Правила толкования снов в группе
1. Пусть члены группы имеют привычку держать свои дневники рядом с кроватями, и просят Бога давать им сны, которые они будут записывать, как только проснутся. Сны, которые будут пересказывать группе должны быть свежими, чтобы сновидец помнил обстоятельства сна, то есть, о чем он думал перед тем, как лег спать. Также, учась толковать сны в группе, лучше рассматривать короткие, а не длинные сны.
2. В присутствии группы никогда не идите в толковании сна дальше, чем позволяет сновидец. По мере того, как значения сна будет раскрываться, человек может понять, что речь идет о таком вопросе, который он еще не готов обсуждать в группе. Поэтому за сновидцем всегда остается право сказать: “На этом я хочу закончить толкование этого сна”.
Методы толкования снов в группе
1. Подход “Классная доска” (не угрожающий, не авторитарный, интересный):
а) Попросите человека прочитать содержание своего сна группе.
б) Пока идет чтение сна, кто-то записывает на доске его ключевые элементы и события, оставляя место между пунктами.
в) Начиная с первого пункта, члены группы предлагают, что он может значить. Предположения записываются под каждым пунктом.
г) После того, как будут высказаны все предположения по поводу всех событий/элементов, сновидец выходит к доске и вычеркивает те, которые совсем не имеют свидетельства в его сердце, а обводит те, на которые его сердце отзывается.
д) Если сновидец понял толкование сна, он рассказывает его группе.
2. Подход “Ключевой вопрос” (самоисследование при помощи наводящих вопросов):
а) Человек читает вслух содержание сна.
б) Начиная с первого элемента/события сна и до последнего, слушатели задают наводящие вопросы, как например:
· Какая преобладающая характеристика этого человека?
· Какую эмоцию это животное символизирует для тебя?
· В чем ты переживаешь подобное (тому, что символизировали события сна) в своей жизни в данное время?
3. Практическое занятие в большой группе (в рамках семинара):
а) Истолкуйте всей группой два сна при помощи первого упомянутого выше подхода, и еще два сна при помощи второго подхода. Лидер группы выступает в роли ведущего обсуждения.
б) Потом разделите присутствующих на группы по 5-6 человек, и дайте им два-три часа на обсуждение и толкование снов внутри каждой группы. Предварительно участников семинара необходимо попросить принести на занятие дневники с записями их снов, но не более чем двухнедельной давности. Посоветуйте группам использовать второй вышеупомянутый подход, если не будет получаться, тогда пусть переходят к первому подходу. Также если одной из групп нужна помощь, пусть они поднимут руку, чтобы ведущий семинара смог подойти и помочь им.
Если ведущий занятия/семинара не занят помощью какой-то конкретной группе, он должен ходить от группы к группе, следя за тем, чтобы все обсуждалось правильно.
Примеры толкования снов
На следующую ночь после того дня, когда я научился слышать Божий голос, видеть Божьи видения, и вести дневник (записывать, что Бог говорит мне). Уже только благодаря тому, что я положил рядом с кроватью дневник и попросил Бога говорить ко мне, в первую же ночь я смог увидеть два немаловажных сна.
Сон № 1: Я получил новую работу – уборщика дома. Я был в этом доме и поднимался по лестнице на второй этаж, но я ехал на лошади. На втором этаже я заехал в ванную и взял там несколько средств для уборки.
Толкование: Вопрос: “Что в моей жизни сейчас похоже на новую работу?” Ответ: “Буквально сегодня я начал слышать Божий голос, видеть видения и вести дневник?”
Вопрос: “Что вызывает во мне такие же чувства, как будто я пытаюсь подняться по лестнице, сидя на лошади?” Ответ: “Я чувствую большую неловкость, настраиваясь на поток Божьего Духа, на получение видений, делая записи в дневнике. Такой стиль жизни – это умение, в котором мне надо будет упражняться, пока мне не будет даваться это легко. Сейчас я чувствую такую неуклюжесть, как слон в посудной лавке”.
Вопрос: “Каким образом этот путь поднимет меня вверх по лестнице?” Ответ: “Слыша Божий голос, получая видения от Бога и записывая их, я буду подниматься выше в моем общении и жизни с Богом”.
Вопрос: “Каким образом я буду брать средства для уборки?” Ответ: “Слышание Божьего голоса будет чистить некоторые сферы моей жизни”.
