большой матрешки
Цель см. в занятии 46.
Задания: «Сделай сам. А как еще можно?»
Гараж для большой машины
Цель см. в занятии 46.
Выкладывание узоров из палочек
Учить ребенка выкладывать из спичек (с отрезанными головками) или счетных палочек простейшие геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники; создавать изображения предметов, интересных для ребенка.
Приучать осторожно брать двумя пальчиками спичку, не задевая при этом остальных; аккуратно складывать в коробочку.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Вопросы для воспитателей по анализу проводимой
индивидуальной работы (для коллективного совещания)
1. С кем из детей вы проводите индивидуальную работу? Возраст ребенка. Группа нервно-психического развития.
2. Когда последний раз был обследован ваш ребенок? Какое участие вы принимали в обследовании?
3. У кого из ваших детей при обследовании не было положительной динамики? По каким показателям? Какая причина?
4. Какие задачи вы решаете с вашим ребенком, проводя индивидуальную работу?
5. Знаете ли вы, чем занимается ваш ребенок на коррекционных занятиях учителя-дефектолога? Какое участие вы принимаете в этой работе?
6. Когда в следующий раз будет обследоваться ваш ребенок? Какие задачи вы ставите перед собой и перед ребенком, готовя его к следующему обследованию? На что вы будете обращать особое внимание?
Вопросы для учителя-дефектолога по анализу проводимой индивидуальной работы
1. Уровень выполнения индивидуальных назначений воспитателями с детьми, закрепленными для индивидуальной работы. (Ошибки в оформлении учета, качество усвоения предложенных тем, своевременная смена занятий, систематическое проведение индивидуальных назначений и др.).
2. Целесообразное, умелое и уместное использование режимных процессов, самостоятельной деятельности детей для осуществления индивидуальной работы с детьми.
3. Осуществление индивидуальной работы на подгрупповых занятиях.
4. Успехи, которых добились дети на коррекционных занятиях, трудности в решении отдельных задач.
5. Характер оказания коррекционной помощи детям на индивидуальных занятиях.
6. Рекомендации воспитателям в работе с детьми.
Приложение 2
Учет эффективности совместной работы учителя и
воспитателя с детьми группы за квартал
Условные обозначения:
Ра - речь активная Рп - понимание речи
К – конструирование С - сенсорика
(-) - нет положительной динамики (+) сократились отставания
(*) - положительная динамика без скачка э.с. - эпикризный срок
соотв. — соответствует отст. - отстает
ФИО ребенка | Воз- раст | Ра | Рп | К | С (цвет) | И др. … | Груп-па разви тия | Воспита-тель, закре пл. за ре-бенком | |||||
соотв. | отст. | соотв. | отст. | соотв. | отст. | соотв. | отст. | соотв. | отст. | ||||
Марина М. | 3,2 | 2,0 | +2 э.с. | 2,0 | *2 э.с. | 2,6 | 1 э.с. | 3,0 | +N | и т. д. | III | Иванова М.И. | |
Ира М. | 2,0 | 1,3 | *3 э.с. | 1,6 | *2 э.с. | 1,6 | +2 э.с. | — | -1 э.с. | и т. д. | IV | Петрова К.И. | |
Саша Ш. | 3,11 | 1,9 | *3 э.с. | 2,0 | *2 э.с | 2,0 | *2 э.с | 2,0 | *2 э.с. | и т. д. | IV | Сидорова В.К. | |
Лена К. | 1,11 | 1,6 | +2 э.с. | 1,9 | 1 э.с. | 2,0 | *N | — | -1 э.с. | и т. д. | III | Наумова Л.В. | |
Света Е. | 1,8 | 1,0 | *3 э.с. | 1,3 | *2 э.с. | 1,0 | *3 э.с. | — | — | и т. д. | IV | Симонова Е.Д. | |
