Диаметр главного тормозного цилиндра
Главный тормозной цилиндр (МС) передвинут ближе к оси качания педали тормоза (А). В педали выполнено новое отверстие «Е», старое отверстие «В» не используется. |
Сначала нужно определиться с размером главного тормозного цилиндра (хотя бы в первом приближении). Не надо выбирать главный тормозной цилиндр с точки зрения его внешнего вида. Нужно принимать во внимание передаточное число педали тормоза. Тормозной цилиндр с маленьким диаметром поршня в сочетании с большим передаточным числом тормозной педали создает большое тормозное давление, посредством которого тормозные колодки прижимаются к дискам или барабанам. Недостатком такого сочетания является достаточное большое количество тормозной жидкости, которое нужно перемещать для активации тормоза (большое время задержки). По этой причине рекомендуется заменить указанные детали тормозной системы.
Если главный тормозной цилиндр имеет недостаточно большую емкость, при несогласованном ходе педали тормоза поршень цилиндра может почти достигнуть упора еще до начала эффективного торможения. В этом случае, даже если «вдавить педаль в пол», давление в тормозной системе подниматься не будет. Чем выше передаточное число педали, тем больший ее ход приходится на время задержки эффективного торможения, то же самое происходит при износе деталей привода и главного тормозного цилиндра. Если все детали соответствуют техническим нормам, тем меньший ход педали тормоза требуется для начала подъема давления в тормозной системе.
Отметим также, что емкость бачка главного тормозного цилиндра должна быть достаточной для пополнения системы при рабочем ходе главного тормозного цилиндра и компенсации износа фрикционного слоя тормозных колодок. Тормозная жидкость при износе колодок аккумулируется в емкостях над поршнями тормозных суппортов. Если емкость бачка маленькая, в тормозную систему попадет воздух со всеми вытекающими последствиями.
Итак, желательно устанавливать главный тормозной цилиндр с диаметром, минимально достаточным для обеспечения торможения при ходе педали тормоза в 30÷35 мм. Компоненты тормозной системы (например, суппорты и тормозные шланги) должны быть высокого качества и иметь возможно малые емкости. Начинать подбор диаметра главного тормозного цилиндра рекомендуем с 19 мм (наиболее употребительный размер), хотя цилиндр с диаметром 16 мм более предпочтителен, если только ход педали тормоза не будет слишком большим. При диаметре цилиндра в 19 мм почти всегда можно подобрать тем или иным способом нужное передаточное число педали тормоза.
Заметим, что диаметр главного тормозного цилиндра в 16 мм является минимальным для использования в тормозной системе с одним цилиндром, однако цилиндры в 19 мм более широко распространены и доступны во многих вариантах. Тормозной цилиндр с диаметром 16 мм обеспечивает большее давление по сравнению с остальными цилиндрами, но только за счет увеличения хода педали тормоза.
Если тормоза после согласования диаметра главного тормозного цилиндра и передаточного числа педали тормоза все еще остаются мало эффективными, можно увеличить диаметр тормозного диска и размер тормозных колодок для увеличения эффективной зоны трения.
Усилители тормозов
Усилители тормозов (главным образом вакуумные) уменьшают требуемое для эффективного торможения усилия, прикладываемого к педали тормоза. На большинство рамных трековых автомобилей усилитель тормозов не устанавливается, в остальной практике усилитель имеет место быть. Тормоза без усилителя более «чувствительны» к величине прикладываемой силы, поэтому они все еще применяются в некоторых случаях. Конечно, усилие, прикладываемое к педали выше у систем без усилителя, но это обычно не вызывает проблем при правильно выбранном передаточном числе педали.
Легкие спортивные автомобили подготавливаются к гонкам без усилителя. Если размеры тормозов достаточно большие, скажем, диаметр диска передних тормозов равен 300 мм с четырех поршневым суппортом и длинными колодками, диаметр диска задних тормозов равен 260 мм, то проблем с торможением со скорости 210 км/час не возникает.
Для такого диапазона скоростей диаметр главного тормозного цилиндра может быть где-то от 16,8 до 19 мм с передаточным числом педали тормоза от 5:1 до 7:1. При этом комбинация «16,8 мм + 7:1» обеспечивает большее давление в тормозной системе, чем комбинация «19 мм + 5:1» при равном усилии на педали тормоза. При любой комбинации диаметра тормозного цилиндра и передаточного числа педали тормоза можно эффективно затормаживать автомобиль, все зависит от «мощности» водителя.
Передаточное число 7:1 приводит к увеличению хода педали тормоза по сравнению с передаточным числом 5:1, но с меньшим усилием на педали. Тем не менее нет твердых рекомендаций, что нужно устанавливать на автомобиль. Вообще, для низкорослых людей предпочтительнее выбирать большое передаточное число педали и минимально достаточный диаметр тормозного цилиндра. При этом емкость цилиндра должна быть достаточной для обеспечения эффективного торможения. Ценой высокого давления в тормозной системе является увеличение хода педали тормоза. Сочетание главного тормозного цилиндра диаметром 19 мм с передаточным числом педали тормоза 2,5:1 допускает к управлению автомобилем только очень сильного водителя. Другими словами, всегда есть индивидуальные ограничения по величине хода педали, передаточному числу педали и диаметру тормозного цилиндра. В идеальном случае нужно стремиться получить возможно малый ход педали, возможно большее передаточное число и минимальный диаметр главного тормозного цилиндра.
Все компоненты тормозной системы должны быть в хорошем состоянии. Ценой износа любого компонента обычно является увеличение хода педали тормоза (т.е. увеличением времени задержки эффективного торможения). Тормозные шланги при нажатии на педаль тормоза не должны иметь видимой деформации, также приводящих в увеличению времени реакции на управляющее воздействие. Предпочтительнее применять тормозные шланги в металлической оплетке для уменьшения деформаций шланга при росте тормозного давления. Конечно, такие шланги более дорогие.