Движение через железнодорожные переезды
20.1. Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только на железнодорожных переездах.
20.2. Подъезжая к переезду, а также начиная движение после остановки перед ним, водитель обязан руководствоваться указаниями и сигналами дежурного по переезду, положением шлагбаума, световой и звуковой сигнализацией, дорожными знаками и дорожной разметкой, а также убедиться в том, что не приближается поезд (локомотив, дрезина).
20.3. Для пропуска поезда, который приближается, и в других случаях, если движение через железнодорожный переезд запрещен, водитель должен остановиться перед дорожной разметкой 1.12 (стоп-линией) (см. дополнение 2), дорожным знаком 2.2 (см. дополнение 1), шлагбаумом или светофором так, чтобы видеть сигналы, а если средства организации дорожного движения отсутствуют - не ближе 10 м к ближайшему рельсу.
20.4. Если перед переездом нет дорожной разметки или дорожных знаков, которые определяют количество полос движения, движение транспортных средств через переезд разрешается только в один ряд.
20.5. Движение через переезд запрещается, если:
а) дежурный по переезду подает сигнал запрета движения - стоит к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом (красным фонарем или флажком) или с вытянутыми у стороны руками;
б) шлагбаум опущен или начал опускаться;
в) включен запретный сигнал светофора или звуковой сигнал независимо от наличия и положения шлагбаума;
г) за переездом образовался затор, который заставит водителя остановиться на переезде;
гг) к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).
20.6. Движение через переезд сельскохозяйственных, дорожных, строительных и других машин и механизмов разрешается только в транспортном состоянии.
20.7. Запрещается самовольно открывать шлагбаум или объезжать его, а также объезжать транспортные средства, которые стоят перед переездом, если движение через него запрещено.
20.8. В случае вынужденной остановки транспортного средства на переезде водитель обязан немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда, а если это не удается сделать, он должен:
а) если есть возможность, послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда не менее чем на 1000 м (если одного, то в сторону вероятного появления поезда, а на одноколейных переездах - в сторону худшей видимости железнодорожного пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту поезда (локомотива, дрезины), который приближается;
б) оставаться возле транспортного средства и, подавая сигналы общей тревоги, принимать все меры для освобождения переезда;
в) в случае появления поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.
20.9. Сигналом остановки поезда (локомотива, дрезины) является круговое движение руки (в светлое время - с куском яркой ткани или любым хорошо заметным предметом, в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги являются серии звуковых сигналов транспортного средства, которые состоят из одного длинного и трех коротких сигналов.
20.10. Стадо животных разрешается перегонять через переезд только при достаточном количестве погонщиков, но не менее трех. Переводить одиночных животных (не более двух на одного погонщика) необходимо только за уздечку, повод.
ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ
21.1. Разрешается перевозить пассажиров в транспортном средстве, оборудованном местами для сидения в количестве, которое предусмотрено технической характеристикой так, чтобы они не мешали водителю управлятьтранспортным средством и не ограничивали обзорность, соответственно правилам перевозки.
21.2. Водителям маршрутных транспортных средств запрещается при перевозке пассажиров разговаривать с ними, есть, пить, курить, а также перевозить пассажиров и груз в кабине, если она отделена от салона.
21.3. Перевозка автобусом (микроавтобусом) организованной группы детей осуществляется при условии обязательного проведения инструктажа с детьми и сопровождающими лицами касательно правил безопасного поведения во время движения и действий в случае возникновения аварийно опасных ситуаций или совершения дорожно-транспортного происшествия. При этом спереди и сзади автобуса (микроавтобуса) обязательно устанавливается согласно с требованиями подпункта "в" пункта 30.3 этих Правил опознавательный знак "Дети" .
Водитель автобуса (микроавтобуса), который осуществляет перевозку организованных групп детей, должен иметь стаж вождения не менее 5 лет и удостоверение водителя категории "D".
На транспортном средстве с опознавательным знаком "Дети" во время посадки (высадки) в (из) него пассажиров должны быть включены проблесковые маячки оранжевого цвета и (или) аварийная световая сигнализация.
21.4. Водителю запрещается начинать движение до полного закрытия двери и открывать их до остановки транспортного средства.
21.5. Перевозка пассажиров (до 8 человек, кроме водителя) в приспособленном для этого грузовом автомобиле разрешается водителям, которые имеют стаж управления транспортным средством более трех лет и удостоверение водителя категории "С", а в случае перевозки свыше указанного количества (включая пассажиров в кабине) - категорий "С" и "D".
