Что должен учитывать незрячий, общаясь со зрячим
Общение — это врождённая потребность человека. Не только зрячие должны учиться общаться с незрячими, но и наоборот. Самое главное – захотеть и усвоить определённые правила, основанные на доброжелательности и взаимном уважении.
Общество в целом может получить определенную сумму знаний о слепых из журналов, книг, фильмов, радио- и телепередач, но никто лучше самого слепого не может объяснить, в какой помощи он нуждается, и что для этого нужно сделать. При этом от слепого требуется немало усилий и терпения. Ведь именно он должен понимать, что зрячий не имеет навыков общения с ним.
Есть люди, которые за всю свою жизнь не встречали ни одного слепого. Опыт других может сводиться к созерцанию неприятных сцен, например в поликлинике, когда два пожилых человека на повышенных тонах выясняют, кто из них более инвалид.
Кроме желания помочь, у зрячего, как правило, нет причин для общения со слепым. Слепому в этой ситуации очень важно понять, что он должен представить себя зрячему, как достойный объект для контакта. Тогда на фоне содержательного полноценного общения все специальные правила становятся обычным, не слишком обременительным инструментарием.
Прежде всего, слепой должен быть чистоплотным и аккуратно выглядеть. И уж, конечно, от него не должно пахнуть алкоголем. Человек, воспринимающий информацию глазами, получает первое и основное впечатление о вас по состоянию вашего костюма, прически, цвета лица, позы и т.д.
Если незрячему предложил помощь незнакомый человек, не следует сразу рассказывать о своих медицинских проблемах, жаловаться на судьбу, социальные органы, политику государства по отношению к инвалидам, маленькую пенсию и, уж тем более, высказывать свою обиду: «Вы-то видите, а я нет. А в чём я виноват? Чем я хуже?». Ведь собеседник тоже ни в чём не виноват, он просто хотел помочь.
Для беседы можно найти предостаточно тем, начиная с погоды и заканчивая компьютерами. Возможно, такая прогулка со слепым оставит приятное впечатление, и человек в дальнейшем не будет избегать подобных контактов.
Еще одна немаловажная установка для слепого человека - вам никто ничего не должен. Человек общается с вами по собственной доброй воле. Ваше потребительское отношение к жизни не может привлекать к вам людей и, тем более, вызывать желание вам помогать.
Часто слепые люди начинают себя вести так, будто вокруг никого нет: громко высказывать свое негативное отношение к человеку (который, кстати, может находиться совсем рядом, только вы этого не видите), обсуждать, как плохо к ним относятся зрячие, не замечают талантов и способностей незрячего. Согласитесь, это не способствует формированию положительного имиджа слепых в обществе.
Также слепым приходится учитывать, что в жизни встречаются люди с разным уровнем культуры и образованности. Нередко встречаются, например, «экспериментаторы», которые просят из праздного любопытства посмотреть номер автобуса, идущего вдалеке, прочитать что-нибудь, написанное мелким шрифтом или дать им примерить ваши очки с сильной диоптрией.
Такие люди не всегда настроены дружелюбно. Именно от них, как правило, незрячий выслушивает «а еще очки надел» и тому подобные не слишком вежливые сентенции. Это их развлекает.
Противоположная часть – доброжелатели, от всей души предлагающие тотально слепому поесть морковки или грецких орехов для улучшения зрения.
И то и другое неприятно, но приходится понимать, что всё это не со зла, а по недомыслию. Не реагируйте на провокацию. В конце концов, люди бывают разные.
Бывает такое, что зрячий человек дает вам совет по поводу одежды или прически. Не стоит обижаться и воспринимать это как недоброжелательность или критику. Любому человеку не помешает взгляд со стороны, тем более незрячему. Воспримите это как желание помочь вам выглядеть лучше, подумайте, посоветуйтесь ещё с кем-нибудь, кому вы доверяете. Возможно, это действительно поможет вам выглядеть ещё лучше.
Помните, что обидчивость и раздражительность - плохие помощники в построении отношений с окружающими. Вы сами начинаете нервничать, да и люди не любят, когда «качают права». Неверная реакция зрячего на вашу просьбу посмотреть, например, цену товара в магазине ещё не повод для истерики или конфликта. Сделайте попытку найти другие слова, сформулировать просьбу иначе.
К тому же, не всегда случаи с выплеском эмоций у незрячего бывают безобидными для окружающих. Например, слепой, наткнувшись на открытую металлическую дверь, от обиды захлопывает её со всей силы, не видя входящую в комнату женщину. Речь в таком случае не идет о том, кто виноват. Это просто опасно для окружающих. Агрессивность незрячего человека, оправдываемая исключительным положением в социуме, может привести к печальным последствиям.
Просто помните о том, что информация, которую вы получаете извне, неполная и постарайтесь не давать ходу своей досаде. Если вы будете сдержаны – ситуация всегда разрешится мирно и в вашу пользу.
Управляйте своими эмоциями, не размахивайте своим недугом, как флагом, а спокойно и терпеливо обучайте окружающих правильно с вами себя вести. Вы сразу почувствуете результаты в местах, где бываете наиболее часто. Ведь по вашему поведению зрячие делают выводы обо всех незрячих.
Впрочем, скажете вы, может, им тоже следует вникнуть в некоторые особенности незрячих?