Низшая теплота сгорания топлива
МДж/кг
где С, Н, О, S - массовые доли компонентов топлива, находятся по известному элементарному составу топлива или по справочным данным (см. приложение 2), W- массовая доля воды в топливе (в расчёте W=0).
Параметры рабочего тела
2.1 Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива (стехиометрический коэффициент):
- мольный: , кмоль возд./кг топл.
- массовый , кг возд./кг топл.
2.2 Количество горючей смеси
, ,
где
a - принимается по заданию или по графической зависимости (см. приложение 3) в зависимости от выбранного расчетного режима.
mТ- молекулярная масса топлива, находится по известному элементарному составу или по справочным данным (см. приложение 2).
2.3 Количество отдельных компонентов продуктов сгорания, кмоль/кг топл.:
- при a ≥ 1:
;
;
.
- при a < 1:
Где К – постоянная величина, для бензина К= 0,45… 0,50.
2.4 Общее количество продуктов сгорания, кмоль пр.сг./кг топл
- при a≥ 1:
+ + + =
- при a < 1:
+ + + + =
В случае правильного расчёта левая и правая части уравнения должны совпасть.
Параметры окружающей среды и остаточные газы
3.1 Давление и температура окружающей среды
При работе двигателей без наддува:
и (см. исходные данные).
Если р0 и Т0 не заданы, то принимают: р0 = 0,1 МПа, Т0 = 293 К.
3.2 Температура остаточных газов
Для предварительной оценки температуры остаточных газов Tr используются графические зависимости (см. приложение 4).
3.3 Давление остаточных газов
МПа;
Где ;
, .
Большие значения принимаются при повышенных значениях nN.
Процесс впуска
4.1 Температура подогрева свежего заряда:
, К;
где ,
-ДсИЗ: ∆ТN=5…10 К,
-дизель: ∆ТN=5…20 К.
4.2 Плотность заряда на впуске
, кг/м3
где Rв=287 Дж/кг∙к- газовая постоянная воздуха.
4.3 Потери давления на впуске
, МПа
Где - гидравлическое сопротивление впускной системы двигателя,
ωвп=50-130 м/с- средняя скорость движения топливной смеси (воздуха) в наименьшем сечении впускной системы на номинальном режиме. Увеличивается с ростом nN.
4.4 Давление в конце впуска
.
4.5 Коэффициент остаточных газов
.
Где φоч=1- коэффициент очистки для двигателя без наддува,
φдоз=0,33∙10-4∙n+0,917- коэффициент дозарядки, имеет примерно линейную зависимость от n.
4.6 Температура в конце впуска
.
4.7 Коэффициент наполнения
Процесс сжатия
5.1 Средний показатель политропы сжатия
-ДсИЗ: n1=k1-(0,00...0,04);
-дизель: n1=k1±(0,00...0,02);
Где k1- средний показатель адиабаты сжатия, определяется по специальной номограмме в зависимости от величины e и Та (см. приложение 5).
5.2 Давление в конце сжатия
.
5.3 Температура в конце сжатия:
, .
5.4 Средняя мольная теплоемкость в конце сжатия:
5.4.1 свежей смеси:
,
где .
5.4.2 Остаточных газов
;
Средние мольные теплоёмкости отдельных компонентов остаточных газов определяются по формулам для интервала температур 0…1500 0С (см. приложение 6).
5.4.3 Рабочей смеси (свежая смесь и остаточные газы)
Процесс сгорания
6.1 Коэффициент молекулярного изменения
- горючей смеси: m0=М2/М1;
- рабочей смеси: m=(m0+gr)/(1+gr).
6.2 Количество теплоты, потерянное вследствие химической неполноты сгорания топлива (только для расчётных режимов с a < 1)
кДж/кг.
6.3 Теплота сгорания рабочей смеси
кДж/кмоль раб. см.
6.4 Средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания, кДж/кмоль∙К
+ + +
+ + ],
Средние мольные теплоёмкости отдельных компонентов продуктов сгорания определяются по формулам для интервала температур
1500…2800 0С (см. приложение 6).
После подстановки формул уравнение сводится к виду:
6.5 Коэффициент использования теплоты
Величина принимается в зависимости от расчётного режима (n) по графической зависимости (см. приложение 7).
6.6 Температура в конце видимого процесса сгорания tz, 0С
Температура tzнаходится решением квадратичного уравнения, получаемого из уравнения сгорания:
- ДсИЗ:
-дизель:
где средняя изобарная мольная теплоёмкость продуктов сгорания,
λ - степень повышения давления, принимается согласно задания или выбирается из диапазона l=1,6…2,5, так чтобы 12 МПа.
После подстановки в уравнение сгорания числовых значений всех известных параметров и последующих преобразований, оно принимает вид уравнения второго порядка:
Аt2z+Btz-C=0,
Где А, В, С- числовые значения известных величин.
Откуда:
0С, Тz=tz+273, К.
6.7 Максимальное давление сгорания
6.7.1 Теоретическое:
-ДсИЗ: ;
-дизель: .
6.7.2 Действительное:
-ДсИЗ: ;
-дизель: .
6.8 а) Степень повышения давления (для ДсИЗ):
.
6.8 б) Степень предварительного расширения (для дизеля):
.