21.6. Грузовой автомобиль, который используется для перевозки пассажиров, должен быть оборудован сидениями, закрепленными в кузове на расстоянии не менее чем 0,3 м от верхнего края борта и 0,3-0,5 м от пола. Сидения, которые расположены вдоль заднего или бокового борта, должны иметь укрепленные спинки.
21.7. Количество пассажиров, которые перевозятся в кузове грузового автомобиля, не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.
21.8. Военнослужащие срочной службы, которые имеют удостоверение водителя транспортного средства категории "С", допускаются к перевозке пассажиров в кузове приспособленного для этого грузового автомобиля в соответствии с количеством оборудованных для сидения мест после прохождения специальной подготовки и стажировки на протяжении 6 месяцев.
21.9. Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров об их обязанностях и правилах посадки, высадки, размещения и поведения в кузове.
Начинать движение можно, только убедившись, что созданы условия для безопасной перевозки пассажиров.
21.10. Проезд в кузове грузового автомобиля, не оборудованного для перевозки пассажиров, разрешается только лицам, которые сопровождают груз или едут за ним, при условии, что они обеспечены местами для сидения, расположенными в соответствии с требованиями пункта 21.5 этих Правил и техники безопасности. Количество пассажиров в кузове и кабине не должна превышать 8 человек.
21.11. Запрещается перевозить:
а) пассажиров вне кабины автомобиля (кроме предусмотренных этими Правилами случаев перевозки пассажиров в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне, предназначенных для перевозки пассажиров), в кузове автомобиля-самосвала, трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, полуприцепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла;
б) детей, рост которых менее 145 см или не достигших 12-летнего возраста, - в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, без использования специальных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией этого транспортного средства, на переднем сиденье легкового автомобиля - без использования указанных специальных средств, на заднем сиденье мотоцикла и мопеда;
в) детей до 16-летнего возраста в кузове любого грузового автомобиля;
г) организованные группы детей в темное время суток.
ПЕРЕВОЗКА ГРУЗА
22.1. Масса груза, который перевозится, и распределение веса на оси не должны превышать величин, определенных технической характеристикой данного транспортного средства.
22.2. Водитель перед началом движения обязан проверить надежность расположения и крепления груза, а во время движения - контролировать это, чтобы предотвратить его падение, волочение, травмирование сопровождающих лиц или создание препятствий для движения.
22.3. Перевозка груза разрешается при условии, что он:
а) не подвергает опасности участников дорожного движения;
б) не нарушает устойчивости транспортного средства и не затрудняет управления им;
в) не ограничивает водителю обзорности;
г) не закрывает внешних световых приборов, светоотражателей, номерных и распознавательных знаков, а также не препятствует восприятию сигналов, которые подаются рукой;
гг) не создает шума, не поднимает пыли и не загрязняет проезжую часть и окружающую среду.
22.4. Грузы, выступающие за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м, а по ширине превышающие 0,4 м от внешнего края переднего или заднего габаритного фонаря, должны быть обозначены соответственно требованиям подпункта "з" пункта 30.3 этих Правил.
22.5. По специальным правилам осуществляется транспортировка опасных грузов, движение транспортных средств и их составов в случае, если хотя один из их габаритов превышает по ширине 2,6 м, по высоте от поверхности дороги - 4 м (для контейнеровозов на установленных Укравтодором и Госавтоинспекцией маршрутах - 4,35 м), по длине - 22 м (для маршрутных транспортных средств - 25 м), фактическую массу свыше 38 т (на установленных Укравтодором и Госавтоинспекцией маршрутах - до 40 т, для контейнеровозов - свыше 44 т, на установленных для них маршрутах - до 46 т), нагрузку на одиночную ось - 11 т (для автобусов, троллейбусов - 11,5 т), сдвоенные оси - 16 т, строенные - 22 т (для контейнеровозов нагрузка на одиночную ось - 11 т, сдвоенные оси - 18 т, строенные - 24 т) или если груз выступает за задний габарит транспортного средства более чем на 2 м.
Оси следует считать сдвоенными или строенными, если расстояние между ними (сопредельными) не превышает 2,5 м.
22.6. Транспортные средства, которые осуществляют дорожную перевозку опасных грузов, должен двигаться с включенным ближним светом фар, задними габаритными и установленными опознавательными знаками, предусмотренными пунктом 30.3 этих Правил.