Сон № 2 (в ту же ночь, что и предыдущий): Я заехал машиной на парковку и выключил зажигание. Однако мотор не останавливался; происходили обратные вспышки.
Толкование: Вопрос: “Что я пытаюсь выключить, но оно не выключается?” Ответ: “Мое аналитическое мышление, чтобы я мог настроиться на волну интуиции и услышать голос Бога”.
Итак, эти два сна субъективные (касаются тех процессов, которые происходят внутри меня), и они дают мне совет и ободрение, говоря: “Не смотря на то, что я чувствую неловкость в этом новом направлении моей жизни (в слышании Божьего голоса, получении видений, в дневнике), если я не буду сдаваться, это поднимет меня на новый уровень в Боге, и прочистит некоторые сферы моей жизни. И действительно, понадобятся усилия, чтобы научиться отключать процессы аналитического мышления, которые на протяжении многих лет моей жизни правили мной и были моим богом”.
Сон Майка Бастиана: Однажды я проводил семинар “Общение с Богом” на недельных курсах для 35 пасторов в Христианском центре “Торонто Аэропорт”. К концу недели один из слушателей, по имени Майк Бэстин, начал выказывать озабоченность тем, что он не успевает усвоить всю информацию, которою я в очень сжатом виде пытался передать за считанные часы. Я уверил его, что в этом нет ничего необычного, и это не страшно, потому что он сможет взять домой книгу “Общение с Богом” и аудио и видео кассеты с записью лекций, и пересмотреть все еще раз дома в спокойной обстановке. Однако Майк не прислушался к этому совету до конца, потому что через день или два он прислал мне электронное письмо, озабоченный сном, который ему приснился. С разрешения Майка, я передаю вам нашу переписку в течение нескольких дней, после этого.
Описание сна со слов Майка: Я был в возрасте школьника. К моему дому уже подъезжал школьный автобус. Я опаздывал и начал бежать, в это время я увидел, как мой тесть (Фрэд) садится в автобус, но как только я подбежал к нему, дверь закрылась - и автобус уехал. Я немного расстроился, что меня не подождали. Я попробовал увидеть, кто сидел за рулем автобуса, и мне показалось, что Джордж. (Я иногда встречаю Джорджа, и он действительно был водителем автобуса, когда я учился в школе.)
Вскоре я увидел, что приближается другой автобус. Я знал, что он едет в школу в том же городе, и попросил водителя подвезти меня. Мне разрешили, и я сел в автобус. Не помню, как я ехал. Но потом я вдруг уже разговариваю с моим тестем и спрашиваю, почему Джордж не подождал меня. Он ответил что-то невнятное, что казалось полной бессмыслицей, и я вообще не могу вспомнить, что это было.
Вот такой был сон. Меня волнует то, что мой тесть уже умер в прошлом декабре в возрасте 61 год.
Мой первый ответ: Я хочу тебе предложить подумать над некоторыми вопросами и предположениям.
Во сне были такие символы:
*школа = место, где мы получаем образование и учимся;
*автобус = транспорт к месту обучения;
* не подождали = страх отстать или быть брошенным.
Поэтому стоит задать себе вопрос: “Где в моей жизни я получаю образование на данный момент, и боюсь в этом отстать?”
Я предполагаю, что ты обучаешься теме “Общение с Богом”, и где-то внутри ты опасаешься, что отстанешь (т.е. не сможешь все усвоить). Именно такие опасения ты высказывал на занятиях. Я думаю, что этот страх в твоем сердце и отразился во сне.
Но Бог показал тебе во сне, что есть надежда. Подъехал другой автобус, который смог отвезти тебя. Поэтому тебе не нужно бояться того, что ты пропустишь кое-что при первом прослушивании. Еще будет возможность усвоить все. Например, ты сможешь прочитать книгу “Общение с Богом” полностью; или пройти трехмесячный курс “Общение с Богом” в Христианском университете подготовки лидеров, где я преподаю; купить видео кассеты с записью лекций; купить аудио кассеты с полным курсом; приобрести руководство для учителя по курсу “Общение с Богом”; найти несколько духовных наставников в своей церкви или городе, с которыми ты сможешь делиться своим ведением дневника, и которые смогут стать твоим покрытием в этом вопросе; и т.д.
