Технические характеристики ЗС-500М
Характеристика способов доставки звеньев
Способ доставки | Масса транспортной единицы, т | Ее грузо- подъем- ность, т | Основные показатели | ||
Схема и емкость поезда | Дальность доставки, км | Допустимая скорость, км/ч | |||
Четырехосные платформы, оборудованные роликами | 17,5-22 | 50-60 | 10 сцепов (20 платформ) по 6 звеньев (1,5 км пути) | 150-250 | до 70 |
Съемные путевые тележки ПТ-13 | 0,45 | 8 сцепов по 3-4 звена (600-800 м пути) | 20-25 | до 10 | |
Автомобильный тягач с прицепом 2-Р-15 | 0,95-1,6 (прицеп) | 3 звена (75 м пути) | 30-40 | до 25 |
Звенья рельсошпальной решетки на подвижной состав грузятся в соответствии с погрузочно-укладочной ведомостью (рис.9).
Рис.9. Форма погрузочно-укладочной ведомости
В качестве подвижного состава могут быть использованы сцепы из двух железнодорожных платформ, оснащенные роликовым транспортером с оборудованием СО и УСО (рис.10), путевые тележки ПТ-13 или автомобили-тягачи с прицепами-роспусками 2-Р-15 (табл.2).
Рис.10. Схема роликового транспортера:
1 - пол платформы; 2 - ролик; 3 - опора; 4 - болт крепления; 5 - лесная скоба
На головных звеносборочных базах звенья рельсошпальной решетки грузятся козловыми или железнодорожными стрелочными кранами, а на полевых - автомобильными кранами, во всех случаях грузоподъемностью не менее 16 т. Количество звеньев, погружаемых на один сцеп в зависимости от типа рельсов, вида шпал, марки путеукладчика и способа погрузки приведено в табл.3.
Таблица 3
Емкость материального поезда из тележек ПТ-13
Показатели | Тяговые средства | ||||
ТГМ-23 | ТГК-2 | ДГКУ | трактор 130 л.с | КАМАЗ-5511 | |
Масса поезда, т, при движении: | |||||
по горизонтальному пути | |||||
на подъем 10‰ | |||||
Скорость, км/ч |
ДОСТАВКА ЗВЕНЬЕВ АВТОТРАНСПОРТОМ
При строительстве обходов, восстановлении линии возникает необходимость укладывать путь на широком фронте двумя и более путеукладчиками. При этом звенья перевозят на автомобилях высокой проходимости с прицепами-роспусками 2-Р-15 грузоподъемностью 15 т (рис.13) или на тракторных поездах с 2 прицепами.
Рис.13. Схема погрузки звеньев на автопоезд:
1 -тягач; 2 -крепления; 3 - звенья; 4 -прицеп 2-Р-15; 5 -дышло; 6- турникетная балка
Время на погрузку и перегрузку одного звена составляет 0,2 ч. Прицеп 2-Р-15 соединяется с автомобилем дышлом длиной 12 м из трубы диаметром 160 мм или двутавра N 15. Звенья доставляют на площадку перегрузки, где краном перегружают на платформы или тележки ПТ-13.
Таблица 5
Технические данные
Техника безопасности
К работам на путеукладчике допускаются лица, прошедшие обучение и получившие удостоверения.
Подача материального поезда со звеньями на подходе к ПБ-ЗМ должна производиться плавно (1-2 км/ч) без резкого торможения. В голове поезда находится сопровождающий. Место работ должно быть хорошо освещено.
Перед поднятием звена для укладки нужно убедиться, что на нем нет инструмента, деталей, скреплений. При остановке работ звено опускается на земляное полотно или платформу.
Запрещается:
- находиться под поднятым звеном и ближе 1 м от него, между звеном и трактором ПБ-ЗМ, между укладываемым звеном и пакетом;
- производить регулировку и ремонт путеукладчика во время его работы;
- браться руками за канаты при включенных лебедках;
- подниматься или опускаться на звене или захватах;
- залезать под трактор при работающем двигателе или незаторможенном тракторе;
-производить ремонт и наладку электрооборудования, находящегося под напряжением;
- снимать и передвигать тормозные башмаки руками (только специальными крючьями);
- при стыковании очередного звена становиться между шпалами и поправлять его руками, когда его высота над землей больше 0,5 м и на расстоянии менее 0,4 м от торца рельса. Во время перетяжки пакетов находиться на платформах и на расстоянии ближе 10 м от натянутого троса.
