Тема 10 логистика складирования
41. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Современный крупный склад — это сложное техническое сооружение, состоящее из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями. Учитывая вышеперечисленное, склад можно представить как сложную систему. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня — логистической цепи, которая и формирует основные требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования.
Основное назначение склада — концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей.
Ниже рассмотрены основные функции склада.
Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом.Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей.
Складирование и хранение позволяют выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением, а также осуществлять непрерывное производство и снабжение. Хранение товаров необходимо также в связи с сезонным потреблением некоторых из них.
Консолидация и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем контейнер», что значительно увеличивает издержки по доставке таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства.
Предоставление различных услуг:
• подготовка товаров для продажи;
• проверка количества и качества товаров;
• транспортно-экспедиционные услуги и др.
Оказание клиентом некоторых дополнительных услуг обеспечивает высокий уровень обслуживания склада.
42. ОПЕРАЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ НА СКЛАДЕ
Логистические функции складов реализуются в процессе осуществления отдельных логистических операций. Комплекс выполняемых складских операций на различных складах неодинаков. Рассмотрим состав операций, выполняемых на складах предприятий оптовой торговли.
В целом состав складских операций представляет собой следующую последовательность:
разгрузка транспорта;
приемка товаров;
размещение на хранение (укладка в стеллажи, штабели);
отборка товаров из мест хранения;
комплектование и упаковка;
погрузка;
внутрискладское перемещение грузов.
Наиболее тесная взаимосвязь склада с остальными участниками логистического процесса имеется при осуществлении операций с входными и выходными материальными потоками, т.е. при выполнении погрузо-разгрузочных работ. Технология выполнения этих работ зависит от характера груза, типа транспортного средства, а также от вида используемых средств механизации.
Следующей существенной операцией является приемка грузов по количеству и качеству. В процессе приемки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными
товарно-сопроводительных документов.
На складе принятый по количеству и качеству груз перемещают в зону хранения. Товар со склада предприятия оптовой торговли может доставляться заказчику силами этого предприятия. Тогда на складе необходимо организовать отправочную экспедицию, которая будет накапливать подготовленный к отгрузке товар и обеспечивать его доставку покупателям.
43. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА СКЛАДОВ В ЗОНЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Решения по развитию складской сети необходимо принимать на основе анализа полной стоимости, что означает учет всех экономических изменений, возникающих при изменении количества складов в логистической системе.
Проблема определения оптимального количества заключается в следующем: если количество складов на обслуживаемой территории меньше оптимального, то транспортные расходы по доставке товара потребителю будут большими. Если же количество складов будет чрезмерно велико, то при снижении транспортных расходов на доставку потребителям повысятся эксплуатационные расходы на содержание складов, затраты на доставку товаров на склады, а также затраты на управление всей системой распределения.
Поэтому для принятия решения об использовании оптимального количества складов необходимо проанализировать зависимость некоторых факторов от числа складов.
1. Транспортные расходы. Расходы, связанные с доставкой товара на склады, при увеличении их количества возрастают, расходы, связанные с доставкой со складов потребителям, снижаются. Суммарные транспортные расходы при увеличении числа складов, как правило, убывают.
1. Расходы на содержание запасов. Суммарный запас в распределительной системе при увеличении количества складов возрастает. Это происходит из-за увеличения страхового запаса (он необходим на каждом складе), а также из-за того, что потребность склада в некоторых группах товара при уменьшении зоны обслуживания может оказаться ниже минимальных норм.
2. Расходы, связанные с эксплуатацией складского хозяйства и управлением складской системой. При увеличении количества складов расходы, связанные с их эксплуатацией и управлением, возрастают, но менее низкими темпами, чем растет число складов. Причиной этого является эффект масштаба и компьютеризация системы управления.
3. Потери продаж, вызванные удалением склада от потребителей (в случае небольшого числа складов). При сокращении количества складов среднее расстояние до обслуживаемых пунктов возрастает. Это означает, что потребителю сложнее самому приехать на склад и подобрать ассортимент. Следовательно, потери продаж при увеличении числа складов снижаются.
На основании вышеприведенных зависимостей минимизируются общие затраты и соответствующее им количество складов.
44. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ СКЛАДА НА ОБСЛУЖИВАЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ
Задача размещения складов может формулироваться как поиск оптимального решения или как поиск решения, близ кого к оптимальному. Наукой и практикой выработаны методы решения задач обоих видов. Рассмотрим их более подробно.
1.Метод полного перебора. Задача выбора оптимального месторасположения склада решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров с помощью методов математического программирования. Однако этот метод является достаточно трудоемким, и количество переменных растет по экспоненте по мере увеличения масштабов сети.
2. Эвристические методы. Менее трудоемкими являются субоптимальные или близкие к оптимальным методы. К таким относят эвристические методы. В их основе лежит человеческий опыт и интуиция. Метод базируется на предварительном отказе от большого количества очевидно неприемлемых вариантов. Опытный специалист-эксперт анализирует транспортную сеть региона, и непригодные варианты исключаются из задания. Для оставшихся спорных вариантов расчеты выполняются по
полной программе.
3. Метод определения центра тяжести системы распределения. Данный метод основан на вычислении центра тяготения склада к определенным потребителям, т.е. распределительный склад будет располагаться в определенной точке ближе к крупным покупателям.
Для применения этого метода необходимо нанести на карту
района обслуживания координатные оси и найти координаты точек, в которых размещены потребители материального потока, например магазины. Координаты центра тяжести грузовых потоков, т.е. точки, в которых может быть размещен склад, определяются по формулам
n n
Х склад=∑ Гр*Хi/ ∑ Грi
i=1 i=1
n n
Y склад=∑ Гр*Yi/ ∑ Грi
i=1 i=1
где Гр, — грузооборот i-го потребителя; Xi, Уi — координаты i-го потребителя; n — количество потребителей.
Точка территории, обеспечивающая минимум транспортной работы по доставке, в общем случае не совпадает с найденным центром тяжести, но находится недалеко. Подобрать приемлемое место для склада позволит последующий анализ возможных мест размещения в окрестностях найденного центра тяжести.
45. Выбор между организацией собственного склада и использованием услуг наемного
Логистическая цепь может быть организована с использованием собственных складов или складов общего пользования. Выбор между организацией собственного склада и использованием для размещения запаса склада общего пользования относится к классу задач «сделать или купить».
Методика принятия решения представлена на рис. 22. График функции 2 строится на основании рыночных цен за хранение товаров на наемном складе.
Затраты, руб./год
Грузооборот, т/год
Усланные обозначения:
Z — зависимость затрат по хранению товаров на наемном складе от объема грузооборота
F1 — зависимость затрат на грузопереработку на собственном складе от объема грузооборота
F2 — зависимость условно-постоянных затрат собственного склада от объема грузооборота
Fз = F1, + F2 — зависимость суммарных затрат на хранение товаров на собственном складе от объема грузооборота
Гб — грузооборот «безразличия», т.е. грузооборот, при котором расходы по хранению на собственном и на наемном склада равны
Рис. 22. Принятие решения о пользовании услугами наемного склада
График функции F2 параллелен оси X, так как принимаем, что условно-постоянные затраты (Спост) не зависят от грузооборота. Они включают расходы на аренду складского помещения, амортизацию техники, оплату электроэнергии, заработную плату управленческого персонала и специалистов.
Вопрос об использовании собственного склада возникает, ели объемы грузооборота выше Гб. Решение принимается на основе сопоставления разности затрат по использованию собственного и наемного складов с капитальными вложениями, необходимыми для организации собственного склада.
ТЕМА 11 ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
46. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
В последнее время большинство логистических операций во всем мире осуществляется в логистических центрах. Различают два типа логистических центров:
• региональные;
• логистические центры предприятий.
Региональные логистические центры имеют второе, более точное название — «мультимодальные грузовые терминалы». Как правило, это крупные хорошо оснащенные предприятия, предназначенные для оказания услуг другим предприятиям. Спектр их услуг обычно очень широк, поэтому региональные логистические центры имеют большое число различных подразделений, предназначенных для их оказания. Региональные логистические центры обычно специализируются на массовой переработке грузов по заказам различных компаний.