Не волнуйся, что человек, которого ты видел во сне, умер еще год назад. Люди в наших снах, чаще всего, символизируют какую-то нашу характеристику. Задай себе вопрос: “Какая главная характеристика этого человека?” Обычно в таких случаях нам снятся сны о нашем характере. Этот сон не о том, что ты скоро умрешь.
Второе письмо Майка: Спасибо, Марк, что ответили мне. Честно говоря, я ожидал не такого объяснения. Все как бы хорошо, но у меня остается большой вопрос… почему именно мой тесть был в этом сне, и почему его образ был настолько выразительным? Он как-то связан с этим сном?
Мой второй ответ: Когда ты думаешь о Фрэде, твоем тесте, какая черта его характера тебе кажется самой яркой? В этом суть. Когда ты сможешь определить это, то поймешь, о какой твоей характеристике шла речь во сне. Твое сердце рисует картины и образы, чтобы дать тебе что-то понять.
Та часть тебя, которую символизирует Фрэд, принимает учение “Общение с Богом” и справляется с его усвоением (что подтверждается тем, что он сел в автобус вовремя). Но еще какая-то часть тебя переживает трудности с усвоением материала, и ты боишься, что отстанешь.
Может, Фрэд в жизни больше полагался на свое сердце, чем на голову?
Я предполагаю, что твое сердце все усваивает в “Общении с Богом”, но твое левое полушарие мозга посылает предупредительные сигналы, что оно запомнило еще не все (и это правда - оно еще не успело). Однако, как я говорил раньше, твоей голове не обязательно успевать усваивать все четыре утренние лекции с моим учением, потому что у тебя будет возможность получить книги, аудио и видео кассеты, которые ты сможешь внимательно пересмотреть дома.
Я думаю, что твое левое полушарие мозга (твои аналитические, мыслительные наклонности) находится в напряжении, но твое сердце (которое, наверняка, символизировал “добродушный Фрэд”) находится в спокойствии, воспринимая учение “Общение с Богом”.
Что ты думаешь об этом?
Последнее письмо от Майка: Марк, это удивительно! Именно таким и был мой тесть. Добродушным. Мягким и спокойным. Да благословит вас Бог. Майк.
Еще один пример толкования сна – от моей сотрудницы: Однажды ко мне подошла женщина, которая раньше редактировала мои работы и ходила на мои занятия в Библейской школе, и рассказала такой сон.
Во сне она вошла в свой дом и почувствовала запах дыма. Она поднялась на второй этаж, ища, что горит, но ничего не могла найти. Потом поискала на первом этаже, и тоже ничего не нашла. Потом зашла на кухню, и там запах дыма усилился. Она открыла верхние кухонные шкафчики, но там огня не было, но когда она открыла нижние шкафчики, из них вырвались языки пламени, и она проснулась.
В то время она не могла понять, что говорил сон. Через два месяца после этого сна, она пошла к доктору с жалобами на боли в кишечнике. И ей поставили диагноз – воспаление кишечника. Эта болезнь была вызвана стрессами, и врачи прописали ей лекарства от воспаления.
Вы видите, что сон предупреждал ее об этом заболевании еще за два месяца до того, как врач поставил диагноз?
Её сон говорил: “В ее доме огонь”. Её дом – это место, где она живет – её тело.
Огонь был на кухне. Кухня – это место, где мы едим, что символизирует ее пищеварительную систему.
Огня не было в верхних шкафчиках, которые символизировали верхнюю часть пищеварительной системы или ее желудок.
Огонь был в нижних шкафчиках, которые символизировали нижнюю часть ее пищеварительного тракта, то есть кишечник.
Сон говорил “В твоем кишечнике идет пожар” еще за два месяца до вмешательства врача.
Через год сон снова повторился. Она сразу же поняла, что если она не отдохнет и не расслабится, то стресс, который она переживала, снова заставит ее пойти к врачу. Она нашла возможность отдохнуть, избежала очередного приступа. Прекрасный совет! Стоило его послушать, и воплотить на практике. Это пример субъективного сна, касающегося процессов внутри самого человека. Сон передавал ей совет от Бога, предупреждая ее, какая беда может случиться, если она не исправит свои пути. Впечатляет, правда?