Эдик Ф. | 4,0 | 2,0 | *3 э.с. | 2,0 | *3 э.с. | 2,6 | *2 э.с. | 3,0 | +1 э.с. | и т. д. | IV | Михайлова Л.Н. | |
Нина С. | 4,2 | 1.9 | +4 э.с. | 1,9 | *4 э.с. | 2,0 | *3 э.с. | 2,6 | *3 э.с. | и т. д. | V | Веселова С.М. | |
Отклонения в характере поведения
и индивидуальные особенности детей
Неустойчивое настроение | Прерывистый сон | Бывают неадекват- ные реакции | Отрицат. привычки |
Света Е. | Эдик Ф. | Нина С. | Нина С. |
Нина С. | Маша Д. | Сережа С. | Дима И. |
Приложение 3
Памятка по определению начального занятия
по каждому разделу программы
1. Развитие слуховых ориентировочных реакций
Возраст, которому соответствует развитие слуховых ориентировочных реакций | Номер занятия, с которого необходимо начать коррекционную работу |
10 дней | |
14 дней ' | |
20 дней | |
1 месяц | |
3 месяца | |
4 месяца | |
5 месяцев | |
6 месяцев | 1 в разделе «Рп» |
2. Развитие понимания речи, мышления, памяти
в процессе общения со взрослым на основе обогащения
представлений об окружающем
Возраст, которому соответствует уровень развития понимания речи | Номер занятия, с которого необхо-димо начать коррекционную работу |
Не реагирует на вопрос «Где?» | |
7 месяцев | |
8 месяцев | |
9 месяцев | |
10 месяцев | |
11 месяцев | |
1 год | |
1 год, 3 месяца | |
1 год, 6 месяцев | |
1 год, 9 месяцев | |
2 года | |
2 года и старше | 22 и др. в зависимости от ориентировки ребенка в лексических темах, предложенных программой |
3. Формирование предпосылок для развития активной речи;
активизация, совершенствование словаря,
грамматически правильных фраз и связной речи
Возраст, которому соответствует уровень развития активной речи | Номер занятия, с которого необходимо начать коррекционную работу |
3 недели | |
1 месяц | |
2 месяца | |
3 месяца | |
5 месяцев | |
6 месяцев | |
7—8 месяцев | |
9 месяцев | |
10 месяцев | |
11 месяцев — 1 год | |
1 год, 3 месяца | |
1 год, 6 месяцев | |
1 год, 9 месяцев | |
2 года | |
2 года, 6 месяцев | 19 и другие, в зависимости от ошибок в грамматическом строе речи ребенка |
4. Развитие зрительных ориентировочных реакций,
зрительно-моторной координации, ориентировки
в форме, величине, цвете (развитие сенсорики)
Возраст, которому соответствует развитие сенсорики | Номер занятия, с которого необходимо начать коррекционную работу |
8 дней | |
14 дней | |
20 дней | |
1 месяц | |
2 месяца | |
3 месяца | |
4 месяца | |
5 месяцев | |
6 месяцев | |
7 месяцев | |
8 месяцев | |
9 месяцев | |
10 месяцев | |
11 месяцев | |
1 год | |
1 год, 3 месяца | |
1 год, 6 месяцев | |
1 год, 9 месяцев | |
2 года | |
2 года, 6 месяцев | |
3 года |
5. Развитие ручной моторики, действие с предметами,
орудийной, игровой, конструктивной деятельности
Возраст, которому соответствует уровень развития ручной моторики, действий с предметами... | Номер занятия, с которого необходимо начать коррекционную работу |
1 месяц | |
2 месяца | |
3 месяца | |
4 месяца | |
5 месяцев | |
6 месяцев | |
7 месяцев | |
8 месяцев | |
9 месяцев | |
10 месяцев | |
11 месяцев | |
1 год | |
1 год, 3 месяца | |
1 год, 6 месяцев | |
1 год, 9 месяцев | |
2 года | |
2 года, 6 месяцев' | |
3 года |
Приложение 4
ПРИМЕРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ (1)