Начальник (заместитель) восстановительного поезда, машинист крана, стропальщики, ответственный за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами перед началом работы должны быть ознакомлены с проектом производства работ под роспись.
Работа крана осуществляется под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, аттестованного и назначенного приказом из числа ИТР организации - владельца крана.
В темное время суток, а также в условиях плохой видимости, руководитель работ обязан обеспечить освещенность объекта не менее 25 лк в горизонтальной плоскости на уровне земли. Для этого используются подвешенные на местах осветительные гирлянды с энергопитанием от путевых электроустановок.
Запрещается производить погрузо-разгрузочные работы на путях, соседних с электрифицированными путями, когда части крана или груз могут быть приближены на расстояние менее 2 м к контактным проводам, находящимся под напряжением.
При проведении работ на двух или многопутных участках место работ по соседним путям, на время выхода крана за пределы, габариты ограждаются сигналами остановки с выдачей предупреждения "остановка у красного сигнала, при отсутствии - скорость установленная".
Перед началом передвижения крана или перед поворотом его стрелы машинист должен дать предупредительный звуковой сигнал.
Сигнал "СТОП!" крановщиком должен выполняться немедленно, кто бы его ни подавал в случае опасности.
Перемещаемые в горизонтальном направлении грузы следует предварительно приподнять на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.
Машинисту крана запрещается допускать к обвязке или зацепке грузов случайных лиц, не имеющих прав стропальщика.
При перемещении блоков машинист крана должен убедиться в отсутствии людей в зоне перемещения груза.
Машинист выполняет команды ответственного за выполнение работ.
Кран должен быть переведен из рабочего в транспортное положение до снятия заземления с контактной сети.
Контроль за состоянием крана в пути определяется дорожными инструкциями.
Обвязку и зацепку груза стропальщик должен производить в соответствии со схемами строповки грузов.
При подвешивании грузов на двурогие крюки стропы накладывают таким образом, чтобы нагрузка распределялась равномерно.
Стропальщик обязан убедиться, что груз предназначаемый к подъему ничем не укреплен, не защемлен и не завален.
Запрещается применять для обвязки и зацепки грузов не предусмотренные схемами строповки приспособления.
Подвешивать груз на один рог двурогого крана запрещается.
Запрещается поправлять ударами молотка или лома стропы на подвешиваемом грузе.
Перед каждой операцией по подъему и перемещению груза стропальщик должен лично подавать сигнал ответственному.
До начала перемещения необходимо проверить нет ли на грузе незакрепленных деталей, инструмента и т.д.
Запрещается поднимать и перемещать груз, если на нем или возле него находятся люди.
Запрещается снимать стропы до полной и надежной установки груза.
Если во время подъема и перемещения замечена какая-либо неисправность крана или строповки груза, то немедленно подается команда на спуск груза.
Приближаться к блокам для ориентирования можно, когда расстояние до земли не более 1 м. Максимальная высота подъема блока 3 м.
Нахождение людей вблизи работающего крана запрещено.
Перед опусканием груза стропальщик обязан осмотреть место опускания груза, убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания груза.
6. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
Рис.29. Расчетный график погрузки и движения материальных поездов
График движения материальных поездов составляется в три приема. Вначале составляется расчетный график, а затем выполняется его оптимизация (рис.29) и, наконец, на основе последнего разрабатывается рабочий график погрузки и доставки звеньев РШР к месту укладки (рис.30).
Рис.30. График движения путеукладочных поездов. Время назначено, исходя из условия работы погрузочной и укладочной компании в светлое время суток.
Погрузка - 2 смены по 8 ч. I смена - 6°° до 15°° (1 час обед). II смена - с 15°° до 24°°. Укладка - I смена с 9°° до 18°°
КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК РАБОТЫ БАЗЫ
Основные решения по организации работы звеносборочной базы рассматриваются в календарном графике ее работы. Он составляется в горизонтально-линейном виде по установленной СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства" форме.
На графике отражаются следующие работы:
- организация звеносборочной базы (если она разворачивается вновь);
- выгрузка материалов верхнего строения пути;
- монтаж звеньев на базе (отдельно для ЗС-400М или ЗС-500М и сборочных стендов-бойков с механизированным инструментом);
- укладка готовых звеньев в штабеля;
- погрузка звеньев на подвижной состав.
