I. развитие слуховых ориентировочных реакций
С металлофоном (выбирается 1 звук), бубном, колокольчиком, погремушками (мелодичной и гремящей), султанчиками из упругой, шуршащей бумаги и т.д.
Создавать ситуации, развивающие зрительные и слуховые ориентировочные реакции, их взаимодействие. Вызывать реакцию ребенка на внезапно возникающие звуки. (Начинать представление предмета со слуховых воздействий. При возникновении слуховой реакции (вздрагивание, моргание) осуществлять и показ.)
С погремушкой или колокольчиком
Развивать слуховое сосредоточение на звучащем предмете, на голосе взрослого, находящемся вне поля зрения ребенка. (Ребенок должен сосредотачиваться при сильном звуке. При появлении слухового сосредоточения в течение 15-20 секунд показать игрушку, вызвать фиксацию взора на неподвижном предмете.)
3. С мелодичной погремушкой или колокольчиком, барабанчиком
Способствовать развитию зрительно-слуховых условных связей между предметом и издаваемым им звуком. (Слуховое и следующее за его угасанием зрительное сосредоточение вызывается попеременно слева (с погремушкой) и справа(с барабанчиком). Заканчивается занятие пением музыкальной фразы «Во поле береза стояла», вызыванием сосредоточения на лице взрослого.)
С бубенчиками
Развивать слуховые ориентировочные реакции, побуждая ребенка к поисковым, исследовательским действиям (поворот головы к источнику звука). (Звучащий предмет сразу ребенку не показывать, побуждая его к активному поиску источника звука.)
С различными предметами, издающими звуки (колокольчик, погремушка, бубен), с образными игрушками, издающими при нажатии или встряхивании писк, свист, гудение, шуршание и т.д.
Побуждать ребенка к поиску источника звука: поворачивать голову в сторону звучащего предмета, фиксировать его взглядом. Обогащать чувственный опыт, знакомя ребенка с различными свойствами звучащих предметов. (Занятие проводить в манеже, боковые стороны которого закрыты салфетками. При появлении слуховой ориентировочной реакции у ребенка и поворота головы в сторону звука дать возможность ребенку увидеть источник звука (позвенеть колокольчиком в манеже). То же повторить у другой стороны манежа. Дать ребенку возможность не только рассмотреть звучащую игрушку, но и захватить ее, притянуть к себе).
Вот так ручки хороши
Вызывать дифференцированные реакции на спокойную и плясовую мелодии. Напевание песенок необходимо осуществлять при проведении разнообразных упражнений и игр с ребенком. Так, например, при проведении упражнений дыхательной гимнастики:
Вот так ручки хороши,
Попляши-ка, попляши!
Вот так и вот так,
Вот эдак и вот так!
Вот так ножки хороши,
Попляши-ка, попляши!
Вот так и вот так,
Вот эдак и вот так!
Или во время развития активных движений и упора ног в горизонтальном положении ребенка:
Три-та-та, три-та-та,
Вышла кошка за кота.
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.
Или во время игры с зеркалом:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший,
Ванечка — пригожий. И т.д.
7. С яркими матерчатыми колпачками (2-3 шт.),
которыми украшается обыкновенный колокольчик или погремушка, находящиеся да цветной картонной ширмочкой (невидимый ребенку источник звука)
Учить ребенка находить невидимый источник звука. Выполнять целенаправленное действие в его сторону (поворот со спины на бок и на живот). (После того как ребенок повернет голову и взором найдет источник звука, взрослый убирает ширмочку и движением колокольчика стимулирует ребенка перевернуться. При необходимости взрослый помогает ребенку сделать поворот на живот. Дать ребенку возможность захватить звучащую игрушку. Повороты делать поочередно в обе стороны.)
Тяги, тяги, потягушеньки
Развивать слуховое сосредоточение на различные звуки, эмоциональный отклик на обращение взрослого с различной интонационной окраской голоса (ласковой, веселой, строгой). Широко использовать прибаутки, песенки, разговоры. Так, например:
Тяги, тяги, потягушенки,
На детку порастушеньки!
Расти, деточка, здоровая,
Как яблонька садовая!
На кота потягушеньки,
На дитя порастушеньки,
А в ручки хватушки,
А в ротик говорунок,
А в головку разумок! и т.п.
9. Где наша детка (имя ребенка)
Называние ребенка по имени проводится во все моменты общения с ребенком. В учете указать наличие реакции.
II. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ,
ПАМЯТИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ,
НА ОСНОВЕ ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ (Рп)
1. Где ляля? (С игрушкой, которая всегда находится на постоянном месте.)
Продолжать развивать зрительные и слуховые ориентировочные реакции ребенка. На вопрос взрослого «Где?» малыш должен поворачиваться в сторону знакомой игрушки. Привлекать его внимание к звуковым свойствам предмета. Формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым. (Ребенок должен активно следить за действием взрослого с игрушкой, поворачиваясь или наклоняя голову. Взрослый гладит куклу по голове с приговариванием: «Ляля, Ляля»; водит по барьеру манежа, поясняя: «Ляля топ-топ-топ»; внезапно прячет куклу с вопросом: «Где ляля?»; показывает ее снова: «Вот ляля!»; ставит на постоянное место, задавая тот же вопрос; накрывает куклу салфеткой; открывает ее с теми же вопросами, возгласами.)
2. Где собачка? (Цель и пояснение к занятию см. в занятии № 1.)
3: Где корова? (Цель и пояснения к занятию см. в занятии №1.)
4. Где лошадка? (Цель и пояснения к занятию см. в занятии № 1.)
5. Где машина? (Цель и пояснения к занятию см. в занятии № 1.)