Искусство толкования сна
Лучше всего можно увидеть библейскую ценность снов, исследовав 220 случаев упоминания снов и видений в Библии. Многие из этих упоминаний описывают полностью всю историю сна, и рассказывают, какие откровения и поступки последовали за ним. Далее мы с вами проведем исследование почти 1000 стихов из Писания, стремясь определить библейский подход к снам. Мы пройдем от Бытия до Откровения, исследуя слова: сон, сновидец и видение. С молитвой размышляя над каждой историей о сне, мы сможем прийти к уравновешенному и полному библейскому взгляду на сны.
Мы узнаем, как Бог говорит через сны. Исследуем язык снов: символы, буквальное значение, или и то, и другое.
В Библии записано много снов, которые используют язык символов. В некоторых случаях, за сном следует истолкование этих символов. Мы исследуем эти истолкования, чтобы избавиться от настороженности к символам в наших собственных снах.
Некоторые символы имеют универсальное истолкование, а другие символы связанны только с каким-то конкретным сном. Это касается не только библейских рассказов о снах, но и снов в наши дни.
Мы узнаем, что “Бог дарует толкование”; поэтому мы будем учиться приносить наши сны к Богу, и полагаться на то, что Он раскроет значение сна через общение и ведение дневника.
Очевидно то, что Бог говорил через сон во все времена от Бытия до Откровения, и нигде не предупреждал, что Он перестанет это делать. Поэтому пришло время Церкви открыть Её уши и слушать, что говорит Бог этим путем.
Когда мы будем проводить исследования, то будем просить в молитве: “Господь, покажи нам то, что Ты желаешь, о снах и их толковании”.
Это руководство по исследованию создано для того, чтобы им занимались в классе под руководством наставника, в помощь которому написано “Руководство для наставника” (Часть 2).
Последующие рабочие листы разработаны так, чтобы дать вам твердое библейское основание для понимания и использования снов и видений. Заполняя эти рабочие листы, вы будете узнавать, что сны и видения играли важную роль в жизни людей Божьих, начиная от Бытия до Откровения. Читайте ссылки на места Писания не просто, чтобы ответить на вопрос; просите у Бога проницательности и понимания, уделяйте время, чтобы поразмышлять и позволить Богу открыть вам Его истину. То, что Бог вам покажет, станет основой для ваших обсуждений на занятиях. Будьте готовы поделиться результатами своих исследований с группой.
Читая, ищите библейские принципы, относящиеся к снам и видениям.
Бог общается с нами не только, когда мы бодрствуем, Он также наставляет нас ночью через наши сны.
“Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя” (Пс. 15:7).
Студент, Рыба и Агассиз
Перед тем, как изучать указанные в этой книге места Писания, прочитайте следующую статью. “Студент, Рыба и Агассиз” касается вопросов внимательного и вдумчивого исследования отрывков, над которыми вам необходимо размышлять.
Более чем пятнадцать лет тому назад, я зашел в лабораторию профессора Агассиза и сказал ему, что записался на научные занятия как исследователь естествознания. Он задал мне несколько вопросов о цели моего прихода, о моем прошлом в целом, в каком направлении я собираюсь использовать полученные знания впоследствии, и, в конце концов, хочу ли я иметь основательные знания по всем разделам зоологии. Я имел намерения особенно посвятить себя исследованию насекомых.
“Когда Вы хотите начать?” - спросил он.
“Прямо сейчас”, - ответил я.
Ему это, похоже, понравилось, и бодро сказав “Очень хорошо”, он достал с полки большую банку с заспиртованными образцами.
“Возьми эту рыбу”, - сказал он, - “и исследуй ее; мы называем ее Гемулон; периодически я буду спрашивать тебя, что ты увидел”.
На этом он ушел, но через мгновение вернулся и дал мне обширные наставления, как надо обращаться с вверенным мне предметом.
“Человек не может быть натуралистом”, - сказал он, - “если он не умеет заботиться об образцах”.
Я должен был класть рыбу перед собой на жестяной поднос, и периодически увлажнять поверхность спиртом из банки, не забывая потом плотно закрывать банку крышкой. В то время еще не было пробок с матового стекла и выставочных колб элегантной формы; тогдашние студенты помнят огромные бутылки из ожерельного стекла с мокрыми вымазанными воском экземплярами, которые были наполовину съедены насекомыми и выпачканы подвальной пылью. Энтомология была более чистой наукой, чем ихтиология, но пример профессора, который без колебаний “нырнул” рукой на дно бутылки, чтобы достать рыбу, был заразительным. И хотя от его спирта несло “древним и рыбным запахом”, я не осмелился показать ни малейшего отвращения, находясь на этой священной территории, и обращался со спиртом, словно он был чистейшей водой. Однако я чувствовал находящее на меня расстройство, поскольку рассматривание рыбы было не как не подстать пылкому энтомологу.