На разворачивание вновь создаваемой звеносборочной базы следует принимать: для головной базы 1000-2000 чел.·ч.; для полевой - 800-1000 чел.·ч.
Выгрузку материалов верхнего строения пути выполняют по мере их прибытия на базу свободным от основной работы краном. За один раз рельсы, шпалы и скрепления подаются из расчета на 1,5-2,0 км пути. При этом емкость головной базы по материалам верхнего строения пути может составлять 4-6 км пути, а полевой - 2-3 км на одну секцию.
Потребность в материалах принимается, исходя из длины линии и характеристики верхнего строения пути, а трудозатраты в основном по ЕНиР сб.Е16. На графике показываются также общие трудозатраты с учетом 20% на транспортные и прочие работы и строится диаграмма потребности рабочей силы.
Технические характеристики ЗС-500М
Тип ЗС | модульный, цикличного действия, двухлинейный |
Число модулей | |
Масса, кг | до 21500 |
Привод | электрический, гидравлический |
Нормальное давление в гидросистеме, МПа | до 12 |
Установленная мощность, кВт | 40,1 |
Ширина колеи собираемого звена, мм | 1520 и 1435 |
Допуск изменения ширины колеи, мм | +2 -1 |
Цикл обработки шпалы, с | до 28 |
Производительность, м/см | |
Эпюра шпал шт./км | 1440; 1600; 1840; 2000 |
Объем шпалопитателя, шп. | |
Габариты | 31000х12100x3300 мм |
Обслуживающий персонал, | 8 чел. |
в т.ч. старший механик | 1 чел. |
электротехник | 1 чел. |
монтер пути | 6 чел. |
Напряжение в сети | 380 В |
Время развертывания стенда | до 3 часов |
Для работы на базе со стендом ЗС-400М используется команда в количестве 23 чел., из которых 11 чел. заняты непосредственно на стенде, а 12 чел. обеспечивают их работу. Из них 7 чел. доводят зашитые звенья до соответствия требованиям строительных норм и правил, а крановая команда в составе 5 чел. с краном КДКК-7,5/10 или 6 чел. с железнодорожным стреловым краном грузоподъемностью не менее 16 т отгружают готовые звенья и выгружают поступающие материалы.
Трудоемкость работ по сборке звеньев на базе с использованием стенда ЗС-400М составляет в среднем 53 чел.-дн. на 1 км при сборке звеньев с применением механизированного инструмента.
В ряде случаев монтаж звеньев на базе производится с применением механизированного инструмента на специально подготовленных стендах-бойках. Схема путевого развития базы для этого случая с указанием мест расположения материалов верхнего строения пути и готовой продукции приведена на рис.5.
Сборку звеньев ведут в следующей последовательности:
1. Подача пакетов шпал краном на стенды. Состав рабочего звена 0.1.3 (4 чел.): 1 - машинист крана; 1 - пом. машиниста; 2 - стропальщика, стропуют и расстропывают пакет шпал. Пакет стропуется на расстоянии 0,5-0,8 м от торцов шпал 4-х (2-х) ветвевым стропом и перемещается краном. От раскачивания при перемещении и для ориентирования пакет удерживается веревочными растяжками.
Техника безопасности (ТБ): руководитель крановых работ обязан убедиться в наличии удостоверений у машиниста и помощника, убеждается в исправности крана (по записи в журнале крановых работ, который находится у машиниста в кабине крана); убеждается в соответствии строп выполняемому виду работ и массе поднимаемого груза; инструктирует стропальщиков; делает запись в журнале крановых работ, расписывается в нем (указывает вид работ - погрузка, разгрузка, какой груз, его массу, состояние подъездных путей - удовлетворительное или неудовлетворительное). Состав звена работает в защитных касках, спецодежде, в рукавицах.
2. Раскладка шпал по эпюре вручную с подбором стыковых и предстыковых шпал. Состав рабочего звена 0.0.2 (2 чел.) со шпальными клещами. Они разбирают шпалы из пакета поштучно и устанавливают их над шпалами стендов с выравниванием шнуровой нити.
ТБ: необходимы рабочие рукавицы; острые шпальные клещи, чтобы не было срывов их со шпал.