Логистические центры компаний очень многообразны. Их структура зависит от профиля и размеров предприятия. На мелких предприятиях это может быть небольшая группа специали-стов-логистиков и 2-3 компьютера. На крупных фирмах это подразделения с многочисленным штатом и значительным количеством техники, объединенной в локальную сеть с выходом в Интернет. Главная трудность создания логистических центров заключается в остром дефиците высококвалифицированных кадров. По этой причине многие предприятия, особенно небольшие, предпочитают не создавать собственные центры, а пользоваться услугами региональных логистических центров.
47. СОСТАВ ТИПИЧНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
Ядром логистического центра является его информационно-аналитический центр, который осуществляет управление псеми информационными, финансовыми и материальными потоками, циркулирующими в нем.
Другими основными подразделениями логистических центров являются:
• крупные складские помещения, оборудованные приспособлениями для погрузки, разгрузки и комплектации грузов;
• открытые контейнерные площадки;
• железнодорожная станция, обеспечивающая подачу вагонов
непосредственно к разгрузочным площадкам складов и контейнерным площадкам;
• морской или речной порт;
• площадка для ожидания разгрузки и погрузки автомашин;
• парк авто- и электропогрузчиков, обеспечивающих перевозку
контейнеров международного стандарта;
• парк кранов, которые используются для судов, не приспособленных для горизонтального способа погрузки;
• административное здание со вспомогательными помещениями;
• служба связи;
• служба безопасности, обеспечивающая сохранность материальных ценностей и безопасность как сотрудников логистических центров, так и их клиентов, и др. Региональные логистические центры не всегда имеют полный перечень перечисленных подразделений. В зависимости от конкретных условий, уровня спроса часть из них может отсутствовать.
48. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ В РОССИИ
В 1998 г. в Санкт-Петербурге образовался Транспортный логистический центр, при содействии которого предполагалось сократить время прохождения груза через пограничные переходы в 2 и более раза. Учредителями данного центра являются Ассоциация экспедиторов Санкт-Петербурга, региональные таможенные структуры и Ассоциация пользователей электронной передачи данных (ПЭПИ). Организационно-правовая поддержка работы этого центра обеспечивает программа совместных работ организаций Министерства транспорта РФ и Государственного таможенного комитета РФ по вопросу упрощения процедур таможенного оформления внешнеторговых грузов по интермодальным линиям на базе электронных технологий и предварительного декларирования.
В России сейчас формируются два крупнейших логистических центра:
• Санкт-Петербургский логистико-терминальный центр «Шушары» мощностью до 3 млн т/год или около 2,5 млрд долл. товарооборота, стоимость 2,5 млрд долл., площадь —100-110 га, предполагаемый срок окупаемости — 6,5-8 лет. Примыкает к Московскому шоссе, находясь на пересечении железнодорожных путей и автодорог в непосредственной близости порта Санкт-Петербург и аэропорта Пулково;
• «Московский терминал». Его значение определяется ролью в девятом и втором (по европейской классификации) интермодальном коридоре. Программа логистического центра «Московский терминал» на 10-летний период оценивается а 2,5 млрд долл. при сроке окупаемости в 5,6 года. Предполагаемая чистая прибыль — 7,5 млрд долл.
Планируется также строительство следующих логистических центров:
• в Республике Татарстан. Республика Татарстан расположена на пересечении крупных транспортных путей и поэтому является удачным местом для размещения логистического центра. Судоходные пути по Волге и Каме связывают его со многими городами России. В республике находится стратегически важный перекресток железнодорожных магистралей;
• в порту Находка. Через этот порт проходят значительные по объему грузопотоки. На настоящий момент выполнено технико-экономическое обоснование, разработан проект и начато строительство. Стоимость проекта сравнительно невелика, так как уже имеется хорошо оборудованный порт и железнодорожная станция. Основные проблемы связаны с формированием информационно-аналитического центра;
• в Ростове-на-Дону. Данный центр предназначен для обслуживания большей части Юга России.
Базой для создания регионального логистического центра может служить любой региональный вычислительный или информационный центр любого вида транспорта, терминала, экспедитора при соблюдении следующих условий:
• наличие платежеспособных пользователей, нуждающихся в комплексном информационном сопровождении внешнеторговой перевозки;
• наличие линий связи или узлов для выхода в сеть и подключения пользователей;
• наличие коллектива программистов, администраторов, базы
данных;
• взаимодействие с национальными логистическими центрами для обмена логистическими данными и др.
49. ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ В МИРОВУЮ ЛОГИСТИЧЕСКУЮ СЕТЬ
Одним из основных приоритетов внутренней и внешней политики России в современных условиях является ускоренная интеграция ее торгового и транспортного комплексов в мировое логистическое пространство, создание благоприятных условий для свободного перемещения товаров, услуг, капитала, рабочей силы. На решение этих задач нацелены президентские программы («Дороги России», «Внутренние водные пути России»), федеральные целевые программы («Возрождение Волги», «Возрождение торгового флота России»), «Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2005 гг.», «Концепция государственной транспортной политики Российской Федерации», ряд соглашений о сотрудничестве России со странами СНГ в области транспорта и энергетики, Меморандум Комиссии ЕС и Правительства Российской Федерации об открытии международного судоходства по внутренним водным путям России.
В 1994 г. на Второй Общеевропейской конференции по транспорту, состоявшейся на острове Крит, определены девять трансъевропейских коридоров между западом и востоком Европы. Достигнутые результаты в реализации девяти Критских коридоров рассмотрены на третьей Общеевропейской конференции по транспорту в Хельсинки в июне 1997 г. и на Международной Евроазиатской конференции по транспорту в мае 1998 г. в Санкт-Петербурге.
Наиболее приоритетными направлениями развития комбинированных перевозок являются:
• направление север-юг: Балтика (Санкт-Петербург и окружающие порты) — центр (Москва и прилегающие области) — Черное море (Ростов-на-Дону, Новороссийск, Туапсе);
• направление запад-восток: Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород с выходом в Сибирь и Юго-Восток;
• направление южное: волго-донский транспортный коридор, соединяющий регионы Черного, Азовского и Каспийского морей.
Основная логистическая задача, реализуемая международными транспортно-логистическими системами, — согласование режимов производства и потребления с сервисным режимом подачи транспортных средств, пограничной и таможенной разработкой, хранением, переработкой и распределением продукции.
ТЕМА 12 ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
50. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ
МАТЕРИАЛЬНЫМ ПОТОКОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Успешное управление материальными потоками на предприятии возможно лишь в случае выделения соответствующей функции. В настоящее время постоянно изменяющаяся ситуация создает объективную потребность у компаний в создании службы логистики, отсутствие которой приводит к бессистемности и несогласованности в закупках, хранении, ценах, запасах, плохой организации складского хозяйства.
Реализация функции управления материальными потоками исторически сложившихся структурах управления показана на рис.23.
Принципиальный недостаток данной структуры заключается в том, что перечисленные на рисунке группы логистических операций соединены в материалопроводящую функцию по классическому, а не по системному методу. Логистическая функция распределяется по различным службам. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.
Логистический подход предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо выделить специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и заканчивая доставкой покупателю готовой продукции.
Структура органа управления сквозным материальным потоком на предприятии представлена на рис. 24.
Данная структура позволяет выделить на предприятии единую функцию управления сквозным материальным потоком.
Рис. 23. Традиционная система управления материальными потоками на предприятиях
Рис. 24. Структура органа управления сквозным материальным потоком на предприятии
51. УПРАВЛЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОЦЕССОВ В ЛОГИСТИКЕ
В традиционно организованных системах управления материальными потоками основным показателем при выборе поставщика чаще всего является цена. Логистическая организация, продолжая отдавать должное цене поставляемых товаров, тем не менее основной акцент переносит на время исполнения заказа.
Поставщик, не осознающий фактора времени процесса и не имеющий системы, способной удовлетворить временные потребности быстро изменяющихся рынков, проигрывает в конкурентной борьбе.
Цепь логистической службы состоит в поиске возможностей для сокращения разрыва времени исполнения заказа. Этого можно достигнуть двумя путями:
• уменьшением времени на совершение операций у поставщика по всей логистической цепи;
• увеличением цикла заказа покупателя посредством получения более раннего извещения о его потребности, в том числе и с помощью улучшенного прогноза спроса.
В условиях сокращения жизненного цикла продукта, изменчивого спроса и постоянного давления конкурентов возможность гибкого временного реагирования является определяющим условием успеха.
В настоящее время рынки являются «времячувствительными», поэтому поиски решений в области сокращения времени логистических процессов являются актуальными.