Через десять минут я рассмотрел все, что только можно было, в этой рыбе, и пошел на поиски профессора, который, как оказалось, ушел из музея; и когда, поглазев на некоторых разрозненных животных, хранившихся в верхнем зале, я вернулся в лабораторию, мой экземпляр был совершенно сухой. Я плеснул жидкость на рыбу, словно пытаясь привести ее в сознание, и с тревогой ожидал возвращения нормального слизистого вида. По окончании этого небольшого волнующего эпизода, ничего другого не оставалось делать, как вернуться к рассматриванию моего молчаливого компаньона. Прошло полчаса, час, еще один час; рыба начала вызывать у меня омерзение. Я повернул ее на другую сторону, покрутил туда-сюда; посмотрел ей в лицо – жуткое зрелище! Я был в отчаянии; уже раньше я пришел к выводу, что пора бы пообедать, поэтому с большим облегчением я аккуратно вернул рыбу в банку, и был свободен на целый час.
Вернувшись, я узнал, что профессор Агассиз был в музее, но снова уехал и вернется не раньше, чем через несколько часов. Мои сокурсники были слишком заняты и не могли отвлекаться на постоянные разговоры. Медленно я снова достал противную рыбу. Было запрещено использовать любые инструменты. Мои две руки, два глаза и рыба; казалось, что поле для исследования крайне ограниченно. Я засунул пальцы ей в пасть, чтобы проверить остроту ее зубов. Потом я начал пересчитывать чешуйки в разных рядах до тех пор, пока не убедился, что это бесполезное занятие. Наконец меня осенила счастливая идея – я нарисую эту рыбу; и тогда, к своему удивлению, я начал обнаруживать новые черты этого существа. И именно в это время вернулся профессор.
“Правильно”, - сказал он, - “карандаш – это самый лучший глаз. Рад видеть, что Вы сохранили образец влажным, а бутылку - закрытой”. После такого ободрения, он добавил: “Ну, так что скажете о ней?”
Он внимательно слушал мой краткий доклад о структуре частей, название которых были мне еще не известны; о бахромчатых краях жабр и подвижных покрышках; о порах на голове, мясистых губах и глазах без век; о поперечных полосах, шиповидном плавнике и раздвоенном хвосте; о сжатом и изогнутом туловище. Когда я закончил, он не спешил отвечать, словно ожидая продолжения, а потом с ноткой расстройства сказал: “Вы не очень внимательно осмотрели; почему?”, - продолжил он, с большим напором, - “Вы не заметили одной из самых броских характеристик животного, которая у вас прямо перед глазами, как и сама рыба. Посмотрите снова, присмотритесь еще!” - и он оставил меня на дальнейшие страдания.
Я был раздражен и подавлен. Еще глазеть на эту несчастную рыбу? Но теперь я заставил себя приняться за работу с большим энтузиазмом, и начал замечать новые черты одну за другой, пока не убедился, что критика профессора была очень дельной. Незаметно приблизился вечер, и к концу рабочего дня профессор поинтересовался:
“Ну что, уже нашли?”
“Нет”, - ответил я, - “уверен, что еще нет. Но я вижу, как мало я заметил сначала”.
“Это уже большое достижение”, - ответил он радостно, - “но я не буду выслушивать вас сейчас; положите на место свою рыбу и идите домой; думаю, что завтра утром ваш ответ будут звучать лучше. Я проверю вас перед тем, как вы займетесь рыбой”.
Это совсем сбивало с толку; я не только должен был думать о своей рыбе всю ночь, изучая, без самой наглядности, что же может быть этой неизвестной, но явной чертой, но также, без повторного осмотра моих новых открытий, четко изложить их на следующий день. У меня была плохая память; поэтому я шел домой вдоль Чарльз-реки в смущенном состоянии от моих трудностей.
На следующее утро радушное приветствие профессора звучало довольно утешительно; передо мной был человек, который, казалось, так же как и я сам, хотел, чтобы я увидел то, что видит он.