3. Сверление отверстий в шпалах для костылей электродрелями через шаблон-кондуктор, удаление опилок и антисептирование отверстий. Состав рабочего звена - 0.0.3 (3 чел.): 2 чел. - со сверлилками, 1 чел. переносит шаблон-кондуктор, сметает опилки и заливает в просверленные отверстия антисептик из "масленки".
Сверлятся отверстия на глубину 110-130 мм сверлом диаметром 12,7 мм.
ТБ: сверло сначала вставляется вертикально в отверстие шаблона-кондуктора, а потом включается электродрель; работать в электрических перчатках, предварительно проверив наличие заземлителя у электростанции. Сверлить отверстие строго вертикально.
4. Раскладка подкладок над просверленными отверстиями и костылей на концы шпал, наживление наружных костылей. Состав рабочего звена - 0.0.2 (2 чел.) с молотками 2-х килограммовыми ("ручниками").
Наживлять костыли строго вертикально на 1/3 их длины (длина костыля - 165 мм).
ТБ: переносить не более 5-10 шт. подкладок; иметь рабочие рукавицы.
5. Раскладка рельсов на разложенные шпалы краном с выравниванием концов рельсов по угольнику (для прямых участков). Состав рабочего звена - 0.1.3 (4 чел. - состав крановой команды). Рельсы должны быть предварительно промерены, а старогодные, кроме того, подобраны по накату. Для каждого звена рельсы подбираются одинаковой длины с допуском не более ±6 мм. Рельсы краном могут укладываться поштучно или парами с помощью специальной траверсы с рельсовыми захватами на концах строп.
Строповать рельсы захватами следует симметрично с тем, чтобы их поднимать, перемещать и укладывать горизонтально. Для точной установки концов рельсов по угольнику их перемещают кувалдой, ударяя по подошве рельса.
ТБ: перед подъемом к рельсам за болтовые отверстия закрепляются растяжки, которыми рельс при его перемещении удерживается строповщиками от раскачивания. Работать в защитных касках по командам руководителя работ. Запрещается находиться под поднятым рельсом. Быть взаимопредупредительными при работе с рельсами на базе.
6. Разметка положения осей шпал на шейке рельса с помощью рейки-шаблона. Метки осей шпал наносятся масляной белой краской (мелом) с внутренней стороны колеи рабочим звеном 0.1.1 (2 чел.). Предварительно следует рассчитать расстояние между осями промежуточных шпал, исходя из следующей расчетной схемы (рис.8):
,
где:
- длина рельса, мм;
-расстояние между осями стыковых шпал, которое зависит от типа рельса: Р65, Р75 - 420 мм; Р-50 - 440 мм; Р43 и легче - 500 мм;
- количество шпал по длине ,соответствующие эпюре шпал на 1 км (36, 46, 50 шпал, что соответствует эпюре шпал на 1 км - 1440, 1600, 1840,2000 шпал).
Рис.8. Расстояние между осями промежуточных шпал
Сначала наносят метки по шаблону с одного конца рельса, затем с другого до середины.
7. Установка шпал по меткам с выравниванием их концов по шнуровой нити (при сверлении отверстий в шпалах по шаблону - одни концы шпал уже будут выровнены по шнуру) и наживление костылей по шнуровой нити. Состав рабочего звена - 0.1.2 (3 чел.): 2 чел. - ставят по меткам с помощью лапчатых ломов, 1 - наживляет костыли "ручником". Отклонение шпал от эпюрного положения - не более 2 см. Наживлять костыли строго вертикально.
8. Забивка наживленных костылей электрическими костыльными молотками (ЭКМ).
Состав рабочего звена - 0.0.2 (2 чел.): 1 - подвешивает лапой шпалу с подкладкой к подошве рельса; 1 - забивает костыли ЭКМ. Шпала подвешивается лапой на деревянной прокладке ("мальчике").
ТБ: работать в резиновых перчатках; должно быть заземление у электростанции.
9. Пришивка второй рельсовой нити электрическими костыльными молотками. Предварительно зашиваются 9 маячных шпал, включая стыковые, чтобы создать рельсовую колею. Состав рабочего звена - (2 чел.): 1 - с шаблоном ЦУП (или рабочим шаблоном) и костыльным молотком; 1 - подвешивает шпалу с помощью лапы, при необходимости сдвигает рельс до нужной ширины колеи:
при R 350 м - 1520 мм Допуск при зашивке ±2 мм
при R = 349-300 м - 1530 мм
R 299 м - 1535 мм
Затем на второй рельсовой нити наживляются остальные костыли рабочим звеном - 1 чел. Наживлять строго вертикально. Потом рабочее звено 0.0.2 (2 чел.) окончательно зашивает звено с помощью электромолотка ЭКМ.
10. Установка противоугонов. Контроль качества работ. Установку пружинных противоугонов выполняют 2 человека: один раскладывает их, а второй набивает захват противоугона на подошву рельса с помощью костыльного молотка. Зуб противоугона должен быть снаружи колеи. Противоугоны должны быть установлены в соответствии с проектом и принятой схемой.
ТБ: не должно быть посторонних.
Контроль ширины колеи осуществляется с помощью шаблона ЦУП (или рабочим шаблоном). Проверяется, нет ли погнутых костылей. Проверку осуществляет командир взвода - 1.0.0.
Таким образом, для зашивки звеньев на звеносборочной базе с использованием сборочных стендов потребуется как минимум "команда" в составе 1.3.20. (Крановая команда - взята один раз, рабочее звено при зашивке второй рельсовой нити - один раз).
Для того, чтобы рабочие звенья сразу приступили к выполнению своих операций, накануне должен быть подготовлен фронт работ (задел).
Могут иметь место и другие варианты зашивки звеньев на сборочных стендах. Так, например, после зашивки шнуровой рельсовой нити могут устанавливаться стяжные или глухие шаблоны для последующей зашивки второй рельсовой нити. Или после установки шпал по меткам, нанесенным на рельсах, звено зашивается сначала по маячным шпалам, а затем после наживления остальных костылей - полностью.
В реальных условиях, когда темп сборки звеньев (производительность звеносборочной базы) задается, в технологических картах для выполнения операций по сборке звеньев следует указывать еще и команду для выполнения каждой операции.
Сборку звеньев РШР с железобетонными шпалами при годовом объеме работ до 25 км рекомендуется выполнять на пути-шаблоне, а при больших объемах - на звеносборочных линиях типа ЗЛЖ.
Электрическое сопротивление звеньев с железобетонными шпалами, укладываемых на участках с автоблокировкой, должно удовлетворить нормам, приведенным в табл.1.
Таблица 1
Температура воздуха, °С | Сопротивление звеньев длиной 25 м, Ом, при влажности воздуха, % | |
В сухую погоду до 50 | В сырую погоду свыше 50 | |
от 0 до +5 | ||
от +6 до +10 | ||
от +11 до +15 | ||
от +16 и выше |
Результаты проверки каждого звена заносят в журнал, туда же записывают: номер звена, дату и часы проверки, величину электрического сопротивления. Для сборки звеньев используются два козловых крана грузоподъемностью по 10 т.
При сборке звеньев пути с нераздельным клеммноболтовым скреплением выполняются следующие операции: подача пакетов шпал краном на путь-шаблон; раскладка шпал по эпюре с выравниванием концов по шнуру; раскладка по шпалам подкладок, амортизирующих и изолирующих прокладок, постановка закладных болтов; раскладка рельсов по шпалам свыравниванием концов по угольнику; постановка шпал по меткам; установка глухих шаблонов; раскладка и установка клемм (промежуточных и стыковых), изолирующих втулок, шайб и гаек; наживление гаек и прикрепление рельсов к шпалам. Болты затягиваются сначала снаружи колеи, затем внутри усилием крутящего момента 1500-1800 кгс·см.
ПОГРУЗКА ЗВЕНЬЕВ РЕЛЬСОШПАЛЬНОЙ РЕШЕТКИ НА ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ И ТРАНСПОРТИРОВКА ИХ К МЕСТУ УКЛАДКИ
Основным требованием организации работ по доставке звеньев к путеукладчику является обеспечение непрерывной работы путеукладчика. Важнейшими условиями решения этой задачи являются:
- грамотное составление погрузочно-укладочной ведомости с учетом укладки укороченных рельсов;
- правильный выбор способа транспортировки звеньев к месту укладки;
- безошибочная погрузка звеньев на подвижной состав в соответствии с погрузочно-укладочной ведомостью и надежное их крепление;
- правильное определение числа путеукладочных поездов и разработка графиков их движения.
Выбор способа транспортировки звеньев определяется, исходя из: типа путеукладчика; дальности доставки; объема и схемы укладки; местных условий (табл.2).
Таблица 2