“Возможно, вы имеете ввиду”, - спросил я, - “что у рыбы симметричные стороны с парными органами?”
Его явно довольное “Конечно, конечно!” было наградой за бессонные часы ночи. После небольшого объяснения, которое он, как всегда, делал с радостью и энтузиазмом, о важности этого пункта, я решился спросить, что мне делать дальше.
“О, рассматривайте свою рыбу!” - сказал он, и оставил меня на мое собственное усмотрение. Немного меньше, чем через час он вернулся и выслушал мой новый список.
“Хорошо, хорошо!” - ответил он. - “Но это еще не все; продолжайте”. И так три долгих дня подряд он клал рыбу передо мной, запрещая мне смотреть на что-либо другое, или использовать искусственные средства. “Смотрите, смотрите, смотрите”,- повторялось указание.
Это был самый лучший энтомологический урок, преподнесенный мне – урок, который влиял на все детали последующих исследований; наследие, которое профессор подарил мне, как и многим другим, наследие неизмеримой ценности, которое не купишь, и с которым не расстанешься.
Годом позже несколько моих сокурсников и я развлекались, рисуя мелом на доске всяких диковинных животных. Мы рисовали скачущих морских звезд, беспощадно дерущихся лягушек; червей с головами гидры; неторопливо вырисовывали рыб, стоящих на хвостах, важно несущих зонтики; карикатуры рыб с открытыми ртами и выпученными глазами. Профессор как раз подошел и посмеялся вместе с нами над этими экспериментами. Он присмотрелся к рыбам.
“Гемулон, каждая из них”, - сказал он. “Мистер _________ нарисовал их”. Так и было; и до сегодняшнего дня, когда я пытаюсь нарисовать рыб, получаются все равно гемулоны.
На четвертый день вторая рыба из той же группы была помещена рядом с первой, и мне предложили указать на схожесть и разницу между ними; потом появилась еще одна рыба, потом еще одна, до тех пор, пока всё семейство не лежало передо мной, и множество банок заполнило стол и полки рядом; запах стал приятным ароматом; и даже сейчас вид старой шестидюймовой поеденной червями пробки вызывает благоуханные воспоминания.
Таким образом, вся группа гемулонов была вынесена на рассмотрение; и чем бы я ни занимался: рассечением внутренних органов, подготовкой и исследованием строения тела или описанием разных частей, всегда использовался урок, преподнесенный Агассизом в методе исследования фактов и их упорядочивания, который подталкивал не довольствоваться достигнутым.
“Факты – глупая вещь”, - бывало говорил он, - “пока их не соединишь с некоторыми общими законами”.
В конце восьми месяцев, несколько неохотно я оставил этих друзей и перешел к насекомым; но то, что я получил благодаря этим дополнительным занятиям, имело большую ценность, чем годы? последующих исследований в моей любимой сфере.
(Автор статьи неизвестен)
Запишите выводы, которые вы можете сделать с этой истории и применить в своих последующих изучениях. И потом применяйте их. Еще раз повторю: применяйте их. Сознательно используйте эти принципы, пока они не станут естественной и неотъемлемой частью вашего размышления над словом Божьим.
Библейское размышление: принципы, которые изображались в истории о “Студенте, Рыбе и Агассизе” - это принципы, которым человек должен следовать, размышляя над Библией. Ниже приведен обзор принципов библейского размышления.
Библейская модель размышления
Результатом библейского размышления являются озарение, знание через откровение и помазанное мышление.
Не делайте этого:
Левое полушарие
Изучение/рациональный гуманизм
1. Иметь не исповеданный грех
2. Иметь предубеждения
3. Быть независимым: “Я сам могу…”
4. Прочитывать бегло
5. Полагаться на свое размышление и логический анализ
6. Читать без определенной цели
7. Принимать похвалу за проницательное понимание на свой счет
Делайте это:
Участие обоих полушарий/сердца
Размышление/Откровение свыше
1. Омывайтесь кровью Иисуса
2. Будьте готовы принимать новое и учиться
3. Молитесь: “Господь, покажи мне”
4. Не спешите, обдумывайте, взвешивайте все
5. Соединяйте помазанное мышление, поток образов, музыку и речь
6. Читайте с конкретной целью
7. Воздавайте хвалу Богу за понимание